В Графской бухте – «большой сбор» - Морские вести России

В Графской бухте – «большой сбор»

29.10.2020

Безопасность мореплавания

Водолазы Черноморского флота поднимают затопленные в прошлом веке объекты со дна Севастопольской бухты


Фото: автора и УПАСР ЧФ

Графская бухта в эти сентябрьские дни напоминает огромный водолазный полигон, где идут серьезные учения. Тут и водолазное морское судно ВМ-154, многофункциональный модульный катер катамаранного типа СМК-2169, рейдовый водолазный катер РВК-1112, плавкраны ПК-54150 и ПК-3100, три рейдовых буксира и даже флагманский спасатель ЧФ СС «Эпрон». Словом, целая флотилия спасательных сил, усиленная плавсредствами отряда вспомогательных судов ЧФ капитана 1-го ранга запаса Сергея Грицая. Как говорят на флоте, в Графской бухте объявили «большой сбор».

Владимир Пасякин, Севастополь

Аварийно-спасательный отряд (АСО) управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Черноморского флота с конца августа проводит работы по подъему со дна Севастопольской бухты затопленных объектов.

– Водолазные специалисты в рамках ранее запланированных работ расчищают дно Графской бухты. Всего запланировано к подъему 13 объектов, из которых шесть уже подняты на поверхность, – поясняет руководитель судоподъемной операции начальник УПАСР ЧФ капитан 1-го ранга Александр Ульянов. – Поднимаемые со дна объекты представляют собой в основном плавпричалы различных типов, затонувшие по разным причинам еще в прошлом веке. Самый малый из них водоизмещением 15 тонн, самый крупный – водоизмещением 1000 тонн.

…Александр Ульянов разворачивает карту Графской бухты и показывает места, где находились затопленные объекты. Часть из них уже на берегу и больше не мешает судоходству, не загрязняет акваторию Инкермана. Это не может не радовать севастопольцев, черноморцев. Другая часть еще в работе, ждет судоподъема.

Не секрет, что металлические конструкции в воде оказывают токсический эффект на морскую среду. Поэтому механическая очистка дна стала привычной практикой во всех портовых городах. Не исключение и Севастополь. Вот только дело это не в простое и требует значительных сил и профессионализма от тех, кто занимается судоподъемом.

По словам специалистов отдела морской санитарной гидробиологии Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН, очистка от металлолома положительно сказывается на флоре и фауне бухт. Ученые, и в частности старший научный сотрудник Татьяна Осадчая, свидетельствуют об этом и следят за «здоровьем» многочисленных бухт города, берут пробы воды. В скором времени Графская бухта станет чище. А значит, чище станет и Большая Севастопольская бухта, значение которой для жизни города и флота переоценить невозможно.

– К началу октября планируем завершить эту масштабную операцию, – говорит Александр Ульянов, – конечно, если не помешает штормовая погода.

При названии Графская бухта у многих севастопольцев, крымчан возникает ассоциация с Графской пристанью.

– Графская бухта никак не связана территориально с известной и знакомой многим Графской пристанью, которая находится в самом центре города, – поясняет Александр Ульянов. – Графская бухта (или Нефтяная) находится на северной стороне Севастопольской бухты, недалеко от Инкермана. Она отгорожена от остальной акватории и от Маячной бухты молом. Распространены два названия бухты: Графская и Нефтяная. Первое название связано с тем, что здесь в конце XVIII века находился хутор командующего Черноморским флотом графа Марка Войновича, в честь которого, кстати, названа Графская пристань. Второе название связано со строительством на берегах бухты нефтегавани.

– Ввиду различного состояния, водоизмещения и глубин, на которых затоплены плавпричалы, мы отрабатывали индивидуальную схему их подъема, – поясняет капитан 1-го ранга Александр Ульянов. – Одно дело – 15-тонный объект, который свободно может поднять плавкран, и совсем другое – тысячетонный плавпричал, который вошел в илистый грунт. Здесь моей надежной опорой являются командир аварийно-спасательного отряда капитан 2-го ранга Вадим Джанунц и его заместитель по спасательным работам капитан 2-го ранга Владимир Левин – настоящие профессионалы своего дела. К работам привлечены специалисты Центра материально-технического обеспечения флота, которые обслуживают оборудование для продувки объектов сжатым воздухом. Для вытягивания на берег небольших плавпричалов использовали инженерную технику, в частности две бронированные ремонтно-эвакуационные машины – БРЭМы.

По словам заместителя командира АСО по спасательным работам капитана 2-го ранга Владимира Левина, основная тяжесть легла на плечи водолазных специалистов отряда. Вот уже месяц черноморцы трудятся в нефтебухте, совершенствуя свое мастерство. Причем не только военные и гражданские водолазы. Трудятся экипажи нескольких судов.

– Работать непросто, – говорит капитан плавкрана ПК-54150 Александр Коновалов, – прежде всего в силу мелководности бухты и обилия затопленных объектов. Тут требовалась ювелирная точность. Приходилось становиться на три якоря. А еще нужно было синхронизировать свою работу с БРЭМами. Мы приподнимали плавпричал, а БРЭМы в паре на прочных стальных тросах тянули его на берег.

В подготовительных операциях участвовал и ПК-3100, где капитаном Владимир Саков.

Хватает работы и экипажам трех рейдовых буксиров: РБ-389, РБ-247 и РБ-412.

Надвигается октябрь с его похолоданием и усилением ветра. Поэтому черноморцы торопятся по максимуму использовать погожие дни уходящего сентября.

Морские вести России №12 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

11.11.2020

Безопасность мореплавания

29.10.2020

Безопасность мореплавания

02.09.2020

Безопасность мореплавания