Плодотворный 2017-й - Морские вести России

Плодотворный 2017-й

29.05.2018

Безопасность мореплавания

Итоги работы 5-й сессии Подкомитета ИМО по предотвращению загрязнения и реагированию

С 5 по 9 февраля 2018 г. в Лондоне в штаб-квартире ИМО проходила 5-я сессия Подкомитета по предотвращению и реагированию. Сессию открыл генеральный секретарь ИМО г-н Китак Лим. В приветственном слове он отметил, что 2017 год, предшествовавший   70-й годовщине создания ИМО (в 1948 г. организация была создана как ИМКО), был чрезвычайно плодотворен и вполне можно гордиться достигнутыми успехами. Важнейшим событием в контексте окружающей среды явилось вступление в силу в сентябре 2017 года Конвенции по управлению балластными водами. Была также разработана первоначальная стратегия ИМО в области парниковых газов, которая будет принята на 72-й сессии МЕРС в апреле 2018 года.

В. Мотрич, капитан

Созданный в 1976 году как Подкомитет по химическим грузам наливом, позднее преобразованный в Подкомитет по жидким грузам наливом и газам, Подкомитет по предотвращению загрязнения и реагированию (PPR) добился впечатляющих результатов. Плоды его работы: регулярные пересмотры Приложений I и II МК МАРПОЛ и международных кодексов по химовозам и газовозам, а также принятие ограничительных мер по удалению промывочных вод химовозов, запрещение перевозки и использования тяжелых сортов топлива в Антарктике, новая четырехуровневая система категорирования вредных и жидких химических веществ.

Круг проблем, за решение которых взялся реструктурированный в 2013 году PPR, чрезвычайно широк и разнообразен: от качества атмосферы нашей планеты до инвазивных биологических видов, путешествующих по всему свету вместе с судовыми балластными водами. Пересмотры Приложения VI МК МАРПОЛ с прогрессивным снижением выбросов SОx и NOx с судов, разработка всестороннего руководства по управлению балластными водами и биообрастанием – показательные примеры ответов на вызовы, с которыми столкнулся современный мир, и новых шагов в достижении устойчивого развития судоходства.

Окислы серы

Ключевым вопросом повестки дня 5-й сессии PPR стала имплементация 0,50% предела содержания окислов серы в топливе морских судов в мировом масштабе, который вступит в силу 1 января 2020 г. Это важнейшая мера, которая благоприятно скажется на состоянии окружающей среды и здоровье всего человечества, особенно в портовых городах и прибрежных сообществах. Поэтому назад дороги нет!

Ряд делегаций, в том числе Норвегия и КНР, внесли предложение о дополнении Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы» Приложения VI МАРПОЛ новыми пунктами 11 и 12 об оборудовании всех судов валовой вместимостью 400 и более выделенными местами для отбора репрезентативных проб топлива на судне, начиная с установленной даты. Процедуры анализа топлива на содержание серы и верификации должны будут соответствовать Руководству (Guidelines for on-board sampling for the verification of the sulphur content of the fuel oil used on board ships, as set out in MEPC.1/Circ.864), принятому на 70-й сессии МЕРС в октябре 2016 г.

Что касается механизмов имплементации Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы», то в прениях было выдвинуто более двух десятков предложений от делегаций БИМКО, Интертанко, Фонда живой природы, Гринпис и т.п. Проекты предлагают осуществление строгого контроля со стороны государств флага и инспекций портового контроля с использованием дистанционных сенсоров и портативных анализаторов стоимостью до 40 000 евро, установки соответствующего оборудования на судах, наложения санкций на суда-нарушители и недобросовестных поставщиков бункерного топлива, которых также будут заносить во всемирную базу данных. Греция кардинальным образом предложила запретить иметь на борту некондиционное топливо.

Особый интерес вызывает доклад делегации Кореи, в котором выражена озабоченность о трудностях перехода на низкосернистое топливо в связи с большой долей судов старой конструкции. Низкосернистое топливо из-за пониженной вязкости будет протекать через тонкие зазоры, которые ранее были герметичны для тяжелого топлива, что приведет к протечкам, потерям мощности двигателя и пожарам. К тому же сложный процесс перехода на другой вид топлива создает риск остановки двигателя и аварий в сложной обстановке. Например, из 93 случаев выхода двигателей из строя у берегов Калифорнии 15 были связаны напрямую с переходом на другое топливо для выполнения нормативных государственных требований по выбросу серы. Были предложены некоторые способы решения технических проблем. Готовится также очередной пересмотр Руководства 2015 года по системам очистки отработанных газов MEPC.259(68) и поправки к Кодексу по NOx. Предложения поступили от Японии и стран ЕС.

В тему прозвучало и предложение по газификации судового оборудования по термической обработке отходов.

Углекислый газ

Известно, что наибольший вклад в глобальное потепление вносит углекислый газ СО2, по современным оценкам его доля составляет 60-70%. Поскольку углекислый газ химически пассивен, его «время жизни» в атмосфере достаточно велико – около 100 лет. Как следствие, меры, направленные на сокращение антропогенной эмиссии СО2, даже при высокой их успешности, скажутся лишь через несколько десятилетий. В этой ситуации сегодня активно предлагается идея сокращения выбросов других газов и аэрозолей, чье воздействие на радиационный режим и на климат тоже значительно, но их время пребывания в атмосфере существенно короче (недели, месяцы или годы), а значит, и отклик климатической системы проявится быстрее.

Короткоживущие климатические загрязнители (ККЗ) атмосферы имеют следующие сходные особенности: первая и основная – среднее время жизни в атмосфере не превосходит нескольких месяцев (не более года). Исключение составляют лишь метан и некоторые гидрофторуглероды, которые относятся скорее к стандартным парниковым газам вместе с СО2 и N2O. Из-за небольшого времени жизни пребывания в атмосфере ККЗ не распространяются на значительные расстояния от их источников, и их воздействие на климатический режим носит региональный характер. Однако в некоторых условиях аэрозоли с черным углеродом (нерастворимые изначально) могут переноситься (чаще зимой) на значительные расстояния (из Юго-Восточной Азии в Арктику) и при отсутствии осадков накапливаться в виде так называемой «арктической дымки».

Рис.1. Данные Всемирного фонда живой природы о количестве выбрасываемой сажи в год по типам судов

О саже (черном углероде) известно с незапамятных времен, однако в число главных врагов современного климата ее стали относить лишь в последние годы. Черный углерод (black carbon) – составляющая аэрозольного загрязнения атмосферы, связанная с неполным сгоранием ископаемого топлива, биотоплива и биомассы. Черный углерод поступает в атмосферу в основном в виде сажи, т.е. частиц углерода антропогенного или естественного происхождения в различных связанных формах. Время его пребывания в атмосфере исчисляется несколькими днями или неделями. По оценкам американского специалиста М. Якобсона, 15-30% глобального потепления обусловлено именно эмиссией сажевых частиц. В воздухе сажа поглощает солнечную энергию и излучает инфракрасную (тепловую) радиацию, а после выпадения на земную поверхность увеличивает количество поглощенной солнечной энергии поверхностью, тем самым способствуя ее дополнительному разогреву. Наиболее критично это в зонах, покрытых снегом и льдом (в полярных областях и горных районах), где ускоряется таяние льдов, особенно в Арктике, которая теплеет в среднем в два раза быстрее, чем остальная планета.

Рабочую группу по этой проблеме возглавляет Канада, которая представила на сессии доклад и план по дальнейшим действиям. Большинство проблем с сажей решаются путем усовершенствования планов повышения энергоэффективности судов.

Из предложений по другим вопросам представляет интерес предложение США о поправках к приложениям МК МАРПОЛ, которые предлагают вести все требуемые записи в электронных журналах. Ими же разработаны стандарты и технические требования к программному обеспечению и компьютерам. Полностью готовые проекты поправок к МК МАРПОЛ и нового Руководства переданы в секретариат, и надо ожидать, что в скором времени они будут одобрены и приняты на ближайших сессиях МЕРС.

Колоссальная катастрофа

Невосполнимый ущерб морской среде и живой природе был нанесен в результате пожара и взрыва на ПБУ Deepwater Horizon 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива. По результатам опыта борьбы с последствиями этой колоссальной катастрофы была завершена работа над пересмотренным Руководством по использованию дисперсантов в борьбе с загрязнениями моря, состоящим из четырех частей.

Более 20 лет Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству является важнейшим инструментом реагирования на загрязнение моря нефтью и другими вредными веществами. Членами этой конвенции являются 112 государств. Большую практическую пользу правительствам и организациям различных стран, несомненно, окажет новое Руководство по осуществлению Конвенции OPRC-90 и протокола HNS. Значительное место уделено координации спасательных служб и единиц по устранению последствий загрязнения, а также подготовке специалистов и членов экипажа. Соответствующие модельные курсы для инструкторов и трех уровней подготовки были приняты на предыдущей, 4-й сессии PPR в октябре 2016 года.

«Тормоз кораблей»

О том, что обрастание может стать «тормозом кораблей», в своих научных трудах указывал еще древнегреческий философ Плутарх. Из-за обрастания растет гидродинамическое сопротивление корпуса, резко снижается скорость судна и увеличивается расход топлива. Для очистки подводной части корпуса требуется докование, а это обходится дорого (иногда свыше миллиона долларов в день). Поэтому современные антиобрастающие лакокрасочные системы помимо обычных пигментов и наполнителей имеют в своем составе различные комбинации производных ртути, меди, мышьяка, цинка, олова, свинца и некоторых органических соединений. Настоящий прорыв совершили лакокрасочные системы, содержащие антифаулянт трибутилолово. Благодаря растворимым в воде сополимерам краски стали самополирующимися, что вдобавок к длительным антикоррозионным и антиобрастающим качествам сулило улучшение скоростных качеств судов. Подводные поверхности большинства судов мирового флота начиная с 1970-х годов были окрашены именно такими красками.

Дальнейшие экологические исследования выявили, что устойчивые в окружающей среде органические соединения олова способны к биоаккумуляции и, проникая в пищевую цепочку, убивают не только обрастателей, но и отравляют другие объекты флоры и фауны. Особенно быстро трибутилолово накапливается у животных-фильтраторов, в мясе деликатесных устриц и трубача, которое человек употребляет в пищу. В результате наблюдается рост нарушений эндокринной и иммунной систем.

На состоявшейся 8 октября 2001 года в Лондоне дипломатической конференции была принята Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах, которая вступила в силу 17 сентября 2008 года. Конвенция запрещает применять на судах противообрастающие системы, содержащие оловоорганические соединения, действующие как биоциды.

В последние годы стали широко применяться недорогие антиобрастайки на базе цибутрина, органического вещества, формула которого C11H19N5S, с альгицидными свойствами, в частности, ею окрашивают подводные части прогулочных яхт. Ввиду токсического эффекта эти краски уже запрещены для использования в странах ЕС. В PPR было представлено предложение о включении таких противообрастающих систем в Конвенцию AFS.

На сессии также были рассмотрены очередные поправки к кодексу по химовозам и правилам перевозки вредных химических грузов на судах-снабженцах буровых платформ.

В заключение генсек ИМО сообщил, что Всемирный день моря – 2018 пройдет под девизом «В нашем наследии – залог будущего совершенства».

Морские вести России №4 (2018)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Безопасность мореплавания

31.08.2020

Безопасность мореплавания