Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Севморпуть
Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в конце сентября пришвартовался в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург».

Юлия Балашова, спецкор

Месяц назад судно, груженное рефрижераторами с камчатской рыбной продукцией, вышло из Находки в южнокорейский порт Пусан, там загрузилось электроникой (Venta может взять на борт 3600 TEU) и взяло курс на Санкт-Петербург через Северный морской путь.

8 сентября 2018 г. атомный ледокол «50 лет Победы» взял Venta Maersk под проводку, обеспечив безопасный переход от кромки льдов Восточно-Сибирского моря до кромки льдов в море Лаптевых.Караван благополучно проследовал кратчайшим путем через пролив Санникова. Средняя скорость проводки составила 11 узлов. 11 сентября 2018 г. ледокольная проводка была завершена, и контейнеровоз продолжил свой путь самостоятельно.

Тестовый рейс

Для Maersk это был не традиционный путь через Суэцкий канал, на который ушло бы от 34 до 50 дней. В результате рейса полный проход по СМП от российского порта на Японском море в российский порт на Балтике занял у Venta Maersk 28 суток. По оценкам экспертов, если бы судно шло полным ходом (стандартными 22-23 узлами), а не 12-14 узлами, как это было на протяжении всего маршрута, контейнеровоз дошел бы до конечной точки за 17-18 суток. Таким образом, компания Maerskсовершила тестовый рейс и теперь попытается просчитать коммерческие преимущества доставки грузов по Севморпути.

Понятно, что перспективы активизации работы Северного морского пути серьезно тревожат Запад, который боится того, что в руках России окажется ключ от нового международного морского пути, способного стать серьезным конкурентом традиционному маршруту через Суэцкий канал. Скорее всего, итогами проводки судна ставится задача дискредитировать в глазах мирового бизнеса рациональность использования пути через Российскую Арктику. Не случайно компанией отмечалось, что в настоящее время Maersk не рассматривает Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы действующим логистическим схемам компании. В данной связи следует напомнить, что группа Maersk является мировым лидером в сфере контейнерных перевозок с оборотом почти $31 млрд в 2017 году, занимая 18% этого рынка, и, разумеется, не имеет никакого желания попадать под американские и прочие антироссийские санкции. Заметим, что число транзитных рейсов по СМП из-за введения санкций снизилось с 71 в 2013 году до 53 в 2014-м и до 18 в 2015-2016 годах. После чего в 2017 году наблюдался рост до 28.

Однако задуманная дискредитация вряд ли удастся, поскольку Россия крепко взялась за осуществление проекта «Северный морской путь». Из федерального бюджета на развитие СМП планируется выделить 40,6 млрд рублей. При этом ставка РФ, руководство которой стремится активизировать использование СМП и работает на превращение его в новую мировую морскую транспортную артерию, делается «на эффективное развитие инфраструктуры морских портов и на строительство атомных ледоколов с целью повышения грузопотока по Севморпути». Прогнозируется, что реализация подобных проектов в Российской Арктике будет способствовать увеличению грузопотока СМП с 10,7 млн т (2017 г.) до 40 млн т к 2020 году.

Историческое событие

На пленарном заседании на Восточном экономическом форуме – 2018 президент РФ Владимир Путин назвал отправку Venta Maersk историческим событием в истории судоходства. В итоге судно действительно прошло по кромке льдов Российской Арктики, обогнуло Скандинавский полуостров и частично выгрузилось в немецком порту Бремерхафен, после чего взяло курс на Петербург.

В Финский залив Venta Maersk зашел днем 26 сентября, но в итоге был вынужден встать перед закрытой дамбой. По данным навигационного сервиса, утро и день 27 сентября контейнеровоз встретил на якорной стоянке № 5 в Финском заливе, в 16 километрах от Кронштадта. Согласно расписанию судозаходов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» судно должно было подойти к 48-му причалу терминала «Петролеспорт» в 3 часа ночи 27 сентября. Однако этому помешала непогода. Из-за угрозы наводнения утром 26 сентября шлюзы петербургской дамбы была закрыты, и проход судов через судопропускное сооружение С-1 стал невозможен. В пять часов утра 27 сентября дамбу открыли, но в десять часов утра капитан Большого порта вновь подписал распоряжение о прекращении движения через С-1 в связи со штормовой погодой и угрозой наводнения.

Наконец, 28 сентября началось раскрепление контейнеров, которое заняло около часа, потом их выгрузили. Полностью судно, на котором находится 660 контейнеров (из них 650 – рефрижераторные с рыбой), разгрузили примерно через 10 часов, после чего судно переместилось на другой причал и начало загрузку на экспорт.

Интерес к СМП не уменьшается

Отметим, что интерес у международных перевозчиков к Северному морскому пути постоянно растет. 5 сентября 2018 г. свое первое плавание по СМП завершило китайское универсальное грузовое судно ледового класса Tian En, принадлежащее Cosco Shipping Specialized Carriers Co. По данным Росатомфлота, в 2018 г. Китай планирует увеличить число рейсов по Севморпути.

До конца летней навигации по Северному морскому пути пройдет еще одно иностранное судно. Администрация Севморпути дала разрешение пройти по этому маршруту универсальному судну DS Marmadura немецкой судоходной компании DS Multibulk Gmbh. Свой рейс по СМП судно должно совершить в период с 8 октября по 30 ноября 2018 года. Что касается Venta Maersk, то стоит напомнить, что это не «обычный» контейнеровоз, а контейнеровоз-фидер ледового класса с усиленным корпусом, причем Maersk за последние годы построила целую серию таких контейнеровозов. И легко предположить, что как только антироссийские санкции будут отменены или просто ослаблены, Maersk окажется готова занять «арктическую» нишу в мировой морской торговле.

Стоит вспомнить и выступление в феврале этого года на Международной конференции ShippingRu 2018 в Москве менеджера по коммерческому развитию регионального офиса Maersk Line в Восточной Европе Андрея Нараевского, который заявил, что датская компания Maersk, крупнейший оператор контейнерных перевозок в мире, рассматривает возможность проводки по Северному морскому пути контейнеровозов ледового класса вместимостью по 3,5 тыс. TEU.

Морской флот №4 (2018)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...