Мотивация активности - Морские вести России

Мотивация активности

27.01.2016

Инфраструктура / Образование

В СПбГМТУ создают систему мотивации молодежи к выполнению научной работы

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки вузом высококвалифицированных специалистов является включенность студентов в научно-исследовательскую деятельность. Поэтому мотивация студентов к выполнению научной работы носит комплексный характер и требует системного подхода. Возможным путям решения этой проблемы был посвящен доклад проректора по научной работе, профессора Анатолия Филимонова на заседании ученого совета вуза.

Александр Бутенин, помощник ректора СПбГМТУ по связям с общественностью, к.э.н.

 

Два основных мотива

Проректор выделил два основных мотива заинтересованности молодых кадров – студентов и специалистов в занятиях научно-исследовательской деятельностью. Эти мотивы – классический (базовый) и материальный.

В соответствии с первым мотивом основным условием является качество образовательного процесса. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) должна быть обязательной и органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в вузе, входя в число основных задач, решаемых на базе единства равноценного учебного и научного процесса.

НИРС органично входит в структуру учебы студентов (курсовые, дипломные работы, разработка темы под руководством научного руководителя), а может проводиться и во внеучебное время, осуществляясь в рамках участия студентов в разработке госбюджетных и хоздоговорных тем.

По мнению Анатолия Филимонова, студенты могут найти применение своим талантам в научно-исследовательских подразделениях вуза. Желательно их участие в международных исследованиях по договорам и контрактам с зарубежными учебными и научными заведениями. Наконец, свою роль играет и занятость студентов в научных кружках, семинарах, в студенческих научно-производственных отрядах, а также участие в конкурсах на получение грантов.

Еще одним организационным этапом научно-исследовательской работы студентов по первому мотиву являются научно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС: конкурсы, предметные олимпиады, конференции, симпозиумы, выставки. Причем проведение этих мероприятий должно быть направлено на повышение качества подготовки будущих специалистов, на выявление и развитие их творческих способностей и, главное, на формирование в университете кадрового потенциала для исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Профессор Анатолий Филимонов считает, что главное внимание следует обратить на широкое привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов, начиная уже с первого курса.

 

Индивидуальное образование

Повышение интереса к выполнению научной работы у студентов необходимо реализовать через перспективные технологии, которые сейчас активно осваиваются в ведущих вузах России. Речь идет о создании элитного, или так называемого индивидуального образования. Практически это может быть реализовано через развитие института реального научного кураторства и восстановление должностей заместителей деканов по научной работе.

Проректор подчеркнул, что работа с перспективными студентами должна иметь комплексный, целевой характер. Залогом успеха является осуществление индивидуального карьерного сопровождения всякого талантливого студента на всех этапах его обучения. За каждым перспективным кандидатом, отобранным для участия в программе элитного индивидуального образования, закрепляется научный руководитель, определяющий направления творческой и научно-исследовательской деятельности своего подопечного.

Что же касается материального мотива заинтересованности студенчества в научной деятельности, то Анатолий Филимонов предлагает на основе созданного в СПбГМТУ объема накладных расходов сформировать фонд для финансирования системы мотивации. Кроме того, проректор выступил с двумя конкретными предложениями. Первое из них касается финансирования программы поддержки молодых ученых, условно названной «10 аспирантов».

Второе предложение касается организации в новом формате научного соревнования для студентов технических специальностей. В сентябре 2015 года руководство научно-исследовательской части СПбГМТУ совместно с управлением оборонных исследований и разработок намерено организовать конкурс «СПбГМТУ – Проба научных сил» в области прикладного программирования для автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА).

Это пилотный проект. Основное направление разработки программного обеспечения для подводных аппаратов и техническое задание будут опубликованы в Интернете одновременно с объявлением соревнования. Задача, поставленная перед участниками конкурса, заключается в разработке программного обеспечения для системы управления усредненного варианта подводного аппарата, критерием работоспособности которого станет выполнение миссии подводного аппарата на симуляторе. Целью соревнований является повышение творческой и научной активности студентов, поиск талантливых студентов в области прикладного программирования.

Сроки проведения конкурса достаточно продолжительны, до 7 месяцев. Отбор заявок для участия в соревновании будет проводиться в соответствии с разработанным положением. К соревнованиям допустят студентов или коллективы студентов, которые подтвердят свою квалификацию группе экспертов дирекции соревнования. Победители получают премии: за 1-е место – 200 тысяч рублей, за 2-е место – 100 тысяч рублей и за 3-е место – 50 тысяч рублей из сметы накладных расходов на научно-исследовательские работы.

В процессе работы над темой в соревновании для каждой отобранной группы предусматриваются ассигнования до 50 тысяч рублей на закупку необходимых расходных материалов. Для подведения итогов соревнования силами научно-исследовательской части СПбГМТУ планируется создание программного симулятора подводного аппарата.

Проректор СПбГМТУ Анатолий Филимонов довел до сведения членов ученого совета вуза результаты специально проведенного анализа, показавшего, что мотивационная сторона глазами студентов для занятия научно-исследовательской деятельностью, как правило, прагматична:

-         это освобождение от зачетов и экзаменов;

-         материальное поощрение;

-         и только в конце рейтинга – использование полученных знаний в дальнейшей работе.

Вместе с тем анализ результатов научно-исследовательской деятельности аспирантов «Корабелки» демонстрирует динамику роста численности аспирантов очной формы обучения, участвующих в НИОКР с оплатой труда:

-         в 2012 году – 13%;

-         в 2013 году – 18%;

-         в 2014 году – 19%.

По мнению профессора Филимонова, активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются.

 

Кадровое обновление

Сейчас у большинства молодежи другие ценности, и времени на занятия научно-исследовательской деятельностью они не находят. Необходимо изменить отношение молодежи к научной работе в СПбГМТУ, популяризировать и пропагандировать ее перспективность.

Разумеется, при активизации этого участка работы вузу не обойтись без кадрового обновления. Проректор анонсировал ряд организационных изменений, предложив в структуре научно-исследовательской части переформатировать отдел по работе со студентами в формат отдела по научной работе с молодежью.

Начальником отдела в новом формате Анатолий Филимонов рекомендовал Владимира Якимова. Кандидату 31 год. Он является старшим преподавателем кафедры конструкции и технической эксплуатации судов. Окончил обучение в очной аспирантуре СПбГМТУ, выступал автором и соавтором 17 печатных работ, 7 зарегистрированных программ для ЭВМ. Ответственный исполнитель ряда тем по научно-исследовательским работам.

Заместителем начальника нового отдела проректор рекомендовал назначить Никиту Тряскина. Ему 29 лет. Будучи инженером 2-й категории НИЧ СПбГМТУ, Никита Тряскин также является автором и соавтором 17 печатных работ и 8 тезисов докладов.

Оба специалиста, по словам Анатолия Филимонова, принадлежат к разряду молодых перспективных ученых, которые в условиях расширения глобализации образовательного пространства и ошеломляющей скорости развития информационно-коммуникационных технологий полностью изменили парадигму методов обучения. Именно они смогут определить внутренние точки роста системы научно-исследовательской работы студентов и молодежи в СПбГМТУ, зная внешние актуальные научно-технические точки роста в судостроении, создадут единое информационное пространство по научному творчеству молодежи СПбГМТУ.

И.о. ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов также отметил, что работа по привлечению студентов к научной работе чрезвычайно важна для вуза. «Мы должны положительно решить вопрос прихода к нам молодых специалистов, наших же выпускников, которые в обозримом будущем смогут работать на кафедрах в лабораториях», – подчеркнул Евгений Апполонов. «Новоиспеченное руководство отдела по работе с молодежью являет собой яркий пример успешного сочетания образовательного процесса с научной работой. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы в течение ближайших лет у нас появилась научная и преподавательская смена. Без этого вуз не может существовать как самостоятельный университет», – добавил и.о. ректора, выразив поддержку всем предлагаемым мерам. Члены ученого совета также поддержали внесенные предложения.

 

Морские вести России №13 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

22.10.2020

Инфраструктура / Образование

07.10.2020

Инфраструктура / Образование

21.08.2020

Инфраструктура / Образование