ЛАРН в ледовых условиях – как быть и что делать? - Морские вести России

ЛАРН в ледовых условиях – как быть и что делать?

10.07.2020

Безопасность мореплавания

ЛАРН в ледовых условиях – как быть и что делать?

В конце февраля в стенах МГУ им. адм. Г.И. Невельского прошел научно-практический семинар «Технологии ликвидации разливов нефти в ледовых условиях». Организаторами мероприятия выступили сотрудники факультета экологической безопасности и освоения шельфа Морского университета во главе с деканом Сергеем Монинцом. Генеральным спонсором стала одна из самых крупных судоходных компаний России ПАО «Совкомфлот».

Татьяна Каширская, главный редактор пресс-центра МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Открывая семинар, ректор Морского университета Денис Буров отметил, что для дальневосточного региона, где активно разворачиваются шельфовые проекты, тема особо актуальна. Потому как регион Восточных и Арктических морей с суровыми природными условиями требует нестандартных решений в борьбе с ЛАРН.

Среди участников семинара были делегаты и от судоходных и нефтяных компаний, представители органов власти, ученые, экологи. В числе компаний: ПАО «Совкомфлот», Находкинский филиалАО «Роснефтефлот», ООО «Наяда», НК «Сахалин ЭнерджиИнвестмент Компани Лтд.», Всемирный фонд дикой природы (WWF), АО «ЮжНИИМФ», ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск», ООО «Транснефть сервис», ФГБУ «ГОИН», «Эксон нефтегаз лимитед» Сахалинский филиал, ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефть, «Востокбункер» и т.д.

Мероприятие состояло из двух секций в формате конференции и практических занятий на ледовом полигоне университета.

«Цифра» против возросших рисков

В первой секции «Особенности ликвидации разливов нефти в условиях замерзающих морей Дальнего Востока и Арктики» выступил с докладом Алексей Книжников (WWF России), который подробно остановился на освещении вопроса «Новые задачи и возможности для развития трансграничного сотрудничества по вопросам ликвидации разливов нефти в зоне Берингова пролива».

В своем докладе Алексей Книжников рассмотрел масштаб нефтегазовых угроз на акваториях арктических морей. С активным развитием судоходства по Севморпути в последние годы риски загрязнений нефти значительно выросли.

Помимо этого, докладчик сделал обзор по ограничениям использования СОТ (флотского мазута) IMO, рассмотрел все плюсы использования web-ориентированной геоинформационной системы ERMA, которая содержит статистические данные и данные реального времени, которые помогают в принятии решений по реагированию в случае ЧС.

Более подробно использование системы ERMA рассмотрела доцент кафедры безопасности в нефтегазовом комплексе, заведующая учебно-научной лабораторией геоинформационных систем МГУ им. адм. Г.И. Невельского Дарья Задоя в докладе «Arctic ERMA как инструмент поддержки принятия решений в области ликвидации разливов нефти в зоне Берингова пролива».

Она обратила внимание участников семинара на то, что каждый регион имеет свою ERMA. Это открытая общедоступная среда для моделирования поведения нефтяного пятна на акватории, разработанная Отделом по реагированию и восстановлению Национального управления по вопросам океана и атмосферы (OR&R, NOAA), которая облегчает работу на всех этапах реагирования: ликвидации, оценки последствий и восстановления. Привела наглядный пример использования системы ERMA для учебного разлива нефти в Беринговом проливе.

Доклад «О порядке формирования инфраструктуры безопасности Северного морского пути» предложили декан ФЭБОШ, к.т.н. Сергей Монинец и аспирант Анастасия Баженова.

Теорию в практику

Во второй секции «Технология ликвидации разливов нефти. Особенности и ограничения применения в ледовых условиях» выступили: Сергей Монинец (Морской университет) «Исследование и проектирование технологий ЛРН для условия замерзающих морей» и Сергей Маценко (ЮжНИИМФ) «Расчетные алгоритмы определения состава сил и средств для ЛРН на морских акваториях».

С большим интересом были восприняты доклад и презентация заведующего лабораторией морской робототехники Дмитрия Прощенко и младшего научного сотрудника этой лаборатории Дениса Коровецкого (научно-инновационный комплекс «Морской технопарк» МГУ им. адм. Г.И. Невельского) – «Мониторинг нефтяных загрязнений морских акваторий с использованием беспилотных воздушных судов».

Докладчики представили исследования по использованию носителей аппаратно-программных комплексов на базе МБПЛА, которые обеспечивают работу АПК для экологического мониторинга. В ходе исследований был разработан опытный образец малогабаритного ЛИФ (лазерно-индуцированной флуоресценции) – спектрометра для обнаружения нефтяных пятен.

В дополнение специалисты университета демонстрировали видеоролики, которые проиллюстрировали действия АПК по обнаружению нефтяных пятен в режиме реального времени.

Многие технологии ликвидации разливов нефти (ЛРН), приемлемые в умеренных климатических условиях, не работают в ледовых условиях при низких температурах воздуха и воды. Во многом это обусловлено недостаточной изученностью поведения нефтяного загрязнения в замерзающих морях, значительными сложностями, возникающими при испытании существующих технологий ЛРН при низкой температуре воды, воздуха и наличии льда.

Поэтому новый научный центр, который был создан в университете, вызвал интерес у нефтяных компаний, научных организаций, профессиональных спасательных формирований, которые обеспечивают готовность на случай таких аварий.

Кроме того, специалисты университета продемонстрировали гостям возможности производственной базы НТЦ. Его возможности позволяют испытывать оборудование и технологии ЛАРН в том числе и в ледовых условиях.

В испытательных бассейнах, которые изолированы от моря, можно проводить моделирование разлива нефти без угрозы загрязнения окружающей среды. Причем натуральный морской лед в бассейне есть с декабря по март.

В рамках практических занятий делегаты испытали систему нефтесбора, определили производительность и эффективность ее работы. Также специалисты университета продемонстрировали экспериментальный образец установки высокотемпературного сжигания нефти (УВСН), плавающей на поверхности. Завершились занятия исследованиями поведения нефти в толще льда.

В научно-образовательном технологическом центре судостроения и судоремонта участники семинара познакомились с вакуумным диафрагменным насосом ДНП 30/50 разработки МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Этот насос способен перекачивать жидкости с твердыми включениями и нефтепродуктами. Он может работать в самых тяжелых погодных условиях.

Разработчики предлагают три вида исполнения насоса: переносной, стационарныйи погружной.

Завершилась двухдневная работа научно-практического семинара круглым столом «Практика ликвидации разливов нефти в ледовых условиях». В ходе обсуждения результатов семинара участники единодушно высказались за регулярное проведение таких встреч и отметили важность создания центра по исследованию существующих и разработке перспективных технологий ЛРН в ледовых условиях на море и внутренних водоемах.

Морской флот №1 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

10.07.2020

Безопасность мореплавания

08.11.2019

Безопасность мореплавания

26.09.2019

Безопасность мореплавания

03.09.2019

Безопасность мореплавания