Арктика – территория диалога

Севморпуть
Арктика – территория диалога

В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой для широкого, открытого обсуждения арктической повестки. В Санкт-Петербург для участия в мероприятии прибыли президент России Владимир Путин, главы Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, представители других стран и более ста компаний. Россию на форуме представили семь федеральных министров, десять руководителей федеральных агентств и служб, а также главы 15 субъектов РФ. За три дня работы в Санкт-Петербурге прошло 49 мероприятий, в которых приняли участие 3600 человек.

Алина Гурова, спецкор

Ключевое событие

Ключевым событием деловой программы форума стало пленарное заседание «Арктика. Океан возможностей». Выступая на нем, Владимир Путин сообщил, что уже в этом году в России намерены подготовить и принять новую стратегию развития Российской Арктики до 2035 года. Это решение вполне закономерно на фоне огромного внимания последних лет в мире к арктическим территориям. Как сказал исполнительный редактор Bloomberg по глобальному бизнесу, финансам Джон Фрайэр, «сейчас Арктика становится важнее для всех нас, чем когда-либо».

Для России жизненно важные темы, связанные с развитием Арктики, – это продвижение природосберегающих технологий во всех сферах: в промышленности, на транспорте и в энергетике.

– Именно на основе самых современных экологических стандартов мы сегодня реализуем наши проекты, в том числе глобального значения, – сказал В.Путин. – Достаточно упомянуть комплекс по производству сжиженного природного газа на Ямале, освоение Бованенковского и Харасавэйского месторождений газа. Сейчас на долю Арктики приходится более 10% всех инвестиций в РФ. Убежден: значение арктического фактора в экономике страны будет только расти.

Особое внимание, по словам президента, будет обращено на развитие в Арктическом регионе транспорта и другой опорной инфраструктуры – основы и необходимой базы для будущих инвестиций и бизнес-инициатив. Среди ключевых инфраструктурных проектов – строительство Северного широтного хода. Это железнодорожная магистраль, которая позволит приступить к эффективному освоению природных богатств Полярного Урала и Ямала, а в перспективе и севера Красноярского края РФ. И конечно, продолжение работы по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично.

В послании Федеральному Собранию 2018 года уже отмечалось, что цель России – существенно нарастить в Арктике объем грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 млн тонн уже к 2025 году. Еще 10– 15 лет назад эта цифра казалась абсолютно недостижимой. Сейчас это реалистичная, просчитанная и предметная задача. По итогам прошлого года объем перевозок по Севморпути уже достиг 20 млн тонн.

– И это – подчеркнул президент, – выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провел по этому пути 6,5 млн тонн. А сейчас – двадцать.

Для того чтобы глобальный транспортный коридор работал на полную мощность, будет развиваться коммуникационная и береговая инфраструктура, включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечение безопасности коммерческого плавания.

– Приглашаем наших зарубежных партнеров к совместной работе по созданию портов-хабов в конечных точках трассы. Имею в виду Мурманский транспортный узел и портовую инфраструктуру в Петропавловске-Камчатском. Кроме того, намерены модернизировать гавани арктического побережья, включая возможности для организации перевозок «река – море», – отметил В.Путин.

Будет продолжаться обновление ледокольного флота и наращивание выпуска судов ледового класса. Сейчас в Петербурге строятся три новых атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Всего же к 2035 году арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых линейных ледоколов, в том числе девять атомных.

По словам В. Путина, задача России – сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене. В частности, конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов. Государство потому и вкладывает свои средства в эту сферу, чтобы минимизировать тарифную нагрузку на перевозчиков, на бизнес.

Для наращивания капиталовложений в регионе, для запуска новых проектов будут использоваться все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, что уже успешно апробировались в рамках программ развития дальневосточных регионов России: льготные ставки на прибыль, понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых и заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, упрощенный порядок предоставления земельных участков и неизменность условий реализации инвестиционных проектов. Причем с учетом особенностей Арктики преференции для инвесторов должны быть и будут еще более продвинутыми, более устойчивыми.

На вызовы надо отвечать вместе

Для комплексного развития региона, для решения уникальных, нестандартных задач в высоких широтах нужна мощная научная, кадровая, технологическая база. В России уже приступили к созданию в регионах страны научно-образовательных центров, которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр обязательно будет и в одном из арктических регионов, чтобы обеспечить как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики.

– Арктика ставит перед нами колоссальные вызовы. И ответить на них мы можем – эффективно, во всяком случае, ответить – только вместе. Один из таких вызовов, как уже говорил, обеспечение баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы, сохранение ее уникальных, хрупких биосистем и, конечно, ликвидация ущерба, накопленного в ходе порой экстенсивной, потребительской хозяйственной деятельности в прошлые десятилетия, – сказал В. Путин.

Президент Финляндии Саули Ниинисте выразил озабоченность, что Арктика теплеет быстрее, чем остальной земной шар. А значит, она одна из наиболее уязвимых систем на нашей планете. С другой стороны, то, что происходит в Арктике, напрямую влияет на остальной мир. Хорошо, что в этом случае известно, что предпринимать.

Первое, по мнению С. Ниинисте, быстро сократить новые выбросы СО2 в атмосферу. Второе: убрать из атмосферы старые выбросы СО2. «Сажа, попадая на лед, сразу же ускоряет таяние льда. Сокращая выброс сажи, мы добьемся быстрого позитивного результата». Проблему можно решить путем модернизации устаревших электростанций и инвестиций в чистое и устойчивое судоходство. «Эти подходы не только положительно скажутся на климате и на здоровье, но они также будут позитивны для экономики».

Президент Исландии Гудни Йоханнессон выразил глубокую заинтересованность во всех вопросах, которые связаны с океанами:

– Мы будем делать акцент на голубой биоэкономике. Это позволит позитивно повлиять на сокращение загрязнения, на усиление экономики и на поддержку развития общества.

Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг подчеркнула, что 10% населения Норвегии живет в Арктике. Именно поэтому данный вопрос является ключевым национальным приоритетом. Необходимо выработать четкое видение для обеспечения устойчивой и комфортной жизни на Севере.

Премьер-министр Швеции Стефан Левен отметил, что появляется новая Арктика, и она требует нового ответа, новых мер в области адаптации и повышения устойчивости. Общая цель заключается в том, чтобы защитить Арктику при помощи исследований, инноваций в области бизнеса, общих приоритетов и, конечно, при помощи политической воли.

Все выступавшие были едины во мнении, что «дискуссия – обсуждение Арктики и океанов – важна как никогда. Именно эти вопросы объединяют страны».

Мешают ли санкции?

В ходе пленарного заседания президент России В. Путин отметил чрезвычайную важность перехода морских судов на более экологичные виды топлива, прежде всего газомоторное топливо:

– И надо бы побуждать, конечно, судостроительные компании и перевозчиков использовать именно такие виды транспорта и такое топливо.

Он также коснулся вопроса санкционного давления: мешает или нет?

– Отчасти мешает, – сказал он, – но не критическим образом. Даже в известной степени это подталкивает нас к тому, чтобы самим активно развивать собственные технологии... В прошлом году в импортозамещение было вложено около миллиарда рублей... И это будет продолжаться, мы будем наращивать эти усилия. И, честно говоря, это дает положительный эффект.

– Теперь по поводу самой природы санкций, – сказал российский президент. – Во-первых, любые санкции должны быть, если они законные, санкционированы Советом Безопасности ООН. А этого нет – значит, они незаконные – первое. И второе, на мой взгляд, самое главное: почему-то никто не вводит санкции за вмешательство во внутренние дела других стран, за дезорганизацию внутриполитической жизни, за раскачку государств. Никто не вводит санкции против тех, кто доводит до такого состояния, когда другие страны вынуждены принимать определенные меры для защиты своих интересов.

Давайте просто вернемся к соблюдению элементарных норм международного права, устава Организации Объединенных Наций, и, может быть, тогда не нужно будет думать о последствиях бомбардировок Югославии или каких-то вещах, связанных с подобным грубейшим нарушением международного права и их последствиями.

Давайте вернемся просто к нормальной политической жизни, осознаем, что мир взаимозависим, и для того чтобы добиться общего результата, нужно работать вместе.

Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит только от нас, от того, насколько мы сможем эффективно преобразовать свою политическую систему, насколько она будет демократичной, насколько она будет выталкивать на поверхность все самые здоровые силы общества, креативную энергию наших граждан. Насколько мы сможем эффективно все это использовать. Насколько мы сможем эффективно использовать внутренние ресурсы российской экономики.

Санкции – это инструмент – если мы хотим, чтобы это действовало, – который должен быть вложен исключительно в руки Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Все остальное нужно решать в процессе диалога и не навязывать свою повестку дня другим странам. Вот и все.

Преимущества в освоении Арктики

Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг еще раз напомнила присутствующим о необходимости даже в таких жестких политических условиях искать и находить сферы для сотрудничества:

– Мы понимаем, что будет более активное судоходство, что будет развиваться экономическая деятельность в этом регионе. Это значит, что мы должны быть к этому готовы. Например, одна сфера, где Россия и Норвегия сотрудничают очень давно, это спасательные и поисковые операции, и понятно, что эта сфера будет еще более активной.

Не так давно мы слышали о том, как большое круизные судно на севере Норвегии оказалось в весьма драматичной ситуации, когда у него сломались оба двигателя. Мы должны были быстро мобилизовать ресурсы, и это было относительно просто. Но если бы такая ситуация произошла подальше от берега, в холодных водах, все было бы гораздо сложнее. Мы должны помнить, что живем в тесно связанном мире, и должны решать вопросы сообща, это наша политическая ответственность перед народами, перед избирателями, работать не только по большой повестке, но и не забывать о сотрудничестве в Арктике.

В.Путин назвал главные преимущества, которые можно получить при совместном освоении Арктики:

– Во-первых, это мировые запасы ресурсов, и они должны работать на благо всего человечества – вот что важно. В рамках международных правил, договоренностей между странами региона и нерегиональными игроками нужно поставить их на службу человечеству –это самое главное. Так же как использовать дополнительные возможности в сфере транспорта, связи.

Самые главные угрозы, самые большие, думаю, что экологические прежде всего. Мишек жалко, в данном случае белых медведей. Но это образно говорю – вообще всю фауну. Потому что и в связи с потеплением, и в связи, возможно, с освоением арктической зоны, экономическим освоением, конечно, риски возрастают. Мы это должны учитывать. Поэтому так важно, что мы собрались сегодня и будем собираться дальше, в том числе в рамках Арктического совета.

Все решения Арктического совета носят рекомендательный характер, но это очень важные рекомендации, которые имеют большое морально-политическое значение и не могут не учитываться всеми игроками при реализации их национальных планов. Координация работы здесь крайне нужна. Поэтому сотрудничество в арктической зоне, и это тоже очень важное преимущество, дает хороший пример, как можно и нужно решать вопросы, которые стоят на глобальной повестке дня, сообща.

Проблемы и решения

О проблемах арктических территорий и путях решения говорили и другие участники форума. Среди основных проблем названы:

– необходимость минимизации экологических рисков и повышенные затраты на деятельность в Арктике;

– низкий уровень транспортной доступности;

– подготовка специалистов для развития региона;

– необходимость активизации научных исследований.

Так, по мнению Александра Пашали, директора департамента научно-технического развития и инноваций ПАО «НК «Роснефть», арктический шельф характеризуется крайне тяжелыми климатическими условиями и определяет необходимость применения инновационных подходов при его освоении. Необходимо развивать спасательную технику, непрерывно мониторить окружающую обстановку, обеспечивать связь и навигацию в Арктике, безопасность и комфорт условий труда для арктических и полярных работников. Это залог успеха работы в Российской Арктике.

Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), ключевым пунктом для развития региона назвал транспорт, его острая необходимость особенно ощутима при транспортировке тяжелых габаритных грузов.

Сергей Барышников, ректор Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова сказал, что «нам ставится очень амбициозная задача – к 2024 году через Северный морской путь должны проходить 80 млн тонн грузов, тогда как к 2017 году было освоено 9,9 млн тонн, в 2018 г. – 20,2 млн т, то есть требуется значительное увеличение грузооборота. Это можно сделать, но каким образом? Увеличивая количество судов, соответственно, требуются экипажи и все то, что обеспечивает работу этого флота. Также необходимо развивать и морские порты Севморпути. На развитие портовой инфраструктуры планируется выделить 512 млрд рублей».

В ходе форума состоялось заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики с участием заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и других членов комиссии.

– Мы представили систему преференций, обеспечивающих экономическую эффективность проектов в условиях Арктической зоны. В течение недели соберем отзывы, предложения, замечания. Через две недели сформированный вариант системы преференций будем предлагать на рассмотрение Правительству РФ, – отметил Юрий Трутнев.

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Для повышения турпотока на набережной Азова планируют построить причал для судов

Для повышения турпотока на набережной Азова планируют построить причал для судов Город рассматривает возможность создания причала для яхт и маломерных моторных судов.

Шкипера плавкрана будут судить за гибель его помощника в Барнауле

Шкипера плавкрана будут судить за гибель его помощника в Барнауле Gомощник, не имевший соответствующего допуска, получил смертельную баротравму.

Российская экономика

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике Арктическим льготы разделят его по категориям.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг. Минэкономразвития внесло в правительство план приватизации.

Транспортная политика

Объем финансирования плана развития инфраструктуры увеличен до 7 трлн рублей

Объем финансирования плана развития инфраструктуры увеличен до 7 трлн рублей План увеличился на 650 миллиардов рублей.

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Морские порты

Проект порта Тамань сократили более чем в четыре раза

Проект порта Тамань сократили более чем в четыре раза Последний вариант включает лишь два терминала на15 млн.

4 украинских морских порта власти хотят передать в концессию

4 украинских морских порта власти хотят передать в концессию Рассматривается возможность концессии портов Мариуполя, Бердянска, Черноморска и Одессы.




Морской транспорт

Из-за циклона закрылось морское сообщение между Сахалином и материком

Из-за циклона закрылось морское сообщение между Сахалином и материком Работа паромов будет восстановлена после улучшения погоды.

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза Разработка корейцев и российских конструкторов

Речной транспорт

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае Стоимость проезда – 50 рублей

До «Петропавловки» на электроходе

До «Петропавловки» на электроходе Хорошая альтернатива метро для туристов Питера

Ж/Д транспорт

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...