Тайны океанских глубин - Морские вести России

Тайны океанских глубин

28.12.2021

Из истории флота

Тайны океанских глубин

Фото: verumreactor.ru/Атомная подводная лодка USS Connecticut

Недавно в прессе прошло сообщение о столкновении американской атомной подлодки с неопознанным объектом в Южно-Китайском море. Эту новость тут же откомментировали эксперты в разных областях и стало ясно, что конкретно ничего неясно, а все может быть.

В связи с этим больше других взволновались китайцы, возможно, как географически близкие к месту ЧП. Они призвали США передать Пекину информацию о столкновении и заодно разъяснить миссию, которую выполняла подлодка в Южно-Китайском море.

Однако противная сторона их явно не услышала и ограничилась сообщением, что атомная подводная лодка USS Connecticut, поврежденная в результате столкновения с неизвестным объектом, прибыла в надводном положении на базу на острове Гуам. И утверждением, что столкновение произошло в международных водах. Пострадали 11 из 130 членов экипажа, «получившие неопасные для жизни травмы». Заодно уточнили, что после инцидента «подлодка находится в безопасном, стабильном состоянии», а ее ядерная установка не пострадала.

Версий предлагается не так много: затонувший корабль или контейнер, упавший в море с грузового судна. Несерьезно как-то для подводного крейсера за $8,5 млрд. Но если допустить столкновение с чужой подлодкой, тогда почему об этом молчит другая сторона? Какие соображения превышают гласный разбор подводной джигитовки? Ведь когда случилась трагедия «Курска», американская подлодка также в аварийном состоянии прибыла на свою базу, а мы хоронили экипаж.

Что же происходит в подводном мире субмарин, много ли случается катастроф, которые на берегу предпочитают оставить вечными тайнами океанских глубин. Ничего не утверждая про случай в Южно-Китайском море, редакция предлагает очерк нашего автора о том, как это было в советском периоде.

Вадим Кулинченко, капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник, публицист

«Считать умершими»

Многие тайны подводных катастроф так и остаются тайнами и, наверное, навсегда. Немало «пятен» и в истории нашего подводного флота, тайны, которые до сих остаются за семью печатями. И за этими «пятнами» скрываются не только промахи командования и наших конструкторов, но и мужество и героизм моряков, которые преодолевали все трудности, возникшие у них на путях освоения и эксплуатации дизельных и атомных подводных лодок.

В районе Гавайских островов

До сих пор особенно молодое поколение не знает не только подробностей многих аварий, но даже того, что таковые были. Сегодня, например, многие происшествия времен холодной войны просто забыты. К таким относится трагедия подводной лодки (ПЛ) «К-129» (бортовой номер 574) 8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов. Тогда на затонувшей субмарине погибло 98 подводников, но тайна их гибели остается неизвестной до сих пор. Одни недомолвки.

Расследование этой трагедии еще не завершено, тем более что этот случай лег темным пятном на все командование ВМФ СССР и не только.

А между тем подобное повторилось с АПЛ «К-219» 6 октября 1986 г., то есть причина одна – столкновение с иностранной подводной лодкой. Что это именно так, автор этого материала может свидетельствовать, исходя из личного опыта столкновения с иностранной подлодкой в конце октября 1967 г. в Баренцевом море на глубине 60 метров (ПЛАРК «К-131»). Почерк один и тот же. Тогда обошлось без жертв.

В подтверждение этой версии говорит и тот факт, что в момент происшествий в районе находились американские субмарины: в первом случае АПЛ «Суордфиш», во втором – АПЛ «Аугуста». Такое положение вещей подтверждается американскими авторами-исследователями Ш. Зонтагом и К. Дрю в книге «История подводного шпионажа против СССР» (2001).

– Более 2000 разведопераций по выслеживанию советских субмарин совершили американские подлодки. Не приходится удивляться тому, что изучение новых советских подлодок и слежение за ними стало самой приоритетной задачей ВМС США. Этим оправдывался любой риск, и именно поэтому подводников постоянно посылали в море… «Игры в жмурки» продолжались в течение нескольких десятилетий.

Не исключены подобные случаи и сегодня, потому что девиз американских подводников «Пока русский медведь плавает, мы будем следить за ним!» остается в силе. Но при этом нужно признать, что самый совершенный компьютер не может предугадать действия командира подлодки, за которой следят. Что и привело ко многим печальным случаям.

Но вернемся конкретно к гибели ПЛ «К-129». Это случилось 53 года назад, но тайна не раскрыта до сих пор. Американцы выдвигают несостоятельную версию взрыва аккумуляторной батареи (АБ), косвенно не отрицая слежения за «К-129» своей подлодки «Суордфиш», наша сторона намекает на столкновение, но не пытается довести свое расследование до логических выводов.

Итак, 25 февраля 1968 г. Из одной камчатской бухты вышла на боевое патрулирование подводная лодка «К-129». По тем временам новая дизельная ракетная подлодка проекта 629а, которая имела три баллистические ракеты с подводным стартом большой мощности, а также две торпеды с ядерным зарядом. Возвращение подлодки планировалось на 5 мая 1968 г. Но подводная лодка из похода не вернулась.

В назначенное время, которое совпадало с поворотной точкой на новый курс, очень важный момент, ПЛ на связь не вышла. Не ответила она и на контрольное РДО (радиограмму). На флоте была объявлена тревога. В океан вылетели самолеты, вышли поисково-спасательные силы и боевые корабли. Однако двухнедельный поиск в расчетном квадрате вероятного нахождения ПЛ (точка на маршруте согласно боевому распоряжению на походе должна совпадать по времени нахождения. – В.К.) результатов не дал. Слабая надежда, что подводная лодка, лишенная связи и энергетики, возможно, дрейфует где-то в надводном положении, вскоре исчезла. Поиск был свернут, а печальная история, как часто бывает, со временем была вытеснена другими событиями, происходящими на флоте.

Даже по беглым разбирательствам происшествия был выявлен ряд существенных недочетов в подготовке ПЛ к боевой службе. К слову, они присутствовали и при подготовке к боевой службе АПЛ «К-219» в 1986 г.

С чего начинаются все аварийные ситуации? 9 февраля 1968 г., когда было принято решение отправить «К-129» на БС (боевая служба), личный состав лодки был в отпуске, и некоторые офицеры прибыли из отпуска за пять суток до выхода, что не могло не повлиять на подготовку к походу. Родной экипаж так и не смог собраться полностью.

Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 были штатными, 15 – приписных, вместо находящихся в отпусках, 10 были направлены на лодку для стажировки. И вопиющий факт: на командный пункт соединения ПЛ не был представлен именной список, выходящих в поход. Потом пришлось восстанавливать все методом «опроса местных экипажей».

И самый, пожалуй, позорный момент в этом происшествии – сам факт гибели подводной лодки не был объявлен приказом ГК ВМФ СССР С.Г. Горшковым, сработала давно сложившаяся система замалчивания аварий. Людей списали как «без вести пропавших». Отказ страны от своей подводной лодки определил последующий ход событий, которая вылилась со стороны американцев в операцию ЦРУ США «Дженнифер».

Операция «Дженнифер»

Это другая интересная тема, имеющая прямое отношение к затонувшей «К-129». Она вызывает вопрос: «Откуда американцы знали точно место гибели подлодки?» Я задавался этим вопросом еще в 1991 г., когда появилась эта тема, и вплотную занялся этим вопросом. Мне интересно было разобраться с этим происшествием, так как в течение нескольких лет служил на лодке такого проекта 629.

Тогда некоторые авторы, в том числе и наши, восхищались техническими возможностями американской БГАС «Артемес-Цезарь» (береговая акустическая система наблюдения за подводной средой) США. Один из них, капитан 2-го ранга Г. Мелков, писал в 1991 г.: «Звук от разрушения корпуса лодки (или звук взрыва на подводной лодке) был зафиксирован американскими донными акустическими следящими системами, которые выдали командованию ВМС США и ЦРУ точное место гибели советской лодки…» И далее – превосходные комплименты системе БГАС «Артемес-Цезарь».

С этим не согласен. Не согласен и с версией, что точные координаты гибели подлодки американцы получили благодаря этой системе. Если это так, то почему они практически осуществляют постоянное слежение за нашими субмаринами? Мне могут возразить – для немедленного их уничтожения с началом боевых действий. Согласен. Но это слишком дорогое удовольствие, если есть возможность иметь точные текущие координаты всех наших лодок, если в решительный момент можно использовать авиацию и другие средства. Так что в этом вопросе больше рекламы, чем фактов.

Меня устраивает другая, более логичная версия этого происшествия. Да, возможно, БГАС и зарегистрировали момент разрушения подводной лодки на запредельной глубине, но точные координаты им выдал другой источник – следящая за «К-129» американская субмарина «Суордфиш» и, возможно, непреднамеренно таранящая ее.

Предположительно при слежении за нашей лодкой американская субмарина активно маневрировала со сменой бортов и подныриванием под объект слежения на критически малых дистанциях.

Не исключено, что столкновение произошло в результате поворота нашей подлодки на новый курс, своевременно не замеченного командиром «Суордфиш», когда наша лодка подставила борт. Американская АПЛ непреднамеренно ударила верхней частью своей рубки в днищевую часть центрального отсека «К-129». Отсек моментально был затоплен, и лодка пошла на дно.

Американская АПЛ «Суордфиш» через трое суток пришла в военно-морскую базу Йокосука (Япония) со смятой передней частью ограждения боевой рубки. В течение ночи был скрытно произведен ремонт, и лодка так же скрытно покинула базу и совершила переход в Перл-Харбор. Впоследствии примерно полтора года не отмечалась «Суордфиш» ни в каких мероприятиях. Через агентурные данные были получены сведения, что с экипажа «Суордфиш» была взята подписка о строгом соблюдении тайны о происшедшем. (К слову, такой же сценарий повторился через 32 года, но уже на другом театре (Баренцево море). Когда после гибели АПЛ «Курск» АПЛ США «Мемфис» зашла в порт Норвегии, отремонтировалась и ушла в США. Теперь это тоже тайна.)

Косвенно столкновение подтверждает и вышедшая в США в 2008 году книга журналиста Эда Оффли, якобы раскрывающая тайну гибели «К-129» и АПЛ «Скорпион». Автор увязывает эти два случая, утверждая, что «уничтожение» АПЛ «Скорпион» (нет никаких доказательств. – В.К.) было «местью» советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели подлодки «К-129».

Прошло 53 года с той страшной гибели ПЛ «К-129» с 98 моряками на борту. Она не получила тогда широкой огласки в связи с секретностью и замалчиванием, но отголоски ее откликнулись в 2000 году гибелью АПЛ «Курск», которая стала национальной трагедией новой России. Причина одна и та же – слежение на предельно близких дистанциях!

Тогда ни одно СМИ не обмолвилось о ЧП ни словом – ни в 1968 г., ни позже. Даже родственникам погибших выдали свидетельства о смерти, в которых значилось: «Признать умершим». И только 22 октября 1970 г. после анонимки, пришедшей в посольство СССР в Вашингтоне о подъеме «К-129» ЦРУ, вопрос начал раскручиваться. Но наше высшее руководство вело себя очень скромно, боясь нарушить наметившуюся разрядку в отношениях с США. Не напоминает ли это другой случай?

Точные причины трагедии знает ЦРУ США, но оно не горит желанием раскрывать свои тайны.

Остается только сожалеть, что время полной откровенности еще не наступило. Тем более что по прошествии стольких лет вопрос о «К-129» все меньше и меньше становится проблемой военной и политической и все больше превращается в проблему нравственную, которая, к сожалению, не приводит к качественному расследованию трагедий, причины которых восходят к тем далеким временам.

Глубины океана хранят много тайн и продолжают оставаться потенциальным местом многих непредсказуемых событий.

Из досье «МВР»

По данным источников в ВМС США, речь не идет о столкновении с другой подводной лодкой, кораблем или об агрессивных действиях другой страны. В ВМС отметили, что, согласно топографическим данным, столкновения с рельефом местности также не было.

USS Connecticut с водоизмещением 7,5 тыс. тонн является многоцелевой атомной подводной лодкой четвертого поколения типа Seawolf. Ее ракетное вооружение – до 50 ракет Harpoon и Tomahawk, которые запускаются из торпедных аппаратов. Помимо боевых задач она выполняет также разведывательные функции.

Таких подлодок в ВМС США всего три. Все они приписаны к тихоокеанской базе подводных лодок Китсап-Бангор (штат Вашингтон).

Морские вести России №15 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

14.07.2022

Из истории флота

24.06.2022

Из истории флота

22.06.2022

Из истории флота

03.06.2022

Из истории флота