Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы - Морские вести России

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

27.02.2017

Инфраструктура / Образование

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – это основа системы практической подготовки курсантов плавательных специальностей. Адаптация к условиям и порядкам работы на судне начинается с первых дней пребывания выпускников школ в Морском университете, когда они надевают форму и дают клятву во время ритуала посвящения в курсанты, а затем начинают жить, работать и учиться по военизированной системе, которая учит преодолевать себя, стоять вахты, выполнять приказы офицеров. Тот, кто принимает эти условия, достигает успеха в учебе и получает положительные результаты на практике, а затем в работе на судах.

Борис Воробьев, начальник судомеханического факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Морская практика курсантов проводится в соответствии со всеми профильными отечественными и международными нормативными документами, от образовательных госстандартов до конвенций ИМО ПДНВ и модельных курсов. Организацией практической подготовки курсантов в вузе занимается специальная структура – Дальневосточный центр организации учебных практик, который согласовывает учебные планы, графики и программы, разработанные учебными подразделениями университета, с ведущими судоходными компаниями.

Профессиональная практика на всех этапах направлена на непрерывность и последовательность подготовки: на младших курсах – учебная практика, затем производственная, а потом преддипломная.

Учебная практика для судоводителей проводится на парусном учебном судне «Надежда», для механиков и электромехаников – на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин».

Ценности морских традиций на ПУС «Надежда»

История парусника «Надежда» – это десятки экспедиций и рейсов в разные широты Мирового океана на протяжении более 20 лет. Самый масштабный поход был совершен в 2003-2004 годах. «Надежда» обошла вокруг земного шара, отметив 200-летие первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник преодолел около 45 000 миль, курсанты побывали в 30 портах и 20 странах мира. За время похода фрегат три раза пересек экватор. Члены правительства России и президент В.В. Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад экипажа и курсантов парусника в историю современного мирового и отечественного мореплавания.

Курсанты на ПУС «Надежда» являются постоянными участниками международных парусных соревнований и фестивалей. В июне 2002 г. фрегат одержал победу в Международной регате в честь чемпионата мира по футболу Sail Korea 2002 по маршруту Окинава (Япония) – Инчхон – Пусан (Республика Корея). Летом 2003 г. ПУС «Надежда» приняло участие в международном парусном фестивале «Паруса Дружбы – 2003» в Делфзейл в Голландии. Фестиваль собрал около сотни парусников из разных стран мира. Весной 2007 г. – победа в Международной парусной регате по маршруту Нагасаки (Япония) – Йосу (Республика Корея) в рамках фестиваля Tall Ship 2007. Весной 2009 г. – первое место в 200-мильной гонке по маршруту Нагасаки – Йосу. В 2014 году курсанты на ПУС «Надежда» участвовали в Черноморской регате больших парусников, где в упорной борьбе вышли победителями. Капитан С.А. Воробьев, экипаж и курсанты были удостоены главного приза соревнований.

Отлаженная система практической подготовки и атмосфера, которую создает экипаж парусника во главе с капитаном, на протяжении многих лет позволяют растить из неопытных мальчишек настоящих моряков. Так было, когда «Надежда» пересекала Тихий океан с миссией посла мира в преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, представительских рейсах в Шанхай (КНР), Йосу (Республика Корея) и на Черноморской регате.

Морское братство, взаимовыручка и ответственность здесь не просто слова, а ценности морских традиций, позволяющие создать цельный экипаж, способный решать производственные задачи. Поэтому у тех, кто проходил практику на ПУС «Надежда», навсегда останется в памяти время, которое их закалило, сплотило и дало уроки гражданственности и патриотизма.

Теоретическое обучение на паруснике сочетается с научно-исследовательской работой. ПУС «Надежда» является базой для экспедиций Дальневосточного плавучего университета. В научной работе на судне принимают участие ведущие ученые, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты ДВО РАН и вузов России, экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW), биологи Института океанологии ДВО РАН.

Главная задача Дальневосточного плавучего университета – проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана, изучение воздействия климатических изменений на морские экосистемы дальневосточных морей, а также подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды через исследования, проводимые студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Дальнего Востока.

Плавучий университет является частью научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В лабораториях, размещаемых на борту и оснащенных современными приборами, выполняются различные исследования. Морской университет сотрудничает с Дальневосточным отделением Российской академии наук и другими отечественными и зарубежными научными учреждениями и университетами. Экспедиции позволяют объединить вузовскую и академическую науку, придают учебному и исследовательскому процессу совершенно новую форму. Курсанты и молодые ученые принимают непосредственное участие в исследованиях, а научная программа насыщена как лекционными, так и практическими занятиями.

Разнообразие выполненных исследований и их результаты подтверждают эффективность Дальневосточного плавучего университета как инновационной образовательно-исследовательской инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. С 2003 года Дальневосточный плавучий университет на ПУС «Надежда» признан ЮНЕСКО по программе IOC-WESTRAS (TTR) – «обучение через исследование».

С 1997 по 2014 год в рамках проекта «Дальневосточный плавучий университет» были совершены свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций на ПУС «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин».

В августе 2010 г. в научной экспедиции к берегам Сахалина и Курил вместе с учеными Морского университета, Москвы, Новосибирска приняли участие иностранные ученые и около 80 курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В мае 2011 г. совместно с учеными МГУ, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, представителями Русского географического общества и МЧС парусник провел мониторинг окружающей среды в Японском море после аварии на японской атомной станции «Фукусима-1». В течение 2007-2015 годов на парусном учебном судне «Надежда» прошли плавательную практику курсанты всех специальностей и уровней морской подготовки 1-3-го курсов Морского университета, Амурского и Сахалинского филиалов в количестве более 3000 человек.

В июне 2010 г. ПУС «Надежда» участвовало в мероприятиях Дипломатической конференции по принятию пересмотренной редакции ПДНВ, в проекте Всемирного центра подготовки на борту судов (Global On-Board-Training Centre – GOBTC), в проведении совместной плавательной практики с курсантами морских заведений Кореи, Китая и Филиппин. На его борту было подписано учредительное соглашение по GOBTC.

Ежегодные заходы судна с курсантами на борту в иностранные и отечественные порты, посещение морских учебных заведений, проведение совместных мероприятий стали доброй традицией, пропагандирующей морскую историю и морское образование России, дружбу среди народов всех стран.

Приписанный к порту Владивосток фрегат «Надежда» служит не только делу воспитания новых поколений моряков, но и является визитной карточкой Владивостока – форпоста России на берегах Тихого океана.

База на Дальнем Востоке

Другим учебным судном, где происходит оморячивание курсантов, является УПС «Профессор Хлюстин». По инициативе Морского университета и при содействии Росморречфлота, ОАО «Совкомфлот» и Русского географического общества УПС «Профессор Хлюстин» в 2012-2013 гг. прошел восстановительный ремонт и переоборудование во Владивостоке и на верфи Шанхая.

После завершения ремонта УПС «Профессор Хлюстин» стал базой не только для прохождения плавательной практики курсантов Морского университета, но и для исследовательской, образовательной и производственной деятельности на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.

Судно нацелено на практическую подготовку специалистов для работы в дальневосточных и арктических морях, выполнение грузовых перевозок в интересах территорий восточного и северо-восточного побережья страны, проведение исследований по изучению шельфовых зон Дальнего Востока и Арктики, а также предназначено для прохождения учебно-производственной практики одновременно 120 курсантов под руководством преподавателей.

На УПС «Профессор Хлюстин» курсанты приобщаются к научно-исследовательской работе ученых университета и Русского географического общества, в том числе с использованием подводных, летательных беспилотных аппаратов различного назначения для исследования Мирового океана.

Судоходных компаний для практикантов недостаточно

Поскольку обязательным условием для получения квалификации международного уровня является высокий уровень владения профессиональным английским языком, курсанты, помимо практической подготовки, уделяют изучению языка значительное время в течение практики. Для этого в рейс направляются преподаватели кафедры морского профессионального английского языка.

Производственная практика проводится на старших курсах в судоходных компаниях Дальнего Востока согласно заключенным договорам. Обязательным пунктом договора является назначение руководителя практики на судне, он осуществляет организацию, контроль и помощь курсантам в прохождении практики, подготовке отчетных материалов.

Для оценки итоговой теоретической и практической подготовки курсантов в государственную экзаменационную комиссию приглашаются ведущие специалисты судоходного бизнеса и Морской квалификационной комиссии. При итоговой аттестации приветствуются дипломные проекты и работы, выполненные по заказам судоходных компаний с использованием материала, собранного на плавательной практике.

К сожалению, в настоящее время на Дальнем Востоке недостаточно судоходных компаний для устройства практикантов на суда. Трудно согласовать сроки практики курсантов с графиками работы судов и заменой экипажей. Чтобы устранить эти недостатки, университет ведет работу по заключению договоров с судоходными компаниями для предоставления мест проведения практики с дальнейшим трудоустройством. В последнее время в этом направлении имеются определенные успехи. Заключено более пятидесяти договоров о практической подготовке курсантов плавательных специальностей. Есть положительный опыт долговременного сотрудничества судоходных компаний и университета. Это компании ПАО «Совкомфлот», «Дальневосточное морское пароходство», Росморречфлот, крюинговые компании «ФЕСКОНТРАКТ», «НОРФЕС» и другие.

3 сентября 2015 года генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С.О. Франк и ректор Морского университета С.А. Огай подписали ряд документов, предусматривающих дальнейшее укрепление взаимовыгодного сотрудничества крупнейшей российской судоходной компании и одного из ведущих профильных вузов России в области подготовки кадров для морской отрасли. Согласно достигнутым договоренностям, планируется подготовка курсантов в целевой группе судоводителей, судомехаников и электромехаников. Для этого разработана программа подготовки с учетом особенностей работы на судах компании. Курсантам будет предоставлена возможность практики, а после выпуска – гарантированное трудоустройство. Отличники будут получать дополнительную именную стипендию ПАО «Совкомфлот».

Кроме подготовки курсантов в планах о сотрудничестве – стажировки преподавателей, участие сотрудников и преподавателей в ежегодных производственных семинарах компании, написание новых учебников по специальным дисциплинам, отвечающих современным требованиям морского флота, оборудование именных лекционных аудиторий, оснащение новым учебным оборудованием, поддержка молодых преподавателей.

Две практики для механиков

Особенность подготовки судомехаников и электромехаников заключается в том, что кроме плавательной практики им необходимо пройти судоремонтную практику в течение двух месяцев. Судоремонтная практика разделяется на учебно-технологический модуль и судоремонтный (для механиков) и электромонтажный (для электромехаников). Обычно этот вид практики проводится на первом курсе.

Для проведения судоремонтной практики в университете образован научно-образовательный технологический центр, где имеются слесарный, токарный, фрезерный и сварочный участки. Здесь приобретаются навыки безопасной работы с инструментами, знания и умения обработки материалов с различными свойствами, сборки и разборки механизмов, их дефектовки и устранения неисправностей. Оснащение технологического центра отвечает минимальным требованиям ПДНВ, но требует обновления станочного парка и улучшения снабжения расходными материалами, есть сложности и с мастерами на участках из-за небольшой заработной платы. Решить эти проблемы университет старается привлечением производственной и научной составляющей в судоремонтную подготовку курсантов.

Надо отметить, что сегодня на Дальнем Востоке интерес к морским профессиям у молодежи достаточно высокий. Этому способствует развитие шельфовых и арктических проектов, а также развитие судостроения и судоремонта. Рост престижа морских профессий, перспективы работы на современном производстве, возможность получения материального благополучия – все это стимулирует спрос на морское образование в регионе.

Морской флот №1 (2016)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

07.10.2020

Инфраструктура / Образование

21.08.2020

Инфраструктура / Образование

19.03.2020

Инфраструктура / Образование