У металлолома не экспортный тренд

Грузовая база
У металлолома не экспортный тренд

Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 млн тонн используется металлургическими предприятиями, 5 млн тонн уходит на экспорт, остальное безвозвратно теряется. В общем объеме выпуска стали в России доля использования металлолома составляет лишь 25%, тогда как в развитых странах этот показатель находится в пределах 55-75% и выше. Это значит, что российскому рынку металлолома есть куда расти.

Основные перспективы развития отрасли эксперты сегодня связывают с повышением собираемости металлолома внутри страны, с оздоровлением рынка, который все еще отличается значительной «серой» составляющей, а также с созданием новых эффективных предприятий по переработке лома.

Что касается экспорта металлолома, то уже сегодня намечается тенденция к его снижению. Объясняется это не только ростом потребностей российских предприятий во вторсырье, но и административными действиями государства, которые уже были предприняты для ограничения экспорта лома через порты Дальнего Востока.

Галина Музлова

Под термином «металлолом» объединяют отслужившие свой срок инструменты, оборудование, машины или их металлические части, отходы производства металлов, тару и упаковку из чугуна, стали, алюминия или олова, отходы металлообработки, отработанные аккумуляторы, старые стальные, алюминиевые и медные провода.

Различают оборотный лом, образующийся на металлургических предприятиях в виде отходов производства, и амортизационный лом, включающий в себя продукцию из металла, выработавшую свой ресурс, например, автомобили, электроприборы, металлическую тару и т.д. В зависимости от вида металла выделяют лом черных, цветных и драгоценных металлов.

Сбор и переработка металлолома – значимая подотрасль мировой металлургии, уникальность которой состоит в том, что металлы могут быть переработаны бесконечное число раз без потери свойств.

Растущий мировой рынок

По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), ежегодно в мире собирается и перерабатывается около 630 млн тонн металлолома, из которого производится половина всей стали в мире, и эти показатели постоянно увеличиваются.

Причина растущей популярности металлолома состоит в возможности значительной экономии сырья, трудо- и энергозатрат при производстве металлов. Так, по расчетам НП НСРО «Руслом.ком», использование 1 тонны подготовленного металлолома экономит 1,8 тонны железной руды, агломерата и окатышей, 500 кг коксующегося угля, 50 кг флюсов и порядка 100 м3 природного газа.

При этом на развитие ломоперерабатывающего производства требуется в десятки раз меньше капвложений, чем на создание производства по выплавке металла из руды. К тому же использование лома дает возможность снизить расход электроэнергии при производстве алюминия на 95%, меди – на 83%, стали – на 74%. Наконец, за счет использования лома достигается снижение экологической нагрузки от деятельности металлургической отрасли.

По данным Международного бюро по переработке материалов (BIR), по абсолютным объемам потребления металлолома в мире лидирует Китай (около 90 млн тонн). Большая часть собираемого в мире металлолома используется на внутренних национальных рынках, оборот мирового рынка металлолома составляет около 100 млн тонн в год, то есть более 15% от объемов его сбора и переработки.

Главными импортерами металлолома в мире выступают Турция, Индия, Южная Корея, экспортерами – ЕС, США, Япония и Россия.

Недосбор и другие проблемы

Российский рынок черного металлолома оценивается в натуральном выражении примерно в 35-45 млн тонн в год, цветного – около 1,5 млн тонн. Наибольшее количество вторичных черных металлов (до 45%) образуется в самом металлургическом производстве, 33% – при амортизации оборудования и 20% – в процессе металлообработки.

Соотношение объема использованного металлолома к общему объему выпуска стали в России составляет менее 25% (для сравнения: в Турции – 78%, США – 72%, странах ЕС – 54,4%), что объясняется недосбором металлолома. Последнее же, по мнению экспертов, связано в первую очередь с недоинвестированием в российский рынок металлолома – в оборудование, технологии и транспорт.

Как отмечают в Фонде развития трубной промышленности России, приток инвестиций сдерживается в том числе из-за неравнозначных условий конкуренции между легальными игроками и небольшими организациями, использующими «серые» финансовые схемы и не соблюдающими экологические нормы. По разным оценкам, «всерую» в 2017 году в РФ работали от 30% до 50% участников рынка.

Вместе с тем, государство предпринимает меры для борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконными налоговыми действиями на «сером» рынке. Так, с 2018 года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс, согласно которым потребителей металлолома обязали уплачивать НДС (последние 10 лет они были освобождены от его уплаты).

Несмотря на опасения противников нововведений, что эта мера приведет к росту цен на продукцию металлургов и падению цен на лом, эксперты отмечают начавшееся оздоровление рынка металлолома. Например, на рынке перестал присутствовать товар, реализуемый по необоснованно низким ценам. В результате выравнивания цен у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры, проводимые крупными металлургическими предприятиями, на поставку продукции.

Игроки рынка

Крупнейшими игроками российского рынка металлолома на сегодня являются компании «Орис Пром», «Вторметалл», «Уралвтормет» и другие (см. таблицу 1. Топ-10 поставщиков черного лома на внутреннем рынке России в январе-августе 2018 года). Также в топ-10 лидеров впервые в 2018 году вошла компания «ТрансЛом», выступающая партнером РЖД по выстраиванию крупнейшей в России логистической сети по сбору металлолома. В конце 2017 года планировалось, что этой компании будет предоставлено право закупать лом без торгов у Минобороны, однако Минэкономразвития, Минюст и ФАС высказали замечания к подготовленному указу президента, которые заблокировали этот проект.

Таблица 1. Топ-10 поставщиков черного лома на внутреннем рынке России в январе-августе 2018 года

Название компании

Объем поставки, тыс. тонн

ООО «Орис Пром»

173

ООО «Вторметалл» / ООО «Мет-Профит»

167

ООО «ПО «Уралвтормет»

161

ООО «Региональные грузоперевозки»

144

АО «Тройка-Мет»

118

ООО «СтройМетЭко»

115

ООО «ПК «Вторалюминпродукт»

89

ООО «Балтметкор»

80

ПАО «Сургутнефтегаз»

77

ООО «ТрансЛом»

69

Источник: Металлургический портал metallplace.ru

Крупнейшими потребителями лома в разрезе металлургических компаний выступают предприятия группы НЛМК (27%), ММК (16%), «Евраз» (9%), ТМК (8%), «Северсталь» (5%), в совокупности формирующие основную часть потребления лома в России.

Переработкой металлолома в России занимаются компактные электросталеплавильные предприятия неполного цикла мощностью до 1-2 млн тонн. Обычно их называют мини-металлургическими предприятиями (англ. mini-mill), противопоставляя предприятиям-гигантам полного цикла. Такие заводы стали появляться еще в СССР, в 2000-х годах идея возродилась.

Теперь таких заводов в России более 10, например, «Ростовский электрометаллургический завод», «Северсталь – Сортовой завод Балаково», завод «НЛМК-Калуга», «Волжский электрометаллургический завод». Также есть проекты по строительству новых заводов.

Среднегодовое потребление черного металлолома металлургическими и машиностроительными предприятиями в РФ составляет порядка 25 млн тонн, то есть лишь 60-70% от его сбора. Остальная часть лома безвозвратно теряется. На свалках в настоящее время захоронено порядка 250 млн тонн металлов.

Снижение экспорта

Экспорт лома черных металлов из России постепенно снижается. По итогам 2017 года он составил 4,88 млн тонн, по итогам 2018 года – планируется на уровне 4,2-4,5 млн тонн (рис. 1). Это составляет 10-13% от объема его заготовки. По объему экспорта РФ занимает четвертое место в мире после ЕС, США и Японии. Почти половина экспортного объема идет в Турцию, значительные объемы отправляются в Белоруссию, Испанию, Португалию, Египет и Южную Корею.

Рис. 1. Динамика экспорта лома черных металлов из России, 2014-2018 гг.

Источник: Металлургический портал metallplace.ru; СМИ.

Примерно 80% лома отправляется за пределы страны морским путем, остальной объем вывозится по железной дороге и автотранспортом. В 2017 году, по данным АО «Морцентр-ТЭК», через морские порты было перевалено 3,8 млн тонн металлолома. За 9 месяцев 2018 года показатель составил 3,2 млн тонн, что на 14% выше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Более 45% металлолома переваливается через порты Балтийского бассейна, 27% - Дальневосточного, 12% – Азово-Черноморского, остальной объем идет через порты Арктики и Каспийского бассейна. При этом можно заметить, что за последние годы несколько снизилась роль портов Балтики при одновременном росте портов Дальнего Востока, которые по объемам перевалки обогнали азово-черноморские порты (рис. 2).

Рис. 2. Динамика перевалки металлолома в портах России по бассейнам, 2014-2017 гг.

Источник: АО «Морцентр-ТЭК».

В деятельности отдельных портов перевалка металлолома играет значительную роль. Так, в структуре грузооборота АО «Морской порт Санкт-Петербург» на металлолом приходится около 10%.

«В целом пропускная способность терминала превышает 1,5 млн тонн металлолома в год. Перевалка осуществляется на специализированной площадке первого района Большого порта Санкт-Петербург общей площадью 3 тыс. кв. метров двумя перегружателями (г/п по 32 тонны), – рассказали в пресс-службе компании. – В течение пяти лет динамика экспорта металлолома носила разнонаправленный характер в силу волатильности рынка. В 2016 году, например, из-за снижения объемов закупок Турецкой Республикой, а также из-за роста цен на внутреннем рынке объем его перевалки снизился. Сейчас наблюдается рост отгрузок».

Факторы снижения

Сокращение экспорта металлолома из России объясняется, во-первых, развитием электрометаллургического производства в РФ, в результате чего металлолом как сырье для потребления внутри страны становится приоритетнее экспортных поставок.

Во-вторых, фактором снижения экспорта служат разного рода дискриминационные меры против российской металлургической продукции, вводимые странами ЕС и Турцией, что, порой, ощутимо сказывается на объемах перевалки в отдельных портах.

В-третьих, экспорт ограничивается административными мерами государства. Так, еще в 2015 году черный лом был признан «существенно важным товаром» для внутреннего рынка, в отношении которого «в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт».

Такой «исключительный» случай наступил в мае 2018 года, когда вышло постановление Правительства РФ №584 «Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров». В соответствии с документом начиная с конца июля сроком на 180 дней был введен запрет на экспорт стального лома через порты Владивосток, Находка и Ванино, которые служили основными каналами отправки лома в Азию. В 2017 году сбор лома черных металлов в ДФО составил 1,4 млн тонн, из них 1 млн тонн был вывезен на экспорт, преимущественно в Южную Корею.

Своим постановлением правительство разрешило экспорт лома только девяти дальневосточным портам: это Петропавловск-Камчатский, Магадан, Мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри, Москальво, Пригородное, Шахтерск. Выбор портов объясняется тем, что указанные девять портов находятся вдали от основных мест сбора и переработки лома и не оснащены необходимой железнодорожной инфраструктурой.

По мнению экспертов, принятая мера воплощает в себе заботу о единственном крупном предприятии региона по переработке металлолома – заводе «Амурметалл» и ставит ломозаготовителей в зависимость от него. Выпуская около 250-300 тыс. тонн арматуры в год (с намерением расширения производства до 700 тыс. тонн), значительную часть продукции предприятие экспортирует в Южную Корею.

При этом данная мера противоречит интересам стивидоров и ломозаготовителей. «Потеря около 1 млн тонн в год стабильной грузовой базы для портов вызовет снижение выручки на 700-800 млн рублей, такое же уменьшение таможенных платежей в бюджет, сокращение сотен рабочих мест», – говорилось в обращении приморских стивидоров к Законодательному собранию Приморского края еще на этапе подготовки проекта правительственного постановления. Ограничение экспорта лома, по оценкам экспертов, вызовет снижение объемов его сбора, что приведет к дефициту сырья (от которого, как ни парадоксально, в первую очередь пострадает «Амурметалл») и росту цен на него.

Вопрос об ограничении экспорта лома поднимался и на юге страны. В июле 2018 года власти Краснодарского края обратились в Минпромторг с просьбой квотировать экспорт лома из портов Азово-Черноморского бассейна, повысить экспортные пошлины или временно ограничить экспорт. Просьба была аргументирована тем, что «Абинскому электрометаллургическому заводу» (АЭМЗ) и «Новоросметаллу» нужно не менее 2,33 млн тонн лома в год, но в связи с ростом экспорта лома из портов бассейна у заводов наблюдается дефицит сырья.

Однако против введения данных мер выступили заготовители лома, выдвинув свои аргументы, а именно: введение квот и заградительных пошлин обернется неизбежным падением закупочных цен заводов и уходом части ломозаготовителей с рынка. В результате проект остался «на бумаге».

Избежать административных ограничений на экспорт лома или их угрозы пока удалось только портам Балтики, что, вероятно, связано с более конкурентным рынком по его переработке в регионе, а также дискриминационными мерами со стороны ЕС и, как следствие, сокращением объемов перевалки.

Впрочем, даже при отсутствии административных ограничений стивидоры отмечают, что металлолом остается проблемным грузом из-за статуса «существенно важный товар» для внутреннего рынка – он часто попадает под пристальный таможенный досмотр и даже под аресты, и опять же всегда может наступить «исключительный» случай.

В заключение

Действительно ли необходимы рынку административные ограничения экспорта металлолома – вопрос спорный. Очевидно лишь то, что одни эти меры не смогут решить проблемы повышения эффективности сбора и переработки металлолома внутри страны.

В связи с этим значимым представляется создание благоприятных условий для реализации лома на внутреннем рынке, например, путем применения разного рода мер господдержки, включая установление льготного режима для ведения бизнеса. Должна быть усилена работа по ликвидации «серых» схем в отрасли.

Повысить собираемость металлолома и вовлечение его в оборот могут и стимулирующие меры к раздельному сбору и сортировке отходов физическими лицами с последующей сдачей вторичного сырья, но они пока находятся в начальной стадии формирования.

Все эти меры должны помочь реализовать потенциал отрасли и обеспечить ломом как потребности внутреннего рынка, так и экспорта.

Морские порты №10 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 282 партии рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 282 партии рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

После века затишья «проснулся» курильский вулкан Райкоке

После века затишья «проснулся» курильский вулкан Райкоке Мощное извержение с выбросом пепла на высоту 12-13 км над уровнем моря длилось более 12 часов.

Российская экономика

Fesco планирует представить бизнес-план компании осенью

Fesco планирует представить бизнес-план компании осенью Транспортная группа Fesco  планирует представить план развития компании осенью 2019 года. ...

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1%

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1% Грузооборот транспорта в России в январе - мае 2019 г. вырос по сравнению с показателем за аналогичн...

Транспортная политика

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России»

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России» В Думе состоялось очередное заседание оргкомитета по подготовке и проведению II Всероссийской отрасл...

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в совещ...

Морские порты

В ПАО «НМТП» прошло совещание по вопросам защиты населения и территории от ЧС с участием главы МЧС России и губернатора Краснодарского края

В ПАО «НМТП» прошло совещание по вопросам защиты населения и территории от ЧС с участием главы МЧС России и губернатора Краснодарского края Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает о том, что 21 июня 2019 г. в ПАО «НМТП» состоял...

Восполнение водных биоресурсов Балтики – новый этап экологического марафона АО «Ростерминалуголь»

Восполнение водных биоресурсов Балтики – новый этап экологического марафона АО «Ростерминалуголь» АО «Ростерминалуголь» провело плановые мероприятия, направленные на восполнение водных биоресурсов в...




Морской транспорт

В Керченском проливе село на мель российское судно

В Керченском проливе село на мель российское судно Груженый углем теплоход сел на мель в Керченском проливе в понедельник утром.

Экипаж теплохода Blue Balance спас шесть северокорейских рыбаков в Японском море

Экипаж теплохода Blue Balance спас шесть северокорейских рыбаков в Японском море Шесть северокорейских рыбаков со шхуны, потерпевшей крушение еще 15 июня, спас экипаж теплохода Blue...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» изготовит более 3,5 тыс. полувагонов для «дочки» РЖД в 2019 году

«Уралвагонзавод» изготовит более 3,5 тыс. полувагонов для «дочки» РЖД в 2019 году «Уралвагонзавод» (УВЗ,   входит в Ростех) за 2019 год изготовит порядка 3,5 тыс. г...

К 2023 году на Восточно-Сибирской железной дороге отремонтируют почти 2000 км пути

К 2023 году на Восточно-Сибирской железной дороге отремонтируют почти 2000 км пути На Восточно-Сибирской железной дороге в рамках технико-технологического совета обсудили объемы путев...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...