Воспитаны морем - Морские вести России

Воспитаны морем

28.02.2019

Инфраструктура / Образование

История праздника морского образования

В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот профессиональный праздник учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1976 года и утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 «О праздничных и памятных днях». В стране развитого социализма на тот момент в состав пассажирского, торгового и научного флота входили сотни судов, были построены современнейшие специализированные береговые комплексы, активно развивались новые методы организации труда и управления морской отраслью с помощью автоматизированных систем. Советский флот к этому времени стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и членом ряда международных организаций.

Сергей Огай, Марина Каменева, Галина Якунина, МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Приказ № 95

Но мало кому известно, что первый праздник, посвященный флоту невоенному, был учрежден приказом № 95 наркома морского флота СССР в феврале 1946 года. Этот приказ имел длинное название: «Об установлении 5 марта днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ».

Первый вопрос: почему 5 марта? Обратимся к документам истории...

А они свидетельствуют, что в 1943 году, вскоре после Курской битвы, которая окончательно определила исход Великой Отечественной войны, нарком морского флота СССР П.П. Ширшов (к слову – Герой Советского Союза и всемирно известный ученый-полярник) получил от правительства задание создать комиссию из лучших специалистов водного транспорта. Комиссия должна была изучить отечественный и международный опыт морского образования, обобщить его и подготовить предложения по реорганизации морского и водного образования СССР. В самом начале 1944 года такой доклад был подготовлен и передан в Совет народных комиссаров.

В итоге 5 марта 1944 года – за четырнадцать месяцев до Победы – вышло Постановление Государственного комитета обороны № 5311 «О мерах по подготовке командных кадров морского флота» за подписью И.В. Сталина. Согласно этому документу, в стране, все силы которой были отданы завершающей битве с врагом, создаются «высшие мореходные и мореходные училища закрытого типа с прохождением курсантами обучения по программам подготовки офицеров запаса ВМФ с учетом опыта Великой Отечественной войны на море и в целях коренного улучшения подготовки командных кадров для морского флота».

Учреждаются три высших мореходных заведения: на Балтике – в Ленинграде, на Тихом океане – во Владивостоке и на Черном море – в Одессе (причем решение о создании ОВИМУ было принято еще до освобождения Одессы! В мае город освободили от фашистов, а летом открыли сразу два училища: высшее и среднее). Морские техникумы в Архангельске, Батуми, Баку, Николаевске-на-Амуре, Ростове, Одессе и Херсоне получают статус средних мореходных училищ. Постановлением определено, что курсанты находятся на полном государственном обеспечении, проживают в экипажах на казарменном положении, носят установленную форму одежды, выполняют утвержденный распорядок дня и объединяются в учебные роты во главе с офицерами ВМФ.

Фото. Первые наборы

Фото. 3-й курс СВФ

16 мая того же года во исполнение Постановления Государственного комитета обороны выходит Распоряжение Совета народных комиссаров СССР № 10732-р и Приказ Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при Совнаркоме СССР от 11 апреля 1944 года за № 135. Все документы готовятся с военной быстротой и четкостью: уже 7 июня 1944 года нарком морского флота СССР подписывает Приказ № 229 «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные и мореходные училища», где подробно, на трех страницах, разъясняются правила приема и подготовки будущих командиров советского флота.

Сказать, что начальникам новорожденных морских вузов было трудно – значит, ничего не сказать. Очень тяжело пришлось и А.В. Борисову: на Дальнем Востоке особенно остро чувствовался дефицит преподавательских кадров высшей школы. Впрочем, дефицит царил во всем: не было ни материально-технической базы, ни учебных корпусов, ни мастерских, ни общежитий, ни учебников… К чести начальника ВВМУ, он с поставленной задачей справился. Справились и другие мореходные училища во многом благодаря самоотверженности, патриотизму и подвижничеству преподавателей, сотрудников и первых курсантов, которые были либо участниками, либо детьми войны, не понаслышке знавшими, что такое голод, холод и зловещие «похоронки».

Здесь уместно вспомнить, что в годы войны транспортные суда СССР совершили тысячи рейсов и выполнили сложные боевые задачи. За это время советский транспортный флот, став, по сути, военным, перевез около 100 миллионов тонн стратегических грузов, необходимых стране и фронту. Но и цена подвига была велика: потеряно 380 судов, разрушено более ста портов и судоремонтных предприятий. И конечно, огромными были кадровые потери, особенно на западе страны. Тем не менее в 1965 году морской транспортный флот СССР насчитывал уже 1187 судов и вышел на шестое место в мире. С начала 60-х годов внешнеторговые перевозки стали осуществляться в основном с помощью морского транспорта. А вот кадровый голод удалось одолеть не скоро: к примеру, в середине 70-х годов почти половина старших специалистов Дальневосточного морского пароходства не имела не только инженерных дипломов, но и специального среднего образования.

День мореходок

Однако вернемся к приказу № 95. Почему в голодном послевоенном 1946 году, в разрушенной стране, которая только начинает возрождаться из пепла, не предлагают – нет! приказывают! – ввести новый праздник, который условно можно назвать Днем мореходок? Мотивировка приводится в тексте приказа: «Постановление Государственного комитета обороны СССР, принятое в знаменательные дни исторических побед Красной армии, коренным образом изменило систему обучения и воспитания командных кадров морского флота и создало благоприятные условия для подготовки квалифицированных судоводителей, инженеров и техников, отвечающих высоким требованиям современной техники судовождения и управления сложными судовыми и портовыми механизмами». И далее: «Учитывая историческое значение Постановления ГКО СССР для морского флота, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить, что 5 марта является днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ.

2. Начальникам училищ ежегодно отмечать 5 марта смотром личного состава училищ, торжественным заседанием с подведением итогов работы, показом достижений художественной самодеятельности и спортивными соревнованиями.

3. Начальнику Центрального управления учебными заведениями… ежегодно представлять мне к 15 февраля на премирование отличившихся работников училищ».

Обучение и воспитание командных кадров действительно претерпело кардинальные изменения. Оно обрело системность, стройность и масштабность, а режим и дисциплина стали по-военному четкими. Из молодых людей готовили не только моряков-профессионалов, но и командиров в полном смысле слова, уделяя воспитанию и военному обучению не меньше внимания, чем собственно изучению специальностей. Курсанты, находясь на полном государственном обеспечении, отнюдь не были потребителями. Воспитательное воздействие педагогов и офицеров сочеталось с постоянным самовоспитанием. Причем дисциплина была основана не на бездумном подчинении: это было ясное понимание того, как надо поступать. Военизированный уклад приучал курсантов к точности и аккуратности, выдержке и выправке, самодисциплине и ответственности.

Забегая вперед, отметим, что за прошедшие десятилетия – почти 75 лет! – такая система подготовки кадров морского флота полностью себя оправдала. Это подтверждают специалисты ведущих морских держав, в которых наши моряки очень востребованы, и генеральный секретарь ИМО Китак Лим, прибывший с визитом во Владивосток в 2017 году. Встречаясь с курсантами морского университета, он назвал систему подготовки российских моряков лучшей в мире.

Конечно, история морского образования в России уходит далеко в глубь веков. Подготовка моряков началась с открытия Петром I Школы математических и навигацких наук в 1701 году, первый выпуск навигаторов состоялся в 1705 г. На Дальнем Востоке мореходные школы создавались с середины XIX века в Охотске и Благовещенске. На системной основе морское образование на восточных рубежах страны началось с ноября 1890 года с открытием во Владивостоке Александровских морских классов.

Что до приказа № 95 наркома морского флота СССР, он, разумеется, был исполнен в полном объеме по всей стране, о чем свидетельствует, например, выпускник и начальник Астраханского мореходного училища В.Д. Усов. По его словам, праздник на протяжении многих лет отмечался всеми мореходными и высшими мореходными училищами.

О том, как отмечали 5 марта во Владивостокском высшем мореходном училище, вспоминает его выпускник и многолетний начальник Владивостокского среднего мореходного училища (ВМУ ММФ) П.А. Пильгун:

– В этот день всегда проводили торжественные построения и собрания в актовом зале. В зале вручали дипломы выпускникам, премии и ведомственные награды преподавателям, а лучшим курсантам объявляли о назначении Сталинской премии. Мне объявили о том, что я – сталинский стипендиат 5 марта 1951 года…

Но два года спустя, 5 марта 1953 года, по словам Павла Автономовича, курсантов построили перед главным корпусом ВВМУ, чтобы зачитать правительственное сообщение о кончине И.В. Сталина. Разумеется, никаких мероприятий в этот день не было: в стране объявили траур.

Какое-то время это траурное событие отражалось на праздновании 5 марта как праздника мореходных и высших мореходных училищ. Но собрания все же из года в год проводили, отмечали лучших преподавателей и курсантов.

Прошли послевоенные годы, годы бурного развития социалистической индустрии, годы перестройки и становления новой России, но система морского образования, по-новому выстроенная с 1944 года на базе высшей школы, сохранила свой облик, доказала важность гармоничного сочетания инженерной подготовки и военного воспитания.

Во всем мире в высших и средних морских учебных заведениях молодые люди, связавшие свою судьбу с морем, проходят суровую школу курсантской жизни. Стиль и содержание подготовки моряков морского флота едины во всем мире и подчинены требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

Вполне заслуженно, учитывая огромный вклад моряков в развитие экономических и общественных связей в мире, по инициативе Международной морской организации при ООН в 2010 году был учрежден Всемирный день моряка. Он отмечается 25 июня.

И все же дата 5 марта 1944 года является рубежной в системе морского образования нашей страны: она соединяет судьбы людей, причастных к российской морской отрасли, которые без всякого преувеличения являются ее прошлым, настоящим и будущим.

В этот день, отдавая дань памяти и уважения тем, кто создавал современную морскую школу в нашей стране и напутствуя тех, кто выбрал славную профессию моряка, в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского каждый год свято выполняется приказ № 95. Программа праздника сохраняет все основные параметры, указанные в приказе наркома морского флота СССР: торжественные построения, торжественные собрания, награждение лучших сотрудников и курсантов, художественную самодеятельность… И еще – обязательная встреча с ветеранами морского образования, для которых университет это не только дело всей жизни, но и в прямом смысле слова – вся жизнь.

Моряки благодарны, что их труд высоко отмечен на международном уровне, в стране празднуется профессиональный праздник моряков и что есть еще один праздник – 5 марта, которым обозначаются истоки профессиональной деятельности – признак морского образования в России.

Морские вести России №17 (2018)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

22.10.2020

Инфраструктура / Образование

07.10.2020

Инфраструктура / Образование

21.08.2020

Инфраструктура / Образование