От планов – к действию - Морские вести России

От планов – к действию

09.01.2014

Безопасность мореплавания

Новые требования в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Как известно, с 1 июля 2013 года вступает в действие Федеральный закон РФ от 30.12.2012 г. №287-ФЗ, который вносит поправки в Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Кроме того, в ближайшее время планируется утверждение Правительством РФ Правил планирования и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Указанные документы вносят существенные изменения в действующий порядок планирования и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. В настоящей статье представлена позиция ЗАО «Южный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЮжНИИМФ) по существу принятых и планируемых к принятию нормативно-правовых актов, которая была представлена на конференции «экологические нормы IMO: корректируем стратегии», организованной журналом «Морской флот». В статье также изложен процесс подготовки института к грядущим изменениям.

С.В.Маценко, генеральный директор ЗАО «ЮжНИИМФ», к.т.н.;

Д.В.Казунин, ЗАО «Транзас Морские Технологии», д.т.н.

 

Изменения в ППЛРН

Главным образом изменения касаются организации разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ППЛРН) предприятий и организаций, осуществляющих операции с соответствующими видами углеводородов. Суть этих изменений заключается в том, что существующий порядок согласования ППЛРН дополняется обязательным прохождением государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ).

Кроме того, в соответствии с новой редакцией п.3 ст.34 ФЗ-155 деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ будет являться объектом ГЭЭ. На практике это означает, что, например, бункеровочные компании при планировании хозяйственной деятельности должны будут на общих основаниях разрабатывать документацию, обосновывающую такую деятельность (проект экологического обоснования). Перед началом деятельности необходимо получить на документацию положительное заключение ГЭЭ.

В привязке со вступлением в действие ФЗ-287 о внесении изменений в ФЗ-187 и ФЗ-155 ожидается принятие Правительством РФ нового постановления взамен устаревших Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. №613 в редакции Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 г. №240) и Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. №240). Преимущества и недостатки данного проекта постановления были изложены в работе1 и неоднократно докладывались авторами на конференциях по соответствующей тематике.

 

Системы обнаружения и наблюдения

В настоящей статье представляется необходимым уделить внимание новым требованиям ст.22.2 ФЗ-187 и ст.16.1 ФЗ-155, в соответствии с которыми организации, осуществляющие операции с нефтью и нефтепродуктами, обязаны «создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе систему обнаружения нефти и нефтепродуктов), систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ, и обеспечить функционирование таких систем».

Следует отметить, что в настоящее время какие-либо требования к указанным  системам отсутствуют, и мы не обладаем информацией о рассмотрении в Правительстве РФ проектов таких требований. Следовательно, с 1 июля 2013 года каждая компания будет вынуждена самостоятельно определять порядок выполнения данных требований ФЗ-187 и ФЗ-155 исходя из собственных финансовых и организационных возможностей.

Рассмотрим существующие системы обнаружения и наблюдения. Современные средства обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов используют в основном так называемые неконтактные (дистанционные) методы:

-         оптические в составе фото, видео и сканирующих систем;

-         ИК-излучения и радиотеплолокации;

-         спектральные в составе систем дистанционного зондирования;

-         сканирования ультрафиолетового излучения;

-         лазерно-оптические;

-         радиолокационные;

-         космического мониторинга.

С помощью этих же средств осуществляется наблюдение за разливом нефти в ходе развития аварийной ситуации. Для обеспечения наблюдения за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности к вышеуказанным следует добавить средства контроля:

-         гидрометеорологической обстановки;

-         температуры воздуха и воды;

-         навигационной обстановки;

-         подводной и подлёдной обстановки.

С нашей точки зрения, применительно к разливам нефти и нефтепродуктов, процессы наблюдения и обнаружения должны рассматриваться как составные части мониторинга. Действительно, мониторинг – это система сбора/регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть при осуществлении мониторинга суждение об объекте в целом производится на основании наблюдения и анализа небольшого количества характеризующих его признаков.

С другой стороны, процессы обнаружения и наблюдения обладают важной, но недостаточной практической ценностью. С точки зрения проведения операции по ЛРН гораздо более важно определить направление движения нефтяного загрязнения, спрогнозировать его распространение, вычислить возможные последствия и варианты их минимизации для людей и окружающей среды.

Каждый из перечисленных выше методов обнаружения имеет ряд недостатков и технических ограничений. Так, например, оптические методы обладают низкой точностью. Общим недостатком космического мониторинга является низкая оперативность получения информации о загрязнении морской поверхности (примерно 2 раза в сутки) и недостаточная достоверность обнаружения (опознавания) сликов. При радиолокационном способе нефтяная плёнка создаёт на изображении контрасты, сравнимые с контрастами других сликов, имеющих иную природу происхождения (цветущие водоросли, пятна пищевых продуктов, кильватерный след судна, ледяные поля и пр.).

Каждый из недостатков затрудняет использование информации для оперативной борьбы с разливами нефти в местах добычи, погрузки, выгрузки и транспортировки. Именно по этой причине эффективная система мониторинга должна включать использование нескольких независимых друг от друга средств обнаружения и наблюдения за разливом. Это позволит компенсировать недостатки каждого из методов и более полно использовать их преимущества.

 

ПАК ВЫСОКОТОЧНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ

Во исполнение требований ФЗ-187 и ФЗ-155 в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009 – 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 г. №103, компанией «Транзас» при участии ЗАО «ЮжНИИМФ» разрабатывается опытный образец программно-аппаратного комплекса высокоточного обнаружения, идентификации, прогнозирования развития ситуации, оценки параметров разлива нефти и степени угроз окружающей среде (ПАК ВТО РН), а также поддержки управленческих решений, направленных на принятие эффективных мер по ликвидации разливов нефти и минимизации экологического ущерба (МЭУ).

 

Рис. 1. Структурная схема подсистемы радарного обнаружения разлива в ПАК ВТО РН и МЭУ

 

Система мониторинга разливов нефти и нефтепродуктов, предложенная в ходе выполнения ОКР «Разработка технологии создания системы мониторинга, оценки параметров разлива нефти и степени угроз окружающей среде с целью поддержки управленческих решений по ликвидации разливов нефти и минимизации экологического ущерба», изображена структурно на рис.1 и включает следующие средства обнаружения и наблюдения нефтяных разливов:

-         маломерные суда-разведчики (визуальные средства обнаружения);

-         метеостанцию;

-         РЛС с возможностью идентификации нефтяного загрязнения;

-         буй-спутник (перемещается вместе с пятном нефти);

-         станцию АИС;

-         модуль обработки космоснимков и данных аэрофотосъёмки БПЛА;

-         блок обработки информации и фильтрации данных;

-         рабочие места операторов.

Основные преимущества разрабатываемой системы перед существующими разработками перечислены ниже.

1. Применение нескольких независимых друг от друга средств обнаружения и наблюдения за разливом, что позволит компенсировать недостатки каждого из методов и более полно использовать их преимущества.

2. Использование уточнённой математической модели разливов нефти и нефтепродуктов, учитывающей:

-         всплывание нефти с глубины;

-         подлёдное распространение;

-         моделирование сликов с малой толщиной плёнки;

-         взаимодействие слика со средствами сбора под водой (сеточные БЗ);

-         результаты исследований в области растекания и эмульсификации нефти;

-         уточнение данных математической модели с учётом проведённых испытаний и опыта использования моделей SpillMod и OilMARS2;

-         результаты экспериментальных исследований на базе опытового бассейна (планируется в 2013 году).

3. Использование обновлённого интерфейса с учётом опыта использования программных средств PISCES II и Crisis Management System разработки компании «Транзас».

4. Интегрирование средств расчёта ущерба от разлива нефти и собственных затрат предприятия на операцию по ЛРН.

 

Совершенствование математической модели

Таким образом, усовершенствованная математическая модель учитывает сложную совокупность процессов, происходящих с нефтью при попадании её в воду и дальнейшему распространению. Существует ошибочное мнение, что вся разлившаяся нефть плавает по поверхности вследствие меньшей плотности по сравнению с плотностью воды. На самом деле всё гораздо сложнее. Основные процессы, происходящие с нефтью, представлены на рис.2.

 

Рис.2. Основные естественные процессы, происходящие с нефтью в воде

 

В качестве основы для совершенствования была принята математическая модель, применённая в более ранних версиях программного обеспечения OilGuard и PISCES II производства «Транзас»3. Однако в целях практического применения на объектах нефтегазового комплекса, используемых для освоения континентального шельфа, с учётом практического опыта ликвидации разлива нефти в Мексиканском заливе, принято решение о необходимости учёта в математической модели процессов всплытия нефти с большой глубины при утечках с подводных источников и распространения нефти под слоем льда при таких утечках.

На основе полученных и планируемых результатов исследований по ОКР «Разработка технологии создания системы мониторинга, оценки параметров разлива нефти и степени угроз окружающей среде с целью поддержки управленческих решений по ликвидации разливов нефти  и минимизации экологического ущерба» ЗАО «ЮжНИИМФ» проводит работу по созданию единой системы экологического мониторинга Азово-Черноморского бассейна в составе:

-         диспетчерская служба обнаружения, наблюдения и оповещения;

-         рабочие места ПАК ВТО РН и МЭУ: визуальное отображение, прогнозирование, расчёт сил и средств, планирование операции по ЛРН;

-         портал доступа к космоснимкам – услуга компании «Сканекс»;

-         суда-разведчики: средства газовой разведки, РЛС-разлив, буй-спутник;

-         средства авиа-разведки (БПЛА);

-         база данных сил и средств постоянной готовности РСЧС различных уровней.

Создание и эксплуатация системы мониторинга несут существенную финансовую нагрузку для отдельно взятой компании, поэтому представляется нецелесообразным её внедрение на каждом предприятии. Создание единой системы экологического мониторинга Азово-Черноморского бассейна даст возможность каждой компании получить доступ к соответствующим ресурсам и при минимальных затратах обеспечить выполнение требований законодательства.

 

Заключение

В соответствии с вышеизложенным и высказанным на конференции 25 апреля 2013 года «Экологические нормы IMO: корректируем стратегии», организованной журналом «Морской флот», в итоговую резолюцию были включены наши следующие предложения:

1. Продолжить совершенствование законодательства в соответствии с рекомендациями IMO и IPIECA в части, касающейся многоуровневой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.

2. Разработать систему взаимодействия при ликвидации разливов нефти различных уровней между органами государственной власти различных уровней и предприятиями нефтяной отрасли согласно Руководству IMO по разливам нефти.

3. Организовать разработку методики оценки риска возникновения разливов нефти и нефтепродуктов и компенсации возникающих рисков. Применять оценку риска в практической деятельности в области планирования мероприятий по ЛРН.

4. Довести информацию о создании системы экологического мониторинга Азово-Черноморского бассейна и о возможности подключения к ней всех заинтересованных организаций и предприятий морской отрасли, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами.

 

1 Маценко С.В. Многоуровневая готовность к ЛРН. Статья в газете «Морские вести России» №4. 2011.

2 Ovsienko S, et al, Study and modeling of behavior and spreading of oil in cold water and in ice conditions, 15th International Conference on Port and Ocean Engineering under Artic Conditions, Espoo, Finland, 1999.

3 PISCES II. Описание математических моделей программного продукта. ЗАО «Транзас», 2003. 40 с.

 

Морские порты №4 (2013)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Безопасность мореплавания

31.08.2020

Безопасность мореплавания