Первая среди равных

Из истории флота

Из истории отечественного атомного подводного флота

Россия имеет богатейший опыт строительства подводных лодок с атомными энергетическими установками. Начиная с первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 627 «К-3» «Ленинский комсомол», нашими конструкторами создано около 40 различных проектов атомных подводных лодок, строившихся как небольшими сериями в несколько единиц, так и сериями более 30 единиц. Всего же за всю историю строительства атомных подводных лодок в СССР и России построено более 260 атомоходов различных классов и проектов.

Владимир Данилин, ветеран-подводник, капитан 1-го ранга запаса

«Щука»

Есть среди атомных торпедных (многоцелевых) подводных лодок и самый многочисленный серийный проект в истории отечественного подводного судостроения. Речь пойдет о замечательном проекте большой атомной подводной лодки (БАПЛ) 671 РТМ (РТМК), названной «Щукой» за ее рыбообразную внешнюю конструкцию.

По официальной классификации НАТО она значится как многоцелевая атомная подводная лодка «ВИКТОР-III». Большая АПЛ проекта 671 РТМ «ЩУКА» спроектирована в Санкт-Петербургском машиностроительном бюро «Малахит». Ее первым главным конструктором стал Г.Н. Чернышев, а с 1984 г. дело продолжил главный конструктор Р.А. Шмаков.

«Щуки» строились с 1976 по 1992 год в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре. Головная БАПЛ «К-247» была заложена 15 июля 1976 г. на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола и вступила в строй по традиции в канун наступающего 1979 года. Всего отечественными корабелами было построено 27 БАПЛ данного проекта, из них 5 подтипа 671 РТМК. Некоторые БАПЛ этого проекта получили собственные имена: «Тамбов», «Даниил Московский», «Волгоград», «Обнинск». Проект 671 РТМ продолжил развитие ряда предшествующих проектов. Базовые решения, заложенные в них, позволили достаточно быстро перейти к очередной модификации ракетоторпедных многоцелевых АПЛ. Здесь были размещены новое радиотехническое вооружение и новый ГАК, который превосходил по своим возможностям предыдущие образцы. Были также проведены мероприятия по снижению акустического поля за счет внедрения новых технических решений.

Создание в нашей стране АПЛ проекта 671 РТМ практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых АПЛ 3-го поколения типа «Лос-Анджелес». Головной корабль в серии «Лос-Анджелес» вступил в состав ВМС США в 1976 году. Первые новые американские ПЛА несколько превосходили АПЛ 671 РТМ проекта по некоторым характеристикам. Однако наши «Щуки» не уступали американским «Лосикам» в максимальной скорости подводного хода и глубине погружения. Более того, АПЛ проекта 671 РТМ имели преимущества перед американскими ПЛА типа «Лос-Анджелес» в маневренности и живучести, а также были лучше вооружены.

Биография подводных лодок любого проекта уникальна, но среди отечественных атомоходов биография «Щук» наиболее насыщена и по географии походов, и по спектру мероприятий, в которых они участвовали.

Так, в 1983 году АПЛ проекта 671 РТМ под командованием капитана 2-го ранга В.А. Терехина успешно участвовала в разведке у Восточного побережья США деятельности американского фрегата «Макклой». В результате операции была добыта ценная информация по техническим и конструктивным особенностям американских буксируемых гидроакустических антенн.

«Апорт» и «Атрина»

Одним из ярких фрагментов биографии кораблей проекта 671 РТМ стало их участие в крупномасштабных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных на Атлантике силами противолодочной дивизии подводных лодок Северного флота.

Если во время операции «Апорт» сотни тысяч американских обывателей оказались так напуганы присутствием наших субмарин в Восточной Атлантике, что были вынуждены изменить и перенести свой летний отдых с Восточного побережья США вглубь страны, то в ходе операции «Атрина» с появлением наших «Щук» у американских берегов уже серьезно забеспокоилось военно-политическое руководство США. Одна из «Щук» была даже «ошибочно» принята за советскую атомную ракетную подводную лодку – носитель стратегического ядерного оружия.

Успешное проведение операций «Апорт» и «Атрина» показало, что ВМС США при массированном использовании нами многоцелевых ПЛ не были готовы обеспечить достаточно эффективное противодействие.

Сложнейшее подледное плавание в конце 1985 года совершила «К-524» (командир – капитан 1-го ранга В.В. Протопопов.) Руководитель похода – командир противолодочной дивизии капитан 1-го ранга А.И. Шевченко.) Замысел похода состоял в том, чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан, обойдя Гренландию с северо-востока.

Маршрут был весьма сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами, обильно подпитываемыми ледниками Гренландии. В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало. В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика. Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцем «Америка» и успешно его условно «атаковала». За участие в этой операции капитану 1-го ранга

В.В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лодки проекта 671 РТМ в начале 80-х годов, построенные в Комсомольске-на-Амуре, первыми освоили и трансполярные переходы с Тихоокеанского на Северный театр. Корабли проекта участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, БАПЛ «Даниил Московский» (капитан 1-го ранга П.И. Литвин) доставила в конце августа 1995 года в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода судов, 10 тонн сахара и муки.

В 1991 году БАПЛ проекта 671 РТМ были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные ПЛ 1-го ранга.

С середины 1990-х годов АПЛ проекта 671 РТМ стали постепенно покидать боевой состав ВМФ. Однако, несмотря на пребывание в составе флота по 10–15 лет, «Щуки» продолжали демонстрировать высокие боевые качества. Об этом говорит случай, произошедший зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов.

29 февраля 1996 года российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь российскому матросу, которому требовалась после операции по удалению аппендицита на борту АПЛ срочная госпитализация. Вскоре больной вертолетом типа «Линкс» с эскадренного миноносца ВМС Великобритании «Глазго» был перенаправлен на берег в английский военно-морской госпиталь. Однако британская печать не столько умилялась неожиданному проявлению российско-британского военно-морского сотрудничества, сколько удивлялась скрытности нахождения в районе Британских островов российской АПЛ. По словам влиятельной английской газеты «Таймс», русская субмарина продемонстрировала, насколько умело осуществляла слежение за противолодочными силами НАТО, оставаясь при этом незамеченной.

Кузница кадров

Не зря, по всей видимости, в НАТО БАПЛ проекта 671 РТМ получила наименование «ВИКТОР» (от греческого «победитель»). И простое русское название «Щука» как нельзя лучше показывает тактические успехи БАПЛ проекта 671 РТМ. Ведь, как говорится в известной пословице: «На то и щука, чтоб карась не дремал».

Надежность конструкции, простота эксплуатации и продуманность решений обеспечили БАПЛ проекта 671 РТМ длительную службу без тяжелых аварий. Однако время берет свое, и постепенно корабли этого проекта выводятся из состава ВМФ.

Несмотря на достойный возраст (около 30 лет), на сегодня ряд АПЛ проекта 671 РТМ, в том числе «Даниил Московский», «Обнинск», «Тамбов», продолжают нести вахту в глубинах морей и океанов, надежно обеспечивая безопасность Отечества с морских направлений.

На подводных лодках проекта 671 РТМ прошли службу многие замечательные подводники, получившие заслуженное признание государства и общества. В 1980-90-е годы походы под лед Арктики стали привычными для этого проекта. Образцовый пример решения боевых задач в высоких широтах – легендарный поход К-354 под командованием Героя Советского Союза капитана 1-го ранга В.В. Протопопова. Вице-адмиралу А.А. Шевченко как руководителю похода на АПЛ «К-414» 25 июля 1994 года довелось впервые в истории поднять государственный флаг Российской Федерации и Андреевский флаг на Северном полюсе. Командир 33-й «ледовой» дивизии подводных лодок Р.З. Чеботаревский, удостоенный за освоение Арктики звания «Почетный полярник», стал впоследствии первым председателем Комитета Верховного Совета РФ по вопросам обороны и безопасности. В новейшей истории российского ВМФ за выполнение сложных задач и освоение новой техники командирам кораблей и соединений подводных лодок проекта 671 РТМ М.В. Моцаку, С.В. Кузьмину присвоено звание Героя России.

Соединение подводных лодок проекта 671 РТМ стало поистине кузницей кадров для Северного флота. Подводники, прошедшие службу на этих атомоходах, и поныне продолжают приносить пользу Отечеству в науке и промышленности, на государственной службе и в сфере культуры и общественной деятельности. Среди них капитан 1-го ранга запаса В.В. Спиридонов. Сейчас он руководитель мастерской морской и батальной живописи им. А.П. Боголюбова, профессиональный художник, посвятивший свое творчество созданию летописи отечественного подводного флота.

Хочется от всей души поздравить конструкторов и строителей замечательных подводных атомоходов, членов экипажей и их семьи, а также ветеранов-подводников с Днем ВМФ.

Морские вести России №10 (2018)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

Компенсации у виновников загрязнения трубопровода «Дружба» отсудит «Транснефть»

Компенсации у виновников загрязнения трубопровода «Дружба» отсудит «Транснефть» Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак.

Редакция газеты «Морские вести России» наградила участников парусной регаты «Ust Luga Cup 2019»

Редакция газеты «Морские вести России» наградила участников парусной регаты «Ust Luga Cup 2019» Часы и годовую подписку на журнал «Морские порты» из рук директора по маркетингу медиа-группы «Морск...

Российская экономика

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2»

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2» «Газпром», по данным на 15 июня, построил 58,7% морской части газопровода «Северный поток 2», го...

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ Россия намерена развивать   международный транспортный коридор Восток - Запад и Запад - Во...

Транспортная политика

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей Общая стоимость проектов, направленных на развитие магистральной инфраструктуры   Дальнего...

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов В британской столице в период с 5 по 14 июня проходила 101-я сессия Комитета по безопасности на море...

Морские порты

В Новороссийском морском торговом порту презентовали уникальный портальный кран Liebherr

В Новороссийском морском торговом порту презентовали уникальный портальный кран Liebherr Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что в Новороссийске состоялась «НМТП» прошла п...

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт Росморречфлот, Росморпорт и «РМП-Тамань» должны до 28 июня сформировать финансовую и организационную...




Морской транспорт

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600 На территории судостроительного комплекса ОАО «Пелла» прошла торжественная церемония спуска на воду ...

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты Китайские потребители заинтересованы в товарах с высокой добавленной стоимостью из России, в том чис...

Речной транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня 2019 года состоялась торжественная церемони...

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня состоялась торжественная церемония спуска н...

Ж/Д транспорт

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК «Федеральная грузовая   компания» (ФГК) заключила контракты с «Уралвагонзаводом» и...

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге Нижегородский филиал Первой грузовой компании (ПГК) за 5 месяцев 2019 года увеличил объем пе...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...