Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Инфраструктура / Образование
Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Преддипломную плавательную практику он проходил на дизель-электрическом линейном ледоколе смешанного «река-море» плавания «Капитан Бородкин» ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». И тему дипломной работы Владимир взял из практики работы на ледоколе «Капитан Бородкин» – «Обеспечение безопасности перехода».

Скучаю по северному сиянию

– Изначально мне хотелось пройти преддипломную практику в судоходной компании на Камчатке, но долго не было ответа на запрос, – делится техник-судоводитель Владимир Войцехович. – Пригласили на ледокол «Капитан Бородкин», и я согласился. Как штатный матрос вместе с экипажем участвовал в проводках судов во льдах, буксировках и аварийно-спасательных работах. Это были самые жесткие полгода моей жизни, но все равно до сих пор скучаю по северному сиянию!

Родился я в Благовещенске, но детство провел в деревне Новопетровка Благовещенского района Амурской области. Окончил 9 классов и поступил в Амурский филиал МГУ им. адм. Г.И. Невельского на судоводительское отделение. В нашей семье военным моряком-подводником был мой дед, Куйдин Александр Яковлевич, он служил на Камчатке. С самого раннего детства я с ним пропадал на речках, мы рыбачили с лодки. С той поры и стала меня привлекать вода. Поэтому я осознанно поступил в Морской университет, чтобы связать свою жизнь с работой в море. Такой выбор я сделал еще в пятом классе. Считаю, что обучение завершил достойно. Дипломную работу защитил на отлично, но не хватило всего нескольких пятерок для получения диплома с отличием.

На Севере, как я и предполагал, вахтенному матросу очень тяжело работать. Многому меня научили в экипаже за эти полгода жизни. Я запомню их на всю жизнь. Старпом дал мне понять, что в жизни нужно надеяться только на себя. Спасибо ему за это. Он был очень требовательным, укрепил мой характер. Да и вообще много чего открыл в плане мировоззрения.

Ледокол «Капитан Бородкин» работал на трассе Северного морского пути в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море. Много раз проходили мимо порта Тикси, стояли на рейдовом терминале этого порта «Быков мыс». Работали на реке Лене, заходили в Хатангу, в поселок Черский на Колыме…

Считаю, что нигде я не получал такой физической и моральной нагрузки, как в Заполярье. Людей со слабым характером профессия моряка не держит. Хочешь работать – будь мужиком и весь отдавайся делу. В «полярке» некому жаловаться, что тебе тяжело. Разве только нерпам да белым медведям...

Да, было тяжело, но мне понравилась эта навигация. Очень хороший коллектив, все члены экипажа добрые и общительные, могли дать дельный совет в любой ситуации. И что еще мне очень запомнилось, так это северное сияние. Очень красиво, просто не описать словами. Небо светится ночью.

Мужская работа

Что еще вспоминается? Собираясь в мае в Якутию, я взял с собой теплые вещи, много носков и варежки. Все остальное нам выдавали. Так что уехал на Север в мае, а вернулся в конце октября. В Благовещенске в это время уже было лето, а на северах все еще держалась минусовая температура воздуха. Прилетел в Якутию, прибыл на ледокол, и мы пошли по реке в сторону Байкала на ремонт. Почти месяц был рабочей силой, ремонтировали днище ледокола. И потом уже вышли в море. Льда еще не было, но попали в серьезный для нашего судна шторм.

Ледокол стоял на рейде. Была моя вахта. В четвертом часу утра началось сильное волнение. Судно здорово качало, а потом сорвало с якорей. Всем выдали спасательные пояса, которыми мы зацеплялись за борт. Волна бьет о борт, накрывает сверху, а мы в этот момент поднимали якоря. Холодно, все мокрые, так еще ветер северный дул. Ты весь соленый с головы до ног, губы сохнут…

А ледоколу ведь надо было спасать другие суда и баржи. Наше судно оборудовано буксирным гаком. Катались туда-сюда... Цеплять баржи – тяжелая работа для команды, канат толстый и длинный, и его очень тяжело поднять даже нескольким людям. А надо было еще зацепить три баржи, чтобы образовался караван, а он больше километра длиной. Стоя за штурвалом, я следил, чтобы все шли ровно и четко. Но бывали случаи, когда нас сзади «догоняли» прицепленные баржи, их подносило течением. Приходилось выворачивать и выравнивать курс.

И с баржами мы тоже попадали в шторм. У нашего ледокола корпус с вырезом «ласточкин хвост». Во время шторма одна из барж въехала в нас. Рвались канаты, но мы справились, экипаж работал быстро и слаженно. Самим приходилось ремонтировать поврежденные борта, помогая в этом боцману.

Когда вошли в лед, стало еще сложнее. Ситуация сложилась такая, что повышался риск застрять во льдах. Из-за этого бывало, что поспать удавалось всего два часа в сутки. Например, судну «Капитан Пашнин» повезло меньше. Там приняли решение в шторм отстояться возле берега, но лед пошел прямо в залив, и судно стало зажимать со всех сторон. Мы двинулись ему на помощь. Шли примерно двое суток. Лед к тому моменту стал крепче, и мы не смогли пробиться к судну. Был вызван на помощь атомный ледокол, который вызволил теплоход из ледового плена. В общей сложности мы спасли тогда около 15 судов, которые застряли во льдах.

Посвящение в моряки

В моряки меня посвящали во время практики на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин» в первую навигацию в качестве практиканта в сахалинском рейсе, там, соблюдая традицию, я пил соленую морскую воду. А на ледоколе прошел посвящение в полярники. Я как раз после вахты лег поспать. Только уснул, как ко мне подлетают и говорят, что нужна помощь боцману. Поднимаюсь, легко одеваюсь и бегу. Глаза слипаются. Выбегаю на палубу, а меня окатывают ледяной морской водой с головы до ног. Стою, дрожу, а меня фотографируют. Все, кто впервые пересек полярный круг на ледоколе, уже стояли мокрыми. Тогда я был злой из-за холода, а сейчас весело вспоминать это посвящение.

Были и развлечения. Охотились и на уток – включали прожекторы, а птицы летели на них, мы собирали тушки по судну. Ощипывать уток хуже, чем чистить рыбу. Втроем ощипывали 20-30 уток примерно часов за пять.

Когда мы уже собирались возвращаться в Якутию, получили задание зайти в Хатангу (один из самых северных населенных пунктов России). В этом поселке собаки породы хаски – дворняги. До появления снегоходов люди передвигались на них. С появлением нового средства передвижения местные жители от собак отказались, поэтому чистокровные хаски бегают там бездомными. Их очень много. Жаль, что взять их на судно с собой нельзя, а хотелось очень... Видели очень много песцов. За пищу песцы между собой безжалостно дерутся.

Условия работы на ледоколе были своеобразные. В специальных костюмах на улице мерзнешь, а в каюте – жара. Откроешь иллюминатор на две минуты, а на нем тут же нарастают огромные сосульки. Старший механик ругается, грозит за открытые иллюминаторы вообще отключить тепло… Ну а что делать? С одной стороны – жаримся, а с другой – мерзнем.

Сейчас я снова иду в рейс в море. И буду продолжать учиться заочно, чтобы получить высшее образование.

Последняя навигация для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» была юбилейной, 80-й по счету. Сегодня компания является крупнейшей в арктических районах Республики Саха (Якутия). Благодаря дружной работе транспортников, грузоотправителей и региональных властей поставки грузов в рамках северного завоза выполнены на 100%, весь заявленный к перевозке груз доставлен до пунктов выгрузки. Пароходство выполняет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних речных и морских путях. На балансе пароходства находятся более 350 грузовых, буксирных, пассажирских и вспомогательных судов общей грузоподъемностью 450 тыс. тонн.

Записала Татьяна Каширская, Информационный центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Фото из архива В.Войцеховича

Морской флот №6 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

На 28,1 млн рублей оштрафовали отловщика четырех косаток для «китовой тюрьмы»

На 28,1 млн рублей оштрафовали отловщика четырех косаток для «китовой тюрьмы» Компания обжалует это решение.

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 282 партии рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 282 партии рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Российская экономика

S&P повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» до уровня «BB»

S&P повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» до уровня «BB» Рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» в иност...

Рахманов: доля гражданской продукции в выручке ОСК за 2019 год составит 17,2%

Рахманов: доля гражданской продукции в выручке ОСК за 2019 год составит 17,2% «Объединенная судостроительная   корпорация» планирует, что выручка компании от производст...

Транспортная политика

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России»

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России» В Думе состоялось очередное заседание оргкомитета по подготовке и проведению II Всероссийской отрасл...

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в совещ...

Морские порты

Начались дноуглубительные работы в морском порту Усть-Луга

Начались дноуглубительные работы в морском порту Усть-Луга Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» приступил к плановым дноуглубительным работам н...

В ПАО «НМТП» прошло совещание по вопросам защиты населения и территории от ЧС с участием главы МЧС России и губернатора Краснодарского края

В ПАО «НМТП» прошло совещание по вопросам защиты населения и территории от ЧС с участием главы МЧС России и губернатора Краснодарского края Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает о том, что 21 июня 2019 г. в ПАО «НМТП» состоял...




Морской транспорт

В Керченском проливе село на мель российское судно

В Керченском проливе село на мель российское судно Груженый углем теплоход сел на мель в Керченском проливе в понедельник утром.

Экипаж теплохода Blue Balance спас шесть северокорейских рыбаков в Японском море

Экипаж теплохода Blue Balance спас шесть северокорейских рыбаков в Японском море Шесть северокорейских рыбаков со шхуны, потерпевшей крушение еще 15 июня, спас экипаж теплохода Blue...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» изготовит более 3,5 тыс. полувагонов для «дочки» РЖД в 2019 году

«Уралвагонзавод» изготовит более 3,5 тыс. полувагонов для «дочки» РЖД в 2019 году «Уралвагонзавод» (УВЗ,   входит в Ростех) за 2019 год изготовит порядка 3,5 тыс. г...

К 2023 году на Восточно-Сибирской железной дороге отремонтируют почти 2000 км пути

К 2023 году на Восточно-Сибирской железной дороге отремонтируют почти 2000 км пути На Восточно-Сибирской железной дороге в рамках технико-технологического совета обсудили объемы путев...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...