К совершенству таможенного законодательства

Таможня
К совершенству таможенного законодательства

3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами предполагается вести исключительно в электронном виде. Это позволит существенно сократить время прохождения государственного таможенного контроля в отношении торговых судов, товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Чтобы воспользоваться новой технологией, перевозчику нужно предоставить в таможенные органы необходимые документы в электронном виде, заверенные электронной подписью, в комплекс программных средств «Портал «Морской порт», разработанный ФТС. Предварительное решение о выпуске товаров может быть принято таможней на основании информации, предоставленной еще до прибытия судна. Это не единственное новшество в работе контролирующих органов. Многие из них предварительно обсуждались в консультативных и экспертных советах с представителями профессионального сообщества, в том числе с членами Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Надежда Толстоухова

Таможня ускоряется

С этого года перевозчики обязаны предварительно через портал «Морской порт» информировать ФТС о грузах, планируемых к ввозу водным транспортом на территорию ЕАЭС. Эта норма вступила в силу летом текущего года в соответствии с решением ЕЭК №51.

«Предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, для целей оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС», – сообщили корреспонденту журнала «Морские порты» в пресс-службе ФТС России.

В ФТС также пояснили, что направить предварительную информацию в таможенный орган можно через сервис «Личный кабинет участника ВЭД» либо с помощью сервисов сторонних разработчиков. Документам присваивается регистрационный номер, а вся информация автоматически связывается ЕАИС ТО и направляется на портал «Морской порт» для того, чтобы таможенные органы могли принять предварительное решение по выпуску товара.

Между тем пока не получается совсем избежать бумаг при проведении карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска (МПП). Сейчас ФТС вместе с Россельхознадзором работают над тем, чтобы заменить бумаги и других контролирующих органов электронными документами.

Все подобные новшества вводятся хоть и медленно, но при непосредственном участии в их обсуждении профессионального сообщества, в частности Ассоциации морских торговых портов (АСОП), представители которой входят в экспертные советы и рабочие группы при ФТС, Минтрансе, Минэкономразвития, Минсельхозе и других ведомствах.

«Наша задача – создать условия для эффективной работы стивидоров, экспедиторов, морских агентов, иных хозяйствующих субъектов в морском пункте пропуска, а это невозможно без взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь с Минтрансом и ФТС, – рассказывает председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам АСОП Павел Поляков. – Федеральная таможенная служба для нас один из главных партнеров. За последние годы в наших отношениях произошло немало позитивных событий. Одно из важных – принятие решения руководством Службы о реформировании экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС (приказ ФТС России от 19.01.2018 г. №56). В результате в этот совет вошли и представители АСОП».

По словам П.Полякова, примерно в то же время было принято решение о создании при совете Постоянной комиссии по совершенствованию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска. На площадке комиссии под председательством первого заместителя руководителя ФТС портовое сообщество теперь регулярно обсуждает насущные вопросы.

«Это действительно эффективно работающий орган. Не реже раза в месяц мы собираемся и обсуждаем стратегические вопросы нашей работы, на экспертном уровне и в режиме реального времени работаем над вопросами как общего характера, которые относятся к отрасли в целом – общие подходы к администрированию и государственному регулированию деятельности морских портов, так и правоприменительной практики, взаимодействия с ФТС на местах», – говорит П.Поляков.

К идеальному МПП

Портовое сообщество на протяжении многих лет принимает участие в подготовке и экспертной оценке практически всех законов, связанных с портовой деятельностью или влияющих на нее.

В последнее время АСОП внесла свою лепту в Федеральный закон №289 «О таможенном регулировании». При участии Ассоциации были усовершенствованы подходы к осуществлению государственного контроля услуг перевалки и временного хранения грузов в морском порту. Самая важная поправка, которую удалось внести в закон на стадии подготовки, – это исключение риска непродления разрешения на временное хранение товаров для оператора морского терминала по совокупности полученных штрафов по делам об административных правонарушениях за предыдущий период на сумму более 500 тыс. рублей.

Кроме того, при участии Ассоциации был подготовлен приказ ФТС России от 19.03.2019 г. №444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения…». Сейчас представители АСОП совместно с ФТС готовят методические рекомендации к названному Порядку, направленные на развитие единой правоприменительной практики в морских портах РФ.

Также были подготовлены предложения в проект ФЗ «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации», которыми Ассоциация выступает за ускорение прохождения грузов через госграницу, за формирование и редактирование нормативно-правовой базы, определяющей таможенные взаимоотношения на уровне национального законодательства.

По инициативе АСОП на уровне ЕЭК сформирована рабочая группа по вопросам оборота контейнеров иностранного происхождения на территории ЕАЭС. Эта группа уже предложила четыре возможных варианта изменения действующего законодательства, которые выносятся на Совет глав правительств ЕАЭС.

Взаимодействие портового сообщества идет и по линии других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в МПП. Например, вместе с Минсельхозом Ассоциация работает над внесением изменений в порядок выдачи фитосанитарного сертификата, которые устранят необходимость представлять экспортный груз в порту к осмотру за счет стыковки программных средств контролирующих органов и стивидоров. Это существенно снизит затраты экспортеров на доставку российских товаров на международный рынок и сделает их более конкурентоспособными.

Ранее с целью повышения скорости прохождения грузов через МПП и совершенствования государственного контроля и надзора без снижения эффективности процессов перевалки грузов Ассоциация вносила предложения в ФЗ «О государственной границе» и «О транспортной безопасности». Основная задача на ближайшую перспективу – формирование совместно с федеральными органами исполнительной власти Целевой модели идеального морского пункта пропуска.

Пересчитать рейтинг Doing Business

Под эгидой Министерства экономического развития вместе с ФТС России на протяжении последних пяти лет АСОП ведет работу по повышению места России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В нем при оценке показателя «Мировая торговля» учитывается скорость прохождения грузов через морской пункт пропуска и эффективность таможенных процедур.

Между тем Ассоциация констатирует необъективный подход Всемирного банка к оценке реальных изменений как действующего национального и наднационального законодательства, так и динамики изменений в правоприменительной практике скорости таможенного оформления и необходимого на перевалку грузов времени в МПП. По показателю «Мировая торговля» Россия точно не находится на 99 месте. Наша страна не уступает в этом ближайшем конкурентам. Методика оценки явно нуждается в корректировке.

Нельзя сравнивать скорость прохождения границы между странами ЕС, где нет экономических границ, и, например, между ЕС и Россией. Экономичес-кая безопасность государства требует некоторого времени на осуществление государственного контроля.

Несколько лет назад АСОП участвовала в работе по подготовке пояснений для Всемирного банка о деталях и технологических операциях при перевалке грузов и осуществлении надзора в МПП. Специалисты констатировали, что динамика позитивных изменений налицо: контроль в российских морских портах уже влился в единый цикл производственных подходов в морских портах мира.

Вместе с ФТС Ассоциация в последнее время реализовала несколько интересных экспериментов. Например, была опробована процедура выпуска до выгрузки, когда товар иностранного происхождения может быть помещен под процедуру выпуска в свободное обращение еще до того, как он выгружен с судна. Также в порядке эксперимента был опробован переход на безбумажный документооборот.

«Сейчас в морских пунктах пропуска практически нет бумаг. Работа ФТС и других федеральных органов исполнительной власти и контролирующих органов направлена на перевод всех процедур в плоскость электронного взаимодействия. В частности, судовое дело ведется таможней преимущес-твенно в электронном виде. Это ускоряет и упрощает взаимодействие», – говорит П.Поляков.

За единство правоприменения!

Уже упоминавшийся портал «Морской порт» должен стать основой для «единого окна» взаимодействия участников ВЭД, морских перевозчиков, операторов морских терминалов и всех контролирующих органов. Активное содействие ФТС России в усовершенствовании системы, повышении эффективности ее работы также оказывает АСОП, давая свои предложения по доработке программного средства.

Еще в 2016 году вышло распоряжение Правительства РФ №1981-р, в соответствии с которым ФТС, ФСБ, Россельхознадзор и Роспотребнадзор должны использовать портал для получения сведений о грузах, проходящих контроль в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ. Как сообщили корреспонденту журнала «Морские порты» в ФТС, уже сейчас надзорные органы коллективно используют пакет документов на водное судно и перемещаемые им товары, который заинтересованное лицо однократно подает в таможенную службу.

«Пакет документов становится доступен всем участникам процесса оформления судов в рамках имеющихся полномочий, что позволяет исключить необходимость представления участниками ВЭД документов в каждый из органов. Решения государственных органов доводятся до заинтересованных лиц в электронной форме», – рассказали в пресс-службе ФТС.

Но, как показывает практика, не всегда можно описать правила в нормативном акте. Нужно еще и объяснить всем структурным подразделениям надзорных органов на местах, как именно их нужно применять. По словам председателя Комитета АСОП по коммерческо-правовым вопросам, чаще всего компании – члены Ассоциации жалуются на разницу в правоприменительной практике в разных регионах: не всегда одни и те же нормативные документы трактуются одинаково.

Поэтому одной из основных задач АСОП в данной сфере является выравнивание правоприменительной прак-

тики и создание равных условий для всех участников процесса. Эта же задача стоит перед Постоянной комиссией по совершенствованию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска при экспертно-консультационном совете ФТС России. «Главным инструментом здесь являются официальные обращения в федеральные органы исполнительной власти. Мы направляем запросы и просим определить толкование тех или иных норм. Это, наверное, самый эффективный инструмент. Иногда мы обращаемся к регулятору и просим рассмотреть возможность внесения изменений в те или иные нормативные акты, если это необходимо», – пояснил представитель АСОП.

К сведению

Информационные ресурсы ФТС России включают в себя 69 баз данных и 81 программное средство. На сегодня 99,9% таможенных деклараций оформляются в электронном виде. Для их оперативной обработки и выпуска по всей России разворачивается сеть электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД).

Всего в России к концу 2020 года будет создано 16 ЦЭД. Это специализированные таможенные органы, чья компетенция ограничивается декларированием товаров исключительно в электронной форме. Все операции, при совершении которых требуется непосредственный контакт сотрудника таможенной службы с участником ВЭД или товаром, по-прежнему будут закреплены за таможенными органами фактического контроля.

ЦЭДы делятся по территориальному признаку, по видам транспорта и товара. Три морских (Владивостокский, Новороссийский и Балтийский) уже действуют. Владивостокский ЦЭД обрабатывает электронные декларации на товары, перемещаемые судами через порты Дальневосточного федерального округа, Новороссийский ЦЭД собирает декларации на товары, ввозимые через порты Южного федерального округа, а Балтийский ЦЭД отвечает за электронное декларирование грузов, перевозимых через морские порты Северо-Западного федерального округа.

Морские порты №7 (2019)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке Из-за нарушений экологических норм

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…




Морской транспорт

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега Спасатели пытаются выгрузить с судна 28 тонн горючего

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это к большому улову

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...