Смена экспортных рынков и потребителей минеральных удобрений - Морские вести России

Смена экспортных рынков и потребителей минеральных удобрений

23.12.2022

Грузовая база

Смена экспортных рынков и потребителей минеральных удобрений

Фото: Терминал по перевалке минудобрений Ultramar в порту Усть-Луга/пресс-служба ПАО «ФосАгро»

После относительно благоприятного для российской отрасли минеральных удобрений 2021 года, отмеченного ростом объемов производства и экспорта, текущий год окрасился сокращением основных показателей, вызванным в первую очередь необходимостью перестройки экспорта и логистики поставок в условиях усиления санкционного давления со стороны Запада.

В настоящее время отрасль адаптируется к новым реалиям, перенаправляя основные экспортные потоки минудобрений с ЕС и США на альтернативные рынки и делая еще больший акцент на развитие внутреннего потребления. Несмотря на то что эти процессы идут весьма активно, они, по мнению экспертов, пока не смогут заменить выпадающие объемы, что влечет за собой риски сокращения производства и экспорта от 5% до 15% в разных сегментах минудобрений по итогам года.

Галина Музлова

Рост внутреннего рынка и модернизация производства

По данным Росстата, производство минеральных удобрений в 2021 году в России выросло на 5,6%, до 24,9 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ), что соответствует 20% мирового объема производства (рис. 1).

Рис. 1. Производство минеральных удобрений в России, 2010-2022 гг.

* - оценочные данные. Источник: Росстат, оценки участников рынка

Характерной особенностью развития отрасли в 2021 году стал заметный рост закупок минудобрений со стороны российского АПК – этот объем вырос почти на 20%, до 4,7 млн тонн. По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), с учетом накопленных ресурсов в 0,3 млн тонн совокупный объем приобретенных аграриями минудобрений составил 5 млн тонн, что позволило перевыполнить план на 2021 год по их закупкам на 0,5 млн тонн.

Рост закупок продолжился и в 2022 году. По данным Минсельхоза России, за 8 месяцев российские предприятия приобрели порядка 4,3 млн тонн мин-удобрений, что почти на 20% больше, чем годом ранее. Ожидается, что по итогам 2022 года объем превысит 5 млн тонн, а показатель внесения составит 60 кг на 1 га посевной площади в среднем по стране по сравнению с 55 кг на 1 га в 2021 году. Согласно прогнозам министерства, к 2025 году объем закупок минудобрений должен вырасти до 8 млн тонн.

Еще одной тенденцией развития отрасли в 2021 году стала активизация крупных проектов, направленных на увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции для российского АПК. Так, компания «Фосагро» завершила масштабную программу развития Череповецкого производственного комплекса и строительство нового завода в г. Волхове Ленинградской области, рассматривает возможность строительства нового производственного комплекса по выпуску аммиака и карбамида в г.Череповце.

Компанией «Еврохим» было открыто новое производство жидких азотных удобрений в г.Новомосковске. Также компания начала реализацию проекта по строительству предприятия по производству аммиака и карбамида в Ленинградской области.

Группа «Акрон» в 2021 году завершила модернизацию агрегата карбамида на площадке в г.Великом Новгороде, что позволило ей стать крупнейшей по выпуску этого продукта не только в России, но и в Европе. Компания также начала строительство производства кальциевой селитры и приступила к модернизации агрегатов аммиака и карбамида. Кроме того, «Акрон» активизировал строительство Талицкого калийного ГОКа в Пермском крае, более чем втрое увеличив бюджет капвложений на 2021-2022 годы.

Кемеровский «Азот» заявил о планах по строительству агрегатов для производства аммиака и карбамида, пористой аммиачной селитры, жидкой углекислоты, гранулированного сульфата и водорода.

«Куйбышевазот» в 2021 году ввел в эксплуатацию производство сульфат-нитрат аммония и завершил строительство производства карбамида мощностью 525 тыс. тонн в год (1500 т/сут.). Также была начата реализация проекта по строительству производства азотной кислоты.

Предприятие «Щекиноазот» запус-тило новую установку по производству метанола и запланировало запуск производства азотной кислоты и аммиачной селитры.

Снижение производства из-за падения экспорта

Для российских экспортеров 2021 год был относительно благоприятным. Экспорт азотных удобрений составил 14,5 млн тонн (в физическом выражении), что на 5,3% больше показателя 2020 года, а в стоимостном выражении – $4,5 млрд, что больше на 79,9%. Объем вывезенных калийных удобрений превысил 11,9 млн тонн, что на 24,2% больше показателя предыдущего года, в денежном выражении их экспорт составил $3,3 млрд, или на 86,9% больше. Смешанных удобрений было экспортировано порядка 11,2 млн тонн, что на 3,2% выше уровня 2020 года, в денежном выражении экспорт смешанных удобрений составил $4,7 млрд, или на 71,8% больше.

В январе-июле 2022 года производство минудобрений в России сократилось на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 14,1 млн тонн. Самым глубоким было падение в сегменте калийных удобрений – на 25,8%, причем только в июле объем производства сократился более чем на 40% (к июлю 2021 г.).

Вместе с тем, на 0,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, до 2,6 млн тонн, было произведено фосфорных удобрений и на 3,5% больше, до 6,9 млн тонн, – азотных удобрений. Производство аммиака, сырья для изготовления азотных удобрений, снизилось на 12,8%, до 10,1 млн тонн. По данным участников рынка, за январь-август 2022 года экспорт минудобрений в целом упал уже на 11%, основное падение пришлось на аммиачную селитру (-50%), хлорис-тый калий (-24,8%) и КАС (-32,2%). Падение объемов производства мин-удобрений в 2022 году стало прямым следствием сокращения объемов экспорта, связанного с санкционной политикой Запада.

Несмотря на то что прямого запрета на ввоз российских минудобрений западные страны не вводили, сокращение экспорта было во многом связано с косвенным влияниям других санкционных действий по отношению к России – против акционеров и руководителей компаний-производителей минудобрений, приведших к отказу от сотрудничества с ними иностранных банков, страховых организаций и логистических операторов. Сказались на экспорте и ограничения на перевалку российских удобрений через порты сопредельных государств, отказы зарубежных покупателей от оплаты российской продукции и логистические трудности поставок.

Экспорт российских минудобрений оказался уязвимым в данной ситуации еще и потому, что традиционно порядка 30% его объемов было ориентировано на Европу, а европейские порты играли важную роль в транзите удобрений из России. Так, по данным «Морцентр-ТЭК», в 2021 году через Прибалтику было отгружено более 20% общего объема экспорта, через Финляндию – около 4%.

Наконец, определенный вклад в снижение экспорта российских мин-удобрений внесли и квоты на экспорт азотных и сложных удобрений, введенные Правительством РФ с 1 декабря 2021 года в качестве одной из мер по сдерживанию роста цен на продовольствие. Максимальный объем экспорта азотных удобрений в рамках квот, действующих по 31 мая 2022 года, был установлен на уровне 5,9 млн тонн, сложных – 5,35 млн тонн, что хоть и было близко к объемам физических поставок, накладывало дополнительные ограничения на действия экспортеров.

Вместо ЕС и США – Китай и Индия

В большей степени пострадал экспорт калийных удобрений «Уралкалия», который, по данным компании, за 7 месяцев текущего года просел на 25-30%. При этом практически прекратился экспорт в Европу, США перешли на минимальные закупки, стараясь найти замену поставщикам из России. Но наблюдается прирост по продажам в Китай (в основном по железной дороге), Индию и Бразилию. Принадлежащие «Уралхиму» терминалы по перевалке удобрений в Латвии были остановлены по решению правительства недружественной страны, и морские отгрузки стали идти только через порты Ленинградской области. Формально фрахт для компании остается доступным, но на практике количес-тво судов, которые компания может зафрахтовать, снизилось в пять раз.

В связи с отказом ЕС закупать российские калийные удобрения эксперты говорят о рисках потери этого рынка Россией, чью долю могут заполнить производители из США и Канады (Nutrien, Mosaic), которые уже строят амбициозные планы по наращиванию производства и объемов экспорта. Между тем, по мнению аналитиков, они не смогут быстро увеличить выпуск и продажу калийных удобрений из-за растянутых сроков реализации добычных проектов и недостатка судов, а значит, теоретически в ближайшей перспективе у России есть шанс хотя бы частично сохранить за собой рынок ЕС (конечно, если не брать в расчет возможное усугубление геополитической ситуации и введение прямого запрета на импорт российских минудобрений).

В несколько лучшем положении в плане экспорта оказались производители фосфоросодержащих и азотных удобрений. Так, компания «Фосагро», благодаря использованию исключительно российских портов для перевалки, смогла избежать проблем с морскими перевозками и сохранить экспортные объемы. При этом компания хоть и существенно сократила поставки в Европу, но увеличила экспорт в Индию в 2,5 раза. Перенаправление объемов продукции на альтернативные рынки имело место и в компании «Еврохим».

Но азиатский вектор в перевозках, ставший уже традиционным при переориентации многих грузопотоков, грозит сегменту минудобрений значительным снижением стоимости продукции, предупреждают аналитики, указывая на то, что покупатели на азиатском рынке уже стали рассчитывать на дисконт при импорте российской продукции. Кроме того, в Азии активизируются свои производители минудобрений, делая рынок все более конкурентным. Например, выпуск калийных удобрений планирует существенно нарастить Таиланд – государством уже одобрено несколько крупных проектов по добыче калийных солей.

Полноценная замена логистики требует времени

Из общего объема экспортной перевалки российских минудобрений через морские порты в 2021 году, равного 19,3 млн тонн, 45,5% было перевалено через порты Усть-Луга и Санкт-Петербург, доля прибалтийских портов составила 27,7%, Мурманска – 11,7%, Темрюка, Новороссийска и Туапсе в совокупности – 14,8%. По оценке компании «Еврохим», главную проблему сегодня представляют те объемы удобрений, которые шли через Прибалтику, а это около 8 млн тонн, и плюс порядка 12 млн тонн белорусской продукции, которая следовала тем же путем, но оказалась под санкциями раньше российской. То есть в общей сложности около 20 млн тонн экспортных удобрений в 2022 году должны быть перенаправлены на другие маршруты.

Вместе с тем, действовавший в России в течение длительного времени и снятый только в 2020 году запрет на строительство складов под минудобрения на расстоянии ближе 500 метров к морю привел к дефициту современных специализированных терминалов по перевалке удобрений в российских портах. Сейчас таких действующих терминалов два – в Усть-Луге (компании «Ультрамар») и в Восточном («Восточно-Уральский терминал»). Часть грузов в небольших объемах (в том числе в биг-бэгах) перенаправляется в Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск, Туапсе и другие порты.

Значительные мощности сегодня находятся на стадии строительства либо проектирования, среди которых специализированные терминалы мин-удобрений в Усть-Луге (Lugaport), Мурманске («Тулома»), Приморске, Тамани, комплекс для белорусских удобрений на 5-7 млн тонн будет строиться на западном берегу Кольского залива.

Аналитики «Еврохима» при этом отмечают, что для экспорта минудоб-рений неэффективны мелкие и узкие коридоры, которые выстраивались на южном направлении летом 2022 года и были попыткой временного решения проблемы переориентации грузопотока. Фундаментальным же способом решения проблемы может служить лишь освоение маршрутов через глубоководные порты вне зависимости от их расположения (на Северо-Западе или Юге). Такой подход позволит полноценно переключить грузопоток на альтернативные рынки Китая, Индии и Бразилии и максимизировать вывоз в условиях ограничений, но, естес-твенно, потребует времени.

Пока же этот процесс, даже в совокупности с ростом внутреннего потребления, не может компенсировать падения производства и экспорта минудобрений, которое, как считают эксперты, по итогам года может составить от 5% до 15% в разных сегментах.

Морские порты №8 (2022)

ПАО СКФ
Подписка 2023
SmartPort
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ