Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судостроение
Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морских побережьях.

Эти поселения необходимо было постоянно снабжать всем необходимым для жизни и работы людей. Проблема осложнялась отсутствием постоянных причалов у большинства таких портопунктов, а также малыми глубинами у берегов, не позволявшими судам-снабженцам подходить к месту выгрузки.

Виктор Дубровский

Долгое время снабжение шло с использованием деревянных беспалубных лодок, на которые на рейде перегружали грузы, доставляли на берег и разгружали вручную. Позже в качестве перегрузочных средств стали использовать десантные баржи; при этом первым рейсом на берег доставляли трактор, а затем грузы в полуконтейнерах, которые трактор вытаскивал на берег волоком.

Все эти работы проходили в зоне прибоя, иногда, при наличии припайного льда, работа была тяжелая, малопроизводительная и опасная, с большими потерями времени на ожидание погоды.

Рождение идеи

Аспиранту ЦНИИ морского флота в Ленинграде С.В. Зельманову в 1967 году было предложено в качестве темы диссертации совершенствование плавучих перегрузочных средств. Но он предложил использовать опыт ледоколов с базированием вертолетов на специально спроектированном грузовом судне, чтобы доставлять груз имевшимися в то время в СССР вертолетами, включая Ми-10к грузоподъемностью 10 тонн. Судно должно было располагать ангаром для хранения вертолетов и их полного обслуживания, взлетно-посадочными площадками для их заправки горючим и входа в ангар и грузовыми площадками для приема груза с минимальной длиной внешней подвески для работ в условиях морского волнения.

Следует отметить принципиальную важность отказа от посадки-взлета при каждом полете и использования внешней подвески: во-первых, это экономило время, во-вторых – внешняя подвеска снимала ограничение габаритов груза при полном использовании грузоподъемности вертолета. При этом внешняя подвеска должна иметь минимальную длину для минимизации ее колебаний над палубой и снижения времени зацепления груза.

Понимая сложность экономического соревнования с гораздо более дешевыми плавучими перегрузочными средствами, С.В. Зельманов поставил задачу «создания на судне условий для минимального времени между полетами и минимального времени для нацеливания на груз. Идеальная схема поэтому была бы полетная палуба авианосца, еще лучше без бортового острова. Подача груза на такую палубу лучше всего была бы трюмными подъемниками, с платформы которых вертолет снимает груз с минимальной – до нескольких метров – длиной внешней подвески, оборудованной автоматическим захватом ею ответных узлов груза и автоматической отцепкой на береговом складе. В этих условиях зависание вертолета над палубой занимало бы не более минуты. Но для этого ему ничто не должно было мешать для подлета на малой высоте над палубой и безопасного зависания». (Из письма С. Зельманова автору.)

После соответствующей разработки идеи судна, консультаций в КБ Камова и Миля и испытаний модели вертолета с моделью судна для оценки влияния отражения воздушных потоков от надстроек была подготовлена в 1969 году кандидатская диссертация «Особенности проектирования грузовых вертолетоносцев».

В ходе этих исследований С.В. Зельманов провел натурные эксперименты с погрузкой древесины вертолетом прямо в трюм из леса, с перемещением груза по палубе автопогрузчиком при качке, с переносом 5-тонного контейнера с берега на остров, а также с работой вертолета с контейнеровозом «Севморпуть».

В 1980 году докторский совет ЛКИ после защиты С.В. Зельмановым диссертации на указанную тему (со счетом 14:0) рекомендовал присвоить ему ученую степень кандидата технических наук.

Архитектура предложенного судна

Для решения основной задачи (работы с грузами, не превышавшими возможности вертолета) судно должно было иметь ширину по палубе не менее диаметра винта вертолета и свободную палубу на максимальной длине. Перемещения грузов в трюмах предполагались с помощью автопогрузчиков, а на верхнюю палубу – подъемниками. Вдоль судна грузы должен был перемещать передвижной кран, который был бы также снабжен выносными за борт консолями для спуска на воду баржи для грузов, вес которых не позволял перегружать их вертолетом. Поскольку вертолет – машина очень напряженная, предполагалось, что на судне их будет не меньше двух. (Можно отметить, что при использовании погрузчиков и на верхней палубе для горизонтального перемещения грузов, а также при размещении баржи достаточно далеко от взлетно-посадочной и грузовой площадок, для спуска и загрузки баржи можно использовать и стационарные краны.)

В процессе исследований С.В. Зельманов выполнил несколько натурных опытов по использованию вертолетов для выгрузки с судна на необорудованный берег. Уже первые опыты показали, что при условии короткой подвески и свободного маневрирования над грузом рейс на расстояние, например, 3 км занимает 4-6 минут.

Построенные суда

Проект судна-снабженца с двумя вертолетами был разработан ЦКБ «Изумруд». Хотя текст диссертации, как сообщил С.В. Зельманов, был направлен в это ЦКБ, никаких вопросов автору идеи от проектантов не было.

Головное судно проекта 10620 «Витус Беринг» было построено Херсонской верфью в 1986 году, до 1989 года было построено еще 4 судна этой серии; затем проект был модернизирован и получил номер 10621. По этому проекту было построено 3 судна и одно продано в недостроенном виде.

На заглавном рисунке показано одно из судов серии «Витус Беринг» с двумя вертолетами: габаритная длина 159,8 м, ширина 22 м, осадка 9 м, высота борта 12 м, дедвейт 10 800 т, мощность ЭУ 12 600 л.с., скорость 15,9 узла, полное водоизмещение 16 100 т.

Приведенный вид сбоку показывает, что никакой свободной и достаточно обширной палубы на судне нет. Грузовые площадки расположены на крыше ангара в кормовой части и на крышке трюма в носовой части. На кормовую площадку груз приходится доставлять одним-двумя подъемами краном. Носовая площадка невелика и расположена слишком близко к надстройке.

Таким образом, можно было ожидать, что работа вертолетов будет затруднена и разгрузочный цикл будет большим, что резко снизит производительность разгрузки и эффективные показатели судна, что, к сожалению, и подтвердилось практически.

Тем не менее «вертолеты позволили исключить работу людей у борта судна в условиях волнения и в зоне прибоя, что сохранило здоровье грузчиков. Они изменили привычную схему завоза груза в Арктику. В результате пять судов высвободили для каботажных и заграничных перевозок десятки обычных судов, что дало определенный эффект. Не только в Арктике, но и на Курильских островах». (С.В. Зельманов.)

Это подтверждается свидетельством современника: «выгрузка пятитонных контейнеров вертолетами была успешно отработана на Дальнем Востоке, и суда приступили к работе по завозу грузов в прибрежные районы Дальнего Востока и Арктики. Новая технология характеризовалась высокой производительностью, низким уровнем ручного труда и отсутствием травматизма».

К сожалению, в конечном счете облегчение работы, повышение производительности и совершенствование процесса снабжения необорудованного берега не привело к адекватному повышению экономических показателей судов. Все они заканчивали сезоны снабжения с отрицательным экономическим результатом. Правда, можно предположить, что при этом не были учтены побочные экономические результаты.

После 90-х годов – по мере уменьшения количества снабжаемых портопунктов – суда этого проекта были выведены из эксплуатации и проданы за рубеж.

Опыты на лихтеровозе «Севморпуть»

Архитектурные особенности атомного лихтеровоза «Севморпуть» – свободная палуба на большей части длины и передвижной кран с консолями для работы за бортом – полностью соответствуют требованиям к грузовому вертолетоносцу, сформулированным в диссертации С.В. Зельманова.

Потому особенно важны опыты с вертолетом на этом судне. Эти опыты проводились с вертолетом с диаметром винта 32 м, как у Ми-26 грузоподъемностью 20 т. Опыты доказали большое значение особенностей судна для обеспечения минимального времени застропки и цикла перегрузки в целом.

Рекомендации

Применение судов-снабженцев с вертолетами на борту продемонстрировало высокую технологическую эффективность. Разгрузка основного объема грузов вертолетами ликвидировала опасный и тяжелый ручной труд, многократно повысила производительность и обеспечила гарантированное снабжение пунктов на необорудованном берегу независимо от условий на кромке прибоя.

Для обеспечения экономической эффективности рекомендуется применение судов, максимально приспособленных к работе с вертолетами в соответствии с требованиями, сформулированными в диссертации к.т.н. С.В. Зельманова «Особенности проектирования грузовых вертолетоносцев», защищенной в Ленинградском кораблестроительном институте в 1980 году.

Морские вести России №8 (2019)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Российскую квоту на рыбу Атлантики могут «урезать» в пользу других стран

Российскую квоту на рыбу Атлантики могут «урезать» в пользу других стран Из-за изменений в законе о рыболовстве

Завод «по изготовлению» СПГ-заводов «НОВАТЭК» откроет в следующем году

Завод «по изготовлению» СПГ-заводов «НОВАТЭК» откроет в следующем году Стоимость проекта – 120 миллиардов рублей

Российская экономика

Россия в Египте хочет построить новую судоверфь и модернизировать имеющиеся в Суэцком канале

Россия в Египте хочет построить новую судоверфь и модернизировать имеющиеся в Суэцком канале Соответствующие проекты были представлены в ходе рабочей поездки в Египет замминистра промышленности...

Цены на российскую нефть достигли максимума за 19 лет

Цены на российскую нефть достигли максимума за 19 лет Причина – ограничение поставок в ноябре

Транспортная политика

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы Авария в акватории создаст международно-правовую коллизию

Морские порты

Ледоколы Росморпорта начали сезон проводок в Архангельске

Ледоколы Росморпорта начали сезон проводок в Архангельске Надежное сопровождение

Собственный рекорд по погрузке угля на судно «побили» в торговом порту Мурманска

Собственный рекорд по погрузке угля на судно «побили» в торговом порту Мурманска Прошлый результат «держался» шесть лет




Морской транспорт

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза Разработка корейцев и российских конструкторов

Спустя 33 года фрегат «Маршал Шапошников» вновь спустили на воду

Спустя 33 года фрегат «Маршал Шапошников» вновь спустили на воду Обновленный корабль получит новейшие ракеты «Циркон»

Речной транспорт

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае Стоимость проезда – 50 рублей

До «Петропавловки» на электроходе

До «Петропавловки» на электроходе Хорошая альтернатива метро для туристов Питера

Ж/Д транспорт

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...