СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики - Морские вести России

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

04.07.2017

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре гидроаэромеханики и морской акустики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления кафедр и о сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Игорь Ткаченко, заведующий кафедрой гидроаэромеханики и морской акустики СПбГМТУ, д.т.н.

Не на пустом месте

История кафедры гидроаэромеханики и морской акустики (ГАММА) ведется с 2 сентября 1948 г., когда в Ленинградском кораблестроительном институте (ЛКИ) начала свою деятельность кафедра гидромеханики и гидравлики. Кафедра появилась не на пустом месте.

19 февраля 1899 г. решением правительства России было образовано кораблестроительное отделение в Санкт-Петербургском политехническом институте (СПбПИ). Первые лекции по теории корабля и гидромеханике читались тогда еще адъюнктом А.Н.Крыловым, будущим академиком АН СССР. В 1930 г. кораблестроительный факультет СПбПИ выделился в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ). В числе других были образованы две кафедры: гидромеханики корабля и теории корабля. В 1932 г. кафедры были объединены, а в 1948 г. была организована кафедра гидромеханики и гидравлики под руководством профессора В.М. Лаврентьева. В 1950 г. его сменил профессор А.П. Зегжда, а кафедра стала называться кафедрой гидромеханики и газовой динамики.

Расцвет кафедры пришелся на годы ее руководства профессором Ярославом Иосифовичем Войткунским (1955-1988 гг.), который был не только известным талантливым ученым, но и выдающимся педагогом, чьи труды переводились на многие иностранные языки. Войткунский заложил основные научные направления кафедры гидромеханики: теорию волновых движений жидкости, теорию пограничного слоя, сопротивление воды движению судов, теорию крыла и др. С 1988 по 1998 год кафедрой руководил В.К. Трешков, затем В.Б. Амфилохиев (1998-2000 гг.). В начале двухтысячных годов заведующими кафедрой были Н.В.Корнев (2000-2001 гг.) и В.В.Васильева (2001-2002 гг.). В эти годы кафедра получила свое современное название. В 2002 г. кафедру возглавил А.Ш. Ачкинадзе, известный специалист в области движителей и рулевых комплексов, лауреат Государственной премии Российской Федерации. С 2014 г. кафедрой руководит И.В.Ткаченко, специалист в области вычислительной гидродинамики.

Фото. Кафедра гидромеханики, 1965 г. Нижний ряд: Н.А. Холодилина, Л.А. Патрашева, В.В. Васильева, Я.И. Войткунский, Ф.М. Лемещук, О.В. Цуркан, Н.П. Мазаева
второй ряд: С.С. Золотов, А.Р. Бесядовский, Ю.В. Гурьев, Н.Б. Плисов, П.Н. Замятин, Г.П. Назаров; верхний ряд: Я.С. Ходорковский, А.Г. Чехович, В.К. Трешков

Достижения семи десятилетий

За 67 лет своего существования кафедра ГАММА подготовила более 70 кандидатов технических наук и не менее 16 докторов технических наук. Выпускники кафедры работают на ведущих предприятиях судостроительной промышленности («Алмаз», Крыловский государственный научный центр, «Малахит», «Рубин», СПкБ), в регистрационных обществах (Британский Ллойд, Германский Ллойд, Российский морской регистр), в структуре Российской академии наук, в частных предприятиях, связанных с судостроением и морскими тренажерами, в ведущих зарубежных университетах.

Научные направления, заложенные Я.И. Войткунским, продолжают развиваться и сегодня. Больших успехов кафедра ГАММА достигла в области создания экранопланов (научное направление – теория крыла) и эффективных судовых движителей (теория движителей), в исследовании и моделировании поверхностных и внутренних волн (теория волн), в развитии вычислительной гидродинамики корабля и суперкомпьютерного моделирования (теория пограничного слоя, численные методы и вычислительные алгоритмы).

Сотрудники, аспиранты и студенты кафедры ГАММА принимают активное участие в научных проектах (НИР и ОКР), финансируемых российской промышленностью, Правительством Российской Федерации, зарубежными коммерческими партнерами и Европейским союзом. На кафедре проводятся тематические и постоянно действующие семинары, собирающие ведущих специалистов в области гидродинамики корабля.

Сегодня под руководством д.т.н. И.В.Ткаченко плодотворно работают профессор, д.т.н. А.Ш. Ачкинадзе, профессор, член-корр. РАН, д.т.н. А.В. Пустошный, профессор, к.т.н., доцент А.Р. Бесядовский, доцент, к.т.н. Ю.Е. Мальцева, старший преподаватель Н.В. Тряскина, заведующий учебной лабораторией П.Н. Заметин, заведующий учебной лабораторией А.И. Косачев, лаборант И.Е. Сараева.

Ближайшие цели коллектива кафедры – это модернизация уникальной лабораторной базы, включающей в себя большую и малую аэродинамические трубы, аэродинамический, гидравлический и акустические стенды; выполнение исследований в области кавитации, динамики корабля, взаимодействия морских объектов с гидрофизическими полями океана.

Морской флот №1 (2017)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

22.10.2020

Инфраструктура / Образование

07.10.2020

Инфраструктура / Образование

21.08.2020

Инфраструктура / Образование