Проект «Плавучая лаборатория» - Морские вести России

Проект «Плавучая лаборатория»

21.03.2019

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного многофункционального судна снабжения«Геннадий Невельской» (проект «Плавучая лаборатория») между ПАО «Совкомфлот» и Морским государственным университетом имени адмирала Г.И. Невельского, которое было подписано в апреле 2017 года во время единственного захода судна в порт Владивосток, на борту началась научная работа сотрудников и аспирантов вуза, а также плавательная практика курсантов.

Андрей Панасенко, доцент кафедры эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок (ЭАСЭУ) судомеханического факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского

В ожидании рейса

После посещения Владивостока ледокольное судно-снабженец «Геннадий Невельской» сразу отправилось на Сахалин и приняло дежурство по обеспечению буровых платформ. Несколько месяцев без перерыва судно находилось в Охотском море. В это время в Морском университете шла большая организационная работа по подготовке преподавателей и аспирантов к посадке на судно, обсуждение и согласование тем исследований. Но плотный график работы судна, постоянное нахождение его у нефтяных платформ, размещение на борту большого количества дополнительного персонала, обеспечивающего работу платформ, долгое время не позволяло никому из преподавателей, аспирантов и курсантов пойти на нем в рейс. Однако дело не стояло на месте. Были запрошены и получены технические чертежи, фото- и видеоматериалы, началась удаленная работа, в том числе по подготовке программ для тренажеров.

И наконец, 15 октября автор этого материала отправился в рейс на ледокольном судне снабжения морских платформ «Геннадий Невельской». Программа стажировки кроме ознакомления с техническими особенностями и организацией работы судна, эксплуатацией судовой энергетической установки включала сбор материалов по научной теме об особенностях эксплуатации судового оборудования по предотвращению загрязнения окружающей среды и вредных выбросов в атмосферу. Стажировка осуществлялась согласно «Соглашению о сотрудничестве университета и СКФ» в рамках научно-образовательного проекта «Плавучая лаборатория».

Необходимо отметить, что ПАО «Совкомфлот» и фрахтователь судна предъявляют высокие требования ко всем находящимся на судне, даже если они идут в качестве пассажиров. Вот и мне пришлось несколько дней провести в Южно-Сахалинске, чтобы перед посадкой на судно в Холмске пройти дополнительную специальную тренажерную подготовку (спасание с судна с помощью вертолета, выход из кабины вертолета в случае его падения в воду и т.д.).

Работа на судне

За месяц судно выполнило два рейса для снабжения буровых платформ на севере острова Сахалин. Судно снабжало три буровые платформы – Maliqpaq, PAB и LUN-A.

С большим интересом проходило мое знакомство с особенностями самого современного судна-снабженца.

Назначение судна «Геннадий Невельской» указывается английскими буквами PSV (судно снабжения платформ) или OSV (офшорное судно снабжения). Это судно специально спроектировано для снабжения морских платформ и буровых установок. Cудно использует систему DP и способно выполнять разнообразные задачи. Среди них основные – это поддержание работы морских платформ, снабжение буровых платформ в северо-восточной части Сахалинского шельфа. Вспомогательные функции судна – ледокольные операции, сопровождение во льдах, дежурство у буровых платформ, включая аварийную эвакуацию и спасательные операции, борьба с пожарами (производительность пожарных насосов 2*2300 м3/ч), борьба с разливами нефти, водолазная поддержка, обеспечение операций с подводными управляемыми аппаратами, обеспечение взлетно-посадочных операций вертолетов.

За время моего нахождения на «Геннадии Невельском» судно перевозило грузы на палубе (трубы, контейнеры), а также топливо, воду, цемент; работало как пассажирское: здесь постоянно проживали научные работники-экологи, которые периодически брали пробы грунта и воды на предмет их загрязнения от буровой платформы.

Как преподавателя меня интересовало использование на судне высокого напряжения. Шесть основных генераторов вырабатывают электроэнергию высокого напряжения – 3300 вольт. И эта энергия используется такими потребителями, как синхронные электродвигатели с частотным управлением двух азиподов; асинхронные электродвигатели двух подруливающих устройств и двух пожарных насосов Fi-Fi; четыре трансформатора 3300/400 вольт для питания остальных потребителей судна и питания возбуждения гребного синхронного двигателя.

На судне используется оборудование по предотвращению загрязнения окружающей среды и вредных выбросов в атмосферу. Называется эта система Gesab. В отходящие газы добавляется химическое вещество – Urea и уменьшается количество вредных веществ, NOx.

На «Геннадии Невельском» есть система, благодаря которой не чувствуется качка. То есть качка существует, но очень слабая. Клапаны, управляемые воздухом, изменяют потоки воды между цистернами и, соответственно, минимизируется качка.

Итоги научных исследований

Даже первое знакомство с судном помогло решить некоторые задачи по обучению курсантов автоматике. Я собрал материал для написания методического пособия по регулируемым клапанам. Возможно, что применение теории оптимальной настройки регуляторов окажется полезным и для экипажа судна, а дополнительная информация по судну будет востребована фирмой «Транзас» при моделировании программ СЭУ судна для тренажеров. Например, при изменении внешних условий плавания возможно изменять с двух управляющих экранов в ЦПУ настроечные параметры регуляторов, поддерживающих температуру в контурах охлаждения забортной и пресной водой.

Старший механик судна Дмитрий Харитонов, выпускник ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского1986 года, показал, как изменяется температура забортной воды в переходном процессе при изменении коэффициента усиления регулятора.

Большую помощь в вопросах поведения судна в режиме DP и организации работы экипажа в соблюдении техники безопасности оказали старшие помощники судна Евгений Хинич и Артем Андреев.

Сейчас на судне находится аспирант Евгений Деревцов. И кроме того, впервые на судне-снабженце «Геннадий Невельской» проходит плавательную практику курсант 4-го курса электромеханического факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского Роман Малков.

Впереди необходимо будет выполнить еще много научно-исследовательских работ, в том числе по конкретным заданиям ПАО «Совкомфлот».

Судно «Геннадий Невельской» построено 2 марта 2017 года, порт приписки – Санкт-Петербург, наибольшая длина 104,2 метра, водоизмещение 8362 тонны, главные дизель-генераторы Wartsila 6L32E2 (мощность 6*3480 кВт), стояночный дизель-генератор Wartsila 4L20, азиподы AMZ 1000ZG10 ZAF ABB (мощность 2*6500 кВт), подруливающие устройства FU-100 LTC 2450 Brunwoll (мощность 2*1500 кВт). Скорость судна 16 узлов при 90% MCR при потреблении 53,5 тонны дизельного топлива в сутки.

Морской флот №6 (2018)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

22.10.2020

Инфраструктура / Образование

07.10.2020

Инфраструктура / Образование

21.08.2020

Инфраструктура / Образование