Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Грузовая база

Статья подготовлена аудиторско-консалтинговой сетью фирм PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 20 портовых проектов за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая стимулирует развитие экспорта, что в свою очередь ставит перед транспортной отраслью непростую задачу обеспечения своевременного вывоза и поставки зерна. На фоне увеличения спроса на российское зерно в странах Ближнего Востока и Африки порты Азово-Черноморского бассейна наращивают мощности. Помимо традиционных для России рынков сбыта, развиваются поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. Развитие экспорта зерновых требует комплексной оптимизации и развития инфраструктуры на всем протяжении логистической цепочки.

Михаил Баженов, Партнер PwC,

Анна Ветрова, Старший консультант PwC

География экспорта российского зерна

Последние два года стали рекордными для России по сбору зерна и сои: прирост составил 15% в 2016 году и 12% в 2017 году. На фоне относительно стабильного потребления и довольно высокого уровня запасов предыдущего года еще один рекорд в 2017 году поставил экспорт зерна и сои, увеличившись почти на 30% к 2016 году и достигнув 44 млн тонн.

Валовой сбор зерна в России в 2018 году может составить, по разным оценкам, от 100 до 114 млн тонн, в том числе около 65 млн тонн пшеницы. Это существенно меньше рекордного урожая прошлого года, когда собрали 139 млн тонн, включая 85,9 млн тонн пшеницы и около 4 млн тонн сои. Экспорт в этом году может составить 44-45 млн тонн, что сопоставимо с прошлогодним значением.

Рис. 1. Динамика сбора и экспорта зерновых и сои из России в 2014-2017 гг.

Около 90% экспорта зерновых приходится на порты Азово-Черноморского бассейна. С одной стороны, они расположены в регионах сбора зерновых, с другой – наиболее близко к рынкам растущего спроса: странам Ближнего Востока и Африки.

Рис. 2. Доля портов Азово-Черноморского бассейна в экспорте из России в 2014-2017 гг.

Объемы поставок российского зерна в страны Ближнего Востока и Африки за последние 4 года выросли на 8 млн тонн (+30%). К странам Африки, обеспечивающим основной прирост, можно отнести Египет (+2 млн т), Судан (+0,6 млн т), Ливию, Кению, Танзанию (+0,2-0,3 млн т каждая). Список стран Ближнего Востока, увеличивших потребление российского зерна, включает Турцию (+1,3 млн т), Объединенные Арабские Эмираты (+0,6 млн т) и Йемен (+0,5 млн т).

Однако география экспорта расширяется не только в регионах, давно и активно работающих с Россией. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона занимают все большую долю в экспортных поставках. И если в 2016 году только Бангладеш и Южная Корея импортировали более 1 млн тонн каждая, то в 2017 году около 3 млн тонн зерна было отправлено из России в Индонезию и Вьетнам.

Быстрый рост поставок на глобальный рынок и расширение географии означают в первую очередь растущие требования к инфраструктуре. Зерно необходимо доставить в порты, обеспечить хранение и своевременное формирование судовых партий, не забыв про сезонность и пиковые нагрузки.

Рис. 3. Экспорт зерновых и сои в 2017 году (более 1 млн тонн в каждую страну)

Инфраструктура, ориентированная на экспорт

В 2017 году объем перевалки зерна в портах России составил 48 млн тонн (+33% к 2016 г.). По данным Ассоциации морских торговых портов, за первое полугодие 2018 года было перевалено 25,2 млн тонн зерна, что на 55% больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Развитие поставок зерна и сои во все более отдаленные регионы диктует особые требования к портовой инфраструктуре. Отгрузки 2017 года подтверждают тенденцию роста отгрузок через глубоководные порты и рейд порта Кавказ. Объем перевалки в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 44% в 2017 году и составил 21 млн тонн, перевалка на рейде порта Кавказ выросла до 7,8 млн тонн (+76%). При этом перевалка в мелководных портах Азовского моря выросла только на 17%, а объемы перевалки в других бассейнах в сумме остались на прежнем уровне – 2,5 млн тонн.

Очевидным лидером по приросту мощностей остается порт Новороссийск: во всех трех зерновых терминалах порта вводятся новые мощности и происходит оптимизация процессов обработки зерна. Результат говорит сам за себя: перевалка порта Новороссийск выросла в 1,5 раза в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Порт Туапсе не отстает от соседей, осуществляя инвестиции в развитие и наращивая перевалку.

Рис. 4. Перевалка зерна в портах России в 2016-2017 гг.

* В порту осуществляется рейдовая перевалка зерна, прибывающего из портов Азова и с внутренних водных путей, а также дозагрузка судов, отбывающих из глубоководных портов. Таким образом, общая сумма перевалки в портах на данном графике включает двойной учет зерна, отправленного из портов Азова и переваленного на рейде порта Кавказ.

Неопределенным остается вопрос строительства терминалов в Тамани, давно ожидаемых рынком. В 2017 году функционировал только зерновой терминальный комплекс Тамань, который за последний год увеличил перевалку на 27% и достиг максимальной заявленной мощности в 3,5 млн тонн. Существуют планы по строительству зернового терминала ОТЭКО с мощностью перевалки до 14,5 млн тонн и публичного зернового терминала с мощностью в 20 млн тонн. При сохранении текущего тренда роста экспорта даже поэтапная реализация одного из таких проектов поможет разгрузить существующие терминалы.

Однако помимо портовых мощностей, для поддержания растущих поставок зерна на экспорт требуется решение вопроса оптимизации использования и развития инфраструктуры, обеспечивающей доставку от мест производства к портам.

Спецификой рынка перевозок зерна является наличие четко выраженной сезонности, при которой максимальный рост грузопотока достигается в 4 квартале. При этом процент загруженности вагонного парка в месяце «пиковой» грузовой базы остается невысоким. Причиной низкой загруженности хопперов-зерновозов являются длительные непроизводственные простои на этапах погрузки, перевозки, выгрузки и возврата порожних вагонов. Они связаны с наличием множества «узких мест» в логистической цепочке железнодорожных перевозок зерна, в том числе с недостатком локомотивной тяги.

В результате коэффициент оборачиваемости зерновоза в среднем не превышает 1,5 оборота в месяц. Увеличение оборачиваемости вагонов остается недоиспользованным ресурсом для повышения эффективности текущего парка. Для этого необходимо увеличить долю маршрутных отправок зерна и снизить неэффективные простои на всех этапах логистической цепочки.

При более выраженной сезонности отгрузок в России по сравнению с конкурентами на мировом рынке, что, как следствие, приводит к неравномерной загрузке транспортной инфраструктуры в течение года, российское зерно обеспечено возможностями по хранению не в полной мере.

При общем сборе зерна и сои в 2017 году 139 млн тонн мощности по хранению, за вычетом хранилищ переработчиков, составляют около 120 млн тонн. Таким образом, в 2017 году дефицит мощностей оценивался примерно в 14%.

Несмотря на ожидаемое снижение сбора до 100-114 млн тонн в 2018 году, мощности по хранению остаются недостаточными прежде всего из-за высоких переходящих запасов – около 20 млн тонн. Кроме того, несмотря на введение новых элеваторов, только около трети мощностей приходится на современное элеваторное хранение в основных регионах-экспортерах. При этом в странах – конкурентах России мощности по хранению сопоставимы или превышают годовой сбор, что позволяет снизить сезонность отгрузок.

Рис. 5. Объем мощностей по хранению зерна в России и странах-экспортерах зерна в мире

Перспективы

Обобщая сказанное выше, важно подчеркнуть, что развитие экспорта зерновых и сои ставит перед транспортной отраслью страны комплексную задачу, решение которой требует взаимодействия всех участников рынка.

Устранение «узких мест» в отдельной части логистической цепочки не сможет обеспечить стабильное развитие рынка в долгосрочной перспективе. Волатильность урожаев приводит к увеличению рисков для владельцев инфраструктуры, а сезонный характер экспортных отгрузок создает существенную нагрузку на мощности в «пиковый» период и приводит к их недостаточности.

Для оптимизации экспортных грузопотоков необходимо развитие соответствующих портовых мощностей, улучшение диспетчеризации железнодорожных поставок, повышение эффективности доставки к портам и модернизация инфраструктуры по хранению зерновых. Развитие в России углубленной переработки зерна и экспорта сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью потребует, кроме того, и новых логистических решений.

В этом контексте инициативы по созданию специализированных терминалов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, по увеличению объемов торговли со странами АТР, по стимулированию вывоза зерновых из регионов, удаленных от портовых мощностей, необходимо встраивать в существующую логистическую систему отрасли, просчитывая влияние на все сегменты рынка.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Общественные слушания материалов ОВОС по СПГ-терминалу НОВАТЭКа пройдут на Камчатке

Общественные слушания материалов ОВОС по СПГ-терминалу НОВАТЭКа пройдут на Камчатке ООО «НОВАТЭК-Камчатка», оператор инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного ...

В Приморье пресечена транспортировка почти 26 тонн минтая с нарушением температурного режима

В Приморье пресечена транспортировка почти 26 тонн минтая с нарушением температурного режима Сотрудниками отдела пограничного ветеринарного контроля на госгранице Российской Федерации и транспо...

Российская экономика

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по МСФО в I квартале выросла в 2,3 раза, до 2,6 млрд руб.

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по МСФО в I квартале выросла в 2,3 раза, до 2,6 млрд руб. Чистая прибыль «Трансконтейнера» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) вы...

Минсельхоз оценивает господдержку малого рыбопромыслового флота в РФ в 14,4 млрд руб.

Минсельхоз оценивает господдержку малого рыбопромыслового флота в РФ в 14,4 млрд руб. Объем государственной поддержки, необходимой для финансирования строительства рыбопромыслового флота...

Транспортная политика

Утверждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев

Утверждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее размер и правила взимания и...

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО Новые инфраструктурные проекты, в том числе проект по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино»...

Морские порты

В Сочи защитят акваторию причала портофлота

В Сочи защитят акваторию причала портофлота Ростовский филиал Главгосэкспертизы России проверил достоверность определения сметной стоимости стро...

Находкинский МТП пополнил портофлот новым буксиром от компании Damen

Находкинский МТП пополнил портофлот новым буксиром от компании Damen В Находкинский морской торговый порт доставили новый буксир, который станет третьим в составе портов...




Морской транспорт

На арестованном в Стамбуле судне «Стримлайн» готовы сменить экипаж - профсоюз

На арестованном в Стамбуле судне «Стримлайн» готовы сменить экипаж - профсоюз Новый экипаж в ближайшее время сменит моряков из России, которые почти год провели на арестованном в...

Арбитраж отказал «Обеспечению флота» в наблюдении за Мурманским морским пароходством

Арбитраж отказал «Обеспечению флота» в наблюдении за Мурманским морским пароходством Арбитражный суд Мурманской области оставил без рассмотрения заявление ООО «Обеспечение флота» (С...

Речной транспорт

Состоялось преддекларационное обследование Шекснинского гидроузла

Состоялось преддекларационное обследование Шекснинского гидроузла В соответствии с распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта от 22.05.2019 п...

Судостроительный завод «Лотос» спустил на воду головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD «Петр Великий»

Судостроительный завод «Лотос» спустил на воду головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD «Петр Великий» Судостроительный завод «Лотос» 24 мая 2019 года спустил на воду головное круизное пассажирское судно...

Ж/Д транспорт

РЖД построят двухпутную вставку на примыкании Амуро-Якутской магистрали к Транссибу

РЖД построят двухпутную вставку на примыкании Амуро-Якутской магистрали к Транссибу ОАО «РЖД» объявило открытый аукцион на строительство двухпутной вставки на перегоне Горелый-Штурм в ...

РЖД проводят в Токио форум «Транссиб для Японии»

РЖД проводят в Токио форум «Транссиб для Японии» Форум «Транссиб для Японии», организатором которого выступили ОАО «Российские железные дороги» (...

Авто транспорт

Запущенно движение по понтонному мосту через реку Северский Донец на М-4 «Дон»

Запущенно движение по понтонному мосту через реку Северский Донец на М-4 «Дон» Автомобилисты, которые едут из Москвы на Юг на своих машинах, могут пересечь реку Северский Донец на...

Ростех и ГЛОНАСС создадут систему контроля безопасности на дорогах с анализом big data

Ростех и ГЛОНАСС создадут систему контроля безопасности на дорогах с анализом big data Совместное предприятие Ростеха и ГЛОНАСС - компания «ГЛОНАСС- Безопасность дорожного движения» - соз...

Аналитика

Транспортная политика

Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов?

Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов? В января в Москве прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. Одной из главных тем для о...

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...