Год без Михаила Ненашева - Морские вести России

Год без Михаила Ненашева

26.12.2022

Из истории флота

Год без Михаила Ненашева

29 августа исполнился год, как ушел из жизни государственный деятель, председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан 1-го ранга запаса, кандидат политических наук Михаил Петрович Ненашев.

Алексей Кравченко, старшина 1-й статьи запаса

И день в день спустя год на Троекуровском кладбище Москвы на его могиле открыт памятник, полностью соответствующий оставшемуся в памяти многих образу мыслящего, энергичного, неунывающего впередсмотрящего всего русского флота, отважного офицера и бесстрашного гражданина: мощный гребень медной волны, в неудержимом порыве объявшей черную мраморную стелу!

О роли и наследии Михаила Ненашева говорили его сын Максим, соратники и коллеги по делу всей его жизни, сообщила пресс-служба Росморречфлота. Смерть вырвала лидера ДПФ из рядов крупнейшей общественной флотской организации России в расцвете сил и на пике новых замыслов за считанные дни до 30-летнего юбилея основанного им Движения. Начинавшееся группой энтузиастов Общероссийское движение поддержки флота на момент ухода бессменного лидера движения объединяло более 50 тысяч человек в 63 региональных отделениях и представительствах.

Михаил Ненашев родился в 1960 году в селе Козловка Терновского района Воронежской области в многодетной крестьянской семье. Отец, Петр Афанасьевич, был мастером дорожного строительства. Мама, Вера Максимовна, работала дояркой в колхозе. Трудиться в колхозе начал еще в школьные годы в возрасте 14 лет, затем поступил на заочную форму обучения отделения журналистики филологического факультета Воронежского государственного университета, откуда в 1978 году был призван на Северный флот.

М. Ненашев считал важным и всю деятельную жизнь гордился тем, что начинал флотскую службу матросом БЧ-5, электромеханической боевой части, на сторожевом корабле. После срочной принял решение продолжить службу на флоте офицером. В 1983 году окончил Киевское Высшее военно-морское политическое училище и вернулся на Северный флот, где служил заместителем командира морского тральщика по политчасти, затем в штабе Кольской флотилии разнородных сил. В 1990 году поступил в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.

В начале бурных 90-х во главе группы морских офицеров, моряков торгового флота, рыбаков и судостроителей выступил с инициативой начать подготовку к предстоявшему в 1996 году 300-летию Российского флота. Не встретив поначалу активной поддержки во власти, энтузиасты обратились к общественности, к ветеранам, и дело сдвинулось. В стране впервые был создан общественный совет «300 лет Российскому флоту», который затем, после успешного проведения юбилея в общегосударственном масштабе, был преобразован в Общероссийское движение поддержки флота.

Вместе с проведением высоких заседаний и конференций удалось раскачать власть и бизнес на большую программу помощи флотам, военным морякам, ветеранам, морским и речным учебным заведениям, серьезно поддержать социальную инфраструктуру флотских пунктов базирования, в том числе главной базы Черноморского флота – «заграничного» тогда Севастополя.

На поднятой энтузиастами волне исторической памяти и общественного интереса к флоту М. Ненашев и его соратники проводят всколыхнувший молодежь «Морской вечер в Кремле» и готовят осмысляющую рубеж 300-летия флота книгу «Военно-морская идея России», первое массовое издание которой выходит в 1997 году.

Тогда же в конце 90-х, в разгар смуты и разброда, по инициативе М. Ненашева ДПФ удалось поднять общественность и собрать средства на достройку трех кораблей – морского тральщика «Валентин Пикуль» для Черноморского флота, пограничных транспортных кораблей «Ханты-Мансийск» и «Югра».

Глубоко изучив взаимосвязь истории страны с развитием морского и речного дела, Михаил Ненашев первым в стране провозгласил тезис о неделимости флота, как общенационального достояния и одного из самых мощных инструментов внешней и внутренней политики государства. Он видел и неизменно отстаивал необходимость комплексного подхода к вопросам морской политики и флота, включающего развитие военной и гражданской составляющих флота, морскую пограничную охрану, береговую инфраструктуру и порты, судостроение, морскую науку, образование, профориентацию, просвещение и патриотическое воспитание молодежи.

В марте 1999 года после нескольких лет кропотливой подготовительной работы Движение организовало проведение всероссийской научно-практической конференции «Национальная морская политика России: разработка и реализация», открыл которую докладом по основным темам председатель ДПФ М.П. Ненашев. На конференции впервые был введен в научный и общеупотребительный обиход термин «национальная морская политика».

По итогам работы конференция рекомендовала руководству всех ветвей государственной власти и отраслей, среди прочего:

– Приступить к разработке Концепции национальной морской политики России, которая должна определить стратегические направления обеспечения национальных интересов страны и усиления роли России как великой морской державы.

– Концепция национальной морской политики должна стать составной частью общей государственной политики России в XXI веке.

– На основе Концепции национальной морской политики России принять морскую доктрину России.

Два года спустя этот концептуальный прорыв в государственном и общественном осознании проблемы привел к принятию первой Морской доктрины современной России, учреждению Морской коллегии при Правительстве РФ и в дальнейшем к системному включению морских, судостроительных, рыбопромысловых тем, освоения арктического шельфа и Севморпути, развития внутренних водных путей в повестку дня федерального центра.

Президент России Владимир Путин подписал Указ от 31.07.2022 № 512 об утверждении уже третьей редакции Морской доктрины РФ, начинающийся со слов, которые бы наверняка понравились Михаилу Ненашеву, некогда введшему их в российский политический оборот: «в целях обеспечения реализации национальной морской политики Российской Федерации»…

А тогда вышедшая 10-тысячным тиражом по итогам конференции книга стала базовым трудом для властей и профессионалов, попав в профильные кабинеты, учреждения морского образования, флотские, корабельные и судовые библиотеки.

За вклад в разработку национальной морской политики России в 1999 году Русский биографический институт признал Михаила Ненашева «Человеком года».

В начале 2000-х годов руководство ДПФ во главе с М. Ненашевым предотвратило осуществление подготовленного рядом военно-морских командиров решения о продаже ТАКР «Адмирал Кузнецов» на металлолом. Вопреки официальному регламенту подписанное лидером ДПФ заявление было напрямую представлено главе правительства, позволив сорвать скандальную операцию и сохранить для страны институт морской палубной авиации, компетенции проектирования и строительства авианосных кораблей.

Огромную работу М. Ненашеву удалось осуществить в период с 2007 по 2011 год депутатом Госдумы РФ пятого созыва, когда он являлся руководителем подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Комитета ГД по обороне.

Представляя в нижней палате Федерального собрания Мурманскую область, он обратился к крупным ресурсодобывающим компаниям, работающим на севере, с призывом платить налоги в тех местностях, где они получают прибыль. Как депутат и как лидер ДПФ с трибуны Госдумы в 2009 году он выступил с законодательной инициативой о внесении 2 сентября в перечень «дней воинской славы и памятных дат России» как Дня победы нашего Отечества над Японией. Целый ряд крупных морских и портовых проектов получили путевку в жизнь при активном и принципиальном участии депутата М. Ненашева, ставшего одним из деятельных сторонников консолидации оказавшейся на грани уничтожения отечественной судостроительной промышленности на базе учрежденной в 2007 году Объединенной судостроительной корпорации.

Много сделано М. Ненашевым на посту заместителя руководителя Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта. В том числе благодаря его неутомимому участию развитие Севморпути было признано национальным приоритетом, появился ряд федеральных программ, связанных с развитием российского Арктического и Приарктического регионов. Не раз вмешательство ДПФ и его лидера фактически спасали от ликвидации Московскую государственную академию водного транспорта.

Без деятельного участия М. Ненашева в августе 2016 года едва ли состоялось бы историческое для речников России заседание президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей.

Программа ДПФ «Морское просвещение России», в которую он вложил часть своего сердца, – это десятки ежегодных конференций и круглых столов с участием молодежи вузов, колледжей, курсантов и кадетов, посвященных жизни и наследию русских флотоводцев, героев и созидателей нашего Флота.

В одном из своих интервью Михаил Ненашев отмечал: «Наша история очень богата не только на все виды потрясений, но и на способы их преодоления. И та же история показывает, что среди наиболее психологически устойчивых, организованных, способных к выработке неожиданных «антикризисных» решений социальных групп – сообщество профессионалов-коллективистов – моряков и речников. Благодаря великой русской культуре, дарованной предками мощной генетике, урокам и закалке уникальной тысячелетней истории мы способны находить и неуклонно воплощать самые верные, тонкие, эффективные и долгоиграющие решения для любых проблем. И в этом деле нам нет равных в мире».

А в одной из последних по времени бесед в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова М. Ненашев адресовал морякам и речникам страны еще одну важную «отраслевую» мысль: «внутри морского и речного сообщества должен поддерживаться дух взаимоподдержки. Руководители всех уровней должны находить объединяющие ресурсы, способствующие развитию отрасли. Каждый на своем месте должен исполнять свой долг творчески и эффективно и стимулировать других».

Хорошо, верно сказано. Остается сделать!

Фото: пресс-служба Росморречфлота

Морской флот №4 (2022)

ПАО СКФ
Подписка 2023
SmartPort
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

06.02.2023

Из истории флота

27.01.2023

Из истории флота

18.01.2023

Из истории флота

26.12.2022

Из истории флота