Фактор роста – внутреннее потребление - Морские вести России

Фактор роста – внутреннее потребление

02.06.2017

Грузовая база

Фактор роста – внутреннее потребление

В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году оно продолжилось, что связано как с общим спадом потребления на внутреннем и внешнем рынках, так и с переходом к использованию руд с более низким содержанием металлов.

Некоторое улучшение конъюнктуры мирового рынка в 2016 году и компенсационный рост цен после минимумов предыдущего года позволили отечественным производителям не снижать, а в отдельных группах металлов даже увеличить экспорт. Вместе с тем, опорой российской цветной металлургии в среднесрочной перспективе должен стать не экспорт продукции, а поставки на внутренний рынок. На это, в частности, указывают действия, предпринятые российским правительством по стимулированию потребления отдельных цветных металлов внутри страны.

Татьяна Дмитриева

Российская цветная металлургия выпускает порядка 70 видов металлов, сопоставимый ассортимент характерен только для трех стран мира – США, Германии и Японии. Наибольшими объемами экспорта из России выделяется алюминий, никель (первое место в мире) и медь (второе место в мире), заметные позиции также занимает экспорт титана, олова и золота. Такие металлы, как кобальт, вольфрам, молибден, импортируются.

Снижение производства

В 2015 году производство выросло только в сегментах цинка и свинца, остальные металлы продемонстрировали снижение выпуска на 1-4% (табл. 1). Отрицательная динамика была связана как с избыточным предложением цветных металлов и падением цен на мировом рынке, так и с сокращением спроса на внутреннем рынке. Кроме того, снижение производства в отдельных группах металлов было обусловлено использованием руд с более низким содержанием металла, а также плановым сокращением и обновлением производственных мощностей российских предприятий.

Таблица 1. Динамика производства цветных металлов в России в 2015 году по сравнению с 2014 годом по видам

Виды металлов

Объем производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом, %

Алюминий первичный

95,9

Медь рафинированная необработанная

97,9

Никель необработанный

96,7

Цинк необработанный

102,3

Свинец необработанный

113,0

Титан необработанный

98,7

Магний необработанный

99,2

По итогам 2016 года радикальных изменений в динамике производства основных цветных металлов не произойдет, на что указывают итоги работы крупнейших компаний за 9 месяцев текущего года и прогнозы экспертов.

Так, объем производства алюминия ОК «Русал» за этот период составил 2,76 млн тонн, увеличившись лишь на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По итогам года компания рассчитывает выйти на уровень производства 3,6 млн тонн, что соответствует уровню предыдущих двух лет (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства алюминия в России, 2009-2016 гг.

* Предварительная оценка.

ГМК «Норникель», крупнейший мировой производитель никеля и палладия, за 9 месяцев 2016 года снизил выпуск никеля на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 177 тыс. тонн, палладия – на 4%, до 1,98 млн унций, платины – на 5%, до 489 тыс. унций, меди – на 4%, до 264 тыс. тонн. Снижение выпуска никеля связано с полной остановкой самого старого предприятия компании Никелевого завода в Норильске и наращиванием выпуска концентрата для переработки на заводе Norilsk Nickel Harjavalta в Финляндии, а металлов платиновой группы и меди – с более низким содержанием металлов в добытых рудах.

«Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), крупнейший производитель меди в России, в 2016 году планирует произвести 350 тыс. тонн медных катодов, что на 10% меньше показателя 2015 года. По информации компании, это связано со снижением содержания меди в руде при сохранении объема ее добычи, а также со снижением объемов вторсырья (цветного лома).

За 9 месяцев этого года выпуск свинца в России сократился на 4,6%, тогда как цинка, наоборот, увеличился на 4,4%. Рост производства цинка связан со стремительным ростом мировых цен на этот металл (в течение января-октября 2016 года цинк подорожал вдвое, до $2400 за 1 тонну) и с модернизацией производства крупнейшего производителя металлического цинка Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ) – введением в эксплуатацию новой вельц-печи по переработке цинкового кека мощностью 90 тыс. тонн в год.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка

На протяжении 2016 года рост спроса на цветные металлы в мире превышал рост предложения. Так, мировое производство меди в январе-июле текущего года составило 13,4 млн тонн, что на 2,8% больше аналогичного показателя прошлого года, а потребление увеличилось на 4,3% и составило 13,7 млн тонн.

Мировое потребление цинка в январе-августе увеличилось на 523 тыс. тонн, а производство сократилось на 0,3 млн тонн.

По прогнозу The International Nickel Study Group, мировой выпуск никеля в этом году сократится на 2% относительно 2015 года, до 1,93 млн тонн, а потребление вырастет на 6,4%, до 2 млн тонн.

Согласно оценке экспертов Thomson Reuters, мировое потребление алюминия по итогам года увеличится на 3,2% и составит 58,5 млн тонн, тогда как выпуск снизится на 1%, до 56 млн тонн. Главной причиной сокращения мирового выпуска алюминия эксперты называют снижение темпов производства в Китае, на долю которого приходится около половины мирового производства алюминия.

По прогнозам ОК «Русал», в 2016 году рост алюминиевого производства в Китае составит 4,8%, что при росте потребления в мире на 5,7% приведет к глобальному дефициту 1,2 млн тонн по сравнению с профицитом 0,6 млн тонн в 2015 году.

Такая динамика спроса и предложения стимулировала повышение цен на основные группы цветных металлов. Цена меди с января по октябрь выросла на 6%, до $4,7 тыс./т, цинка – на 53%, до $2,3 тыс./т, алюминия – на 12,5%, до $1,6 тыс./т, никеля – на 21%, до $10,2 тыс./т. Впрочем, следует оговориться, что рост мировых цен на цветные металлы в 2016 году был компенсационным после обвального падения в предыдущий период. К примеру, цены на алюминий с декабря 2014 года по декабрь 2015 года упали с $2000 до менее $1500 за тонну (рис. 2). За год цены выросли лишь на $200 – до $1700. Иными словами, говорить приходится лишь о частичном восстановлении мировых цен.

Рис. 2. Динамика цен на алюминий (LME.Alum) на мировом рынке, 2009-2016 гг., $/т

Источник: Finam.ru

Однако такое восстановление позволило российской отрасли остаться на плаву и отказаться от ранее запланированного закрытия отдельных заводов. Например, этим летом «Русал» заявлял о возможном закрытии Кандалакшского и Новокузнецкого заводов общей мощностью 200 тыс. тонн алюминия в год в том случае, если мировые цены на алюминий будут продолжительное время держаться ниже $1550 за тонну. Компенсационный рост цен позволил избежать этого сценария, хотя вопрос о консервации отдельных производств «Русала» окончательно с повестки дня не снят.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка способствовало и некоторому росту российского экспорта отдельных цветных металлов. К примеру, за 8 месяцев 2016 года экспорт никеля вырос на 9,2%, алюминия – на 1,4%. А вот экспорту меди глобальные факторы не помогли – ее поставки сократились на 1,3% из-за сокращения производства внутри страны.

В среднем экспорт цветных металлов из России составляет около 75% от производства в данной отрасли. Вывоз производится в страны ЕС, США, Турцию и другие. К примеру, по итогам 8 месяцев текущего года ключевым потребителем российского алюминия стали США, закупив 25,6% от общего объема экспортных поставок. На втором и третьем местах – Япония (10,7%) и Турция (10,6%). Значительный объем экспорта в США объясняется тем, что на территории этой страны действуют крупнейшие предприятия по производству готовой продукции из алюминия.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе этот рынок для российских поставок может потерять свое значение. В настоящее время комиссия по международной торговле США (ITC) проводит расследование конкуренции и тенденций на рынке алюминия и их влияния на американскую алюминиевую отрасль, конечным результатом которого может стать введение пошлин на импорт этой продукции в США. Окончательное решение по данному вопросу будет принято в июне 2017 года. Кроме того, с учетом протекционистских взглядов недавно избранного президента США может быть взят курс на поддержку убыточного местного производства алюминия, что сократит потребности страны в импорте этого металла.

Приоритет внутреннего потребления

В настоящее время Россия прилагает усилия, направленные на ограничение экспорта некоторых видов цветных металлов и рост их потребления на внутреннем рынке. Это, в частности, касается свинца, экспорт которого до недавнего времени имел тенденцию к росту (в 2015 году он увеличился на 13,2% к уровню 2014 года).

Согласно постановлению правительства РФ от 20 августа 2016 года, свинец необработанный включен в перечень существенно важных товаров для внутреннего рынка. Это означает, что на свинец в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или введен полный запрет экспорта. Предполагается, что данная мера позволит сохранить баланс оборота свинца на положительном уровне в среднесрочной перспективе, обеспечить отечественных потребителей качественным свинцом и не допустить роста цен на готовую продукцию, содержащую свинец. Также среди сложившихся условий для ограничения вывоза были названы слабая динамика мировой экономики, сужение товарных рынков, высокая волатильность курса валют.

В начале декабря 2016 года правительством РФ утвержден план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия до 2018 года. План предусматривает изменение законодательства в части ограничения на допуск иностранных товаров из алюминия к госзакупкам, установление приоритета отечественной продукции из алюминия при закупках естественными монополиями и компаниями с госучастием, расширение перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг для поддержки экспорта более широкого спектра алюминиевой продукции, а также обеспечение контроля за техническим состоянием спецтехники, перевозящей опасные грузы.

Согласно документу, к марту 2017 года Минпромторгом и другими ведомствами должна быть разработана «дорожная карта» с предложениями по пересмотру действующих стандартов в части применения алюминия в транспортной отрасли, энергетике, машиностроении, строительстве и других отраслях.

По оценке Российской алюминиевой ассоциации, самой проблемной отраслью в этом плане является строительство из-за устаревших ГОСТов, СНиПов и других стандартов, согласно которым строительные компании могут возводить современные здания только после разработки и утверждения специальных ТУ, что существенно удорожает и увеличивает сроки проектирования. Мешают расширению потребления алюминия и существующие ограничения на его применение в строительстве, к примеру, при возведении фасадных конструкций и в электропроводке домов.

По оценкам правительства, снятие ограничений на применение алюминия в строительстве и других отраслях может увеличить потребление алюминия в стране на 210 тыс. тонн. Кроме того, до конца 2016 года Минпромторг должен подготовить предложения по мерам для увеличения потребления алюминия в машиностроении, авиастроении, судостроении, автомобилестроении и дорожном строительстве, чтобы стимулировать рост спроса еще на 200 тыс. тонн. В дальнейшем такие предложения будут готовиться ежеквартально.

Общее потребление алюминия и алюминиевых продуктов на внутреннем рынке в 2015 году составило 1,5 млн тонн, в том числе российского первичного алюминия – 780 тыс. тонн. Правительство РФ рассчитывает, что указанные меры приведут к росту потребления алюминия на 505 тыс. тонн к 2020 году.

Что касается развития мирового рынка алюминия, то, по оценкам экспертов BMI Research, в 2017 году цена на алюминий в среднем составит $1625 за тонну, а к 2020 году – примерно $1750. То есть будет происходить стабилизация цен, а не восстановление.

Замедление роста мирового спроса в среднесрочной перспективе остановит значительное количество резервных производственных мощностей. В этой связи увеличение поставок алюминия на внутренний рынок представляется разумной альтернативой наращиванию экспорта.

Морские порты №10 (2016)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России