Перспективы морского экспорта нефти - Морские вести России

Перспективы морского экспорта нефти

27.06.2012

Грузовая база

В 2011 году и начале 2012 года наблюдалось снижение объемов перевалки экспортной нефти через морские терминалы России. Это связано, во-первых, с сокращением добычи нефти на некоторых месторождениях, во-вторых, с ростом ее переработки внутри страны на отечественных НПЗ.

Вместе с тем, экспорт сырой нефти через морские порты по-прежнему остается главным направлением во внешней торговле РФ на обозримую перспективу, о чем свидетельствуют планы добывающих компаний и прогнозы правительства. Поэтому модернизация и строительство морских нефтеналивных терминалов будет продолжаться прежними темпами и в намеченных объемах.

Галина Музлова

В 2011 году через российские порты было перевалено 193,4 млн тонн сырой нефти, что на 7,8% (на 17 млн тонн) меньше, чем в 2010 году. В I квартале 2012 года тенденция снижения нефтеперевалки продолжилась – объем сократился на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 45,4 млн тонн. Если в следующих трех кварталах объемы перевалки нефти существенно не изменятся, то годовой показатель будет на 7-8% ниже уровня 2011 года.

Самое значительное снижение объема перевалки нефти в I квартале 2012 года наблюдалось в Арктическом бассейне, существенно упали объемы и в портах Черноморского бассейна, объемы экспорта нефти через терминалы Каспия и Тихоокеанского бассейна почти не изменились, заметный рост наблюдался лишь на Балтике, где в строй был введен нефтеперевалочный комплекс по отгрузке нефти нового трубопровода БТС-2 (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика объемов перевалки нефти по бассейнам в I квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года

 

Арктика: падение на Варандее, но…

Снижение перевалки нефти в Арктическом бассейне в первую очередь обу-словлено сокращением грузооборота Варандейского терминала, через который осуществляется круглогодичная отгрузка нефти Южно-Хыльчуюского месторождения в Западную Европу и США.

Так, в 2011 году перевалка нефти через терминал Варандей снизилась почти в 2 раза и составила менее 4 млн тонн (пропускная способность терминала составляет 12 млн тонн нефти в год). Показатель I квартала 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился более чем на 80%. Это напрямую связано с продолжающимся сокращением добычи на Южно-Хыльчуюском месторождении, расположенном в Ненецком АО Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Его разработкой занимается ООО «Нарьянмарнефтегаз» – совместное предприятие «ЛУКОЙЛа» (70%) и Conoco Phillips (30%), созданное в 2005 году.

Промышленная добыча на данном месторождении была начата в августе 2008 года, а в 2009 и 2010 годах добыто 7,0 и 6,9 млн тонн нефти соответственно. В 2011 году добыча стала падать и по итогам года составила 3,3 млн тонн. В I квартале 2012 года на месторождении было добыто всего 530 тыс. тонн нефти против 1,3 млн тонн за аналогичный период пошлого года.

Падение нефтедобычи, в свою очередь, связано со снижением дебитов скважин в результате повышения их обводненности, а также с сокращением показателя извлекаемых запасов в связи с пересмотром параметров геологической модели Южного Хыльчую. Так, первоначально доказанные запасы этого месторождения оценивались более чем в 66,84 млн тонн (500 млн баррелей) нефти, а после пересмотра (по состоянию на 31 декабря 2011 года) они составили всего 18,98 млн тонн (142 млн баррелей).

Убыток от обесценивания активов «Нарьянмарнефтегаза» из-за переоценки запасов Южно-Хыльчуюского месторождения по итогам 2011 года составил $1,2 млрд. Исходя из сложившейся ситуации, аналитики прогнозируют дальнейшее падение нефтедобычи на Южно-Хыльчуюском месторождении, а это значит, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать с него роста объемов поставок нефти для перевалки на Варандее.

Вместе с тем, определенные надежды на рост грузооборота Варандейского терминала в среднесрочной перспективе могут быть связаны с разработкой нефтяного месторождения им.Требса и Титова. Так, в начале июня текущего года нефтяная компания «Башнефть» заявила о намерении начать добычу на этом месторождении уже в 2013 году. Реализуется ли этот план на практике, во многом будет зависеть от того, удастся или нет компании возобновить деятельность СП с «ЛУКОЙЛом» (ранее лицензия на разработку месторождения была изъята у «Башнефть-Полюса» – СП «Башнефти» и «ЛУКОЙЛа» и передана «Башнефти»). Проект по разработке этого месторождения предполагает транспортировку добытой нефти через терминал Варандей.

Еще одним возможным источником роста объемов переваливаемой нефти через Варандей могут послужить месторождения Центрально-Хорейверского поднятия (ЦХП), разработку которых ведет компания «Русвьетпетро» (СП «Зарубежнефти» и PetroVietnam). В августе 2012 компания планирует начать добычу нефти на Западно-Хоседаюском месторождении, которое станет третьим (из 13 месторождений группы), введенным в эксплуатацию.

Общий объем добычи нефти за 2012 год, по прогнозам руководства компании, превысит 2 млн тонн. В настоящее время нефть с этих месторождений поставляется в южном направлении по нефтепроводам, принадлежащим «Русвьетпетро» (Северное Хоседаю – Мусюршор и Висовое – Северное Хоседаю), в систему АК «Транснефть», но рассматривается вариант северного маршрута в направлении терминала Варандей и далее через него.

Также в I квартале 2012 отмечено падение перевалки нефти через РПК «Белокаменка» с 2,5 млн тонн до 160 тыс. тонн. «Белокаменка» служит накопителем нефти, которая перевозится небольшими танкерами-челноками с терминала «Варандей», далее с плавнефтехранилища она отправляется на экспорт судами большей вместимости. Падение перевалки через РПК напрямую связано со снижением добычи нефти на Южно-Хыльчуюском месторождении. Однако эксперты ожидают, что со второго полугодия 2012 года объемы отгрузки нефти через «Белокаменку» вновь вырастут.

 

Черное море: временное сокращение с перспективой роста

Сокращение объемов экспорта нефти через Черноморский бассейн в настоящее время происходит главным образом из-за снижения перевалки нефти на терминале ЗАО «КТК-Р» под Новороссийском. В 2011 году объем перевалки нефти через этот терминал снизился почти на 9% (на 3 млн тонн) – до 31,8 млн тонн, в 2012 году показатель продолжал падать.

Так, в январе-мае 2012 года отгрузка нефти на экспорт через КТК снизилась на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объемов перевалки нефти эксперты связывают с переориентацией объемов нефти компании «Роснефть», раньше шедших через нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Кропоткинская», в систему «Транснефти».

Тем не менее, наблюдаемое в настоящее время снижение объемов перевалки нефти через КТК следует считать, скорее, временным явлением, нежели долгосрочной тенденцией. Это связано со стратегическими планами развития КТК, а именно с проектом расширения экспортных мощностей с нынешних 35 млн до 67 млн тонн в год (при использовании присадок – до 76 млн тонн). Работы в этом направлении начаты в июле 2011 года и должны завершиться к 2014-2015 годам.

Напомним, в настоящее время магистральный трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума протяженностью более 1,5 тыс. км соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак, Арман, Алибекмола, Мартыши) с российским побережьем Черного моря. На НПС «Кропоткинская» в систему поступает нефть, добываемая на месторождениях юга России. Помимо увеличения базовой пропускной способности трубопровода проект модернизации КТК предусматривает замену «узкого» участка трубопровода от НПС «Атырау», модернизацию 5-ти действующих НПС системы КТК на территории Казахстана и России, строительство 10-ти дополнительных НПС (2 – на территории Казахстана, 8 – в Российской Федерации), 6-ти резервуаров для хранения нефти под  Новороссийском, а также третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК. Также будет модернизирована система связи и управления трубопроводом.

Основанием для расширения мощностей КТК служит перспектива роста нефтедобычи на месторождениях западного Казахстана и юга России. В 2011 году в Казахстане было добыто около 80 млн тонн нефти, экспортировано 72 млн тонн нефти. Согласно стратегическому плану Министерства нефти и газа Казахстана на 2011-2015 годы добыча нефти в Казахстане к 2015 году достигнет 95 млн тонн нефти, а экспорт – 84 млн тонн. В том числе по проекту Тенгиз прорабатывается проект будущего развития с возможным увеличением объемов добычи с нынешних 26 млн тонн до 36 млн тонн.

В 2011 году небольшое снижение объемов отгрузки нефти продемонстрировали и другие российские нефтеналивные комплексы на Черном море – «Шесхарис» (входит в состав холдинга НМТП) и Туапсинский нефтеналивной терминал (входит в состав ТМТП), что связано главным образом с сокращением экспортных поставок нефти. (В случае «Шесхариса», временное снижение отгрузки, по всей вероятности, связано с проведением работ по реконструкции нефтяных причалов.)

Следует отметить, что расширение возможностей Туапсинского порта, в частности, пуск в эксплуатацию глубоководного нефтеналивного причала «Роснефти» в середине июня текущего года, связано с предполагаемым ростом экспорта нефтепродуктов, производимых «Роснефтью» на Туапсинском НПЗ.

Новый глубоководный причальный комплекс Туапсинского НПЗ состоит из 2-х линейно расположенных причалов для отгрузки нефтепродуктов в танкеры грузоподъемностью до 80 тыс. тонн. Планируемый грузооборот причального комплекса составляет 7 млн тонн нефтепродуктов в год. Сегодня компания реализует крупномасштабную программу модернизации НПЗ с расширением его мощности с 5 млн до 12 млн тонн в год и увеличением глубины переработки нефти до 95%.

 

Тихий океан: ответ на потребности АТР

В 2011 году перевалка нефти через порт Де Кастри с месторождений Сахалина выросла на 11,7% (до 7,8 млн тонн), через порт Пригородное – на 1,5% (до 16,3 млн тонн). Это связано с активным освоением шельфовых сахалинских месторождений и увеличением объемов экспорта нефти в страны АТР – Южную Корею, Китай, Японию, Филиппины, Индонезию, Таиланд.

Особенность сахалинской нефти состоит в ее низкой сернистости, а короткое транспортное плечо позволяет конкурировать на рынках АТР с ближневосточной нефтью. Эти факторы в сочетании со значительными запасами сахалинского шельфа открывают хорошие перспективы развития экспорта через порты Сахалина.

Несколько снизился экспорт нефти – на 1%, до 15,2 млн тонн – через глубоководный терминал «Спецморнефтепорта Козьмино», конечную точку трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Это связано с сокращением поставок российской нефти в Японию, где землетрясение вызвало перебои работы нефтеперерабатывающего комплекса страны. В I квартале 2012 года рост экспорта возо-бновился.

18 июня 2012 года в Козьмино произошло важное событие – пункт приема нефти был подключен к действующему магистральному нефтепроводу ВСТО. До конца июня пункт приема нефти пройдет комплексную проверку, а ввод его в эксплуатацию запланирован на июль 2012 года. Завершение второй очереди магистрального нефтепровода ВСТО - от Сковородино до Козьмино - позволит получать сырье напрямую, минуя железнодорожный транспорт, что значительно ускорит формирование танкерных партий для экспорта в страны АТР.

Предполагается, что вторая очередь морского нефтеналивного экспортного терминала «Спецморнефтепорт Козьмино» будет введена в эксплуатацию не ранее октября 2012 года после завершения работ по сооружению второго причала и формирования его акватории, что позволит принимать танкеры дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн. С вводом второй очереди  мощность нефтяного терминала возрастет с 15 до 30 млн тонн в год.

 

Балтика: акцент на Усть-Лугу

Прирост экспорта нефти на Балтийском направлении в начале 2012 года обеспечен ростом перевалки нефти через порт Приморск (БТС-1), а также за счет ввода в эксплуатацию нефтяного терминала в порту Усть-Луга. В рамках проекта построен магистральный трубопровод БТС-2 длиной 1 тыс. км и мощностью до 30 млн тонн нефти в год, 2 НПС, нефтебаза «Усть-Луга» с резервуарным парком объемом 400 тыс. кубометров, реконструированы действующие НПС «Унеча» и «Андреаполь».

Первая тестовая отгрузка нефти состоялась 23 марта 2012 года. Партия нефти объемом 100 тыс. тонн была отгружена на танкер «Невский проспект» ОАО «Совкомфлот», который отправился в Роттердам. Вторая отгрузка состоялась 26 марта на греческий танкер.

В апреле 2012 года через нефтяной терминал в Усть-Луге, конечную точку трубопроводной системы БТС-2, было перевалено 998 тыс. тонн нефти, на июнь было запланировано уже 1,3 млн тонн. В течение лета Усть-Луга планирует выйти на ежемесячный объем экспорта нефти 1,5 млн тонн, к концу года – на объем 14-15 млн тонн.

Эксперты отмечают, что увеличение объемов экспорта нефти через порт Усть-Луга увеличивает профицит экспортных мощностей России в западном направлении. Дальнейшее наращивание экспорта нефти через этот терминал будет происходить за счет перераспределения экспортных объемов с других направлений.

АК «Транснефть» намерена использовать новый маршрут поставок для отказа от транзита нефти через территорию иностранных государств, а также для разгрузки Приморска и Новороссийска. В частности, предполагается забрать транзит, идущий в настоящее время через польский порт Гданьск в объеме до 6 млн тонн в год.

Кроме того, есть планы сокращения перевалки нефти через порт Приморск, что даст БТС-2 порядка 7-10 млн тонн нефти в год. Также планируется снять около 3-5 млн тонн нефти в год с Новороссийска («Шесхарис»), как объясняют в госкомпании, отгрузка через этот порт осложнена в осенне-зимний период характерными для данного региона сложными погодными условиями.

 

Добыча, экспорт и переработка нефти: планы на будущее

Не секрет, что добыча нефти в России в настоящее время продолжает стагнировать из-за истощения запасов западносибирских месторождений. Правительство при этом пытается переориентировать нефтяные компании на разведку и освоение месторождений с трудноизвлекаемой нефтью, на увеличение объемов внутренней переработки нефти, повышение качества переработки путем создания системы налоговых и таможенных стимулов. Это отражается на акцентах стратегий развития нефтяных компаний.

Так, государственная «Роснефть» к 2015 году планирует существенно модернизировать свои НПЗ и перевести их на выпуск светлых нефтепродуктов. Для этого компания предполагает выделить около трети средств своей инвестиционной программы.

Планы по увеличению объемов и глубины переработки нефти есть и у других вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Так, компания «Сургутнефтегаз», которая недавно ввела в эксплуатацию первую очередь комплекса глубокой переработки нефти «Кинеф», в 2012 году выпустит более 1,5 млн тонн дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5». Предполагается, что к 2015 году все топливо, производимое на «Кинефе», будет соответствовать стандарту «Евро-5». Глубина переработки нефти к концу года вырастет с нынешних 65% до 68%, а к 2015 году увеличится до 77%. Дальнейшее увеличение глубины переработки до 94-95% компания предполагает после 2017 года.

Компания ТНК-ВР в настоящее время также реализует программу модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. На двух основных заводах ТНК-ВР – ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» и ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» – ведется реконструкция старых установок и строительство новых. Предприятия готовятся к переходу на производство моторного топлива класса «Евро-5», увеличению глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов. Капвложения ТНК-BP в сегмент переработки до 2016 года составят около $2,6 млрд. 

«Газпром нефть» в соответствии со своей программой развития переработки, рассчитанной до 2018 года, инвестирует примерно $11,2 млрд. При этом к 2020 году выпуск светлых нефтепродуктов на всех НПЗ компании превысит 29 млн тонн. К этому времени «Газпром нефть» намерена довести глубину переработки до 90-95%, выход светлых нефтепродуктов - до 77%. Кроме того, к 2015 году компания планирует полностью перейти на производство топлива стандарта «Евро-5». В июле 2011 года производство бензинов этого класса началось на Омском НПЗ «Газпром нефти».

Больше всех в модернизацию мощностей НПЗ намерен инвестировать «ЛУКОЙЛ». В ближайшие 10 лет компания вложит в увеличение производства светлых нефтепродуктов $20 млрд. За этот период выпуск бензинов компанией увеличится почти вдвое - с 5 млн до 9,5 млн тонн, а производство темных нефтепродуктов к 2021 году сократится с 17 млн до 5 млн тонн. Основными перерабатывающими производствами «ЛУКОЙЛа» в России являются Нижегородский, Пермский, Волгоградский и Ухтинский НПЗ общей мощностью около 45 млн тонн нефтепродуктов в год.

Согласно данным Министерства энергетики РФ, в период с 2007 по 2011 годы объем добычи нефти вырос с 491 до 511,4 млн тонн (рис. 2), по итогам 2012 года рост добычи может составить 0,6% и достичь 514 млн тонн. Прогноз Минэнерго по добыче нефти на 2015-2020 годы остается на уровне 510 млн тонн.

 

Рис. 2. Добыча нефти в России, 2007-2011 гг.

Источник: данные Министерства энергетики РФ

 

В 2011 году объем нефтяного сырья, направленного на переработку, вырос на 3,4% (на 8,4 млн тонн). Объем переработки нефти в 2012 году должен составить 262 млн тонн, в 2015 году – 258 млн тонн.

Что касается экспорта нефти, то, по данным ФТС России и Росстата, в 2011 году он составил 244,5 млн тонн с учетом всех видов транспортировки (рис. 3). Характерно, что снижение экспортных объемов происходило на фоне роста экспортных цен.

Согласно данным прогноза социально-экономического развития РФ на 2012-2015 годы (подготовлен Минэнерго), экспорт сырой нефти из России по итогам 2012 года должен составить 237 млн тонн. Симптоматично, что эта цифра ниже на 6 млн тонн по сравнению с показателем, представленным министерством ранее. Согласно документу, экспорт нефти в 2013 году ожидается на уровне 238 млн тонн (по сравнению с 244 млн тонн в прошлом прогнозе), в 2014 году - 240 млн тонн (244 млн тонн), в 2015 – 242 млн тонн (рис. 4).

 

Рис. 3. Экспорт нефти и экспортные цены, 2007-2011 гг.

Источник: данные ФТС России и Росстата

 

Рис. 4. Прогноз экспорта нефти из России, 2012-2015 гг.

Источник: данные прогноза социально-экономического развития РФ на 2012-2015 годы (Минэнерго РФ)

 

Вместе с тем, прогноз по экспорту нефтепродуктов в 2012 году вырос на 6 млн тонн – до 130,4 млн тонн, в 2013 году – 134 млн тонн (127,4 млн тонн), в 2014 – 130 млн тонн (125 млн тонн), 2015 – 124 млн тонн.

 

Морские порты №5 (2014)

 

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ