Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Грузовая база
Нефтепереработка: качественный рост с убытками

В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году, но меньше, чем в 2014 году. Глубина переработки достигла рекордных 82%, увеличился выход светлых нефтепродуктов и сократился выпуск мазута. Эти тенденции отражают проводимую в отрасли государственную политику – так называемый большой налоговый маневр, реализация которого была начата в 2015 году и будет завершена в 2024-м.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, механизмы маневра оказались несовершенными в текущих экономических условиях, что в начале 2019 года привело к убыткам НПЗ и необходимости ввода «ручного управления» в отрасли. Парадоксально, но вместо обещанных компенсаций предприятия были вынуждены доплачивать государству за реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке, а, вопреки стратегии развития отрасли, в более выигрышном положении оказались заводы, ориентированные на экспорт.

Татьяна Дмитреева

Динамика производства нефтепродуктов

В 2018 году объем переработки нефти в России составил 290,7 млн тонн, что на 2,1% больше, чем в 2017 году, но меньше, чем в 2014 году (рис. 1). Производство автомобильного бензина в 2018 году выросло на 2,1%, до 39,1 млн тонн, дизельного топлива (ДТ) – на 0,8%, до 77,5 млн тонн. Выпуск мазута снизился на 9,4%, до 46,4 млн тонн, а всего за период 2010-2018 годов – на 41%. В 2018 году глубина переработки нефти в России выросла на 1% и достигла исторического максимума 82,1%, а к 2020 году, согласно планам Минэнерго России, этот показатель должен составить 85%.

Рис. 1. Динамика объемов и глубины переработки нефти, 2010-2018 гг.

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Наблюдаемые тенденции объясняются государственной политикой в отрасли – под влиянием создаваемых налоговым маневром стимулов для модернизации российских НПЗ в последние годы повышается глубина переработки нефти, вводятся новые экологические стандарты топлива, сокращается производство и экспорт мазута.

Так, с 1 июля 2016 года Россия официально перешла на выпуск топлива не ниже класса «Евро-5». Сроки перехода на «Евро-6» (в странах ЕС стандарт введен с 1 сентября 2015 года) пока строго не определены, однако ряд компаний уже начал выпускать топливо этого класса. К примеру, «Лукойл» запустил первое в России производство бензина класса «Евро-6» еще в ноябре 2016 года, «Роснефть» начала выпуск и реализацию бензинов «Евро-6» в апреле 2018 года.

Переработка в убыток

Напомним, так называемый большой налоговый маневр (БНМ) был введен в 2015 году с целью сбалансировать интересы госбюджета в нефтяном секторе экономики и создать стимулы для ускоренной модернизации российских НПЗ. В качестве механизма был выбран налоговый, предусматривающий повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ставок вывозных таможенных пошлин на темные нефтепродукты с одновременным снижением вывозных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты и нефть. Рост НДПИ сопровождался ростом акцизов, хотя изначально предполагалось, что с повышением НДПИ акцизы будут снижаться, чтобы не росли внутренние цены на топливо.

В 2018 году в результате вводимых мер на фоне роста мировых котировок на нефть и нефтепродукты в сочетании с ослаблением курса рубля заметно выросли цены на нефть для российских НПЗ и на нефтепродукты на внутреннем рынке. Осознав, что ситуация вышла из-под контроля, правительство перешло к режиму «ручного управления» оптовых и розничных цен: в ноябре прошлого года Минэнерго и ФАС было подписано соглашение о заморозке цен на моторное топливо на период до 31 марта 2019 года с десятью крупнейшими российскими нефтяными компаниями. В конце марта соглашение о заморозке цен было продлено до конца первого полугодия текущего года.

В 2019 году начался шестилетний цикл завершения БНМ в нефтяной отрасли, в течение которого таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты будут поэтапно снижены с 30% до 0% с одновременным компенсационным повышением ставок НДПИ. Для предотвращения роста стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке были предусмотрены демпфирующие механизмы – компенсация нефтяным компаниям разницы между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой и обратный акциз на нефть. Согласно принятым критериям, компенсацию могут получить НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок бензин класса «Евро-5» или нафту для нефтехимических предприятий в объеме не менее 10% от структуры выпуска, реализуя программу модернизации или/и находясь под санкциями США и ЕС.

С начала этого года акцизы на бензин и ДТ были повышены в полтора раза по сравнению с концом прошлого года, также с 18% до 20% был повышен НДС. Все эти факторы привели к удорожанию продукции российских НПЗ, но в условиях заморозки розничных цен по результатам первого квартала текущего года переработка нефти в России стала убыточной.

Парадоксально, но введенный демпфер не только не помог нефтепереработчикам компенсировать убытки, но увеличил их: в начале 2019-го производители вынуждены были доплачивать (!) в бюджет за каждую тонну реализованного на рынке продукта (в январе 2019 года выплаты составили 3600 руб./т, в феврале – 1800 руб./т). Участники рынка связывают это с несовершенством механизма демпфера и указывают на необходимость его пересмотра или как минимум доработки.

По оценке аналитиков Vygon Consulting, налоговый маневр за первый квартал 2019 года уже принес нефтяникам 55 млрд рублей убытков. Похожие оценки убытков для отрасли (50 млрд рублей) приводит и глава ПАО «Лукойл» Вагит Алекперов.

По оценке экспертов ИГ «Петромаркет», если в декабре 2018 года чистая маржа переработки была положительной на всех НПЗ, то в январе 2019 года 47% совокупного объема нефтяного сырья на российских предприятиях было переработано с отрицательным экономическим результатом, а в феврале доля убыточной переработки в России составила 60%.

В худшем положении оказались заводы, ориентированные на производство автомобильного бензина для внутреннего рынка (Ангарская НХК, Ачинский НПЗ, Самарская группа НПЗ, Московский НПЗ, Лукойл-ННОС, Рязанский НПЗ, ТАИФ-НК, Уфимская группа НПЗ, Лукойл-УНП, ЯНОС). Практически все они в январе-феврале текущего года работали в убыток.

Средняя чистая маржа НПЗ, ориентированных преимущественно на выпуск ДТ для внутреннего рынка (Волгограднефтепереработка, Пермнефтеоргсинтез, Омский и Хабаровский НПЗ, ТАНЕКО), в начале 2019 года заметно сократилась, но осталась в положительной зоне.

Несколько лучше в начале года обстояли дела на НПЗ, ориентированных на экспорт нефтепродуктов (Ильский НПЗ, КИНЕФ, Комсомольский НПЗ, Краснодарэконефть, Нижневартовское НПО, Орскнефтеоргсинтез, Саратовский НПЗ, Туапсинский НПЗ, Яйский НПЗ). Средняя чистая маржа экспортеров также упала, но на величину вдвое меньшую, чем у снабжающих внутренний рынок производителей автобензина и дизтоплива, отмечают аналитики ИГ «Петромаркет».

Наконец, согласно данным экспертов, единственной группой заводов, у которых чистая маржа переработки в 2019 году выросла, стали НПЗ, нашедшие способы выводить свою продукцию из-под акцизов при реализации ее на внутреннем рынке и/или перемещать ее в товарные группы с более низкой ставкой вывозной пошлины при экспорте (Афипский, Антипинский и Марийский НПЗ, Новошахтинский ЗНП и Славянск ЭКО).

В итоге в отрасли сложилась весьма странная ситуация: наиболее значимые для экономики страны и технологически развитые заводы работали с убытками, а экспортеры и «оптимизаторы налогообложения» – с прибылью.

В конце марта текущего года правительство РФ признало наличие проблем в отрасли и выразило готовность пересмотреть расчет компенсации, однако столкнулось с сопротивлением Минфина, ссылающегося на значительные (190 млрд рублей) выпадающие доходы бюджета. В конце апреля правительство приблизилось к необходимости увеличения размера компенсации нефтяным компаниям за поставку топлива на внутренний рынок (средства для этого было предложено получить за счет введения акциза на средние дистилляты и мазут, а также увеличения НДПИ), однако финального решения о внесении изменений в демпфирующие механизмы принято не было.

Сдержанный экспорт

Экспорт нефтепродуктов в 2018 году вырос на 1,1%, до 150,1 млн тонн, в денежном выражении – на 34,1%, до $78,1 млрд. При этом экспорт бензина сократился на 3% по сравнению с показателем предшествующего года, а экспорт ДТ увеличился на 7,6%.

В последние годы экспорт нефти растет быстрее экспорта нефтепродуктов (рис. 2), что опять-таки объясняется условиями налогового маневра, а также рекомендациями власти нефтяным компаниям не увеличивать экспорт (например, в августе 2018 года ФАС провела переговоры с российскими переработчиками о возможности приостановить экспорт бензина на время осенних ремонтов НПЗ и увеличить поставки на внутренний рынок), а также механизмами введенного «ручного управления» в отрасли.

Рис. 2. Динамика экспорта нефти и нефтепродуктов из России

Источник: ФТС России.

Так, после подписания упомянутого выше соглашения Минэнерго и ФАС с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо, в случае его неисполнения последними регулятор оставил за собой право ввести заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты. После продления соглашения правительство отказалось от права введения заградительных экспортных пошлин, но заявило о планах в качестве меры стабилизации внутреннего рынка ввести лицензирование экспорта, которое будет обязывать нефтяные компании обеспечивать поставки на отечественный рынок.

В качестве альтернативы лицензированию экспорта также рассматривается возможность введения запрета возврата НДС компаниям, которые вывозят нефтепродукты за рубеж и при этом не имеют собственной нефтепереработки.

«Идею ввести лицензирование экспорта и отменить НДС для компаний, не производящих топливо, можно назвать, мягко говоря, неуместной. Ведь в настоящее время ДТ и бензин не экспортируются никем, кроме производителей. Скорее всего, это стремление отражает позицию ВИНК по выдавливанию трейдеров с рынка», – считает Дмитрий Гусев, генеральный директор ICON Trading, председатель Совета секции «Нефтепродукты» Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Так или иначе, по мнению эксперта, возможное введение этой меры никак не скажется на объемах экспорта нефтепродуктов. «Каких-либо глобальных изменений с точки зрения объемов и географической структуры экспорта российских нефтепродуктов в настоящее время не наблюдается. Среди заметных тенденций можно выделить небольшое ограничение экспорта в Белоруссию, Украину, Казахстан и Северную Корею. Также есть негласное пожелание нефтяникам уменьшить экспорт, чтобы насытить внутренний рынок, что тоже вносит некоторые корректировки в объемы», – говорит Д. Гусев.

На мировом рынке нефтепродуктов

Основным направлением для поставок российского бензина и ДТ остаются страны Северо-Западной Европы, куда продукты отгружаются через балтийские порты. Эксперты Argus прогнозируют, что в ближайшие годы поставки бензина в этот регион могут вырасти при одновременном сокращении поставок ДТ. Это связано с предпочтениями потребителей бензина как более экологичного продукта по сравнению с ДТ.

Продажи автомобилей с дизельными двигателями в Европе снижаются с 2015 года. В 2017 году в Германии доля таких автомобилей упала сразу на 15%, а ряд городов страны получил право устанавливать запрет въезда машин с дизельными двигателями на территорию.

Вместе с тем, российский бензин в Европе с недавнего времени конкурирует с бензином из США (эта страна ранее поставляла бензин только в страны Латинской Америки, но в связи с ростом объемов производства начала поставки и в Европу). По мнению экспертов, России на рост поставок топлива в Европу в среднесрочной перспективе рассчитывать не стоит еще и потому, что в странах ЕС продолжается реализация политики, направленной на увеличение доли автомобилей, работающих на альтернативном топливе. Соответственно, будет снижаться производство автомобилей, работающих на дизельном топливе, что автоматически означает сокращение потребности в нем.

Значимым рынком сбыта для поставок российских нефтепродуктов до недавнего времени был Казахстан и другие страны Средней Азии, но ситуация стала меняться по мере увеличения объемов производства нефтепродуктов Казахстаном. «В Средней Азии Россия сталкивается с конкуренцией со стороны Казахстана, который уже сейчас производит нефтепродуктов больше, чем потребляет, и будет наращивать поставки в соседние страны, из-за чего их потребности в российском топливе будут снижаться», – отмечает Д. Гусев.

По мнению эксперта, приоритетными направлениями для развития российского экспорта нефтепродуктов в первую очередь следует считать Китай и Индию. Эти страны, а также страны Африки будут служить точками роста для российского экспорта продукции нефтепереработки в ближайшие 2-3 года и на среднесрочную перспективу.

Интересно, что Китай, несмотря на рост собственного производства моторного топлива как для внутреннего рынка, так и для экспорта, заявляет о намерении увеличить закупки топлива в России. Например, в конце прошлого года было начато создание нового транспортного оператора для осуществления поставок в КНР от 10 млн тонн дизельного и судового топлива в год. Эксперты предполагают, что за счет разницы в цене импортируемого из России дизеля и экспортируемого Китаем на азиатские рынки страна планирует снабжать более дешевым российским топливом внутренний рынок, а более дорогое собственное сырье продавать за рубеж.

Аналитики Argus также считают, что в числе возможных импортеров российского топлива может оказаться растущий рынок Турции и других стран Средиземноморья.

Морские порты №3 (2019)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...