Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судостроение
Судоремонт в России: надежда на возрождение

Многие годы судоремонт в России, можно сказать, служит лишь «бонусом» к судостроению, существует в основном на гособоронзаказах и не удостоен специальных государственных программ развития. В результате ситуация в отрасли, представленной более чем 50 крупными и 100 средними и малыми предприятиями, сегодня оценивается как критическая: объемы работ падают и частично «утекают» за границу, остро ощущается нехватка оборудования и дефицит кадров.

Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону – в рамках поставленных государством задач по увеличению доли гражданской продукции на предприятиях ВПК и импортозамещению, судоремонтные предприятия проводят диверсификацию производства, осваивая новые для себя виды оборудования и направления деятельности.

Надежды на дальнейшее возрождение судоремонта внушает и формируемая «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», где судоремонт впервые выделен как отдельное направление и определены стратегические ориентиры его развития – увеличение мощностей и объемов работ вдвое.

Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприятий и другие актуальные вопросы отрасли обсудили участники конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и судоремонта», организованной журналом «Морской флот» при поддержке ФГУП «Крыловский государственный научный центр», прошедшей 19 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге в рамках выставки «НЕВА-2019».

Галина Музлова

Судоремонт как отдельное направление

– До недавнего времени в директивных документах, в той или иной мере определявших планы развития судостроения, слово «судоремонт» использовалось как фигура речи, не несущая смысловой нагрузки. Соответственно, и в планах развития отрасли судоремонт никогда не выделялся как отдельное направление деятельности, – так начал свое выступление Дмитрий Спивак, начальник отдела промышленного и технологического анализа ФГУП «Крыловский государственный научный центр», модератор конференции.

По его словам, проблемы судостроения и судоремонта не всегда симметричны, и понимание этой ситуации выразилось в формировании отдельного подраздела в рамках «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», посвященного проблемам судоремонта. «Нами были поставлены две задачи: увеличить объем работ на судоремонтных предприятиях и объем обновленных судоремонтных мощностей к 2035 году в два раза. В настоящее время ведется разработка конкретного плана действий для достижения этих задач.

Специфика судоремонта, по мнению Д. Спивака, заключается в первую очередь в проектном характере производства: «Если судостроительный завод по мере движения от головного к серийному производству снижает издержки, трудоемкость, сроки строительства, то для судоремонта каждый заказ – это борьба за эти оптимизацию параметров».

«Судоремонт – одна из самых сложных отраслей машиностроения, для нее характерны индивидуальный производственный процесс, высокая (до 70%) доля ручных работ, выполняемых в неблагоприятных условиях, отсутствие ритмичной загрузки мощностей», – дополнил характеристику отрасли Анатолий Белоев, генеральный директор АО «Кронштадтский морской завод». По его словам, ремонтируемый фонд отличается низким уровнем стандартизации, в связи с чем для судоремонта характерно единичное, индивидуальное и мелкосерийное производство. Расчеты и планирование в судоремонте сложнее, чем в судостроении, поскольку объемы работ малоизвестны, сложно поддаются прогнозированию и уточняются уже в процессе самого ремонта.

В поле внимания регистров

Пока в России объемы судоремонта снижаются. «Есть общий тренд снижения количества заявок по судоремонту в 2018 году по сравнению с 2017 годом, и этот тренд, вероятно, продолжится в текущем году», – отметил Владимир Скепко, главный специалист отдела маркетинга и информационной политики Российского морского регистра судоходства (РС).

Снижение объемов судоремонта участники конференции связывают с уменьшением количества единиц флота, с его простаиванием. Кроме того, во многих случаях судовладельцы не видят в судоремонте коммерческой целесообразности и вместо этого предпочитают сдать судно на металлолом, что тоже соответствующим образом сказывается на динамике отрасли.

По словам представителя Регистра, судоремонтные предприятия все чаще сталкиваются с отсутствием импортного и отечественного оборудования для ремонта старых конструкций, а поиск альтернатив вызывает сложности. По его словам, зачастую судовладельцы стремятся минимизировать затраты на ремонт и привлекают для этого предприятия, на которых отсутствует необходимое оборудование и квалифицированный персонал, что соответствующим образом сказывается на качестве ремонта.

Главная цель РС заключается в подтверждении соответствия судна установленным требованиям после проведения ремонта, и Регистр постоянно работает над совершенствованием этих требований для оптимизации всей процедуры. Кроме того, шагом навстречу стала оптимизация механизма ценообразования на услуги РС – сегодня стоимость услуг определяется по фактически затраченному времени работы инспектора. «Со своей стороны мы призываем судовладельцев продолжать работу над повышением качества обслуживания судов и поддержанием их в должном состоянии», – сказал В. Скепко.

Безусловно, одной из причин удручающего состояния судоремонтной отрасли является старение «средств производства», например плавучих доков. «Средний возраст плавучих судоремонтных доков в России составляет 40 лет», – такие данные привел Илья Гуляев, начальник корпусного отдела Российского Речного Регистра (РРР). «Эти плавдоки весь свой жизненный цикл задействованы в судоремонте, и их техническому состоянию эксплуатирующие организации традиционно уделяют крайне мало внимания. В настоящее время все используемые в России судоремонтные плавдоки иностранного производства, отечественные судостроительные предприятия не обладают возможностями для их постройки. Учитывая возраст плавдоков, о продлении их ресурса, увеличении грузоподъемности, к сожалению, говорить не приходится. Напротив, мы практикуем снижение или ограничение грузоподъемности этих объектов, исходя из их технического состояния», – отметил И. Гуляев.

Из 23 тыс. судов, состоящих на классификационном учете РРР, в работоспособном состоянии находится не более 55-60%, остальные суда выведены в отстой, а средний возраст флота уже достиг 33 лет и продолжает расти. Старение флота потребовало внесения изменений в нормативную базу РРР в части судоремонта. Если ранее в правилах освидетельствования судов предусматривалась дефектация металлических корпусов по характерным сечениям судна – расчеты проводились по трем характерным сечениям корпуса, то сегодня введена возрастная дифференциация объемов дефектации. «Согласно новым правилам, суда возрастом до 15 лет подвергаются минимальным объемам проверок, испытаний, замеров, и это можно рассматривать как преференцию для судовладельца, способную минимизировать расходы на судоремонт», – отметил И. Гуляев.

Курс на диверсификацию

«В 2016 году президентом России была поставлена стратегическая задача по увеличению доли гражданской продукции на предприятиях ВПК до 17% к 2020 году, до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году», – напомнил участникам конференции гендиректор Кронштадтского судоремонтного завода А. Белоев, отметив, что проблема диверсификации особенно остро стоит перед предприятиями судоремонта, где до 95% заказов приходится на корабли и суда ВМФ.

При выполнении задач по диверсификации предприятия отрасли сталкиваются с многочисленными сложностями – от необходимости модернизации производства и освоения новых видов продукции до переучивания специалистов и работы в жестких условиях конкуренции. Помочь преодолению этих проблем, по мнению А. Белоева, могут такие формы государственной поддержки, как спецзаказ (госзаказ для производства гражданской продукции по аналогии с гособоронзаказом), региональная государственная поддержка, введение налоговых каникул, льготного кредитования для судоремонтных предприятий, а также меры, которые позволят сделать судоремонт в России для отечественных судовладельцев более выгодным, чем за границей.

Пока из этого списка реализованы только меры региональной поддержки. Например, в Мурманской области региональными властями разработан и реализуется План по модернизации портовой инфраструктуры для рыбаков и созданию народнохозяйственного судоремонтного кластера «Полярный» на базе 10-го судоремонтного завода (СРЗ). В Заполярье планируется запустить программу создания кластера для обслуживания газовозов и судов по обеспечению шельфовых проектов. В Санкт-Петербурге поддержка диверсификации судостроения и судоремонта также осуществляется из регионального бюджета.

В подтверждение идущего процесса диверсификации в отрасли А. Белоев привел следующие цифры: на предприятиях АО «ОСК», крупнейшего судостроительного и судоремонтного холдинга, объем выпуска гражданской продукции за последние четыре года вырос в 2,5 раза и в 2018 году составил 57 млрд рублей, в 2019-м планируется выйти на уровень 70 млрд рублей. Доля гособоронзаказов на АО «Кронштадтский судоремонтный завод» составляет 85%, что выше, чем в среднем по ОСК (70%), ремонт гражданской продукции представлен в основном ремонтом газотурбинных двигателей. В течение пяти лет завод планирует увеличить долю гражданской продукции в структуре выручки до 35%.

Конечно, начавшаяся диверсификация судоремонта – заслуга не только и не столько государства, сколько инициатива самих предприятий. «Долгое время диверсификация сводилась к расширению спектра судоремонтных услуг, – рассказал А. Белоев. – Например, в 2015-2018 годах завод освоил доковый ремонт ледоколов и ремонт с элементами реставрации кораблей-музеев, в настоящее время начата подготовка к освоению крупнотоннажных судов». В результате на заводе было создано отдельное направление по гражданскому судоремонту, включая подразделение коммерческих заказов. «Сегодня мы подошли к идее синергетической диверсификации, подразумевающей создание новых видов деятельности. В частности, планируется создание оборудования для судовых рыбо- и крабоперерабатывающих фабрик, которое мы будем поставлять отечественной рыбоперерабатывающей отрасли, а в будущем – и на зарубежные рынки», – отметил гендиректор Кронштадтского СРЗ.

Кадры решают все

По мнению участников мероприятия, одна из ключевых проблем российского судоремонта заключается в острой нехватке кадров. Особенно остро эта проблема стоит в южных регионах страны: если несколько лет назад дефицит покрывался украинскими рабочими, сейчас такой возможности нет. Средний возраст специалистов на многих предприятиях превышает 51-52 года, а учебных заведений, которые готовили бы молодых специалистов, попросту нет.

«Мы выходили с предложением открыть судоремонтные факультеты на базе колледжей, но нам ответили, что нужно, чтобы это решение было внесено в бюджет. На сегодняшний день этого не сделано, и чтобы закрывать хоть какие-то объемы работ, мы вынуждены брать специалистов из строительства и переучивать», – сообщил Леонид Радченко, гендиректор СРЗ «Моряк» (г. Ростов-на-Дону).

В Северо-Западном ФО проблема кадров стоит менее остро – этот регион «оттягивает» на себя специалистов из-за высокой доли гособоронзаказа, хотя в отдельных областях (например, замены металлоконструкций) она также ощутима. Но системного решения к проблеме кадров для судоремонта нет и здесь, и если вдруг предположить, что предприятия отрасли единовременно получат инвестиционную поддержку и налоговые послабления, им придется отказываться от заказов из-за того, что выполнять их будет некому.

«В 2015 году, когда было принято решение о восстановлении завода и проведении диверсификации, численность персонала 10-го СРЗ составляла 360 человек, при этом реальных рабочих было 60 человек. Чтобы иметь возможность реализовывать планы, мы стали направлять специалистов на обучение в колледж, расположенный в городе Полярном, где сохранились специальности «судоремонт» и «корпусные работы», также подписали соглашение с Мурманским индустриальным колледжем», – рассказал Евгений Зудин, гендиректор 10-го СРЗ.

Новые технологии и импортозамещение

Одна из тем, затронутых на конференции, касалась внедрения в судоремонтную отрасль новых технологий, в том числе импортозамещающих. Так, Константин Ефимов, директор департамента «Оборудование для судостроения и судоремонта» ООО «ЗПТО им. С.М. Кирова», рассказал о создании современного судовозного оборудования. «До недавнего времени основные поставки современного судовозного оборудования в Россию осуществляли западные компании. К 2014 году в рамках импортозамещения мы приступили к изготовлению поворотной тележки, в 2015 году сделали ее первый образец, получили патенты на это оборудование, опробовали опытные образцы и, выиграв в 2018 году тендер, приступили к серийному производству на мощностях Центра судоремонта «Звездочка», – пояснил он. По его словам, первый образец тележки был построен с использованием импортных деталей, а к моменту начала серийного выпуска производство всех комплектующих было налажено на территории России. «При использовании поворотной тележки количество персонала, задействованного в операциях, уменьшается вдвое, а время подготовки операции – в несколько раз по сравнению с системами советского образца», – сказал спикер. Он также отметил, что российской промышленности предстоит наладить выпуск с нуля судовозных систем грузоподъемностью до 50 тыс. тонн.

Николай Кочнов, представитель компании Liebherr, рассказал о новой линейке судовых и офшорных кранов, которые могут использоваться в практике судоремонтных предприятий России. Дмитрий Ицкевич, представитель компании Baltic Cranes Industry (Литва), поделился международным опытом производства и модернизации кранов для портов и судостроительных и судоремонтных компаний и рассказал о новейших системах управления, применяемых в крановой индустрии. Эти системы осуществляют мониторинг или удаленное управление работы крана, позволяют сократить количество потребляемой энергии, уменьшить износ колес и т.д. Илья Васильев, главный конструктор компании ЗАО «СММ», рассказал об освоении нового для компании направления судового машиностроения – грузоподъемного оборудования для судов, доков и нефтегазодобывающих платформ.

Заключение

Таким образом, государственные инициативы по развитию судоремонта, а также работа самих предприятий в рамках диверсификации производства вселяют надежды на возрождение отрасли. Хорошим подспорьем для достижения стратегического удвоения объемов работ к 2035 году, по мнению участников конференции, могло бы стать создание новой нормативно-законодательной базы по ремонту судов под иностранным флагом (где судовладельцем выступает российская компания) на территории России. «Сегодня из-за несовершенного законодательства ремонт судов под иностранным флагом вызывает массу сложностей и в итоге обходится очень дорого. В результате эти суда предпочитают осуществлять судоремонт в Турции, Норвегии и других странах, где нет таможенных барьеров или они носят разумный характер, есть рыночная цена и т.д.», – отметил генеральный директор Азовской судоверфи Михаил Бартник. По его мнению, если упростить процесс ремонта судов под иностранным флагом, можно получить дополнительный объем рынка, который также внесет вклад в развитие отрасли.

Морские вести России №14 (2019)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае Максимальный грузооборот по проекту – 35 млн тонн в год




Морской транспорт

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это к большому улову

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций Сингапурцы и корейцы отказываются помочь в обслуживании и «ставят палки в колеса»

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...