Морские спасатели - Морские вести России

Морские спасатели

12.07.2017

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ЧФ – правопреемника Аварийно-спасательной, а затем Поисково-спасательной службы Черноморского флота. На протяжении многих десятилетий моряки-спасатели с честью выполняли поставленные задачи: спасали терпящие бедствие корабли и суда, приходили на помощь экипажам аварийных подводных лодок, занимались судоподъемом, искали в море и на глубине затонувшее ценное имущество, выполняли научно-исследовательские, гидротехнические и специальные задачи, осваивали новую технику, обеспечивали тренировки космонавтов в Черном море, боевую учебу и дальние походы кораблей ЧФ и даже обеспечивали защиту судоходства в Мировом океане от пиратства.

Владимир Пасякин

Водолазы СС «Эпрон» подняли черные ящики Ту-154

Еще в конце 2016 года завершилась основная фаза поисковой операции затонувшего в Черном море самолета Ту-154. Прошло свертывание главных сил ЧФ, задействованных в операции. К месту постоянной дислокации вернулись основные корабли и суда, привлеченные к поисково-спасательным действиям. В Севастополь вернулись новейший фрегат «Адмирал Григорович» с вертолетом Ка-27 на борту, средний морской танкер «Иман», флагман поисковой операции – спасательное судно (СС) «Эпрон»…

– Наше судно вернулось в Севастополь вечером 31 декабря, – говорит командир СС «Эпрон» капитан 3-го ранга Денис Бергс, –под самую елку. На экипаж легла серьезная нагрузка в ходе операции. Судно, несмотря на свой 57-летний возраст, оснащено не только штатной старой и надежной водолазной техникой, но и современными комплексами «Тайгер» (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат) и жестким нормобарическим скафандром «Хардсьют-1200». И не случайно именно наши водолазы под руководством заместителя командира СС «Эпрон» – начальника поисково-спасательной службы судна капитана 3-го ранга Андрея Кузнецова сумели обнаружить и поднять на борт черные ящики разрушенного Ту-154. Это сделали старшина 1-й статьи Иван Сверенюк и старший матрос Михаил Герасимко. Нашими водолазами были подняты и останки тел погибших, которые доставили на берег. Этим эпизодом занимался врач-физиолог старший лейтенант медицинской службы Филипп Сазонов. Он также осуществлял контроль за ходом водолазных спусков, следил за режимом декомпрессии.

Напомним, что все военнослужащие на «Эпроне» – контрактники. Этим объясняется их высокий профессионализм и эффективность действий.

В ходе операции на СС «Эпрон» умело, профессионально в качестве командиров водолазных спусков действовали мичман Владимир Никоноров, старший мичман Александр Лапин. Умение, выдержку и мастерство проявили водолазы – старшие матросы Денис Лабойкин, Олег Задниченко.

Водолазный крейсер

СС «Эпрон» недаром называют водолазным крейсером. Это судно воспитало целую плеяду прекрасно подготовленных специалистов. Большинство офицеров, прошедших школу ЭПРОНа, за которым прочно закрепилось звание «счастливого корабля», уверенно продвигались по службе, тем самым еще более упрочивая славу спасателя.

– Наше судно было заложено на Николаевском заводе имени 61 коммунара весной 1957 года, – говорит Денис Бергс. – Его первым командиром стал капитан 2-го ранга Иван Демидов. Тот самый Демидов, который с первого дня Великой Отечественной войны командовал спасательным кораблем СК «Сталинец», под огнем выполняя задачи обеспечения боевых действий на Ладожском озере. После ухода в 1961 году на вышестоящую должность его первого командира спасателем командовали: с 1961 по 1963 год – Никифор Иванович Балин, с 1963 по 1968 год – Владимир Ильич Калентьев, с 1968 по 1974 год – Виктор Иванович Коптяев, с 1974 по 1976 год – Василий Парфенович Пальчиков, с 1976 по 1978 год – Виталий Федорович Юрганов, с 1978 по 1982 год – Дмитрий Сергеевич Гагин, с 1982 по 1989 год – Алексей Петрович Кирпичев, с 1989 по 1994 год – Павел Петрович Деев, с 1994 по 1997 год – Сергей Иванович Власенко, с 1997 по 2001 год – Дамир Габдулхатович Шайхутдинов, с 2001 по 2005 год – Сергей Васильевич Игнатов, с 2005 по 2009 год – Владимир Александрович Грицай, его сменил Денис Викторович Будыш…

Да, недавним его командиром был капитан 3-го ранга Денис Будыш – теперь уже, после окончания ВМА, капитан 2-го ранга, правая рука командира аварийно-спасательного отряда ЧФ. Его сменил капитан 3-го ранга Денис Бергс, продолживший славные традиции «счастливого корабля».

В подтверждение напомню, что 28 марта прошлого года судно под его командованием вернулось из дальнего похода в Индийский океан, где выполнило поставленные задачи по взаимодействию с ВМС Индии. На угольной стенке экипажу подготовили торжественную встречу.

В ней участвовали заместитель командующего ЧФ по работе с личным составом контр-адмирал Юрий Ореховский, начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ капитан 1-го ранга Дамир Шайхутдинов, начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ капитан 1-го ранга Дмитрий Желтов, командир отряда спасательных судов ЧФ капитан 2-го ранга Сергей Шевченко, другие официальные лица, а также жены членов экипажа.

Встречали судно с оркестром. Командиру судна капитану 3-го ранга Денису Бергсу вручили хлеб-соль, жареного поросенка, поздравили с успешным выполнением всех поставленных задач. Заместитель командующего ЧФ по работе с личным составом контр-адмирал Юрий Ореховский от имени Военного совета ЧФ, командующего флотом поздравил экипаж с выполнением специального задания и вручил наиболее отличившимся воинам-контрактникам наручные часы.

В течение семи месяцев спасательное судно выполняло задачи в Индийском океане, где экипаж в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями принимал участие в мероприятиях международного военного сотрудничества с ВМС Индии. За это время судно прошло 11 602 мили. Так, в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества экипаж, водолазные специалисты и современное поисково-спасательное оборудование «Эпрона» были задействованы для обеспечения боевой подготовки подводных сил ВМС Индии. Наше судно удостоилось чести участия в военно-морском параде ВМС Индии.

В период пребывания в индийском порту Вишакхапатнам спасательное судно представляло Военно-Морской Флот России в рамках Международной выставки военного флота International Fleet Review 2016, решало вопросы взаимодействия с ВМС Индии, а на переходе морем совершило деловой заход в порт Коломбо (Шри-Ланка).

Судно «Эпрон», несмотря на свой почтенный возраст (было заложено в 1957 году), до сих пор в строю и хорошо оснащено. Оно принимало участие в различных аварийно-спасательных и поисковых работах. В 1972 году судно участвовало в работах по снятию военного транспорта «Иргиз» с мели у острова Мармара, в 1974-м – вело работы на месте гибели большого противолодочного корабля (БПК) «Отважный», в 2003-м – обследовало у Варны (Болгария) погибшую ПЛ «Щ-211».

В 1977 году «Эпрон» был объявлен лучшим кораблем ВМФ России. Ранее такой статус получали только боевые корабли. СС «Эпрон» не раз ремонтировали, совершенствуя матчасть и водолазную технику. В 2005 году на судне, например, был установлен малогабаритный телеуправляемый аппарат «Тайгер». В 2011 году вместе с подводной лодкой «Алроса» оно принимало участие в международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок «Болд Монарх-2011» (Испания, порт Сеута).

В 2013 году судно участвовало в операции по обследованию найденной у мыса Тарханкут советской подводной лодки «Щ-216». Судно успешно участвовало в операции по подъему затопленного в ходе Крымской весны БПК «Очаков». А кроме того, именно «Эпрон» обнаружил под Севастополем подводную лодку времен Первой мировой войны проекта «Нарвал», которая, по утверждению историков, пролежала на дне Черного моря более 95 лет. Сегодня судно, несмотря на свой возраст, по-прежнему находится в составе сил постоянной готовности ЧФ России. Свидетельством тому – нынешняя поисково-спасательная операция, успешные и результативные спуски водолазов.

– Наше судно первые тридцать лет своего бытия было безымянным и имело лишь номер «СС-26», – говорит Денис Бергс. – Но в 1989 году по ходатайству ветеранов Аварийно-спасательной службы, поддержанному командованием флота, оно было названо СС «Эпрон» в память о легендарной организации основательницы нынешнего УПАСР. Мы с честью несем это славное имя на борту.

«Коммуна», «Шахтер», «Профессор Николай Муру»...

Конечно, флагман УПАСР заслуживает особых слов благодарности. И в силу своего возраста, истории, славных традиций, совершенных дел. Но нельзя не вспомнить и о прабабушке спасательных сил не только Черноморского, но и всего Военно-морского флота. СС «Коммуна» давно отметило свой вековой юбилей и уже 102-й год верой и правдой служит родному флоту, получив статус национального достояния России.

Несмотря на свой почтеннейший возраст, СС «Коммуна» участвовало в СКШУ «Кавказ-2016». Собственными глазами видел ее на рейде Феодосии. Сегодня этим поистине историческим и легендарным судном командует офицер запаса Сергей Попов.

В составе УПАСР находятся флагман буксирного флота СБ «Шахтер» (капитан 1-го ранга запаса Игорь Гавриш), СБ-5 (Виктор Дильянов), СБ-36, МБ-304, ВМ-125, ПЖС-123, ПЖС-37, ВМ-154 и другие спасательные единички.

– Главным достоянием Управления поисковых и аварийно-спасательных работ являются люди, – считает заместитель начальника УПАСР ЧФ капитан 1-го ранга Сергей Игнатов. – Это военнослужащие, рабочие и служащие, преданные нелегкому, но почетному делу спасения человеческой жизни на море, передающие из поколения в поколение свой опыт и профессиональное мастерство.

Идти в огонь и в воду, бороться за живучесть корабля в задымленных и раскаленных от пожаров отсеках, оказывать помощь терпящим бедствие судам в шторм и непогоду, спасать экипажи аварийных подводных лодок в опасных глубинах, искать ценные объекты под водой, поднимать затонувшие суда, ликвидировать экологические катастрофы на море – этот труд по плечу лишь мужественным людям. Людям с четко выраженной гражданской позицией, горячо любящим cвoю Родину людям, готовым в любую минуту совершить подвиг, пожертвовать собой, чтобы отвести беду в море или под водой от десятков, сотен и даже тысяч людей.

Управление достойно приняло боевую и трудовую эстафету от легендарного ЭПРОНа – Экспедиции подводных работ особого назначения, созданной на основе декрета Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года «О работах по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях».

За девять с половиной десятилетий организация морских спасателей прошла большой путь. Как бы ни называлась организация – в 20-е и 30-е годы ЭПРОН, в 40-е – Аварийно-спасательная служба (АСС), в 70-е – Поисково-спасательная служба (ПСС) и, наконец, для дня сегодняшнего – Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота, – она всегда была символом трудового героизма, а моряки-спасатели, водолазы, инженеры-техники и специалисты по судоподъему олицетворяли во флоте когорту упорных, настойчивых и деловых людей. Их не пугали неудачи, они не мирились с поражениями, а, напрягая силы, помноженные на огромные знания и опыт, безостановочно шли вперед, к победе.

Предвоенный подъем десятков затонувших судов и послевоенная очистка гаваней и причалов, трагедия линкора «Новороссийск» в 1955 году, спасение затонувшей в 1957 году у берегов Балаклавы подводной лодки «М-351», подводно-технические работы на глубине 127 метров на БПК «Отважный», подъем в 1986 году тел погибших людей из отсеков затонувшего на глубине более 40 метров лайнера «Адмирал Нахимов», подъем с глубины и снятие с мели более двух десятков судов уже после 2000 года, освоение глубоководной подводной техники, прорыв в глубины морей в подводных аппаратах.

Сегодня черноморские спасатели бережно сохраняют то, что получили от своих предшественников. И в то же время осваивают новые суда («Профессор Николай Муру»), новые современные комплексы, уверенно смотрят в будущее. Сегодня специалист во время спуска на воду подводного спасательного комплекса «Пантера плюс», который способен работать на глубине до 1000 метров, может многое сделать. Подводный аппарат оснащен двумя механическими манипуляторами, на них можно разместить тросорезы и циркулярную пилу для разрезания сложных конструкций толщиной до 90 мм. Телеуправляемый аппарат имеет систему автоматического удержания глубины, эхолот, комплекс спутникового позиционирования и устройство для размыва грунта. Наблюдать за его действиями операторы могут с помощью двух управляемых телекамер повышенной светочувствительности, расположенных рядом с манипуляторами, а также видеокамеры заднего обзора. Но «Пантера плюс» уже вчерашний день. Сегодня самым современным спасательным судном является «Игорь Белоусов» Тихоокеанского флота. Не станем описывать всех его достоинств, которые проявились во время недавнего учения. На него прибыли представители командований подводных сил, командиры подлодок, военные спасатели и руководители служб поисковых и аварийно-спасательных работ Северного, Черноморского и Балтийского флотов, а также руководители научно-исследовательских институтов, занимающихся тематикой спасания на море. Скажем лишь, что

водолазы океанского спасательного судна «Игорь Белоусов» показали огромные технические возможности нового глубоководного водолазного комплекса ГВК-450. Наступит время, и на смену великовозрастным СС «Эпрон» и «Коммуна» придут новые современные спасательные суда, а вот добрые и славные традиции черноморских спасателей останутся в строю и будут верой и правдой служить новым поколениям спасателей.

Фото автора

Морские вести России №1 (2017)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Безопасность мореплавания

31.08.2020

Безопасность мореплавания