Определяющая роль логиста-оператора - Морские вести России

Определяющая роль логиста-оператора

02.01.2014

Образование

В период всеобщей децентрализации, ликвидации Госплана, Госснаба и «дробления» отечественных предприятий в начале экономических реформ произошли существенные ослабления хозяйственно-снабженческих связей между субъектами рынка.

А. Ивахненко, д.т.н., проф.,

А. Чеботаев, д.т.н., проф.,

Д. Чеботаев, менеджер ICT Logistics,

Д. Атланов, аспирант МАДГТУ (МАДИ)

Вопрос для научной общественности, конечно, интересный, если бы не «Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении в железнодорожно-водном сообщении» (постановление МПС от 24.04.1956). В соответствии с этими правилами перевозка грузов осуществлялась по единому транспортному документу, который составлен на весь путь следования груза. При этом порядок и условия работы транспортно-экспедиторских организаций в пунктах примыкания железных дорог и водных путей устанавливаются особым соглашением между этими структурами. Прием к перевалке грузов в портах (пристанях) и станциях, которые не включены в этот вид смешанного сообщения, запрещался. Ответственность за целостность и сохранность грузов до момента фактической передачи их лежала на сдающей стороне (грузоотправителе), а после фактической передачи – уже на принимающей стороне. Были и соответствующие союзные организационно-управляющие структуры, которые работали в основном в кросс-докинговом режиме, исключающем хранение на складе.

Таким образом, проблема прямых смешанных перевозок, особенно в международном сообщении, в советский плановый период нашей истории была решена. Это достигалось путем соответствующих узловых соглашений заинтересованных сторон. Об этом свидетельствуют значительные объемы перевозок товаров-грузов в международном экспортно-импортном и транзитном контейнерном сообщении. В советский период существовали «Союзвнештранс» с объемом внешнеторговых перевозок 390-420 млн тонн и «Союзтранзит» с объемом 9-12 млн тонн в основном транзитных контейнерных грузов. При этом зарубежный «транзитный» грузовладелец оплачивал стоимость перевозки, перегрузки, хранения и экспедирования, а сам транзит осуществлялся без пошлины. Современные объемы контейнерных перевозок несопоставимо ниже, чем в советский период. Почему наблюдается спад перевозок и простои вагонов в портах? Кто виноват? И что же делать?

Ведь отечественная экономика функционирует, как и зарубежная, в регулируемых рыночных отношениях и она испытывает влияние глобализации, реализуемой через соглашения со странами – членами ВТО. Проблемы, возникающие от вступления России в ВТО и выноса таможенных границ страны на границу стран Таможенного союза – России, Белоруссии, Казахстана, – здесь не рассматриваются.

Отечественная практика

Дело в том, что в период всеобщей децентрализации, ликвидации Госплана, Госснаба и «дробления» отечественных предприятий в начале экономических реформ произошли существенные ослабления хозяйственно-снабженческих связей между субъектами рынка. Это привело в итоге к хаотизации материальных и финансовых потоков в реальном секторе и вызвало рост транспортных издержек в цене реализуемой продукции и снижении ее конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке. К концу 2000-х годов наметилась тенденция укрупнения и объединения производств, в том числе и процесса товародвижения. Важное значение в интегрированном процессе товародвижения играет логистика и транспортно-экспедиционное обслуживание. Логистика в нашем понимании рассматривается в экономике как область значений о потоковых процессах материала и товародвижения. В таких условиях транспортная экспедиция, объединяющая виды транспорта, выступает как одно из главных звеньев логистической цепи материальных и товарных потоков с высокой степенью управляемости для обеспечения снижения конечной цены реализации продукции.

На основе данных (1, 2, 3, 4, 5, 6) и анализа деятельности многочисленных транспортно-экспедиционных организаций, включая и Ассоциацию российских экспедиторов, разработана классификация транспортно-экспедиторской деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Классификация транспортно-экспедиторской системы

Разработанная новая транспортно-экспедиционная система классифицирована по пяти основным признакам: направление оказываемых услуг, виды и направления обслуживания клиентуры, организационная структура, нормативно-правовое регулирование и функциональные экспедиторские услуги как часть интегральной логистической цепи.

Направление оказываемых услуг (см. рис. 1, п. 1) делит экспедиторские услуги на внутренние и международные, однако отечественный экспедитор должен четко представлять себе различные условия перевозки с учетом выбранной транспортно-технологической схемы доставки груза. Для отечественных, внутренних и международных перевозок эти условия отличаются. При международной услуге, купленной на условиях CIF или на условиях FOB, помимо перечня (около 200) документов, связанных с таможенным оформлением груза, к договору должен быть приложен перечень всех сертификатов, актов экспертиз и разрешений, связанных с перевозкой данного вида груза. Причем все документы должны быть переданы грузоотправителем экспедитору по реестру до поступления груза на сухопутный пограничный переход или морской (речной) порт. Чтобы избежать конфликтов при расчетах с грузовладельцем за транспортно-экспедиционные услуги, договор должен четко разграничивать ответственность экспедитора и ответственность клиента, особенно если возникают дополнительные расходы. По взаимной договоренности перевозки при экспорте и импорте может быть использована электронная система обмена документами – ЭДИФЭКТ.

Количество и качество оказываемых услуг является важной технологической характеристикой экспедиционной услуги. В этом случае деятельность транспортно-экспедиционных фирм носит координирующий характер с точки зрения упорядочения материальных потоков.

Выполненное нами разделение транспортно-экспедиционного обслуживания (см. рис.1, п. 2) на виды и масштабы обслуживания клиентуры предполагает в одном случае ее полное транспортно-экспедиционное обслуживание, а в другом только частично. Это является важным технологическим инструментом, освобождающим грузовладельцев от необходимости выполнять по всей логистической цепочке многочисленные операции, связанные с отправкой, перевозкой и доставкой грузов. В таком варианте грузовладелец освобождается и от необходимости заключать договора на перевозку с отдельными транспортными предприятиями.

В другом варианте, при неполном транспортно-экспедиционном обслуживании, выполняется только определенная часть услуг, например исключается складское обслуживание. После разработки транспортно-технологических схем и после выбора экспедитором вида транспорта должен быть проведен анализ рынка транспортных услуг с целью выбора наиболее эффективного варианта транспортного терминала для выполнения перегрузочных работ. При этом должны быть разработаны мультимодальные смешанные временные стыки разных видов транспорта в пункте перевалки грузов (терминале). Все разновидности транспортно-экспедиторских фирм можно разделить с точки зрения организационных структур (см. рис. 1, п. 3) на группы. К первой относятся коммерческие организации, выполняющие услуги по товародвижению для любых клиентов. Это так называемые транспортно-экспедиторские или логистические компании коммерческого «общего пользования», которые обслуживают клиента.

Экспедиторские и логистические отделы, департаменты и управления крупных интегрированных «отраслевых» холдингов являются самостоятельными и выполняют все необходимые операции по товародвижению в интересах только своих фирм.

На практике могут существовать и смешанные организационные структуры, которые часть своих функций по товародвижению передают в определенной пропорции коммерческим логистическим центрам.

Четвертый классификационный признак характеризует транспортно-экспедиторские функции, определяемые существующими правовыми документами, которые составляют современную законодательную базу транспортно-экспедиционного обслуживания в РФ.

Пятый классификационный признак (см. рис. 1, п. 5) характеризует набор функциональных услуг в транспортно-экспедиторской деятельности: от участия в формировании контрактов поставок, купли-продажи, перевозки, хранении и т.п. до предоставления прочих услуг. Договорной характер транспортно-экспедиторских услуг может повлиять и на качество обслуживаемой клиентуры. На основе анализа (1, 2, 4) в таблице 1 приведены нормативно-правовые документы, обеспечивающие транспортно-экспедиторскую деятельность.

Таблица 1. Нормативно-правовое регулирование материало- и товародвижения в соответствии с ГК РФ

Перевозка

Гл. 40, ст. 785

Транспортная экспедиция

Гл. 41, ст. 801

Хранение

Гл. 47, ст. 886

Купля-продажа

Гл. 30, ст. 454, § 1.

Поставка товаров

Договор поставки

Гл. 30, § 3, ст. 506

Агентирование

Гл. 52, ст. 1005

«Перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения»

«По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправитель или грузополучатель) выполнить или организовать выполнение определенным договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов».

«По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности».

Хранение на товарном складе.

«По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем, и возвратить эти товары в сохранности».

«По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)».

«По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием».

«По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Подтверждение:

– транспортная накладная на груз.

Подтверждение:

– договор транспортной экспедиции – клиент должен выдать экспедитору доверенность… для выполнения его обязанностей.

Подтверждение:

– складская квитанция;

– простое складское свидетельство;

– двойное складское свидетельство.

Подтверждение:

– договор купли-продажи.

Подтверждение:

– договор поставки;

– государственный контракт на поставки для государственных или муниципальных нужд.

Подтверждение:

– агентский договор;

– субагентский договор.

Степень эффективности транспортно-экспедиторских услуг зависит от их качества, что в свою очередь может повлиять на конкурентоспособность доставленных товаров-грузов на рынке.

Из данных таблицы 1 видно, что в положениях Гражданского кодекса существует 6 правовых нормативов, которые при правильном функционировании позволяют решать различные задачи товародвижения в экономике.

Для оценки эффективности услуги обычно необходимы данные о характере технологических процессов у клиентуры в увязке с качественными возможностями транспортно-экспедиционного обслуживания. Качество транспортно-экспедиционной экспортно-импортной или внутренней услуги характеризуется своевременностью доставки товара-груза, его сохранностью, скоростью и партионностью доставки, удобством операций по его отправлению, приему, складированию, своевременностью оформления документов и согласованностью с технологическими процессами у товаропроизводителя. Причем отдельные группы товаров-грузов по-разному характеризуются различными вышеприведенными показателями. Для одних групп товарной продукции важное значение имеет регулярность равномерной поставки, для других групп нужна гарантированность поставки к определенному сроку, для третьих групп нужна срочная высокоскоростная поставка, для четвёртых групп грузов нужна специальная и безопасная доставка.

К первой группе относятся, как правило, так называемые массовые сырьевые грузы. Они имеют обычно невысокую, «замороженную» на транспорте стоимость и поэтому мало влияют на величину оборотных средств фирм и корпораций, а следовательно, не требуют высокой скорости доставки.

Ко второй группе относится товарная продукция, требующая гарантированной поставки к определенному сроку. Это в основном продукция отраслей, работающих на основе специализации и кооперации, а также внешнеторговые грузы. К этим отраслям относятся практически все отрасли машиностроения. Если такие товары-грузы имеют сравнительно невысокую стоимость и недефицитны, то скорость их перемещения по транспортной сети не имеет большого значения, но время их доставки к определенному заданному сроку должно быть обеспечено. При высокой стоимости таких товаров-грузов, существенно сказывающейся на величине оборотных средств фирм, корпораций, а также в том случае, если произошел сбой в их доставке, может нарушиться технологический ритм производства (строительства), они должны перевозиться с высокой скоростью.

К третьей группе относится продукция, высокая стоимость которых оправдывает рост затрат на увеличение скорости их перевозки, например скоропортящиеся грузы. Для обеспечения сохранности таких грузов в процессе перевозки требуются большие затраты, которые практически пропорциональны времени их нахождения в пути и в складских ёмкостях. К этой группе следует отнести и транзитный материальный поток, проходящий через территорию РФ.

Таблица 2. Характеристика транспортно-экспедиторской деятельности

Современное состояние экспедиторской деятельности и возникающие проблемы

Возможные варианты ликвидации проблем

Законодательная база:

Нормативно-правовое регулирование транспортно-экспедиторской деятельности.

Типовые экспедиторские правила ФИАТА, международные конвенции

«О транспортно-экспедиторской деятельности» № 87-ФЗ.

ГОСТ 52298-2004. Услуги транспортно-экспедиторские.

Общие требования:

Гражданский кодекс РФ;

Налоговый кодекс РФ;

Таможенный кодекс РФ;

Бюджетный кодекс РФ.

О смешанных (комбинированных) перевозках (проект закона). Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. Правила транспортно-экспедиторской деятельности и др.

Отечественное законодательство в области транспортно-эксплуатационной деятельности на всех видах транспорта не унифицировано с типовыми эксплуатационными правилами ФИАТА (девять экспедиторских документов) и рекомендациями Инкотермс-2010 (в области формирования цены экспортно-импортных товаров).

Внесение поправок в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Введение в проект закона «О смешанных (комбинированных) перевозках» поправки «об ответственном операторе прямых смешанных перевозок на базе единого транспортного документа» и др.

Из-за многочисленности экспедиторских компаний их производственные возможности весьма незначительны.

Низкая конкурентоспособность отечественных экспедиторов в сравнении с зарубежными фирмами: укрупнение национальных экспедиторских компаний.

Неполная открытость тарифной политики в области оценки и стоимости экспедиторских услуг.

Сложность для грузовладельцев выбирать более эффективных экспедиторов.

Высокая конкурентоспособность зарубежных экспедиторов на внешнеторговых перевозках.

Повышение доли отечественных перевозчиков в экспортно-импортных сообщениях.

Наблюдается снижение конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках.

Снижение доли транспортных издержек в цене реализуемых товаров на мировом рынке.

Недостаточные скорости доставки грузов и увеличенная стоимость оборотных средств «на колесах».

Увеличение скорости движения транспортных средств на маршрутах.

Увеличенный простой внешнеторговых грузов в морских портах и сухопутных переходах на их оформление.

Совершенствование таможенного и налогового законодательства с целью ускоренного прохождения таможенных формальностей, включая транзит. Реализация нулевого налога на добавленную стоимость при выполнении внешнеторговых операций экспедиторов, агентов.

Отсутствует государственный протекционизм на отечественном рынке экспедиторских услуг (снижение налогов, льгот для перевозчиков и экспедиторов).

Ограничение на экспедиторские услуги зарубежных компаний с целью установления доли участия в этих услугах отечественных транспортно-экспедиционных или логистических компаний.

Наблюдается уход от налогов через подставные компании в офшорах.

Налоговые ограничения на использование подставных офшорных компаний.

Недостаточная сохранность транзитных грузов по отечественным транспортным коридорам.

Развитие системы охранных информационных технологий по сохранности грузов в пути с целью повышения доверия зарубежных грузовладельцев к отечественной транспортной системе.

Существование «серого» транзита в обход существующего законодательства.

Законодательная инициатива в области полного запрета «серого» транзита. Транзит не должен регулироваться внутренним законодательством: нужен закон «О транзите».

Слабо развит парк обменных стандартизированных контейнеров ИСО.

Увеличение инвестиций коммерческих структур в обменный парк контейнеров ИСО с целью ликвидации на сети железных дорог перевозок порожних контейнеров.

Смешанные перевозки пока законодательно не закреплены.

Доработка закона «О смешанных (комбинированных) перевозках».

Несовершенна система сертификации и лицензирования экспедиторских структур.

Разработка нормативного регулирования на выдачу сертификата и лицензии для всех транспортно-экспедиторских организаций.

Не ведется полный реестр саморегулирования транспортно-экспедиторской деятельности на уровне отрасли.

Разработка нормативно-законодательной инициативы с целью ограничения национального стихийного рынка транспортно-экспедиционной деятельности.

Наблюдается изменение «задним числом» налоговой таможенной базы (ставки) (из-за колебания курса рубля и уровня инфляции. Это неприемлемо для зарубежных товаровладельцев).

Повышение заинтересованности зарубежных товаровладельцев в международном транзитном коридоре «Транссиб» при соблюдении стабильности курса рубля и низкой инфляции.

Наблюдается коррупция на таможенных постах (оформление импортных вместо транзитных перевозок и др.).

Дополнить Таможенный кодекс поправками по материальной ответственности сотрудников таможни, исключающими забывчивость таких сотрудников.

Резкое колебание железнодорожных тарифов в коридоре «Транссиб» («Запад – Восток»).

Падение объемов транзитных контейнерных перевозок и уход зарубежных товаровладельцев из отечественного транспортного коридора «Восток – Запад», «Запад – Восток»; закон «О транзите».

Выборочная проверка содержимого транзитных контейнеров ИСО на таможне.

Законодательное запрещение выборочного контроля транзитных контейнеров ИСО на таможенных переходах РФ.

Зарубежная практика

Для зарубежных транспортно-экспедиторских фирм характерен ускоренный режим таможенного оформления, введение современных информационных технологий, высокая доля страхования товара-груза и качественно высокий уровень прямого взаимодействия видов транспорта, грузовладельцев, таможни и других участников транспортного процесса с высокой сохранностью грузов. Кроме того, зарубежные государства гарантируют внутренние квоты своим национальным транспортно-экспедиторским компаниям. Более того, международные прямые смешанные экспортно-импортные перевозки, особенно для дорогих грузов, осуществляются «таможенным перевозчиком», и грузополучатель решает все проблемы с таможней на терминале назначения. Ответственность за товар-груз принимает на себя логист-оператор. В основном зарубежные прямые смешанные перевозки между входящими и выходящими терминалами осуществляются с использованием стандартного оборудования, по чётко установленным транспортным коридорам. В международной практике принято оформлять перевозку грузов по накладным CMR, INVOICE, Airwaybill, IATA, Pack List, CERT,TIR CARHET, EX 1 и др. Прямые смешанные перевозки сквозными международными маршрутами оформляются по правилам FIATA и ее девяти экспедиторским документам: экспедиторская расписка; экспедиторский сертификат перевозки; оборотный мультимодальный транспортный коносамент; поручение экспедитору; складская расписка; декларация отправителя о перевозке опасных грузов; необоротная мультимодальная транспортная накладная; интермодальное весовое свидетельство отправителя; нейтральная воздушная накладная. Изложенные данные имеют определяющее значение для снижения количества используемых документов в отечественной практике.

В этих экспедиторских документах, которые логист передает отправителю, он берет на себя обязательства и перевозчика по доставке товара-груза получателю. Он полностью отвечает перед грузовладельцем и за перевозку. Получается, что зарубежный логист-экспедитор реализует не только условие перевозки, но и перевозку.

В последний период времени за рубежом появились крупные транснациональные транспортно-экспедиторские компании, которые берут на себя функции и логистики, т.е. полного цикла товародвижения: DB Schenkes Logistics, CEVA Logistics, Kerry Logistics DSV, DHL Supply Chian & Global Forwarding, Major Maezsk DAMCO с валовым доходом от $1,4 до $30 млрд. Их менеджмент многофункционален: оказывают услуги по всему комплексу товародвижению-складированию, хранению, перевозки своим или арендованным подвижным составом, декларированию грузов с оценкой таможенной стоимости и таможенному оформлению. Наиболее крупные компании работают в логистическом режиме 3PL и даже 4PL, т.е. с аутсорсингом для клиентов по проблеме снабжения и сбыта грузовладельцев.

Выводы

Выполненный анализ отечественной и зарубежной практики показал, что существует тесная связь между нормативно-правовым регулированием и эффективностью функционирования логистики и транспортно-экспедиторской деятельностью, особенно во внешнеторговых отношениях. Характер отношений между грузовладельцами, логистическими и экспедиторскими услугами определяется преимущественно через некую корпоративную структуру с соответствующими нормативно-правовыми документами. Структурно это может быть организовано в виде ориентированных на клиентуру управляющих центров общего пользования (независимых ЛЦО) или в виде центров ОАО «РЖД» типа JSC Russian Railways Logistics, функционирующего с 2010 года. Однако в обоих вариантах подобное сотрудничество позволит преодолеть два главных коммуникативно-информационных барьера: различия в представлениях относительно интегральной роли логиста-оператора в прямых смешанных перевозках и его ориентацией на клиентуру. И роль логиста-оператора должна быть определяющей.

Такой ориентированный на клиентуру логист-оператор должен принимать на себя всю ответственность перед товаровладельцем за доставку товара-груза от двери до двери и за сроки доставки. В конфликтных ситуациях товаровладелец предъявит претензии по срочности и сохранности и т.п. логисту-оператору. В свою очередь, он вступает в договорные отношения с владельцами видов транспорта (если нет своего) по всем проблемам перевозки. Это позволит предотвратить существующую практику, когда товаровладелец (грузоотправитель) при возникновении недоразумений имеет юридическое право предъявлять претензии только к тому виду транспорта, который принял у него товар-груз для прямой смешанной перевозки. А получатель имеет аналогичное право предъявлять претензии к тому виду транспорта, который доставил к нему заказанный товар-груз. Наблюдается разрыв в цепи товародвижения.

Для того чтобы сблизить международную и отечественную практику при выполнении смешанных перевозок, необходимы законы «О прямых смешанных перевозках» и «О транзите», в которых были бы прописаны нормативно-правовые функции новой должности логиста-оператора прямых смешанных перевозок. Он должен иметь право выдавать товаровладельцу единый сквозной коносамент (по правилам FIATA) прямой смешанной перевозки со всеми вытекающими юридическими последствиями для сторон, участвующих в поставках.

Кроме того, мировая практика свидетельствует о том, что часть услуг характеризуется малыми объёмами товародвижения. Одним из вариантов решения данной проблемы является функционирование более мелких логистических и транспортно-экспедиторских фирм. Дело в том, что малый и средний бизнес кроме более широкой занятости персонала и низкого первоначального капитала обладает быстрой реакцией на колебание «отдельных деталей» качественных показателей спроса на услуги и, как правило, характеризуется низкой бюджетной емкостью и быстрой окупаемостью. Они будут дополнять конкурентную среду в сфере услуг крупных транснациональных корпораций.

Международный экспедитор №2 (2013)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ