Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи - Морские вести России

Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

27.09.2016

Безопасность мореплавания

Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

Привычный слуху специалиста термин М2М (machine-to-machine, man-to-machine и machine-to-mobile, то есть «машина машине», «человек машине», «машина мобильной машине») характеризует область деятельности, которая позволяет объединить информационные технологии и удаленные объекты в один слаженный механизм, выполняющий самые разнообразные функции.

Сергей Старик, заместитель генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник»

М2М в различных сферах деятельности

В настоящее время во всем мире наблюдается резкий рост использования приложений М2М в различных сферах деятельности. Здесь можно упомянуть мониторинг подвижных объектов, мониторинг нефтегазовых трубопроводов, экологию, метеорологию, охрану, военные приложения, объекты энергетики. Примеры использования технологий М2М на морском и речном транспорте включают различные локальные системы мониторинга судов или объектов СНО, системы дистанционного контроля расхода топлива, системы контроля параметров механизмов и устройств (например, температура в трюмах). Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР – LRIT) и судовая система охранного оповещения (ССОО – SSAS) также могут быть отнесены к классу М2М систем.

Частичное покрытие бассейнов рек GSM-связью и отсутствие GSM-связи на просторах Мирового океана заставляют использовать в приложениях М2М для морских и речных судов услуги глобальных операторов систем подвижной спутниковой связи. Глобальными операторами систем подвижной спутниковой связи, способными обеспечить услуги М2М (наличие оборудования и необходимых сетевых услуг), являются несколько компаний. В этой статье мы ограничимся упоминанием только двух операторов: «Инмарсат» и «Иридиум».

Оборудование и услуги этих операторов наиболее широко используются во всем мире на судах морского и речного флота. «Инмарсат» – признанный оператор подвижной спутниковой связи для ГМССБ. «Иридиум» только приступил к процедуре признания права быть оператором подвижной спутниковой связи ГМССБ через соответствующие процедуры Международной морской организации (IMO). Ограничимся этими операторами также по причине того, что ФГУП «Морсвязьспутник» накопило достаточный опыт работы с оборудованием компаний «Инмарсат» и «Иридиум». Около 1500 торговых судов под флагом России были оснащены оборудованием М2М для выполнения международных требований к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР) и системе судового охранного оповещения (ССОО). ФГУП «Морсвязьспутник» интенсивно работает и по внедрению услуг Иридиум SBD (short burst data – передача данных короткими пачками) в интересах транспортного комплекса России.

Компания «Инмарсат» в настоящее время эксплуатирует спутники связи четвертого поколения. Геостационарные спутники обеспечивают почти глобальное покрытие, вплоть до 70-й широты. Компания «Иридиум» является оператором сети связи с использованием низкоорбитальных спутников. Группировка из 66 спутников (11 орбитальных плоскостей по 6 спутников в каждой) обеспечивает полностью глобальное покрытие поверхности Земли. «Инмарсат» предлагает оборудование М2М серий IsatM2M, IsatDataPro, BGAN M2M. «Иридиум» предлагает оборудование М2М на основе модемов SBD типа 9602, 9603N и 9523.

Возможности спутникового телефона

Рассмотрим более детально спутниковый телефон от компании «Иридиум» – 9575 Extreme. Этот продукт удачно сочетает в себе функции телефона, модема для низкоскоростного доступа в Интернет (до 2400 бит/сек) и устройства М2М. Внешний вид телефона представлен на рис. 1.

Рис. 1. Телефон 9575 Extreme.








Телефон обеспечивает сервис М2М – услуга SBD (передача данных короткими пачками) в этом случае носит название LBS (Location Based Service – сервис определения местоположения). Сердце телефона модем 9523 обеспечивает передачу 1960 байт полезной информации и прием 1890 байт информации. В мире М2М это очень большая порция данных, ведь для передачи информации о координатах, скорости и направлении движения объекта достаточно 100 бит. Телефон выполнен в особо прочном корпусе (отсюда и название Extreme – для экстремальных условий). Телефон оснащен кнопкой «Тревога», при активации которой будет обеспечена передача аварийных сообщений в назначенные адреса.

Особенность использования технологии М2М для этого устройства состоит в том, что учитываются отличительные свойства индивидуального использования. Это устройство для людей в пути, в плавании. К нему нельзя подключить датчики для измерения и передачи тех или иных параметров, что традиционно для устройств М2М. Но он учитывает особенности индивидуального использования: показывает маршрут движения сторонним наблюдателям на геоинформационном портале провайдера услуг, обеспечивает независимую от SMS передачу сигнала SOS по каналу SBD, предоставляет службам, контролирующим передвижение, возможность изменять частоту отчетов, обеспечивает передачу текстовой информации, независимую от SMS, передачу условных команд через эфир.

Все перечисленные функции реализованы на геоинформационном портале SBD услуг ФГУП «Морсвязьспутник». Портал получил статус premium от компании «Иридиум».

Пример: для экипажа лоцмейстерского судна с телефоном 9575 будет обеспечена безусловная телефонная связь в зонах отсутствия GSM-покрытия и одновременно с этим отслеживание передвижения судна в интересах руководителя работ по СНО на бассейне. При этом расходы на связь строго контролируемы и могут планироваться и закладываться в бюджет заранее.

Еще один пример. Российский мотоциклист, совершая кругосветное путешествие, попал в аварию в джунглях Лаоса. Из-за травм он самостоятельно был не в состоянии выбраться из-под лежащего мотоцикла. Сделал звонок в Москву с призывом о помощи. Телефон 9575 в момент вызова при активной услуге LBS всегда передает координаты по каналу SBD. Точные координаты происшествия были определены на геоинформационном портале и переданы в соответствующую службу Лаоса.

Услуга LBS при ее активации на телефоне пользователя работает независимо от других действий с телефоном. Телефон 9575 вместе с порталом геоинформационных услуг при активации LBS-сервиса обеспечивают отслеживание маршрута движения объекта мониторинга, при этом есть возможность изменять частоту отчетов о местоположении объекта, гарантирована доставка сообщений SOS. Для экономии трафика возможна передача условных сообщений от телефона (телефон передает, например, «123», геопортал расшифровывает это сообщение в соответствии со словарем, который формирует сам пользователь портала).

Алгоритм активации услуги LBS на телефоне 9575 не должен вызвать особых трудностей, но, безусловно, потребует некоторого времени. На рис. 2 приведена последовательность действий пользователя и провайдера услуг, которая сводится к алгоритму: пользователь настраивает телефон (нужно включить GPS-приемник, указать, как часто приемник GPS должен рассчитывать местоположение, как часто телефон должен передавать отчеты на геопортал), провайдер активирует услугу в базе данных Иридиума и предоставляет пользователю пароль доступа на свой геопортал, пользователь регистрирует свой телефон на геопортале и активирует функцию LBS из меню телефона.

Рис. 2. Активация услуги LBS на телефоне 9575

Применение в морской индустрии

Ни для кого не секрет, что индивидуальные телефоны «Иридиум» широко используются в морской индустрии. Компания «Иридиум» в настоящее время находится в середине пути по признанию своей сети связи как второго оператора подвижной спутниковой связи (после компании «Инмарсат») для нужд ГМССБ. По статистике компании «Иридиум», сейчас на морских и речных торговых судах используются более 50 000 устройств «Иридиум». Безусловно, трубка «Иридиум» не может заменить требуемое к установке радиооборудование ГМССБ, но для многих приложений и ситуаций она является весьма разумным дополнительным видом связи.

Контроль передвижения вспомогательных судов, выдача телефона экипажу по событию, когда необходимо отслеживать передвижение судна, выдача телефона путейским бригадам, организация аварийной связи на месте проведения поисково-спасательной операции – примеров использования этого оборудования можно привести много.

Широкое внедрение услуг М2М в отечественном флоте, безусловно, будет способствовать повышению безопасности судоходства. При этом открывается достаточно широкое поле деятельности и для отечественных производителей оборудования связи. Модемы SBD типа 9602, 9603N компании «Иридиум» не являются завершенным продуктом, готовым к использованию. Эти модемы могут быть лишь частью контроллера, который определяет логику работы устройства М2М. Разработка контроллеров и программного обеспечения к ним для различных приложений в интересах морского и речного флота страны может являться предметом деятельности российских компаний.

Морской флот №3 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Безопасность мореплавания

31.08.2020

Безопасность мореплавания