Путевые заметки: курсанты «Макаровки» о практике на судах СКФ

Инфраструктура / Образование
Путевые заметки: курсанты «Макаровки» о практике на судах СКФ

«Совкомфлот» принимает активное участие в образовании курсантов морских вузов, регулярно предоставляя им практику на судах. В этом номере кадеты ГУМРФ им. адмирала Макарова, которые в скором времени выйдут из стен родной альма-матер, поделились впечатлениями о практике на трех судах компании: газовозе «Кристоф де Маржери», танкерах «Кирилл Лавров» и «Лиговский проспект».

Алексей Павлюк, курсант 5-го курса, факультет судовой энергетики:

– Моя история начинается в маленьком городке Печора в предгорье Урала. В семье у меня все капитаны-речники, обучение в речном училище было предрешено. Правда, специальность я выбрал другую – электромеханик, посчитал это более перспективной профессией. До этого я ходил на речных судах, и, попав на борт «Кристофа де Маржери», был, мягко говоря, ошарашен – колоссальные габариты, техническое оснащение, электронное оборудование – все самое современное.

Моя практика прошла на высшем уровне. Экипаж на судне очень ответственный, сразу видно, что мастера своего дела. Когда у меня возникали вопросы, всегда доброжелательно и отзывчиво отвечали, касались ли они электромеханики, или просто, когда интересовался для себя. Пытались, что называется, разложить все по полочкам. Взаимодействие с экипажем было очень хорошим. У меня был куратор – электромеханик, который давал мне задания, исходя из моих навыков. Поначалу они были самые простые – например, чистка и замена контактов, в дальнейшем – измерения специальным оборудованием, замена подшипников в электродвигателях, обеспечение изоляции электромоторов, замена аккумуляторных батарей, которых на судне немало. Постепенно на мои плечи был возложен целый ряд интересных задач. Так как судно ледового класса, то на нем имеется достаточно много систем обогрева, требующих надлежащего обслуживания. Эксплуатационные условия работы газовоза таковы, что периодически в места расположения электрооборудования попадает морская вода, снег и дождь, и своевременно необходимо найти эти места и устранить влагу.

Узнал много новых контрольно-измерительных приборов. Допустим, измеритель вибрации подшипников электродвигателей. Это специальный высокоточный прибор, который на экране выводит всю необходимую информацию. А раньше это была банальная отвертка, приложенная к уху электромеханика. Также я узнал о работе электронного гигрометра – прибора для измерения влажности.

С развитием электродвижения специалисты-электромеханики на флоте становятся очень востребованы. Раньше мне не приходилось сталкиваться с винторулевыми колонками – азиподами, а теперь работа электромеханика непосредственно с ними связана, а это достаточно сложный и ответственный процесс, который необходимо хорошо понимать, чтобы избежать возможных негативных последствий. Мы работаем с электрическим током, который невидим. А любое соприкосновение с электричеством, как известно, может быть губительно. Поэтому электромеханик должен обладать большим багажом знаний и массой профессиональных навыков.

Прогресс не стоит на месте, все больше новых технологий врывается в нашу жизнь, суда высокого ледового класса обладают таким техническим оснащением, о котором мы узнаем только из лекций и дополнительной литературы. Получив опыт практики на газовозе «Кристоф де Маржери», я еще раз убедился, что помимо учебы информацию нужно искать самому, постоянно совершенствовать уровень знаний и навыков в рамках избранной профессии, идти в ногу со временем, чтобы в дальнейшем стать более квалифицированным специалистом.

Олег Зимин, курсант 5-го курса, факультет судовой энергетики, проходил практику на танкере «Кирилл Лавров»:

– Практика у меня сложилась интересно и была полезной. На «Лаврове» за много лет сформировался отличный экипаж. Члены команды всегда отвечали на мои вопросы, даже если для них они могли показаться наивными. Всегда шли навстречу, даже если я совершал ошибки. Объясняли спокойно, без усмешки. Я попал к очень грамотному специалисту, четвертому механику, который курировал мою практику. Он доверял мне настоящую работу и делился своим опытом, что для меня было просто бесценно: мы залезали вместе в судовой котел, решали различные технические проблемы, мне даже довелось участвовать в моточистке двигателей! Перебирать дизель для будущего механика всегда интересно, потому что в ходе этого процесса узнаешь о своих способностях в будущей профессии. Я проверил себя и свои руки, убедился, что пока все идет хорошо.

Условия жизни на судне были отличные. Самое главное, был очень хороший повар! Два спортзала: один для фитнеса, другой – силовой. Всем экипажем дружно занимались физкультурой. Постоянно устраивали соревнования по настольному теннису между машинной и палубной командами. Конечно, мы, механики, всегда проигрывали, так как у нас времени мало было тренироваться (смеется. – Прим. ред.). Районом плавания был Север – а это очень самобытный регион, это арктические льды, моржи и белые медведи. Когда я впервые открыл иллюминатор и увидел белого медведя, был сильно впечатлен! Это так интересно, ты видишь, как животные плавают в воде, слышишь, что они издают звуки – общаются между собой. Редко кому доводится увидеть такое. Единственный минус – ветра и постоянные холода. С непривычки первое время трудно спать, когда танкер идет сквозь льды – судно постоянно вибрирует. После вахты хочешь отдохнуть, но от вибрации не убежишь, надо с этим жить. Очень большая ответственность во льдах возлагается на судоводителей. Запомнилась команда капитана, когда судно встало во льдах. Его было слышно в машинном отделении! Ничего опасного не было – судно сдает назад. Но с механической точки зрения у нас падало давление в системе охлаждения главных двигателей – постоянно продували кингстоны, забивались битым льдом, и второй механик безвылазно сидел в ЦПУ, переключая клапаны. Я понял, что если бы у него были волосы, то они бы в этот момент стояли дыбом.

Хочу отдельно сказать про политику компании – «Безопасность превыше всего»: она реально работает. Персонал заботится об этом и строго соблюдает правила. На судне меня сразу проинструктировали по технике безопасности, и эти правила впоследствии я неукоснительно соблюдал. Если кто-нибудь видел меня без перчаток, меня ругали старшие коллеги, без наушников куда-нибудь забежал – возвращали.

Главное, чему я научился, – профессионально перебирать механическое оборудование. Это когда разобрал, перебрал, собрал, и не осталось запчастей. Раньше бывало, что и гайки оставались. А еще научился грамотному поэтапному выполнению работ – например, особенностям эксплуатации котлов, их запуску и остановке, водоподготовке, проведению химического анализа воды. Без грязной работы тоже не обходилось: обслуживание станции обработки сточных вод – весьма интересная задача. Знаете, для механика очень приятно, когда ты что-то собрал, и это работает. Моя профессия – это моя самореализация.

Ильяс Мехдиев, курсант 5-го курса, факультет навигации и связи:

– В ходе моей практики на танкере «Лиговский проспект» мне довелось много путешествовать. Мы заходили во Францию, в Англию, постояли на ремонте в Турции, побывали в Польше, Египте, российских портах – Мурманске и Усть-Луге. Я выходил на несколько часов в Гавре, в Англии немного погулял в Глазго, правда, потом быстро обратно на пароход, и уже часов через пять-шесть мы уходили. В Турции ремонт в доке позволил обстоятельно осмотреть местные достопримечательности.

Было непривычно видеть ремонт судна: это стрессовое состояние для экипажа. Но зато я воочию увидел весь наш пароход (как зачастую танкер называют моряки. – Прим. ред.), все его системы и механизмы. Посмотрел, как работают судовые механизмы, обратил внимание и на отношение людей к работе. Рядом с нами стоял фактически наш систершип (судно такого же проекта. – Прим. ред.). По истечении месяца ему сделали отвратительный, на мой взгляд, ремонт – покрасили до ватерлинии. Видимо, у того судовладельца не было средств на большее. Можно было сравнить их пароход после ремонта и наш до ремонта – вид был похожий. Наш выглядел так, как будто только что сошел со стапелей верфи.

Компания «Совкомфлот» помимо обновления флота придает большое значение поддержке действующих судов. Насколько помню, все оценили пароход на пятилетний возраст, несмотря на то что ему уже 12 лет. По замерам танков и износу металла танкер был просто в идеальном состоянии. Это также демонстрирует и бережное отношение экипажа к своему судну.

Мою практику курировал старший помощник капитана, рассказывал и показывал судовые системы и механизмы. Приятно, что в рейсе пригодились мои знания английского, общался с суперинтендантами, участвовал в грузовых операциях. Вот только на швартовки не пускали – по СМСу (система управления безопасностью) не положено. Регулярно находился на мостике, ставил точки на навигационных картах, общался с лоцманами, функционировал как экстра-третий помощник капитана. Старпом обучал грузовым операциям, второй помощник ГМССБ, passage plan, различным навигационным моментам, третий помощник показывал, как готовить и оформлять документацию, делать ежемесячные обходы.

Из практики я извлек несколько полезных вещей. Во-первых, понял, что труд моряка – это тяжелая работа. На танкерах работать сложнее, чем на сухогрузах, на погрузку-выгрузку дается всего 20 часов, а за это время надо еще принять бункер, провизию, пройти инспекцию. Очень много работы с документацией, отдельная история – подготовка к веттингу. Готовиться очень тяжело, зато какое облегчение у всей команды, когда он проходит, и экипаж получает всего одно-два незначительных замечания, словами не передать! Во-вторых, я убедился, что мне безумно нравится эта профессия, что очень хочу работать в ней, расти профессионально, и я увидел, что команда также заинтересована во мне как в специалисте.

Анатолий Лебедев, доцент кафедры электродвижения и автоматики судов, к.т.н., куратор группы целевой подготовки СКФ:

– Вспоминая свою практику электриком на теплоходе «Максим Горький» в далеком 2002 году, уверенно могу сказать, что компания всегда большое внимание уделяла подготовке и обучению молодых специалистов. Практиканты на судне воспринимаются не как дополнительные руки, чтобы покрасить палубу, а как будущая смена специалистов, наши будущие коллеги. Курсант ничем не отличается от младшего офицера. Этот подход воспитывает чувство ответственности, глубокое понимание своего ремесла. Таких ребят не надо куда-то подталкивать, дополнительно стимулировать. Есть разница между обучением и подготовкой. Это два разных процесса, которые я разделяю. Как раз последнее зависит целиком и полностью от компании. Обучить всему невозможно, а подготовить к конкретным задачам – вполне реально. Ребята со своими задачами справились, прошли успешно практику и что немаловажно – поняли, что профессия, которую они выбрали, может быть, и есть их призвание. Видно, что они буквально «заразились» своей профессией, и нам это, конечно, отрадно.

Пять советов старших курсантов будущим морякам

1. Главное – стремиться к своей цели.

2. Курсантам-судоводителям серьезно относиться к изучению английского языка, навигации и астрономии. Это три ключевых предмета, которые позволят определяться в море и свободно общаться с другими.

3. Уделять внимание саморазвитию, расширять полученные в академии знания, читать дополнительную литературу.

4. Морская профессия должна стать любимым делом, любимым увлечением.

5. Подавать положительный пример всегда и во всем.

По материалам «Вестника СКФ»

Морские вести России №9 (2019)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае Максимальный грузооборот по проекту – 35 млн тонн в год




Морской транспорт

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций Сингапурцы и корейцы отказываются помочь в обслуживании и «ставят палки в колеса»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих ледоколов «Атомфлота»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих  ледоколов «Атомфлота» Советских «старичков» остановят

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...