С задачей справились

Безопасность мореплавания
С задачей справились

15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в акватории морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В учениях приняли участие Служба капитана порта Новороссийск, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Новороссийска», Служба в г. Новороссийске пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийская таможня, Новороссийский ЛОВД на транспорте, ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, ГБУЗ «Региональный центр медицины катастроф», другие службы, а также аварийно-спасательные формирования морского терминала АО «КТК-Р» и других частных компаний, работающих в порту. «МП» предлагает репортаж с места событий.

Владимир Меланин, Новороссийск

Ранним утром 15 мая катер портконтроля «Капитан Василенко» отошел от причала Новороссийского морского вокзала и взял курс на Южную Озерейку, к выносному причальному устройству морского терминала КТК-Р. На катере специалисты Службы капитана порта Новороссийск: начальник инспекции ГПК КТК-Р Вадим Голюк, руководитель группы организации поиска и спасания в акватории морского порта и на подходах к нему Сергей Сливин, главный специалист группы предупреждения, предотвращения и организации ликвидации загрязнения акватории морского порта Михаил Фляум, руководитель полетов – командир авиационного звена Регионального аварийно-спасательного центра МЧС России Юрий Высторобский, – и я, корреспондент Владимир Меланин. Сегодня в акватории морского порта Новороссийск проводятся масштабные командно-штабные учения (КШУ) по ликвидации пожара на танкере, ошвартованном у ВПУ морского терминала АО «КТК-Р». Участники учений будут решать сложные задачи спасания пострадавших членов экипажа танкера, ликвидации пожара, эвакуации экипажа и ликвидации разлива нефти.

На пути к точке

До заданной точки района проведения КШУ около часа ходу, и мои спутники – они же члены оперативного центра управления (ОЦУ) Штаба руководства операцией (ШРО) капитана морского порта Новороссийск – не тратят время зря: едва ступив на палубу катера, они тут же погружаются в работу. Разложив на столе материалы предстоящих учений, специалисты обсуждают и уточняют детали учений, согласовывают их по радиосвязи и телефону со штабом, находящемся на берегу, в здании Администрации морских портов Черного моря.

Необходимо отметить, что сегодня проводится второй, практический этап учений. Первый, теоретический, был проведен 1 июня 2018 года. Тогда в нем приняли участие более 40 представителей организаций и учреждений, работающих в порту. Согласно утвержденному порядку проведения I этапа, были изучены и отработаны 11 докладов по вопросам готовности экипажей судов к действиям в аварийных ситуациях, особенностей и пожарно-тактической характеристике морского терминала АО «КТК-Р», структуры и функций органов управления, сил и средств аварийно-спасательных формирований и другим.

По итогам первого этапа КШУ были сделаны выводы и предложения, направленные на наращивание сил и средств, совершенствование и модернизацию средств и системы связи, о направлениях совершенствования функциональных подсистем организации и координации деятельности при ликвидации последствий ЧС Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС и т.д.

Во второй, практической части мероприятия приняли участие около 120 специалистов, было задействовано 16 единиц флота, один вертолет и различные средства для поиска и спасания пострадавших, а также для локализации и ликвидации пожара на танкере, горения разлившейся нефти, локализации и ликвидации разлива нефти.

Замысел учений

По замыслу учений на танкере во время погрузки сырой нефти произошел взрыв паровоздушной смеси и пожар в грузовом танке левого борта, разлив около 20 тонн нефти и попадание ее в море, образование растекающегося нефтяного поля площадью около 12 тыс. кв. метров, кроме того, три члена экипажа взрывом выброшены за борт – их необходимо разыскать и спасти.

Спасательную операцию штаб руководства операцией (ШРО) во главе с капитаном порта Новороссийск Евгением Тузинкевичем и оперативный центр управления (ОЦУ) начинают сразу, как только поступает сообщение об условном взрыве и пожаре на танкере.

По громкой связи звучит команда от Морского спасательно-координационного центра Новороссийск: «Вниманию судов, участвующих в поисково-спасательной части учений! Создать поисковый ордер в составе судов «Адис», «Босфор», «ТС-100», «Анатолий Веретёхин», «Водолаз Кузьминых», «Механик Лепилин». Координатором ордера назначается «Водолаз Кузьминых». Далее следуют координаты шести точек поиска, курс, длина галсов, расстояние между ними, скорость движения ордера.

ОЦУ на нашем катере «Капитан Василенко» принимает доклады с судов ордера о готовности выполнения поставленной задачи. Мы дрейфуем поблизости от района работы поисково-спасательного ордера, и невооруженным глазом видно веером развернувшиеся суда, занятые поиском выброшенных за борт моряков. В эфире слышны команды судам с «Водолаза Кузьминых» – координатора ордера.

– Прямо по курсу вижу человека за бортом! – раздается в эфире.

– Поднимайте на борт и оказывайте первую медицинскую помощь, – это распоряжение капитана судна-координатора. Три манекена, имитирующих людей, были заранее рассредоточены в районе поиска, но ни на одном судне их координаты не были известны. И вот первый пострадавший найден.

– Судно поискового ордера «ТС-100» обнаружило второго человека, – снова раздается в эфире. Таможенное судно технически оснащено оборудованием для поиска, позволяющим быстро определять местонахождение людей, терпящих бедствие в акватории. Его экипаж не раз демонстрировал свой профессионализм на практике.

– После поднятия на борт пострадавшим сразу же оказывается первая медицинская помощь: экипажи поисковых судов проходят специальную подготовку по оказанию первой помощи – проведению искусственного дыхания, растиранию от переохлаждения и другим действиям. Все это выполняется в соответствии с инструкциями и состоянием пострадавшего, – комментирует Вадим Голюк. Затем он отдает распоряжение быстроходному катеру «Риб-1»: «Заберите пострадавших, доставьте на терминал КТК-Р и передайте бригаде медицины катастроф».

В это время руководитель полетов Юрий Высторобский связывается по радио с вертолетом, ожидающим команды на вылет из Геленджика, где базируется звено Регионального аварийно-спасательного центра МЧС России, и сообщает нам, что через 12 минут вертолет будет в районе поиска.

Наш ОЦУ докладывает в штаб об обстановке в районе поиска и о двух обнаруженных пострадавших. Штаб одобряет действия поисковиков, но не дает команды прекратить работу по прочесыванию водной акватории.

– Возможно, что и третьего пострадавшего обнаружат суда, а не вертолет, – поясняет Сергей Сливин. – Поэтому отбоя пока нет. Важно не кто найдет моряка, а чтобы он был спасен.

Слышен рокот подлетающего вертолета, Юрий Высторобский ведет переговоры с пилотом. Пролетев над нами, вертолет удаляется в сторону танкера и кружится над ним, все время расширяя зону поиска. Все мы на «Капитане Василенко» неотрывно наблюдаем за полетом Ми-8. И вот, наконец, сообщение: «Человек найден».

Вертолет зависает низко над водой, выкидывает веревочный трап, по которому к третьему пострадавшему спускаются два спасателя. Они подплывают к «моряку»-манекену, крепят страхующее устройство и поднимают его на борт вертолета. Пилот докладывает о выполнении задания и, получив «добро», берет курс на Геленджик. Спасательная операция завершена, и задействованные в ней суда покидают район учений.

Пожар на судне

Штаб объявляет о завершении операции поиска и спасания и дает вводную для следующей операции – тушение пожара на танкере и горящей нефти на водной поверхности. С мощными струями воды к «горящему» танкеру приближаются буксиры «Чайка» и «Сокол», одновременно отсекая огонь на поверхности моря. Два судна компании «Транснефть Сервис» в это же время ведут борьбу с огнем «горящей» на воде нефти.

Еще одно судно «пробивается» в узкий коридор чистой воды и принимает с борта танкера членов экипажа. По замыслу учений, экипаж не может справиться с пожаром на танкере своими силами, и капитан принимает решение эвакуироваться. Все действия также координирует наш ОЦУ на «Капитане Василенко».

Руководитель тушения пожара на танкере – капитан судна «Ламналко Чайка» – докладывает о выполнении задач построения ордера. Пожар на аварийном судне потушен, некоторое время спустя потушен огонь и на море. Остается последнее – локализовать и собрать разлившуюся нефть с поверхности моря.

В ходе операции были приняты решения о введении штатных сил морского терминала АО «КТК-Р» в составе двух мобильных нефтесборных ордеров с подключением плавемкостей для передачи нефтеводяных смесей, а также решение руководителя ШРО – капитана морского порта Новороссийск – с учетом возможного выброса шлейфа нефтяных загрязнений на береговую отмель в районе пляжа п. Южная Озерейка об активизации портового плана ЛРН. В результате создаются две группы сил «Море» и «Берег», создаются и активизируются силы и средства резерва из состава нештатного аварийно-спасательного формирования ПАО «НМТП» и профессионального формирования АО «Флот НМТП».

Член ОЦУ Михаил Фляум передает команду о развертывании двух ордеров для локализации и ликвидации разлива нефти. В этом этапе учений задействованы четыре судна – по два в каждом ордере.

– Молодцы, быстро развертывают боновые заграждения, – одобряет действия моряков Михаил Фляум. – В отличие от прошлых учений в этих налицо слаженность и четкость действий – экипажи показывают хорошую выучку.

Не прошло и 15 минут как боновые ордера готовы к работе. Катера бонопостановщики разворачиваются и по команде ОЦУ движутся на нефтяное пятно. Быстроходный катер «Риб-3» доставляет к ним на буксире две надувные емкости для сбора нефтеводяной смеси. Все идет по плану…

Во время операции отрабатываются практические действия по управлению и руководству локализацией, сбором и утилизацией собранной нефтеводяной смеси, по координации действий с подразделениями территориального звена РСЧС муниципального образования г.Новороссийск и объекта по защите береговой черты, отрабатываются навыки применения основных сил и средств локализации разлива нефти, формирования пятна для обеспечения эффективного сбора и транспортировки собранной нефтеводяной смеси, практического развертывания сил и средств перехвата нефтяных пленочных загрязнений сорбирующими бонами.

Вскоре завершается и эта операция. Море очищено. «Новороссийск-5» – позывной ШРО – благодарит всех участников учений и объявляет об их окончании.

Задачи выполнены

Итоги учений были подведены неделю спустя, 22 мая 2019 года, на совещании капитана порта Новороссийск с представителями органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований, принявших участие в КШУ. Было установлено, что задачи по отработке четырех вводных выполнены, цели КШУ по организации ликвидации пожара на танкере, находящемся у ВПУ морского терминала АО «КТК-Р», достигнуты.

При обсуждении учений отмечены: высокий профессиональный уровень всех участников второго, практического, этапа КШУ, эффективные действия Геленджикского звена аварийно-спасательного центра МЧС России, Регионального центра медицины катастроф, а также экипажей судов «Морспасслужбы», ООО «Ламналко» и ООО «Транснефть Сервис», подразделений морского терминала АО «КТК-Р».

Подводя итог учений, участники совещания пришли к единому мнению о необходимости наращивания сил и средств, совершенствования систем и средств связи, продолжения работы по совершенствованию профессионализма органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований.

Морские порты №4 (2019)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале Правительство Иркутской области утвердило правила организации туризма и отдыха на Байкале, чтобы обе...

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику Северный флот России заявил, что новая система «Триумф С-400» была установлена на архипелаге Новая З...

Российская экономика

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019 Объединенная судостроительная корпорация приняла участие в Международной выставке и конференции по г...

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины»

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины» «Регуляторная гильотина» должна отменить ряд устаревших нормативных актов. Профильные компании обесп...

Транспортная политика

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути Власти Карелии предложили включить Беломорско-Балтийский канал (ББК) в состав Северного морс...

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности Предложенное  Минвостокразвития РФ изменить порядок регистрации   маломерных суд...

Морские порты

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов На этой неделе в рамках выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге состоялась VII ежегодная конференция...

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2019 года проведены командно-штабные учения в...




Морской транспорт

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов Сухогруз «Вячеслав Анисимов», действующий в интересах Северного флота, доставил продовольствие, веще...

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск»

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск» Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» организовал ознакомительную экскурсию на ледоко...

Речной транспорт

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия»

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия» 20 сентября 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду сух...

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 сентября приемочной комиссией принято в эксплуатацию ...

Ж/Д транспорт

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области Для повышения комфорта пассажиров холдинг «РЖД» совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» 27 се...

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники Необходимость перевода железнодорожных перевозок на подшипники кассетного типа ранее обосновывали в ...

Авто транспорт

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего Власти Свободного Амурской области потратят 20 млн рублей на проектирование нового автомобильного пу...

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Аналитика

Транспортная политика

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Морские порты

Победу одержали профессионализм и ответственность

Победу одержали профессионализм и ответственность На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в б...

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...