Первая среди равных

Из истории флота

Из истории отечественного атомного подводного флота

Россия имеет богатейший опыт строительства подводных лодок с атомными энергетическими установками. Начиная с первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 627 «К-3» «Ленинский комсомол», нашими конструкторами создано около 40 различных проектов атомных подводных лодок, строившихся как небольшими сериями в несколько единиц, так и сериями более 30 единиц. Всего же за всю историю строительства атомных подводных лодок в СССР и России построено более 260 атомоходов различных классов и проектов.

Владимир Данилин, ветеран-подводник, капитан 1-го ранга запаса

«Щука»

Есть среди атомных торпедных (многоцелевых) подводных лодок и самый многочисленный серийный проект в истории отечественного подводного судостроения. Речь пойдет о замечательном проекте большой атомной подводной лодки (БАПЛ) 671 РТМ (РТМК), названной «Щукой» за ее рыбообразную внешнюю конструкцию.

По официальной классификации НАТО она значится как многоцелевая атомная подводная лодка «ВИКТОР-III». Большая АПЛ проекта 671 РТМ «ЩУКА» спроектирована в Санкт-Петербургском машиностроительном бюро «Малахит». Ее первым главным конструктором стал Г.Н. Чернышев, а с 1984 г. дело продолжил главный конструктор Р.А. Шмаков.

«Щуки» строились с 1976 по 1992 год в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре. Головная БАПЛ «К-247» была заложена 15 июля 1976 г. на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола и вступила в строй по традиции в канун наступающего 1979 года. Всего отечественными корабелами было построено 27 БАПЛ данного проекта, из них 5 подтипа 671 РТМК. Некоторые БАПЛ этого проекта получили собственные имена: «Тамбов», «Даниил Московский», «Волгоград», «Обнинск». Проект 671 РТМ продолжил развитие ряда предшествующих проектов. Базовые решения, заложенные в них, позволили достаточно быстро перейти к очередной модификации ракетоторпедных многоцелевых АПЛ. Здесь были размещены новое радиотехническое вооружение и новый ГАК, который превосходил по своим возможностям предыдущие образцы. Были также проведены мероприятия по снижению акустического поля за счет внедрения новых технических решений.

Создание в нашей стране АПЛ проекта 671 РТМ практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых АПЛ 3-го поколения типа «Лос-Анджелес». Головной корабль в серии «Лос-Анджелес» вступил в состав ВМС США в 1976 году. Первые новые американские ПЛА несколько превосходили АПЛ 671 РТМ проекта по некоторым характеристикам. Однако наши «Щуки» не уступали американским «Лосикам» в максимальной скорости подводного хода и глубине погружения. Более того, АПЛ проекта 671 РТМ имели преимущества перед американскими ПЛА типа «Лос-Анджелес» в маневренности и живучести, а также были лучше вооружены.

Биография подводных лодок любого проекта уникальна, но среди отечественных атомоходов биография «Щук» наиболее насыщена и по географии походов, и по спектру мероприятий, в которых они участвовали.

Так, в 1983 году АПЛ проекта 671 РТМ под командованием капитана 2-го ранга В.А. Терехина успешно участвовала в разведке у Восточного побережья США деятельности американского фрегата «Макклой». В результате операции была добыта ценная информация по техническим и конструктивным особенностям американских буксируемых гидроакустических антенн.

«Апорт» и «Атрина»

Одним из ярких фрагментов биографии кораблей проекта 671 РТМ стало их участие в крупномасштабных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных на Атлантике силами противолодочной дивизии подводных лодок Северного флота.

Если во время операции «Апорт» сотни тысяч американских обывателей оказались так напуганы присутствием наших субмарин в Восточной Атлантике, что были вынуждены изменить и перенести свой летний отдых с Восточного побережья США вглубь страны, то в ходе операции «Атрина» с появлением наших «Щук» у американских берегов уже серьезно забеспокоилось военно-политическое руководство США. Одна из «Щук» была даже «ошибочно» принята за советскую атомную ракетную подводную лодку – носитель стратегического ядерного оружия.

Успешное проведение операций «Апорт» и «Атрина» показало, что ВМС США при массированном использовании нами многоцелевых ПЛ не были готовы обеспечить достаточно эффективное противодействие.

Сложнейшее подледное плавание в конце 1985 года совершила «К-524» (командир – капитан 1-го ранга В.В. Протопопов.) Руководитель похода – командир противолодочной дивизии капитан 1-го ранга А.И. Шевченко.) Замысел похода состоял в том, чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан, обойдя Гренландию с северо-востока.

Маршрут был весьма сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами, обильно подпитываемыми ледниками Гренландии. В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало. В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика. Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцем «Америка» и успешно его условно «атаковала». За участие в этой операции капитану 1-го ранга

В.В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лодки проекта 671 РТМ в начале 80-х годов, построенные в Комсомольске-на-Амуре, первыми освоили и трансполярные переходы с Тихоокеанского на Северный театр. Корабли проекта участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, БАПЛ «Даниил Московский» (капитан 1-го ранга П.И. Литвин) доставила в конце августа 1995 года в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода судов, 10 тонн сахара и муки.

В 1991 году БАПЛ проекта 671 РТМ были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные ПЛ 1-го ранга.

С середины 1990-х годов АПЛ проекта 671 РТМ стали постепенно покидать боевой состав ВМФ. Однако, несмотря на пребывание в составе флота по 10–15 лет, «Щуки» продолжали демонстрировать высокие боевые качества. Об этом говорит случай, произошедший зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов.

29 февраля 1996 года российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь российскому матросу, которому требовалась после операции по удалению аппендицита на борту АПЛ срочная госпитализация. Вскоре больной вертолетом типа «Линкс» с эскадренного миноносца ВМС Великобритании «Глазго» был перенаправлен на берег в английский военно-морской госпиталь. Однако британская печать не столько умилялась неожиданному проявлению российско-британского военно-морского сотрудничества, сколько удивлялась скрытности нахождения в районе Британских островов российской АПЛ. По словам влиятельной английской газеты «Таймс», русская субмарина продемонстрировала, насколько умело осуществляла слежение за противолодочными силами НАТО, оставаясь при этом незамеченной.

Кузница кадров

Не зря, по всей видимости, в НАТО БАПЛ проекта 671 РТМ получила наименование «ВИКТОР» (от греческого «победитель»). И простое русское название «Щука» как нельзя лучше показывает тактические успехи БАПЛ проекта 671 РТМ. Ведь, как говорится в известной пословице: «На то и щука, чтоб карась не дремал».

Надежность конструкции, простота эксплуатации и продуманность решений обеспечили БАПЛ проекта 671 РТМ длительную службу без тяжелых аварий. Однако время берет свое, и постепенно корабли этого проекта выводятся из состава ВМФ.

Несмотря на достойный возраст (около 30 лет), на сегодня ряд АПЛ проекта 671 РТМ, в том числе «Даниил Московский», «Обнинск», «Тамбов», продолжают нести вахту в глубинах морей и океанов, надежно обеспечивая безопасность Отечества с морских направлений.

На подводных лодках проекта 671 РТМ прошли службу многие замечательные подводники, получившие заслуженное признание государства и общества. В 1980-90-е годы походы под лед Арктики стали привычными для этого проекта. Образцовый пример решения боевых задач в высоких широтах – легендарный поход К-354 под командованием Героя Советского Союза капитана 1-го ранга В.В. Протопопова. Вице-адмиралу А.А. Шевченко как руководителю похода на АПЛ «К-414» 25 июля 1994 года довелось впервые в истории поднять государственный флаг Российской Федерации и Андреевский флаг на Северном полюсе. Командир 33-й «ледовой» дивизии подводных лодок Р.З. Чеботаревский, удостоенный за освоение Арктики звания «Почетный полярник», стал впоследствии первым председателем Комитета Верховного Совета РФ по вопросам обороны и безопасности. В новейшей истории российского ВМФ за выполнение сложных задач и освоение новой техники командирам кораблей и соединений подводных лодок проекта 671 РТМ М.В. Моцаку, С.В. Кузьмину присвоено звание Героя России.

Соединение подводных лодок проекта 671 РТМ стало поистине кузницей кадров для Северного флота. Подводники, прошедшие службу на этих атомоходах, и поныне продолжают приносить пользу Отечеству в науке и промышленности, на государственной службе и в сфере культуры и общественной деятельности. Среди них капитан 1-го ранга запаса В.В. Спиридонов. Сейчас он руководитель мастерской морской и батальной живописи им. А.П. Боголюбова, профессиональный художник, посвятивший свое творчество созданию летописи отечественного подводного флота.

Хочется от всей души поздравить конструкторов и строителей замечательных подводных атомоходов, членов экипажей и их семьи, а также ветеранов-подводников с Днем ВМФ.

Морские вести России №10 (2018)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» пройдет в Санкт-Петербурге

VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» пройдет в Санкт-Петербурге Свои проекты на форуме представят крупнейшие российские компании, работающие в Арктике, и российские...

ОСК и Музей Мирового океана подписали соглашение о сотрудничестве

ОСК и Музей Мирового океана подписали соглашение о сотрудничестве Соглашение, подписанное ОСК и музеем Мирового океана, направлено на поддержку развития в Калининград...

Российская экономика

Fesco продала 25,1% «Трансконтейнера» ВТБ и стороннему инвестору

Fesco продала 25,1% «Трансконтейнера» ВТБ и стороннему инвестору Транспортная группа Fesco (входит в группу «Сумма») закрыла сделку по продаже 25,1% «Тра...

В Калининграде крупный оборонный завод заявил о банкротстве

В Калининграде крупный оборонный завод заявил о банкротстве Сумма требований кредиторов на момент начала наблюдения превышала 133 млн. рублей. В сентябре – октя...

Транспортная политика

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих вошел в совет директоров «Аэрофлота»

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих вошел в совет директоров «Аэрофлота» Всего для голосования было предоставлено 13 кандидатов, из которых необходимо было выбрать 11 челове...

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Морские порты

Грузооборот стивидорного дивизиона UCL Holding за 9 месяцев 2018 года составил 27,2 млн. тонн

Грузооборот стивидорного дивизиона UCL Holding за 9 месяцев 2018 года составил 27,2 млн. тонн В январе-сентябре 2018 года компании стивидорного дивизиона UCL Port (входит в UCL Holding) ...

Флот ФГУП «Росморпорт» пополнился новым лоцмейстерским катером

Флот ФГУП «Росморпорт» пополнился новым лоцмейстерским катером Катер будет эксплуатироваться Калининградским управлением Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП...




Морской транспорт

Танкер «Проспект Гагарина» успешно завершил первый коммерческий рейс по маршруту Приморск-Роттердам

Танкер «Проспект Гагарина» успешно завершил первый коммерческий рейс по маршруту Приморск-Роттердам «Проспект Гагарина» – первый в мире танкер типоразмера «Афрамакс», специально спроектированный для р...

В Большом Камне построят сухой док для атомных ледоколов

В Большом Камне построят сухой док для атомных ледоколов В работах по созданию сооружения будут участвовать сотрудники Научно-образовательного центра «Арктик...

Речной транспорт

Один из крупнейших в стране Ленский бассейн завершил навигацию-2018

Один из крупнейших в стране Ленский бассейн завершил навигацию-2018 Администрация Ленского бассейна содержала судоходную обстановку на 10949 км водных путей, в работе н...

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Ж/Д транспорт

Минтранс внесет в программу развития РЖД план по расширению инфраструктуры для инвалидов

Минтранс внесет в программу развития РЖД план по расширению инфраструктуры для инвалидов Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года находится на согласовании в Минтрансе РФ, пос...

ФГК получила патент на разработку вагона-платформы с заниженным уровнем пола

ФГК получила патент на разработку вагона-платформы с заниженным уровнем пола Разрабатываемая платформа будет обладать уникальными характеристиками и универсальными возможностями...

Авто транспорт

Благоустройство десяти вылетных магистралей проведут в Подмосковье в 2019 г.

Благоустройство десяти вылетных магистралей проведут в Подмосковье в 2019 г. Все работы планируется завершить в ноябре 2019 г.

Власти ЯНАО заключат концессию по строительству первого платного моста до конца 2018 года

Власти ЯНАО заключат концессию по строительству первого платного моста до конца 2018 года Правительство автономного округа готовит конкурс на заключение концессионного соглашения. По итогам ...

Аналитика

Транспортная политика

Росрыболовство: новые подходы и значимые проекты

Росрыболовство: новые подходы и значимые проекты В последнее время «рыбная» тема звучит в наших СМИ все активней и наступательней. И связано это не т...

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Морские порты

Развитие Шахтерска под контролем портовых властей

Развитие Шахтерска под контролем портовых властей Морской порт Шахтерск – единственный порт на Сахалине, специализирующийся только на отгрузке угля. О...

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...