Сахалинский дозор - Морские вести России

Сахалинский дозор

29.06.2017

Безопасность мореплавания

Сахалинский дозор

Суровые условия навигации в районе Сахалина, Камчатки и Курильских островов придают особую значимость работе морских спасателей. О том, как сухие правила «Основных направлений и мероприятий государственной политики по формированию системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности» реализуются на практике, рассказывает начальник Морского спасательного подцентра «Южно-Сахалинск» Анатолий Махно.

От Амурского лимана до Курильских островов

Морской спасательный подцентр (МСПЦ) «Южно-Сахалинск» был создан в 1988 году как часть структуры торгового порта Холмск Сахалинской области. После вступления в силу Международной конвенции по поиску и спасению подцентр вошел в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе функциональной подсистемы Министерства транспорта РФ по организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море.

В настоящее время МСПЦ «Южно-Сахалинск» входит в состав ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» и подчиняется в вопросах организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, МСКЦ «Владивосток» и ФГБУ «Спасательно- координационный центр Росморречфлота».

В зону ответственности МСПЦ «Южно-Сахалинск» входит обширный район, ограниченный акваториями Японского моря севернее 45 параллели, включая Татарский пролив и Амурский лиман, - и акваториями Охотского моря западнее 150 меридиана, а также Курильских островов.

Наша деятельность регламентирована национальным и международным законодательством и направлена на непосредственное выполнение международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (САР-79), других международных актов и договоров, заключенных Российской Федерацией, а также российских нормативно-правовых актов в области поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.

Эта работа подразумевает организацию и координацию действий спасательных служб, органов власти, частных собственников, а также – представителей иностранных государств, при поиске и спасании людей на море.

Шесть экспертов на 700 судов

Основой успеха любой поисково-спасательной операции является минимизация того временного отрезка, в течение которого операция будет спланирована и осуществлена, что, в свою очередь, зависит от своевременно полученной информации, необходимой для тщательной оценки и принятия немедленного обоснованного решения о составе поисково-спасательных сил и средств, а это достигается наличием надежной и многоканальной связи.

В МСПЦ «Южно-Сахалинск» несут круглосуточную вахту квалифицированные капитаны-координаторы совместно с операторами Глобальной морской системы связи при бедствии для обеспечения безопасности (ГМССБ). Штат подцентра состоит из шести человек. Прием сигналов бедствия и обеспечения связи с судами и летательными аппаратами, терпящими бедствие, обеспечивается аппаратурой ГМССБ на коротких и ультракоротких волнах в режиме телефонной связи и цифрового избирательного вызова спутниковой связи.

В зоне ответственности МСПЦ постоянно находится до 700 единиц морских судов (рыболовные, транспортные и другие) и летательных аппаратов. Информация об их местоположении поступает по системам АИС, «Виктория», КИИС «МОРЕ» практически в реальном времени. Информация о срабатывании аварийных радиобуев обеспечивается аварийной спутниковой системой поиска и спасания терпящих бедствие морских судов и летательных аппаратов (КОСПАС-САРСАТ).

Об интенсивности нашей работы свидетельствует статистика. За период с 1991 по 2016 год МСПЦ «Южно-Сахалинск» во взаимодействии с МСКЦ «Владивосток», МСПЦ «Петропавловск–Камчатский» и другими организациями согласно Бассейновому плану зарегистрировано свыше 1800 аварийных случаев, проведено около 800 поисково-спасательных операций, спасено более 3600 человек. Наиболее частыми были такие аварийные случаи, как крушения, столкновения, посадка судов на грунт, затопление отсеков, повреждения машин и механизмов, навалы, пожары, намотка орудий лова на вины и другие.

Алгоритм спасения

Прежде всего, существует Бассейновый план поиска и спасания людей. Участники спасательной операции при обращении к ним морского спасательного подцентра выделяют для поиска и спасения терпящих бедствие людей соответствующие силы и средства, предусмотренные планом, а также суда и летательные аппараты, находящиеся в районе аварии.

Все указания МСПЦ, касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции.

Для координации и эффективного проведения поисково-спасательных операций в МСПЦ «Южно-Сахалинск» разработаны схемы взаимодействия, в которых отражен порядок оповещения организаций и участников спасательной операции, приведены данные по связи, обозначены ответственные лица. Все телефонные переговоры записываются, архивируются и хранятся на аудио-сервере.

Кроме того, МСПЦ «Южно-Сахалинск» активно сотрудничает с коллегами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках реализации международного соглашения по безопасности мореплавания, ратифицированного Россией, Японией, Республикой Корея и КНР.

Помимо этого осуществляется деятельность в рамках договоров о сотрудничестве и совместном оказании помощи в случаях проведения аварийно-спасательных операций. Проводятся ежегодные совещания, на которых подводятся итоги совместной деятельности, обсуждаются дальнейшие планы. Последняя из таких встреч прошла в Шанхае (КНР) в октябре 2016 года.

Морские порты №9 (2016)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Безопасность мореплавания

31.08.2020

Безопасность мореплавания