С отличной оценкой! - Морские вести России

С отличной оценкой!

30.05.2017

Безопасность мореплавания

С отличной оценкой!

В середине сентября в Новороссийске установилась на редкость благодатная погода. Бархатный морской сезон. Тысячи отдыхающих ежедневно заполняют окрестные пляжи. Людей привлекает не только хорошо прогретое море, но и чистота воды. Об этом свидетельствуют многочисленные стаи резвящихся дельфинов, которых можно наблюдать даже с берега. Но внезапно эту курортную идиллию нарушило чрезвычайное происшествие.

Владимир Меланин, Новороссийск

Вот как о нем говорилось в срочном сообщении, поступившем 14 сентября 2016 г. в морской спасательно-координационный центр Новороссийска: «При подходе к порту Новороссийск в координатах Ш 44°25,0 сев. Д 37°56,4 вост. столкнулись с судном «Юпитер». На танкере произошли пожар и взрыв в районе танка №2. За бортом оказались 4 человека, несколько моряков ранены, требуется срочная медицинская помощь и помощь в тушении пожара. Из поврежденного танка в море вылилось ориентировочно 5 тыс. тонн топочного мазута. Капитан танкера «Неман».

Нужно отметить, что подобных ЧП в последние годы в акватории Новороссийского порта не было. И в то же время это обстоятельство не послужило успокоением для тех, кто призван бдительно нести службу предупреждения либо ликвидации последствий ЧС. Дежурный капитан – координатор МСКЦ Новороссийск мгновенно оповестил о происшествии на море оперативного дежурного СКЦ Росморречфлота, а также оперативного дежурного Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы (Новороссийск). Он также информировал о случившемся соответствующие краевые и городские органы, администрации Краснодарского края и Новороссийска, где тут же были созданы свои оперативные штабы и развернулись работы по спасению людей, локализации и сбору вылившегося в море нефтепродукта. Всем находящимся в указанных координатах и вблизи судам предписано поспешить на помощь пострадавшему танкеру. В воздух из Анапы и Геленджика взмывают два вертолета: Ми-8 МЧС и К-27 Черноморского флота; через 15 минут они уже на месте аварии и занялись подъемом людей из воды.

Почти два десятка судов устремляются на помощь терпящему бедствие танкеру. Среди них новейшее многоцелевое спасательное судно «Спасатель Демидов», спасательные суда «Меркурий», «Анатолий Веретехин», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», пожарное судно ЧФ «ПЖС-123», несколько бонопостановщиков. Разворачиваются полномасштабные спасательные работы на судне, в море и в прибрежной полосе, куда дрейфует огромное нефтяное пятно.

Здесь хочу заметить, что все – спасание людей на море, тушение пожара на танкере, постановка боновых ордеров, задействование авиации, машин скорой помощи и другое – все это было в действительности, но за исключением аварии нефтеналивного судна и, соответственно, разлива нефтепродукта. Дело в том, что в этот сентябрьский день в море вблизи Новороссийска проводилось широкомасштабное комплексное международное учение «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну и ликвидация аварийного разлива нефти в море – RU DELTA 2016». Аварии как таковой не было, не было ни взрыва, ни пожара, ни загрязнения моря, но операции по ликвидации последствий были настоящими, отслеживались и контролировались специально созданными штабами и наблюдателями.

Основной штаб учения располагался на «Спасателе Демидове». В его составе руководитель учения – заместитель руководителя ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» Виктор Чернов, начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, начальник МСКЦ Новороссийск Алексей Кухоль, замдиректора АЧФ Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян, представители задействованных в учении предприятий и организаций. Широко – более 20 человек – представлена и группа наблюдателей. Мне, единственному представителю СМИ, было разрешено выйти в море на «Демидове» и наблюдать за ходом учений.

Пользуясь моментом, прошу руководителя учений Виктора Чернова прокомментировать происходящее.

– Нынешние учения, – рассказывает Виктор Иванович, – имеют серьезный статус комплексных международных. Их наша страна проводит в соответствии с исполнением своих международных обязательств в рамках Конвенции о защите Черного моря от загрязнения 1992 года и Черноморского плана чрезвычайных мер к Протоколу о сотрудничестве в борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Учения проводятся в четыре этапа:

поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море;

оказание помощи аварийному судну;

ликвидация аварийного разлива нефти (ЛАРН) в море;

ликвидация разлива на прибрежной полосе.

– Каковы цели учений?

– Основные – отработка положений Черноморского плана и положений регионального плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Азово-Черноморском бассейне, а также взаимодействие органов управления, сил и средств функциональной подсистемы организации работы судов и всех организаций, задействованных в учениях. Естественно, нам предстоит оценить достаточность и эффективность действий сил и средств в ходе проведения всех этапов учений, проверить уровень подготовленности персонала аварийно-спасательных формирований и отдельно – их руководителей.

В ходе учений впечатляло все – и работа авиации по поиску и спасанию моряков танкера, и развертывание боновых ордеров с целью локализации и сбора нефтепродукта с поверхности моря, и организация работ на берегу в районе пляжа на Суджукской косе. С мостика «Спасателя Демидова» открывается широкая панорама всего происходящего на подходе к порту. Один за другим разворачиваются боновые ордера. Вот вижу четыре ордера, справа от нас еще два. Разобраться, кто и чем занят, мне помогает находящийся здесь же на мостике замдиректора Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян.

– Сейчас вы видите, – рассказывает он, – как на быстроходных катерах члены аналитической группы Росприроднадзора взяли пробы воды и воздуха в местах дрейфа нефтяного пятна. Они доставили их на берег, где в передвижной лаборатории тут же сделали анализ. И вот заключение – сколько и где развернуть боновых ордеров. И еще: экипажам судов в ордерах можно работать без специальных средств защиты. Слева от нас видите, как развернули ордера «Анатолий Веретехин», «РК-1», «Меркурий», «РК-2», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», «Навигатор», «Кальмар-650»…

Кстати, вместе с ними в очистке моря участвовало и штабное судно «Спасатель Демидов». С обеих сторон его корпуса вижу развернутые специальные траловые лебедки, которыми «Демидов» собирает локализованные нефтяные пятна в ловушках ордеров. Сбор нефти ведется также и в буксируемые катерами плавающие емкости. Наполненные подводят к берегу и откачивают с помощью автоцистерн. На берегу, к которому штабное судно подходит близко, метров на 200, вижу две машины скорой помощи, пожарную, полицейских и казаков оцепления. Все, по словам Виктора Чернова, организовано очень грамотно и оперативно. Высокую оценку организации учения дают представители Росприроднадзора. Как заметил начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, такое единодушие в оценках редко бывает. В данном случае причина ясна и проста: в хорошей подготовленности к таким ситуациям экипажей судов – морских и воздушных, всех наземных средств и главное – их слаженность, взаимодействие. Как не отметить, к примеру, экипаж «Спасателя Демидова», который четко действовал во все время учений. Казалось, на судне был лишь его капитан Алексей Каганович, с ювелирной точностью направлявший «Демидова» в самые опасные места, где справиться никто другой не смог бы. Глядя на капитана, его уверенность, хладнокровие (с учетом того, что здесь же на мостике за его действиями наблюдают два десятка специалистов), вспомнил сказанное мне пару месяцев назад начальником МСКЦ Алексеем Кухолем о действиях «Демидова» в сложнейших штормовых условиях, не учебных, а настоящих. То был не шторм, а ураган. Огромное океанское судно иностранной компании во время того памятного урагана на подходе к Новороссийску потерпело аварию, у него к тому же отказал главный двигатель. Посланный на помощь «Меркурий» не мог справиться, а судно все ближе прижимало к берегу, грозя выбросить на камни и разбить. Тогда на помощь буквально ринулся «Спасатель Демидов», только что пришедший на Черное море со стапелей Санкт-Петербурга. Первое крещение новое судно выдержало с честью. В огромных волнах, заливавших палубу, моряки спасателя смогли в самые последние мгновения взять аварийное судно на буксир и привести в порт. И еще недавно демидовцы отличились: очистили от опасных предметов место строительства Крымско-Кавказского моста. А теперь вот показали высокую выучку в учениях по тушению пожара на «Немане» и по сбору якобы разлившегося мазута.

…Быстро прошли почти пять часов. Учения завершились. Не просто закончились, а с оценкой «отлично». Как заметил Виктор Чернов, без каких-либо сбоев, ошибок. Не допущено повреждений судов, спасательных средств, никто не пострадал из многочисленных участников. А это главное, это просто здорово, – подытожил руководитель учений.

Морские вести России №14 (2016)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

29.10.2020

Безопасность мореплавания

02.09.2020

Безопасность мореплавания