Ставка на СПГ

Грузовая база
Ставка на СПГ

Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском новых мощностей, благодаря чему объемы производства и экспорта СПГ по сравнению с предыдущим годом выросли практически вдвое – с 11,7 млн до почти 20 млн тонн, а доля России на мировом рынке СПГ увеличилась с 4% до 6%. Таким образом, страна вошла в тройку стран-лидеров по темпам роста производства СПГ и опередила США по объемам поставок газа в Европу.

Дальнейшие планы России по завоеванию рынка СПГ выглядят еще более амбициозно: планируется, что к 2035 году за счет реализации ряда инвестпроектов производство СПГ превысит 80 млн тонн в год, а доля России в мировом производстве составит 15-20%. Несмотря на растущую конкуренцию на мировом рынке и влияние санкций, эта задача представляется вполне достижимой ввиду наличия у страны конкурентных преимуществ – обширной ресурсной базы и выгодной логистики поставок. Кроме того, развитию отрасли способствует и государство, которое после нескольких лет сомнений вывело задачу по развитию СПГ-индустрии в государственные приоритеты и признало, что СПГ-проекты можно развивать не в ущерб трубопроводным, а параллельно с ними.

Галина Музлова

Задача государственной важности

Вопросам расширения производства СПГ в России с целью увеличения доли экспорта природного газа на мировом рынке было посвящено заседание Правительства РФ 25 октября 2018 года. Министр энергетики РФ Александр Новак, выступая с докладом, отметил, что сегодня наша страна уверенно занимает лидирующие позиции на мировом газовом рынке и по запасам, и по добыче, и по экспорту газа, в структуре экспорта более 90% приходится на трубопроводный газ. Стратегия развития газовой отрасли подразумевает сохранение лидирующего положения России на мировых рынках, при этом, по словам министра, в планы государства входит как расширение поставок газа по экспортным магистральным газопроводам, так и значительное увеличение поставок на экспорт СПГ – до 15-20% к 2035 году.

К этому времени, согласно оценкам Минэнерого, мировой спрос на СПГ вырастет вдвое и составит около 600 млн тонн в год. Основной прирост будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в первую очередь на Китай и Индию, а доля СПГ в мировой торговле газом вырастет с сегодняшних 35% до 51%.

Строящиеся и планируемые в настоящее время проекты СПГ-заводов смогут обеспечить мировые потребности лишь до середины следующего десятилетия, а после этого периода появляется «окно возможностей» – для удовлетворения растущего спроса будет необходимо построить заводы мощностью порядка 250 млн тонн в год. До 40% этого нового спроса смогут обеспечить российские проекты, считают в Минэнерго.

Немаловажно, что государственная программа развития производства СПГ в России представляет собой комплексный проект, который помимо строительства самих заводов и предоставления разного рода льгот производителям СПГ (с СПГ не взимается экспортная пошлина, а для арктических СПГ-проектов отменен ряд налогов) включает в себя развитие транспортной инфраструктуры, машиностроительной отрасли, производство отечественного оборудования и разработку технологий сжижения газа.

Например, в целях локализации критически важного оборудования для производства СПГ и строительства судов-газовозов в 2018 году была подготовлена Минпромторгом и утверждена Правительством РФ дорожная карта, в соответствии с которой были простимулированы меры по разработке отечественными предприятиями технологий для выпуска материалов и оборудования для производства СПГ. В целом к процессу освоения производства планируется привлечь более 800 предприятий и за счет этого обеспечить до 80% основного объема оборудования и материалов, таким образом практически полностью устранив зависимость от импорта технологий.

Мировой рынок: конкуренция растет

Согласно данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), мировой рынок СПГ в 2018 году вырос на 8,3% по сравнению с предыдущим годом – до 313,8 млн тонн (в 2017 году рост составил 12%). Сегодня на СПГ приходится 40% глобальной торговли природным газом, а к 2040 году эта доля должна вырасти до 60%.

В 2018 году на рынке СПГ увеличилось число игроков: в число экспортеров СПГ вошел Камерун благодаря вводу плавучего завода, и их число достигло 20 стран; впервые начали импортировать СПГ две страны – Бангладеш и Панама, и число импортеров увеличилось до 42 стран.

Всего в мире в 2018 году было запущено восемь новых СПГ-производств (линий), три из них в Австралии, три – в США и две – в России. Соответственно, эти три страны стали лидерами по приросту поставок СПГ на мировой рынок. Также увеличили объемы экспорта СПГ Оман и Тринидад и Тобаго, тогда как Алжир, Нигерия, Малайзия и Папуа-Новая Гвинея снизили поставки.

АТР укрепил свои позиции в мировом импорте, увеличив долю закупок с 73% до 76%. Основные объемы мирового импорта пришлись на Японию и Китай, наибольшие темпы поставок были характерны для Южной Кореи и Китая. Так, благодаря проводимой политике по замене угля на газ Китай за 2016-2018 годы удвоил импорт СПГ, в 2018 году прирост составил 38%. Импорт СПГ в Южную Корею вырос на 162% из-за закрытия атомных электростанций на ремонт и ввода ограничений на использование угольных электростанций.

Европа в прошлом году продемонстрировала более скромные темпы прироста импорта СПГ – 6,4%. Значительно вырос импорт в Бельгию и Нидерланды, тогда как поставки в Испанию снизились. По данным международного консалтингового агентства ICIS, в конце 2018 года Россия стала второй после Катара по объемам поставок СПГ в Европу, заняв 17% рынка.

По оценкам экспертов Rystad Energy, в 2019 году глобальное предложение СПГ вырастет на 11% и достигнет 350 млн тонн, при этом совокупный объем мощностей по сжижению увеличится на 10%, до 434 млн тонн в год. По прогнозам компании Shell, мировой спрос на СПГ до 2035 года будет расти как минимум на 4% в год.

В ближайшем будущем основной прирост мощностей СПГ будет происходить за счет США, где ожидается ввод трех производств, строительство которых идет в настоящее время. Судьба остальных 13 инвестпроектов по строительству заводов СПГ в США должна быть определена до конца 2019 года. Это связано с тем, что эти проекты разрабатывались с расчетом на рост импорта СПГ в Китай, но в результате начатой президентом США «войны пошлин» против Китая и зеркальных мер КНР по отношению к американским товарам, в число которых вошел и СПГ, его поставки в Китай в 2019 году были прекращены.

Из-за новых китайских пошлин США будут вынуждены перенести центр тяжести своего СПГ-экспорта в Европу. Это, в свою очередь, создаст предпосылки для расширения экспорта российского СПГ в Китай, но одновременно обострит конкуренцию поставок на европейский рынок.

Действующие и расширяемые

Сегодня Россия представлена на мировом рынке СПГ двумя проектами – «Сахалин-2» и «Ямал СПГ». Завод на Сахалине был запущен в 2009 году, в 2010 году вышел на проектную мощность 9,6 млн тонн в год, в дальнейшем мощность завода была увеличена в результате оптимизации. По итогам 2018 года «Сахалин-2» произвел и отгрузил на экспорт 11,41 млн тонн СПГ.

В 2015 году крупнейшими акционерами проекта, ПАО «Газпром» и Shell, был подписан меморандум о строительстве третьей линии завода мощностью 5,4 млн тонн, однако проект до сих пор тормозится из-за неопределенности с поставками сырья. Основным источником газа для третьей линии считаются месторождения проекта «Сахалин-1», основными акционерами которого являются Exxon Mobil (оператор) и ПАО «Роснефть». По состоянию на февраль 2019 года проект был документально готов с точки зрения требований РФ, получено одобрение Главгосэкспертизы и разрешение на строительство, продолжались переговоры акционеров.

Второе предприятие по производству СПГ в России – «Ямал СПГ», было запущено в эксплуатацию в декабре 2017 года на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. В августе 2018 года была запущена вторая очередь, а уже в ноябре, c опережением первоначального графика более чем на год, – третья линия, в результате чего совокупная мощность завода составила 16,5 млн тонн в год.

В 2018 году с «Ямал СПГ» было отгружено на экспорт 8,4 млн тонн СПГ.

В декабре 2019 года на предприятии планируется запустить четвертую линию, которой не было в первоначальном проекте. Эта линия, рассчитанная на 0,95 млн тонн, будет построена с использованием технологии «Арктический каскад», которую запатентовала компания «Новатэк» (контролирует 50,1% «Ямал СПГ»).

Планируемые проекты

Став глобальным игроком мирового рынка СПГ буквально за пару лет, ПАО «Новатэк» сегодня строит масштабные планы по дальнейшему наращиванию мощностей. Стратегия компании предполагает увеличение производства СПГ до 55-57 млн тонн в год к 2030 году, а с учетом геологоразведки может достичь 70 млн тонн, что сопоставимо с объемами, выпускаемыми крупнейшим игроком рынка – Катаром.

К середине 2019 года компания должна принять инвестиционное решение о втором заводе – «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн тонн в год, который будет производить сырье на базе Утреннего месторождения на Гыданском полуострове в ЯНАО. Первую очередь завода мощностью 6,6 млн тонн планируется запустить в 2023 году, а выход на полную мощность запланирован к 2026 году. В проекте «Арктик СПГ-2» компания «Новатэк» решила отказаться от берегового расположения терминала, разместить конструкции на специальных плавучих платформах и благодаря этому снизить стоимость строительства.

На подходе у «Новатэка» третий проект – «Арктик СПГ-3», предполагающий строительство завода на базе запасов Северо-Обского лицензионного участка ЯНАО. Предположительно первая линия завода будет запущена через год после начала работы «Арктик СПГ-2».

Гораздо скромнее с планами по расширению СПГ-мощностей обстоят дела у другого игрока рынка – ПАО «Газпром». Изначально компания была намерена реализовать два проекта – «Балтийский СПГ» и «Владивостокский СПГ», но пока они пробуксовывают.

«Балтийский СПГ», разработка которого ведется начиная с 2004 года, предусматривает создание мощностей по сжижению газа в Усть-Луге производительностью от 10 млн до 13 млн тонн СПГ. Предполагалось, что первая очередь производства должна заработать в 2023 году, вторая – в 2024 году, однако в апреле 2019 года из проекта решила выйти компания Shell, которая должна была предоставить проекту свою технологию сжижения. Как полагают эксперты, причиной выхода зарубежного партнера стало изменение концепции проекта со строительства отдельного СПГ-завода на его включение в состав газоперерабатывающего комплекса на базе Надым-Пур-Тазовского месторождения. Новым партнером «Газпрома» в проекте стала компания «Русгаздобыча». Необходимость переработки проектной документации и поиска нового лицензиара сжижения отодвигают новые сроки его реализации, которые пока даже официально не названы.

Еще один долгоиграющий проект «Газпрома» – «Владивостокский СПГ», разрабатываемый с 2013 года и предусматривающий строительство в районе г.Владивостока завода СПГ мощностью 10 млн тонн в год. Сначала первую очередь завода планировалось ввести в 2018 году, вторую – в 2020 году, затем запуск первой очереди был сдвинут на 2019 год, потом проект был приостановлен, что было обосновано необходимостью в приоритетном порядке расширить мощности «Сахалина-2». В 2017 году «Газпром» вернулся к проекту, но изменил его масштаб – теперь предполагается создание завода мощностью всего 1,5 млн тонн СПГ в год, к строительству планируется приступить в 2020 году.

Среди причин неуверенности «Газпрома» во «Владивостокском СПГ» аналитики называют конкуренцию СПГ-поставок с трубопроводными поставками «Газпрома» в Китай по газопроводам «Сила Сибири» и «Сила Сибири-2» и приоритетность последних для «Газпрома».

Не лучшим образом складывается судьба проектов, где изначально участвовало ПАО «НК «Роснефть», – «Печора СПГ» и «Дальневосточный СПГ», предполагавших строительство заводов мощностью 4,3 млн и 6,2 млн тонн соответственно. В конце прошлого года «Роснефть» вышла из проекта «Печора СПГ» (партнером проекта также выступает компания «Аллтек»), обосновав это отсутствием у него перспектив, а именно – прав на отправку продукции на экспорт. Проект «Дальневосточный СПГ», реализуемый «Роснефтью» совместно с Exxon Mobil, предполагал запуск производства уже в 2018 году, но был отложен по разным причинам, включая санкции, ограничивающие привлечение внешнего финансирования.

Благодаря преимуществам

По оценкам Минэнерго, к 2035 году производство СПГ в России увеличится в связи с реализацией новых проектов СПГ, а также запуска третьей очереди завода СПГ проекта «Сахалин-2», третьей и четвертой очередей проекта «Ямал СПГ» и составит 83 млн тонн. Это позволит нашей стране занять 15-20% мирового рынка. Такие данные были приведены директором департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго А. Гладковым в конце 2018 года. В апреле 2019 года глава министерства А. Новак в рамках Международного арктического форума заявил о возможности производить в России к 2035 году 100-140 млн тонн СПГ.

На какой объем сможет выйти Россия в реальности, покажет время, но уже сегодня очевидно, что наша страна будет укреплять свои позиции на мировом рынке благодаря таким конкурентным преимуществам, как обширная ресурсная база, более холодный климат, при прочих равных удешевляющий производство СПГ. Кроме того, новые арктические проекты обладают транспортно-логистическими преимуществами, что выражается в относительно коротком плече транспортировки СПГ потребителям и позволяет существенно сократить затраты не только на доставку, но и восстановление компонентного состава при регазификации.

Морские порты №4 (2019)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Для повышения турпотока на набережной Азова планируют построить причал для судов

Для повышения турпотока на набережной Азова планируют построить причал для судов Город рассматривает возможность создания причала для яхт и маломерных моторных судов.

Шкипера плавкрана будут судить за гибель его помощника в Барнауле

Шкипера плавкрана будут судить за гибель его помощника в Барнауле Gомощник, не имевший соответствующего допуска, получил смертельную баротравму.

Российская экономика

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике Арктическим льготы разделят его по категориям.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг. Минэкономразвития внесло в правительство план приватизации.

Транспортная политика

Объем финансирования плана развития инфраструктуры увеличен до 7 трлн рублей

Объем финансирования плана развития инфраструктуры увеличен до 7 трлн рублей План увеличился на 650 миллиардов рублей.

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Морские порты

Проект порта Тамань сократили более чем в четыре раза

Проект порта Тамань сократили более чем в четыре раза Последний вариант включает лишь два терминала на15 млн.

4 украинских морских порта власти хотят передать в концессию

4 украинских морских порта власти хотят передать в концессию Рассматривается возможность концессии портов Мариуполя, Бердянска, Черноморска и Одессы.




Морской транспорт

Из-за циклона закрылось морское сообщение между Сахалином и материком

Из-за циклона закрылось морское сообщение между Сахалином и материком Работа паромов будет восстановлена после улучшения погоды.

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза Разработка корейцев и российских конструкторов

Речной транспорт

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае Стоимость проезда – 50 рублей

До «Петропавловки» на электроходе

До «Петропавловки» на электроходе Хорошая альтернатива метро для туристов Питера

Ж/Д транспорт

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...