Время требует новых подходов - Морские вести России

Время требует новых подходов

18.11.2014

Инфраструктура / Образование

Время требует новых подходов

Новые мировые вызовы в области образования и подготовки морских специалистов требуют иных подходов, предполагающих внедрение большей интернационализации, цифровизации и интернетизации процесса обучения. МГУ им. адм. Г.И. Невельского, сохраняя российские традиции в подготовке морских кадров, опираясь на 123-летнюю историю морского образования на Дальнем Востоке, идет в ногу со временем.

Сергей Огай, ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского

 

Инновационный, исследовательский и предпринимательский вуз

Мы ориентируемся на подготовку плавсостава для морского флота с хорошим знанием английского языка и хорошими практическими навыками. Университет ведет подготовку специалистов для работы на морском шельфе и акваториях арктических морей. Ученые вуза выполняют фундаментальные исследования на шельфе и в Арктике. Планомерно идет расширение подготовки специалистов для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно эффективно для Вьетнама.

В сентябре 2013 года вступил в силу федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он впервые за новую историю России прописал особенности таких учебных заведений, как наш университет. В свое время МГУ им. адм. Невельского был так называемым учебным заведением закрытого типа. Сегодня в законодательном документе нас называют организацией, осуществляющей реализацию программ в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями. Для этого мы должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры. Обучающиеся обеспечиваются питанием, вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой.

Наш университет должен отвечать реалиям современного экономического развития страны, которые требуют новых подходов к подготовке кадров для флота. В России формируется «постгумбольдовская» модель университета, которая в настоящее время обозначилась как инновационный, исследовательский и предпринимательский вуз. Наш ведомственный Морской университет строит стратегию своего развития в этом направлении. Как следствие – возникла объективная необходимость перехода на систему стратегического управления вузом, работа над которой идет в настоящее время. Определяются основные документы: миссия университета, политика в области качества образования и стратегия повышения конкурентоспособности образовательных услуг.

При рассмотрении вопросов стратегического планирования выстраивается так называемый треугольник знаний: образование, научные исследования и инновационная деятельность.

В последние годы в среде высшей школы России возникло понимание того, что обществу нужен выпускник нового типа – готовый к коммерциализации научных результатов. Умеющий не только учиться, творчески мыслить и обладать достаточными компетенциями в своей специальности, но и применять знания с учетом экономических и организационных условий конкретного места работы.

Как такой подход начинает осуществляться в Морском университете, рассмотрим на конкретных примерах.

 

Обучение через исследования

Морской университет имеет свой учебный флот в составе парусного учебного судна (ПУС) «Надежда» и учебно-производственного судна (УПС) «Профессор Хлюстин». Плавательная практика курсантов Морской академии, экспедиции Дальневосточного плавучего университета (ДВПУ) на этих судах стали по-настоящему инновационным подходом к обучению через исследования.

На протяжении более чем пятнадцати лет МГУ им. адм. Г.И. Невельского отрабатывает проекты, которые позволяют внедрять инновационные формы подготовки специалистов для морской отрасли. Проект «Дальневосточный плавучий университет» стартовал в 1997 году и к настоящему времени превратился в признанный международный. Он успешно выдержал проверку временем.

В 2003 году Дальневосточный плавучий университет на ПУС «Надежда» признан ЮНЕСКО по программе IOC-WESTRAS (TTR) – «Обучение через исследования». Главная его задача – проведение студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Сибири и Дальнего Востока исследований морских экосистем и подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды и процессов жизнедеятельности морских микроорганизмов. Лаборатории, размещенные на борту судна и оснащенные современными приборами, представляют собой прообраз технопарка с ресурсами для выполнения тех или иных исследований.

В рамках проекта Дальневосточный плавучий университет выполнил большой объем исследований окраинных морей северо-западной части Тихого океана, ряд проектов по федеральным целевым программам, включая исследования, проведенные в кругосветной экспедиции ПУС «Надежда» в период 2003-2004 годов, а также измерения радиационного фона акватории Японского моря после аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» в 2011 году.

Особенно эффективная работа проделана учеными вуза в последние годы. В прошлом году в экспедиции ДВПУ, наряду с традиционным мониторингом атмосферы и океана, в условиях открытого моря были проведены испытания телеуправляемого подводного аппарата «МАКС-300».

Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «МАКС-300» был создан совместно с ИПМТ ДВО РАН на выигранные гранты за проект «Разработка отечественных телеуправляемых подводных комплексов для обслуживания акваторий и обеспечения безопасности судоходства в Арктическом регионе с использованием лазерных технологий» при поддержке научного коллектива под руководством доктора физико-математических наук, профессора О.А. Букина по теме «Разработка новой технологии для арктической океанотехники».

Парусник «Надежда» стал площадкой для проведения научной выставки Русского павильона на Всемирной выставке «ЭКСПО-2012» в Йосу (Республика Корея), а также на Всемирной кораблестроительной выставке в Кодже (Республика Корея).

На время научных экспедиций парусник оснащается современным оборудованием дистанционного зондирования океана и вычислительной техникой, коммуникациями, позволяющими передавать и получать данные через Интернет и проводить телеконференции. Например, во время экспедиции в 2012 году состоялась прямая телеконференция участников ДВПУ с орбитальной космической станцией «Альфа».

Разнообразие выполненных исследований и их результаты подтвердили эффективность Дальневосточного плавучего университета как инновационной образовательно-исследовательской инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

 

Плавучий университет стал арктическим

Совместно с ОАО «Совкомфлот», ООО «Совфрахт» и Русским географическим обществом наше УПС «Профессор Хлюстин» было переоборудовано в научно-образовательное и производственное. Обновленный «Профессор Хлюстин» стал первым судном, объединившим в единое целое научную, учебную и производственную составляющую. Летом 2013 года судно выполнило первый научно-образовательный рейс в Восточный сектор Арктики. Аспиранты и молодые учёные в XXI экспедиции Дальневосточного плавучего университета в этом рейсе работали по насыщенной научно-образовательной программе.

Это была первая арктическая экспедиция и первый арктический рейс в истории российского морского образования, когда учебное судно прошло по трассе Севморпути с курсантами-практикантами на борту.

Отряд, обеспечивающий работу телеуправляемых подводных аппаратов «МАКС-300», целиком состоял из аспирантов и студентов МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Два подводных телеуправляемых аппарата были подготовлены к работам в Арктике.

За короткое время стоянки у острова Сахалин научная команда по подводным телеуправляемым аппаратам успела провести ряд подготовительных работ в открытом море. Чтобы исключить неожиданности, их сопровождал беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный и созданный студентом 3-го курса Морского института информационных технологий МГУ им. адм. Г.И. Невельского Денисом Коровецким.

В лаборатории мониторинга атмосферы совместно с учёными Сибирского отделения Российской академии наук проводилось лидарное зондирование, определение концентрации СО2, озона и микрофизических параметров атмосферного аэрозоля. В лаборатории спектрального анализа проходила наладка аппаратно-программных комплексов и подготовка аппаратуры к анализу проб морской воды, клеток фитопланктона и грунта.

Успешные научные исследования в арктической научной экспедиции на УПС «Профессор Хлюстин» стали возможны благодаря целенаправленной работе коллектива НИИ морского транспорта. Аспиранты и студенты этого института идут в авангарде внедрения в обучение и научные исследования IT-технологий. В октябре 2013 года в Рейкьявике (Исландия) прошла Первая Всемирная арктическая ассамблея, в работе которой приняли участие молодые ученые, участники XXI экспедиции ДВПУ Д. Буров, П. Салюк и Е. Соколова. Они представили наш университет, рассказали о результатах прошедшей экспедиции в Восточный сектор Арктики на УПС «Профессор Хлюстин».

 

Научные силы объединились в НИИ морского транспорта

Для более эффективной генерации научных идей на прорывных для транспортного вуза направлениях, для ускорения их внедрения, для реализации совместных с бизнесом проектов в университете 1 января 2011 года был создан Научно-исследовательский институт морского транспорта (НИИ морского транспорта). Это новое подразделение МГУ им. адм. Г.И. Невельского стало важным звеном в научно-исследовательской и инновационной инфраструктуре.

В сферу деятельности НИИ морского транспорта вошли организация и проведение фундаментальных, прикладных и поисковых исследований в области морского образования. Помимо этого, задачей института стала практическая апробация новых достижений морской науки в экспериментальных научных направлениях. Деятельность НИИ морского транспорта помогает Морскому университету интегрироваться в международное научное сообщество и образовательное пространство.

Структура НИИ морского транспорта включает в себя подразделения, сформированные в соответствии с приоритетными направлениями науки: научно-образовательные центры инновационного развития морского транспорта, автоматики и информационных технологий, мониторинга океана и атмосферы, центр научных и образовательных проектов и сектор исследования международного судоходства.

Эффективным внедрением научных разработок наших ученых, таких как использование в научных исследованиях телеуправляемого аппарата «МАКС-300», альтернативной энергии, амфибийных вездеходов, занимается созданное в университете малое инновационное предприятие «Морские инженерные технологии».

Сформированные за десятилетия в вузе семь научных школ возглавляют маститые ученые. Одна из ведущих школ «Мягкие оболочки» по направлению «Применение мягких и гибких конструкций на морском транспорте» работает под руководством доктора технических наук, профессора А.И. Азовцева. Ученые ведут исследования в рамках комплексного проекта «Инновационное развитие транспортного обеспечения комплексного освоения арктической зоны и замерзающего шельфа РФ мореходными вездеходами на воздухоопорных гусеницах». На это изобретение получена международная заявка по договору патентной кооперации.

Государственную поддержку как ведущая научная школа получила работа «Фотонные сенсоры и измерительные системы для прецизионных измерений нанометрических физических величин различной природы». В конкурсном отборе по программе грантов президента РФ для поддержки ведущих научных школ страны в 2012 году эта школа под руководством доктора физико-математических наук, академика РАН Ю.Н. Кульчина и доктора физико-математических наук, профессора О.А. Букина заняла десятое место из 84 по России. Первой в почетной десятке находится школа известного российского ученого-физика, академика РАН, лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова.

Такой научной школы, поддержанной грантом президента, нет ни в одном учебном заведении Дальневосточного федерального округа. Необходимо отметить, что руководитель этой школы работает на полную ставку в Морском университете проректором по науке.

Основное финансирование научных направлений осуществляется за счет разработок, выполненных по грантам, полученным в рамках федеральных целевых программ.

Высокие показатели МГУ им. адм. Г.И. Невельского по количеству цитирований в Web of Science и Scopus НПР обусловлены тем, что университет создал несколько научно-образовательных центров и базовых кафедр совместно с Дальневосточным отделением ДВО РАН и проводит политику тесного взаимодействия с его академическими институтами при решении научных задач.

 

Первыми получили сертификат IMCA

В 2010 году Морской университет первым среди российских вузов получил статус сертифицированного международного центра в области подводной робототехники IMCA.

В апреле 2013 года был открыт Международный центр по морской робототехнике. Действуют курсы подготовки операторов подводных аппаратов, которые проходят в рамках работы Международного сертифицированного центра IMCA (Международная ассоциация морских подрядчиков, Великобритания). Это яркий пример интеграции Морского университета в международное образовательное пространство.

Открытие центра стало очередным этапом в развитии перспективного направления – морской робототехники. Научной командой университета был выигран грант в области судостроения в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Благодаря этому гранту Морскому университету совместно с Институтом проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН удалось не только разработать и создать малогабаритный телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (МТНПА) «МАКС-300», но привлечь и закрепить молодые кадры в новой сфере для нашего вуза – подводной робототехнике.

 

Морская робототехника испытывалась в Арктике

С введением в строй учебно-производственного судна «Профессор Хлюстин» Дальневосточный плавучий университет получил возможность проведения экспедиций в акватории арктических морей Восточного сектора Арктики.

В первом научно-образовательном рейсе 2013 года на борту судна работала научная экспедиция в составе 33 человек из Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская государственная академия водного транспорта), Иркутска (Институт лимнологии СО РАН), Томска (Институт оптики атмосферы СО РАН), Владивостока (Институт океанологии ДВО РАН, Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, ДВФУ, МГУ им. адм. Г.И. Невельского).

Были выполнены работы по испытанию новых технических средств для обеспечения безопасности судоходства в Арктическом регионе: беспилотных летательных аппаратов; телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов для отработки методов осмотра подводной части корпуса судна, винторулевой группы, осмотра структуры ледового покрова, отбора проб грунта с морского дна с использованием ТНПА, осмотра дна мелководных акваторий. Все эти эксперименты являются планомерными исследованиями по отработке новой методики ледовой разведки с помощью беспилотников и подводных роботов.

Курсанты-практиканты Морской академии университета активно участвовали в работе научно-образовательных станций. Запуски беспилотных аппаратов, погружение ТНПА или гидрологического зонда происходили совместно с ними. По отзывам руководителя отряда подводной робототехники, вместе с курсантами Морской академии очень быстро и чётко выполняются практические работы на палубе, там, где нужны сноровка и знание морского дела.

Были выполнены эксперименты с ТНПА и беспилотными летательными аппаратами для разработки методов и технических средств обеспечения безопасности судоходства на арктических акваториях. Прошли лабораторные эксперименты для разработки отдельных узлов навесного блока к ТНПА «МАКС-300» – «лазерный спектрометр», а также исследование спектров флуоресценции, эмиссионных спектров и комбинационного рассеяния арктических вод, нефтепродуктов, растворённых в арктической морской воде с целью определения оптимальных параметров отдельных элементов «лазерного спектрометра», и другие уникальные исследования.

Во время арктического рейса состоялись семинары и конференции, на которых были представлены первые научные наблюдения, сделанные в сфере обеспечения безопасности судоходства в Арктическом регионе, и исследования климатических изменений для улучшения прогнозов ледовой обстановки. Научные семинары проводились совместно с курсантским составом. Прошла отдельная секция для курсантов в рамках молодёжной конференции по итогам работы ДВПУ.

В Певеке на борту УПС «Профессор Хлюстин» состоялась встреча с генеральным секретарем Международной морской организации (ИМО) Коджи Секимицу.

 

Молодежь вовлекается в научную работу

Наши молодые ученые и аспиранты ежегодно участвуют и побеждают в конкурсе «Молодые ученые транспортной отрасли», который по инициативе Министерства транспорта РФ проходит в рамках ежегодной Транспортной недели.

Международная молодежная научно-техническая конференция «Молодежь. Наука. Инновации» МГУ им. адм. Г.И. Невельского органично вошла во Всероссийский фестиваль науки. Эта конференция имеет не только солидную историю, но и положительную динамику развития по количеству и географическому охвату участников, по масштабу научных исследований. Несмотря на доминирующую морскую тематику, конференция привлекает ведущие вузы и научные институты различного профиля Дальневосточного федерального округа. Более 250 молодых ученых принимают в ней участие.

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского на базе юридического факультета Морской академии открыт Центр по расследованию аварий и инцидентов на море – первый среди морских учебных заведений России. Он объединил специалистов в области юриспруденции и судовождения для обучения тонкостям безопасности мореплавания для курсантов и студентов-юристов на реальных примерах. В перспективе планируется, что центр перейдет к оказанию экспертных услуг судовладельцам при рассмотрении аварий и аварийных ситуаций.

Победа трех конкурсных проектов по программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.») позволила нашим молодым исследователям-финалистам получить гранты в размере 400 тыс. рублей на два года для осуществления своих творческих планов. Этот успех заметно стимулировал более массовое участие молодежи в научно-технической и инновационной деятельности. Полученные средства позволили студентам не только продолжить работу над перспективными проектами в сфере IT-технологий, но и самореализоваться через инновационную деятельность.

 

Знание английского языка – необходимость

В современном глобальном мире знание английского языка как гаранта эффективного общения для ученых и моряков – такая же необходимость, как и знание точных наук.

Чтобы повысить качество языковой подготовки, в университете был реализован пилотный проект для курсантов по коммуникативной методике на средства IMEC (Международный комитет работодателей в морской отрасли). Увидев эффективность этой методики, кафедра морского профессионального английского языка при поддержке руководства Морской академии и ректората университета, а также компании Marlow Navigation – Vladivostok реализовала программу обучения курсантов судоводительской и судомеханической специальности на основе коммуникативной методики.

В апреле 2013 года преподаватели кафедры МПА О.Я. Казинская и Е.Ф. Трофимова прошли стажировку и еще раз убедились, что коммуникативно-направленное обучение очень действенно. Сейчас по этой методике третий год идет обучение курсантов английскому языку, и опыт показывает, что результат оправдывает затраченные усилия. Курсанты «разговорились», и теперь лучше осваивают и профессиональный язык.

Очень заинтересованы в хорошем знании английского и студенты Морского института информационных технологий. И здесь на помощь пришла уникальная программа Global Undestanding, которая предполагает живое общение студентов университетов из разных стран мира в форме видеоконференции. Эту программу активно продвигает старший преподаватель кафедры иностранных языков Института международного образования Л.Н. Покровская. Студенты, которые участвуют в этой программе, очень высоко оценивают эффект «живого» общения со сверстниками и динамику освоения разговорного английского языка.

Такой комплексный подход к изучению гуманитарных предметов в техническом вузе дает хороший результат в виде защиты значительного количества дипломов на английском языке. 

 

Морской флот №1 (2014)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

22.10.2020

Инфраструктура / Образование

07.10.2020

Инфраструктура / Образование

21.08.2020

Инфраструктура / Образование