Экспорт вместо интервенций - Морские вести России

Экспорт вместо интервенций

10.10.2018

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и превысив показатель предыдущего года почти на 15 млн тонн. В результате на внутреннем рынке сформировался значительный объем запасов, оказывающий давление на внутренние цены. Убрать излишки зерна с рынка государство решило путем субсидирования железнодорожных перевозок из отдаленных регионов, впервые за несколько лет отказавшись от проведения закупочных интервенций. Как итог, экспорт зерна тоже стал рекордным – 55,4 млн тонн по сравнению с 37 млн тонн годом ранее.

Но можно ли ставить крест на интервенциях как одном из механизмов регулирования зернового рынка и поддержки сельхозпроизводителей, тем более что их изрядно критикуют отраслевые эксперты? Попробуем разобраться.

Галина Музлова

Механизм закупочных (закупка государством зерна) и товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда – ГИФ) интервенций действует в России с 2001 года. Он направлен на стабилизацию цен на рынке зерна и поддержку сельхозпроизводителей. В период сбора урожая, когда цены падают до минимального уровня, государство выкупает у производителей излишки зерна и помещает его в хранилища, чтобы прекратить его удешевление, при росте цен – продает зерно из ГИФ и тем самым останавливает его подорожание.

Неработающий или неактуальный механизм?

В период 2008-2016 годов, в зависимости от ситуации с урожаем, государство приобретало в интервенционный фонд от 0,4 млн до 10 млн тонн зерна в год, максимальный объем был закуплен в 2008/09 сельхозгоду. Всего, по данным Минсельхоза, по состоянию на начало 2018 года в ГИФ хранилось около 4 млн тонн зерна.

Считается, что интервенции позволяли исправлять перекосы рынка в пиковые периоды и даже давали возможность многим сельхозпредприятиям избежать банкротства, получить кредиты и обновить основные фонды, включая посевную и уборочную технику. Кроме того, созданный страховочный объем зерна при засухе 2010 года помог обеспечить внутренние потребности страны без привлечения импорта.

Впрочем, на этот счет есть и другое мнение. «Зерновые интервенции – изначально неработающая концептуальная идея, – считает Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон». – Ведь цена на внутреннем рынке определяется в первую очередь мировой ценой, не говоря уже о том, что цены на рынке в принципе не нуждаются в каком-либо механизме регулирования».

Эксперт обращает внимание на высокую стоимость этого механизма и приводит следующие данные. Расходы на транспортировку, хранение, страховку и т.д. составляют десятки процентов от стоимости зерна. К примеру, около 70 рублей за тонну в месяц стоит хранение зерна, в год это 840 рублей, за три года – более 2500 рублей. Если добавить сюда затраты на транспортировку до элеватора, отгрузку, стоимость страховки и кредита в «Россельхозбанке» (зерно в ГИФ приобретается на кредитные средства. – Прим. ред.), получается далеко за 3000 рублей за тонну. В масштабах страны это миллиарды рублей в год, а в конечной стоимости тонны продукции (допустим, 8000 рублей) – более трети.

«В большинстве стран с развитым сельским хозяйством цены не регулируются, – говорит А.Сизов. – При сильном снижении цен на зерно могут приниматься меры, направленные на поддержку уровня доходов сельхозпроизводителей: например, они просто получают доплату, рассчитанную на основе разницы между сложившейся ценой и пороговой. Так, если пороговая цена была установлена 6000 руб./т, а цены на рынке «провалились» до 5000 руб./т, сельхозпроизводитель получает доплату 1000 руб./т».

Однако надо учитывать и тот факт, что интервенции были введены в период, когда уровень валового сбора зерна не превышал 80 млн тонн, что было близко к уровню потребления, экспорт был незначителен (рис. 1), и единственным фактором, влияющим на российский зерновой рынок, был внутренний потребительский спрос.

В последующие годы в рамках реализации госпрограммы развития АПК производство зерна выросло и превысило 100 млн тонн, а поскольку рост потребления заметно отставал от роста производства, отрасль приобрела экспортную направленность. В этой ситуации государство получило возможность санировать внутренний рынок еще одним способом – стимулированием экспорта, которому и было отдано предпочтение перед закупочными интервенциями в 2017/18 сельхозгоду.

Рис. 1. Динамика производства и экспорта зерна в России в 2007/08-2018/19 с/х гг.

Источник: АО «Русагротранс».

Экспортный акцент

«В прошлом году у государства не было средств на закупочные интервенции в том масштабе, в котором они проводились в предыдущие годы, – объясняет Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза (РЗС). – Был выбор провести закупки зерна в минимальном объеме или направить имеющиеся средства на субсидирование транспортного тарифа, который был решен в пользу второй меры».

Напомним, субсидии на перевозку зерна по железной дороге в направлении портов были введены в декабре 2017 года для 13 регионов: Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской и Омской областей. Из этих регионов зерно могло вывозиться без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением ОАО «РЖД» потерь из федерального бюджета. Первоначально льготы были установлены до 30 июня 2018 года, но Минсельхоз в проекте постановления правительства, опубликованном в июне 2018 года, предложил продлить их действие еще на один календарный год.

Расчет государства оказался верным – эффект от транспортной субсидии превысил возможный эффект от закупочных интервенций на ту же сумму. Весьма красноречиво это показал рост экспорта, составивший в 2017/18 году 55,2 млн тонн зерна, включая зернобобовые, муку и вывоз в страны ЕАЭС, против 37 млн тонн годом ранее. Кроме того, по данным АО «Русагротранс», рекордные отгрузки на экспорт по железной дороге в 2017/18 сезоне были осуществлены не только из основных зернопроизводящих областей, но и из удаленных от портов Оренбургской, Омской и Новосибирской областей.

Также сезон 2017/18 характеризовался рекордными значениями перевалки по всем направлениям, в особенности через порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ, малые порты, а также порты Прибалтики и Каспия (табл. 1). По данным АО «Русагротранс», экспорт зерна через российские порты вырос с 32,7 млн тонн в 2016/17 году до 50,7 млн тонн в 2017/18 при мощности российских портов около 55 млн тонн.

Интересно, что в следующем сезоне Минсельхоз предлагает исключить из-под действия льготы восемь регионов Центрального и Приволжского федеральных округов, оставив лишь Оренбургскую, Курганскую, Новосибирскую и Омскую области, и распространить льготные перевозки на Красноярский край. В сезоне 2018/19 Минсельхоз рассчитывает просубсидировать перевозку 1,02 млн тонн зерна против 3,18 млн тонн в текущем сельхозгоду.

Такое решение объясняется не только целью программы переместить экспортный спрос на зерно в наиболее удаленные от портов регионы, но и прогнозами производства и экспорта зерна в 2018/19 году. По оценкам специалистов, в следующем году ожидается снижение урожая до 111,6 млн тонн, который, впрочем, будет третьим по величине за всю историю постсоветской России.

За счет высоких переходящих запасов и благоприятной ценовой конъюнктуры экспорт зерна может составить до 42 млн тонн, считают эксперты «Русагротранса». По прогнозу «Сов­Экон», урожай может составить 109,9 млн тонн, экспорт – 44,8 млн тонн, по прогнозу РЗС – 107-112 млн тонн и 35-37 млн тонн соответственно. Однако в последующие годы эксперты не исключают возобновления роста урожая и экспорта зерна.

Таблица 1. Экспорт зерна по основным направлениям в 2016/17–2017/18 с/х гг., млн тонн (предварительные данные)

Порт/погранпереход

2016/17

2017/18

Малые порты АЧБ

4 349

4 174

Новороссийск

12 238

17 777

Туапсе

1 612

2 417

Тамань

3 296

3 935

Кавказ

5 969

11 856

Порты Крыма

222

392

Порты Балтики

1 485

2 929

Шиповка, Светлый (КЛГ)

791

1 124

Порты Балтики (другие)

695

1 805

Порты Каспия

1 426

1 695

Азербайджан

1 091

1 429

Прочие направления (порты и п/п ДВ, Актау и другие)

3 733

6 601

ИТОГО

35 419

53 206

Источник: АО «Русагротранс»

Изменить механизм интервенций и не ограничиваться ими

В связи с тем, что субсидирование экспортных перевозок показало себя более эффективным механизмом по сравнению с интервенциями, возникает вопрос о целесообразности проведения последних в будущем. «В текущем сельскохозяйственном году потребности в проведении закупочных интервенций нет, поскольку рыночная цена на зерно держится на достаточно высоком уровне, – рассуждает А.Злочевский. – Проводить интервенции следует в условиях низкой цены на зерно в последующие сезоны, но переходить при этом на более эффективный их механизм».

Механизм госинтервенций, который предлагает РЗС, основан на понятии минимально гарантированных цен (МГЦ) – они строго фиксированы, а их уровень всегда ниже рыночных. При использовании этой схемы государство должно взять на себя обязательства по покупке по МГЦ любого предоставленного ему объема зерна с возможностью обратного выкупа.

Новая схема, по словам президента РЗС, предполагает, что производитель зерна сдает его государству «в залог», благодаря чему получает лучшие условия привлечения денег по сравнению с условиями, предлагаемыми банком. Хранение зерна будет оплачивать сам производитель за счет привлеченных залоговых средств, а стоимость хранения окупится последующей продажей зерна по рыночной стоимости.

Механизм, основанный на МГЦ, будет и менее затратным для госбюджета по сравнению с действующей схемой интервенций. «Если такой механизм будет реализован, он превратит интервенции из инструмента субсидирования сельхозпроизводителя в инструмент регулирования рыночной ситуации, а также поможет привлечению дешевых финансовых ресурсов в отрасль», – заключает А.Злочевский.

По его словам, несколько лет назад Минсельхоз признал необходимость перехода на данную схему интервенций, однако системного решения принято не было. «Единственным прогрессивным моментом в данном направлении можно считать отправку зерна на экспорт из ГИФ, состоявшуюся в прошлом году», – отмечает президент РЗС.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что поддержка рынка зерна не должна быть ограничена одной-двумя мерами. В зависимости от особенностей и возможностей того или иного региона следует использовать совокупность всех возможных мер, что поможет повысить рентабельность производства зерна.

Так, по мнению экспертов Национального союза зернопроизводителей (НСЗ), комплекс мер должен предусматривать, во-первых, оперативные решения: не только уже известные зерновые интервенции и субсидирование стоимости железнодорожных перевозок, но и меры по стимулированию экспорта зерна путем совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры, создания портовых и перегрузочных сухопутных зерновых терминалов и оказания поддержки по продвижению российского зерна за рубежом. Кроме того, поддержкой рынку могут стать предоставление льготных кредитов переработчикам на покупку сырья, а также стимулирование экспорта муки.

Во-вторых, считают эксперты НСЗ, рынку нужны долгосрочные решения, направленные на расширение географии экспортных поставок зерна, стимулирование развития животноводства в профицитных регионах, организацию глубокой переработки зерна.

Пока среди возможного комплекса мер реализуются лишь транспортный и экспортный компоненты, а зерновой отрасли есть куда расти не только количественно, но и качественно.

Морские порты №6 (2018)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России