Историю судоходства можно изучать в Сибири - Морские вести России

Историю судоходства можно изучать в Сибири

27.09.2016

Инфраструктура / Образование

Историю судоходства можно изучать в Сибири

В №5 за 2014 год «Морской флот» начал публикацию материалов о музеях морского и речного флота, существующих в России. Сегодня мы знакомим вас с музеем Сибирского государственного университета водного транспорта.

Ольга Панова, заведующая Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова СГУВТ

Музей имени первого ректора

Представьте себе, что волею судьбы вы оказались в историческом центре Новосибирска на улице Щетинкина. Уверяю, мимо замечательного здания – административного корпуса Сибирского государственного университета водного транспорта вы не пройдете, заинтересуетесь, захотите сделать фото на память. Здание университета, построенное в 1926 году как Дворец труда в стиле революционной романтики, является памятником сибирской архитектуры. Новосибирцев, гостей города, в том числе учащуюся молодежь и всех интересующихся историей речного транспорта, это здание привлекает еще и тем, что в нем располагается Музей истории судоходства Сибири.

Музей был основан в 1986 году при Новосибирском институте инженеров водного транспорта (НИИВТ, с 1994 г. – НГАВТ, с 2015 г. – СГУВТ) и первоначально располагался в студенческом общежитии. Основателем и первым его директором был Алексей Георгиевич Метелкин, старший преподаватель кафедры судоремонта и судостроения, основатель Музея памяти ленинградской блокады в Новосибирске, участник Великой Отечественной войны. Алексей Георгиевич был удивительным, очень интеллигентным человеком: общение с ним всегда доставляло радость и удовольствие коллегам и молодежи. Сегодня мы говорим спасибо первому директору за созданные им экспозиции, за собранный массив исторических документов, в которых обозначены важные вехи в развитии водного транспорта Сибири.

В 1998 году музей переименовали: он стал называться Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова. Алексей Петрович Морозов – инженер-генерал – директор речного флота III ранга, первый ректор Новосибирского института инженеров водного транспорта, участник Гражданской войны. 11 лет, с 1951 года, он возглавлял НИИВТ, создал мощную материально-техническую базу института, собрал научный и педагогический коллектив.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в Новосибирске на обоих берегах Оби было размещено более 50 оборонных предприятий, эвакуированных из центральных районов страны. Существующая паромная переправа не справлялась с ежедневной переброской с берега на берег десятков тысяч тонн грузов и десятков тысяч человек. В кратчайший срок, за два месяца, был сооружен понтонный мост совместными усилиями речников Западно-Сибирского пароходства и Обского бассейнового управления речных путей, которое в ту пору возглавлял А.П. Морозов. Речники работали круглосуточно, несмотря на осеннюю непогоду, проблемы со снабжением и усталость. Сразу же после госприемки по мосту пошли грузы, которые в руках рабочих новосибирских заводов превращались в оружие, смертельное для врага. Этот наш мост Победы – давно в истории. Современный Новосибирск имеет уже три автомобильных моста.

А.П. Морозов причастен и к организации экспедиции по проводке каравана судов по заброшенному Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, вероятная цель которой – определение пригодности недействующего водного пути в качестве сезонного дублера Транссибирской железной дороги. Вот что пишет А.Н. Осипов в документальном очерке «Последний караван Обь-Енисейского канала»: «Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, и даже строить временные запруды… Для понимания всей тяжести задачи, возложенной на экспедицию, необходимо помнить, что она решалась в условиях военного времени, при острейшей нехватке инструментов, снаряжения и материалов, а работы велись в полевых условиях, без каких-либо механизмов, в безлюдной тайге, где беспощадный гнус и болотная сырость». Осенью караван дошел до Оби, цель экспедиции была достигнута.

И конечно, нельзя не приоткрыть еще одну страницу прошлого: героический поход студентов-водников 1954 года. Что же это был за поход? С территории водной станции Новосибирска стартовал Всесоюзный шлюпочный поход по маршруту Новосибирск – Сталинград. Это было путешествие из Азии в Европу по семи рекам: Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, Чусовой, Каме, Волге. Водный маршрут в 6400 км (из них 1800 км – против течения) пройден двенадцатью студентами НИИВТа на двух морских четырехвесельных шлюпках, преодолевших Уральские горы волоком (280 км). И все это за 108 суток! Посвящен был переход 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Проект шлюпочного похода был согласован с городским морским клубом, областными и центральными комитетами ДОСААФ, ВЛКСМ, Министерством морского и речного флота. Полную ответственность за подготовку и проведение студентами данного похода взял на себя А.П. Морозов. За этим переходом, которому дали название «Спортивный подвиг», следила вся страна. Рекорд сибиряков не побит до сих пор. Важно, что Всесоюзный шлюпочный поход 1954 года положил начало замечательной традиции студентов НИИВТа-СГУВТа совершать походы и путешествия по бескрайним просторам нашей Родины. Бежит время, в походы отправляются уже другие мальчишки, но всех их объединяет страсть к путешествиям, водная стихия, командный дух и желание испытать себя на прочность. Флаг университета, побывавший в шлюпочных походах с нашими студентами в Архангельске и Новороссийске, Сургуте и Ханты-Мансийске, стоит в музее и ждет, когда его подхватят крепкие руки отважных путешественников, чтобы проделать с ним трудный и счастливый путь.

Отрадно, что наша замечательная молодежь во время бесед и экскурсий в музее интересуется подробностями и забытой экспедиции по Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, и Всесоюзного шлюпочного похода, установившего рекорд по дальнему плаванию по внутренним водным путям СССР и пропагандировавшего парусно-гребной спорт и туризм.

Надеюсь, что наши музейные беседы являются действенным средством пропаганды военно-патриотического воспитания молодежи и военно-прикладных и технических видов спорта.

Творческая мастерская

В настоящее время постоянные экспозиции нашего музея представлены в трех залах.

В первом зале посетители знакомятся с историей создания и этапами развития университета, с информацией о его международных связях, о работе его научных школ и их связи с производством, с материалами, рассказывающими о трудовых, спортивных достижениях и увлечениях сотрудников и студентов. В постоянной экспозиции зала – фотографии, документы, личные вещи, вычислительная техника прошлого века, знамена.

Музейные предметы второго зала иллюстрируют историю судоходства: интерактивная карта-схема речных бассейнов Сибири и Дальнего Востока, аппаратура первой половины ХХ века для русловых изыскательских партий, стенд «Морские узлы», у которого экскурсовод дает мастер-класс, и многое другое, что позволяет проводить занятия по курсу «Введение в специальность» и тематические экскурсии по учебным предметам.

Экспонаты третьего зала – свидетели боевой и трудовой славы речников. Здесь собраны материалы о выдающихся выпускниках университета и их достижениях. Стенд «Речники в боях за Родину» информирует посетителей о переправах и военных действиях с участием речных судов в Великой Отечественной войне под руководством наркома речного флота СССР З.А. Шашкова, о преподавателях-фронтовиках.

Во всех залах установлены модели различных судов, многие из них сделаны руками наших студентов и выпускников. В экспозициях музея имеются уникальные предметы: полуавтомат «Нептун» для подводной сварки. Разработан киевским институтом электросварки им. Патона. В мировой практике впервые применен при подводном ремонте нефтяного танкера в Иштанской протоке на р. Томь в 1974 г. бригадой водолазов лаборатории сварки НИИВТа (под руководством А.Г. Метелкина); сверло по дереву (с клеймом производителя) с затонувшего на р. Оби в мае 1921 года парохода «Совнарком».

В музее периодически проводятся тематические сменные выставки, организуемые при активном участии студентов и ветеранов университета. Книжный фонд и видеофонд делают музей привлекательным для работы студентов и аспирантов, преподавателей, журналистов.

Рис.1. Введение в специальность

Посетители музея – студенты университета, курсанты Новосибирского командного речного училища, учащиеся Новосибирского техникума водного транспорта, абитуриенты и их родители, школьники, воспитанники детских домов, военно-патриотических клубов, выпускники, ветераны, участники различных конференций и форумов, проводимых в городе, туристы, речники из разных уголков страны, руководители города, области, министерств. Формат проведения экскурсий ориентирован на разновозрастную аудиторию.

На время прохождения учебной и преддипломной практики по специальности «информационные технологии» музей становится для студентов творческой мастерской: музейное пространство вдохновляет их на создание экспозиционно-выставочных проектов и на формирование фирменного стиля музея.

В расчете на внешнюю аудиторию музеям вузов сложнее выставить свои экспонаты с учетом их узкой специфики и закрытости.

Наш музей, являясь членом Новосибирской ассоциации музеев, принимает участие в общественной жизни города, в совместных культурных программах и выставочных проектах городских музеев и библиотек. Ежегодно 9 мая студенты СГУВТ участвуют во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В дальнейшей работе музей, стремясь к созданию многоступенчатой системы музейного образования, планирует расширять сферу влияния на учебный процесс, активизировать познавательную и исследовательскую деятельность студентов в области истории и эволюции отрасли, а также краеведения. В перспективе музей готов к тесным контактам и совместным проектам с образовательными и культурными учреждениями и надеется, что его фонды будут востребованы не только в профильном обучении, но и в осуществлении социально значимых дел на благо нашего народа.

Морской флот №3 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

22.10.2020

Инфраструктура / Образование

07.10.2020

Инфраструктура / Образование

21.08.2020

Инфраструктура / Образование