«Бессмертная флотилия» - Морские вести России

«Бессмертная флотилия»

30.08.2022

Из истории флота

«Бессмертная флотилия»

День Победы в Великой Отечественной войне – главный российский праздник. В каждой семье есть свой герой. Память о нем бережно хранится и передается из поколения в поколение. Двенадцать лет назад 9 мая потомки героев Великой Отечественной войны впервые провели шествие «Бессмертный полк» по улицам российских городов с портретами своих родных – участников боевых действий и тружеников тыла.

Галина Овечкина

А в прошлом году в Санкт-Петербурге родилось новое патриотическое движение – акция «Бессмертная флотилия». И второй год в день празднования Великой Победы жители и гости Морской столицы могут любоваться впечатляющим зрелищем: под звуки военного духового оркестра от причала на Мытнинской набережной по Кронверкскому проливу отправляются речные прогулочные суда c флагами Военно-морского флота России и символикой «Бессмертной флотилии». Водная колонна движется по Неве и Фонтанке, Крюкову каналу и Мойке. К ней присоединяются катера и гидроциклы. Заканчивается мероприятие на Петровской набережной, у причала напротив музея «Домик Петра I». На борту теплоходов – ветераны ВОВ и ВМФ, блокадники, служащие военно-морских образовательных и научных учреждений, курсанты и другие представители морского сообщества.

Инициатором акции выступила Региональная ассоциация поддержки и развития водно-моторного спорта, которая ведет большую работу по сохранению истории Военно-морского флота России и памяти о моряках – героях Великой Отечественной войны. Среди почетных гостей мероприятия были ветераны – участники морских сражений и защитники блокадного Ленинграда. Они делились воспоминаниями тех далеких лет с другими участниками акции.

– Проведение «Бессмертной флотилии» стало уже традиционным для нашего города и нашло поддержку в других регионах России. Акция объединила тысячи людей, влюбленных в море и гордящихся великим подвигом поколения победителей. Это наша дань уважения к офицерам и матросам, ковавшим Великую Победу, – отметил президент Ассоциации Артем Голубев.

Патриотическая акция проводится при поддержке главного командования ВМФ РФ и правительства Санкт-Петербурга.

Герои Великой Победы

Капитан 1-го ранга в отставке В.В. Старожицкий. В начале июня 1941 года Виктор Старожицкий и его товарищи успешно сдали экзаменационную сессию и готовились перейти на четвертый, завершающий курс Высшего военно-морского гидрографического училища им. Г.К. Орджоникидзе в Ленинграде. Курсантам полагался отпуск, и Виктор отправился на родину, в Саратов. Рано утром 22 июня объявили о начале войны, и в тот же день курсант Старожицкий получил письменное предписание военного коменданта отбыть к месту службы, в Ленинград.

Для участия в защите Ленинграда на дальних подступах была сформирована Отдельная курсантская морская бригада, в которую был включен 5-й истребительный батальон из курсантов 3-го и 4-го курсов ВВМГУ им Г.К. Орджоникидзе. До середины августа батальон на автомашинах выезжал в районы области, где существовала угроза высадки воздушных десантов или диверсионных групп противника.

Училище тем временем готовилось к эвакуации в Астрахань. 14 августа Виктор и его сокурсники покинули Ленинград, доехали на поезде до Череповца, откуда на пассажирском пароходе вместе с командным и преподавательским составом и их семьями спустились вниз по Волге до Астрахани. Здесь училище было расформировано и вошло в состав переведенного туда ранее ВВМОЛКУ им. М.В. Фрунзе, из которого курсанты были выпущены досрочно с присвоением воинского звания «лейтенант» и направлены в морскую бригаду.

Но для многих младших товарищей Виктора по ВВМГУ им Г.К. Орджоникидзе эвакуация из Ленинграда в Астрахань обернулась трагедией. Рано утром 16 сентября оставшиеся в городе курсанты 1-го и 2-го курсов училища были отправлены эшелоном с Финляндского вокзала на станцию Ладожское озеро, где их ждала баржа с буксиром «Орел» для переправы на другой берег озера.

Вечером вместе с курсантами училища им. Орджоникидзе на баржу были отправлены курсанты училища им. Дзержинского, выпускники Военно-медицинской академии, офицеры и сотрудники Гидрографического управления ВМФ и его подразделений с семьями и многие другие. Деревянная баржа с открытыми трюмами приняла около 1600 человек! 17 сентября в районе маяка Осиновецкий поднялся штормовой ветер, и перегруженная баржа начала тонуть. Удалось поднять на буксир и спасти всего 168 человек. Выжить в холодной сентябрьской воде практически не было шансов. К тому же по тонущим людям прицельно стреляли пулеметы вражеских самолетов. Гидрографическая служба ВМФ потеряла 61 человека. Первокурсники-гидрографы (набор 1941 года) – 69 человек, второкурсники (набор 1940 года) – 56 человек.

В период с 1941 по 1943 год В. Старожицкий, уже в звании старшего лейтенанта, воевал на Карельском фронте в должности командира огневого взвода (заместителя командира батареи) истребительного противотанкового дивизиона 85-й морской стрелковой бригады. В конце 1943 года был отозван на флот и назначен командиром торпедного катера 2-го отряда с присвоением звания капитан-лейтенанта.

Осенью 1944 года его катер участвовал в боевых операциях по освобождению от врага островов Моонзундского архипелага.

С первых дней базирования в Таллине первостепенной задачей флота и гидрографической службы была разведка минных полей в Финском заливе у побережья Эстонской ССР. Он, старший гидрограф отдельного маневренного гидрографического отряда Балтийского флота, обеспечивал навигационно-гидрографические работы для боевого траления Нарвского залива и Нарген-Порккалаудской минной позиции, а также для Чудской десантной операции.

С января по апрель 1945 года в составе специальной гидрографической разведывательной группы он вместе с передовыми частями наступающих советских войск прошел побережье Балтийского моря от Клайпеды до Щецина.

Когда закончилась война, капитан 3-го ранга В.В. Старожицкий в должности начальника гидрографической части Района гидрографической службы главной военно-морской базы в Балтийске руководил работами по ликвидации последствий войны на море. Затем, в 1950 году, по окончании курсов офицерского состава гидрографов ВМФ, два года служил в должности командира гидрографической партии маневренного гидрографического отряда в Таллине.

С 1952 по 1956 год учился на гидрографическом факультете Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова, а после ее окончания капитан 2-го ранга был направлен в Управление гидрографии ВМФ в Ленинграде. Его деятельность была тесно связана с разработками новых технических средств гидрографии Научно-исследовательского навигационно-гидрографического института.

В 1961 году был уволен в запас, но связь с флотом сохранил. В качестве научного сотрудника института ВМФ (ныне – Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт Министерства обороны РФ) почти 50 лет занимался разработкой методов и технических средств гидрографии, в том числе в области создания и использования подводных исследовательских аппаратов. В 2000 году ему было присвоено звание капитана 1-го ранга.

В настоящее время герой Великой Отечественной войны, старейший военный гидрограф России Виктор Владимирович Старожицкий занимается общественной работой, уделяя особое внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи в самых лучших традициях любви к Родине и Военно-морскому флоту. А еще он автор нескольких рассказов, основу которых составляют отдельные эпизоды его службы на флоте в годы войны.

Капитан 1-го ранга в отставке В.П. Джуржа. Василий Павлович – герой Таллинского прорыва Краснознаменного Балтийского флота в августе 1941-го. А его супруга Т.П. Сергеева – дочь и внучка героев. Дед Татьяны Петровны, Иван Иванович Крапивин, погиб во время этого прорыва, а отец прошел всю войну и был ординарцем у маршала К.К. Рокоссовского.

Уроженец Киевской области, он с детских лет грезил морем. Поэтому в 1939 году, окончив школу с отличием, поступил в Николаевский кораблестроительный институт. Но уже в августе того же года в соответствии с приказом наркома обороны был призван на военную службу.

Великую Отечественную встретил в должности командира приборного отделения батареи 62-го Отдельного зенитного артиллерийского дивизиона на военно-морской базе Палдиски, что под Таллином. В августе 1941 года началось наступление немцев на Таллинн, где находился штаб и главная база Балтийского флота СССР, и командованием было принято решение о срочной эвакуации кораблей и личного состава в Кронштадт. С 28 по 30 августа он находился на транспорте «Балхаш» в составе конвоя № 3 вместе с гарнизоном базы, а также ранеными и медиками из Палдисского госпиталя 80-го медицинско-санитарного батальона и 630-го передвижного полевого госпиталя. 29 августа на переходе между островами Вайндло и Родшер транспорт подорвался на мине и затонул. На борту находилось 500 человек. Погиб каждый второй.

Василий находился на верхней палубе в числе стрелков-зенитчиков, которые при воздушном налете должны были открывать огонь из винтовок по команде с капитанского мостика. «Мое спасение можно назвать чудом, – вспоминает Василий Павлович, – остался в живых только потому, что находился недалеко от борта и успел в считанные секунды сбросить с себя шинель, противоипритную накидку и вместе с другими прыгнуть в воду на каком-то расстоянии от воронки, и это позволило мне отплыть в сторону от уходившего на дно транспорта. Надо сказать, что плавал с детских лет хорошо. Для чего-то Бог решил сохранить мне жизнь... Сколько пробыл в воде, теперь трудно сказать, но запомнились некоторые детали: когда подошел ко мне на помощь катер и матросы подали крюк, увидел под мышкой обломок доски, который помогал держаться на плаву».

Василия с товарищами спас проходящий мимо портовый буксир и доставил на остров Гогланд, где он пробыл около недели. Далее следовала эвакуация на Кронштадтскую военно-морскую базу.

Всего в переходе из Таллина в Кронштадт участвовали 67 транспортов, 34 из них были потоплены минами и авиацией противника. Погибли 15 000 человек.

В 1942 году Василий Джуржа окончил Военно-морское политическое училище в Ленинграде. Служил на Ораниенбаумском «пятачке» в должности политрука в зенитно-артиллерийском дивизионе, который прикрывал полк штурмовиков Ил-2 от налетов авиации, а в 1944-м был переведен в Кронштадт. Там и встретил победу.

По окончании войны был откомандирован на Камчатку, затем на Сахалин. В 1958 году вернулся на Балтийский флот в звании капитана 2-го ранга.

Через четыре года окончил педагогический факультет Военно-политической академии в Москве и был направлен в Высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина в Пушкине, пригороде Ленинграда, где более 12 лет работал преподавателем истории. В 1974 году уволен в запас в звании капитана 1-го ранга, но трудился в училище еще 20 лет в должностях доцента, профессора кафедры общественных наук.

И до 2001 года работал в Военно-морском инженерном училище (позднее Военно-морской инженерный институт, а сейчас – Военно-морской политехнический институт) на кафедре гуманитарно-экономических дисциплин, был директором Музея училища.

Василий Павлович Джуржа – ветеран Великой Отечественной войны и Вооруженных сил России, защитник Ленинграда, кандидат исторических наук, доцент, почетный академик Петровской академии наук и искусств, более 55 лет посвятил службе на Военно-морском флоте. Василий Павлович – автор нескольких книг и исторических очерков. В сентябре 2017 года вышла в свет его книга-буклет «На волне моей памяти» – воспоминания о Таллинском прорыве. Многие исторические очерки используются в качестве дополнительного учебного пособия курсантами высших военных учебных заведений Санкт-Петербурга.

– Надеюсь, что написанные мной книги и исторические очерки будут служить патриотическому воспитанию молодого поколения в России, – говорит Василий Павлович.

Контр-адмирал Е.Я. Бузов. Когда началась война, ленинградскому юноше Жене Бузову было пятнадцать лет. 5 июля 1941 года вместе с учениками школы был эвакуирован сначала в Ярославскую, а затем в Омскую область. В Сибири получил специальность слесаря-паровозника и вскоре пополнил ряды военной железнодорожной строительной бригады. Ему едва исполнилось шестнадцать лет. Строили стратегическую ветку Сосьва – Алапаевск, а через несколько месяцев того же 1942 года бригада, в которой работал Евгений, была направлена под Сталинград для восстановления железнодорожных путей, затем с таким же заданием и в Куйбышев. Здесь он окончил школу рабочей молодежи с золотой медалью.

По окончании войны Евгений вернулся в Ленинград и сразу поступил на радиотехнический факультет Ленинградского высшего мореходного училища, которому в 1949 году было присвоено имя адмирала С.О. Макарова.

В 1950 году, получив диплом ЛВИМУ, начал службу младшим лейтенантом на эскадренном миноносце «Редкий» в должности начальника радиотехнической службы, где провел первые исследования по использованию гидроакустической станции «Тамир-5Н» для входа в Авачинскую бухту.

Своим главным учителем в жизни он считает адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Под его командованием он прослужил около двадцати девяти лет.

Евгений Яковлевич – специалист высокой квалификации, крупный ученый в области исследований гидродинамики морской среды, создания нового радиоэлектронного вооружения кораблей ВМФ и других исследований и разработок.

В 1976 году был назначен заместителем начальника по научной работе в НИИ радиоэлектронного вооружения ВМФ, а затем, с 1982 года, семь лет возглавлял образованный при его участии НИИ военной гидроакустики. За комплекс фундаментальных и прикладных исследований и создание на их основе нетрадиционных средств обнаружения подводных лодок в 1984 году Евгений Яковлевич был удостоен Ленинской премии. А в следующем году ему было присвоено воинское звание контр-адмирала.

В 1988 году по инициативе Е.Я. Бузова был создан 172-й научно-исследовательский центр ВМФ, в состав которого входил Океанариум ВМФ. На базе этого центра впоследствии было образовано ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт прикладных проблем».

После службы в ВМФ в 1991 году Евгений Яковлевич продолжил научную деятельность во главе АО «Медико-биологический научно-исследовательский центр «Дискретная нейродинамика». При этом вел общественную работу, являясь сопредседателем общества «300 лет Императорскому Адмиралтейскому военно-морскому госпиталю, созданному Петром Великим».

И сегодня ветеран Великой Отечественной войны, ветеран ВМФ, контр-адмирал Е. Бузов занимает активную гражданскую позицию, дорожит традициями морского братства и поддерживает связи с сослуживцами.

Генерал-майор морской авиации В.М. Степанов. О своем военном детстве и службе в Вооруженных силах СССР рассказал генерал-майор морской авиации, штурман-снайпер Виктор Михайлович Степанов.

Ему исполнилось семь лет 9 июня 1941 года. В начале войны отца сразу призвали на фронт. Мать отправилась на поиски его роты, но уже в августе получила похоронку. Мама трудилась в блокадном Ленинграде на оборонных работах, затем в госпитале, несколько месяцев работала дворником. В обязанности дворника входило дежурство во время бомбежек и артобстрелов. Она провожала жителей в бомбоубежище, тушила зажигательные бомбы на чердаках, и Витя помогал ей в этом. Под руководством мамы он освоил и вязание маскировочных сетей.

Еще в раннем детстве Виктор полюбил точные науки, а увлечением его стали шахматы. Поэтому после окончания семи классов, в 1949 году, выбрал специальность техника-топографа, требующую максимального внимания и сосредоточенности.

Первой вехой трудовой биографии в 1952 году стала практика в Чернобыле по проектированию Киевского водохранилища. Но уже тогда он мечтал стать летчиком, поэтому после окончания техникума поступил в Чкаловское военное авиационное училище в Оренбурге. Через два года был направлен в Польшу, в Северную группу войск. Первым самолетом молодого летчика был реактивный Ил-28. Уже тогда он стал профессионалом и отличным штурманом.

В 1959 году Виктор продолжил обучение на штурманском факультете в Военно-воздушной академии, которая базируется в подмосковном городе Монино. Ныне это Военно-воздушная космическая академия имени Ю.А. Гагарина. В ней проходил авиационную подготовку первый космонавт и его сослуживцы. А Виктор Михайлович в числе других слушателей академии торжественно отмечал полет Юрия Алексеевича в космос в 1961 году.

По окончании академии был направлен в морскую авиацию – в 1-й гвардейский минно-торпедный полк в Риге. Виктор Михайлович пояснил, что 8 августа 1941 года именно этот полк бомбил военные объекты в Берлине. А герой штурма Берлина – штурман Петр Ильич Хохлов благословил его после окончания академии на службу в авиации.

Получая новое назначение, Виктор Михайлович переезжал девять раз к месту службы в различные регионы СССР, по 34-му меридиану, как он уточнил. Так, в 1968 году из Риги был переведен в белорусский Быхов, где служил пять лет старшим штурманом. Летал сначала на Ту-16, а затем освоил Ту-22. В 1973 году ему присвоили звание подполковника и направили старшим штурманом-инструктором в Управление авиации Балтфлота. Через четыре года его уже ждал Николаев, где в должности главного штурмана – инструктора Центра боевой подготовки переучивал летный состав в звании полковника. А потом получил назначение главным штурманом авиации Северного флота, где прослужил до 1984 года. И снова к южным берегам – в Севастополь, главным штурманом авиации Черноморского флота. В Севастополе было присвоено воинское звание генерал-майора авиации.

В 1987 году Виктор Михайлович перешел на преподавательскую работу, начальником кафедры штурманской службы авиационного факультета Военно-морской академии им. адмирала Н.Г. Кузнецова, обрел постоянное место жительства: Ленинград – Санкт-Петербург. В 1990 году демобилизовался, при этом продолжил работу на кафедре до 2012 года.

За 35 лет военной службы налетал более 3000 часов и освоил 8 типов самолетов. И проработал 25 лет на кафедре, передавая секреты мастерства летному составу. Он и сегодня продолжает работать, инспектором в городском военкомате Санкт-Петербурга. Генерал-майор морской авиации В.М. Степанов – активный человек. Ведет общественную работу в Союзе «Дети блокады – 900», на протяжении жизни занимался различными видами спорта: борьбой, лыжными гонками, футболом, плаванием. Кандидат в мастера спорта по шахматам и по сегодняшний день участвует в соревнованиях.

Виктор Михайлович считает, что честно выполнял свой воинский долг по защите рубежей Отечества. Только жалеет, что сыну и внуку не суждено было стать летчиками. Но надеется, что это получится у правнука!

Морской флот №3 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

30.08.2022

Из истории флота

14.07.2022

Из истории флота