Нельзя допустить, чтобы магнитный компас стал изгоем на морском флоте - Морские вести России

Нельзя допустить, чтобы магнитный компас стал изгоем на морском флоте

11.03.2021

Образование

Нельзя допустить, чтобы магнитный компас стал изгоем на морском флоте

Фото авторов

Динамика современного мира ознаменована многими явлениями и событиями, которые меняют восприятие человека. На смену заурядным и обыденным способностям приходят новые, которые со временем из разряда незаурядных переходят в разряд привычных.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств судовождения им. профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Владимир Сигида, заведующий кафедрой технических средств судовождения им. профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Владимир Степанов, доцент кафедры технических средств судовождения им. профессора Е.Л. Смирнова, начальник Учебного центра ДПО судоводителей ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Между тем, утрачивая некоторые, казалось бы, заурядные способности, человек создает себе незримые, но серьезные проблемы. Например, пользуясь навигатором, водитель такси утрачивает способность ориентироваться в городе самостоятельно.

Аналогичные явления происходят и на море. Окруженный современными технологиями, мореплаватель теряет прямую связь с внешним миром, перекладывает на технику естественные навыки анализа окружающей обстановки, получает готовые решения.

Особенно повлияло на процессы восприятия появление на судах GPS и AIS. От внешнего мира вахтенный помощник оказался отгороженным экраном прибора. Несомненно, что современные приборы должны и способствуют повышению безопасности мореплавания – это с одной стороны, но в то же самое время безоговорочное, слепое доверие приборам способно привести к авариям. Насыщение ходового мостика современной техникой привело к тому, что сложилось ложное мнение, будто процесс судовождения нечто обыденное и не требующее особой подготовки. Ведь водят же миллионы людей автомобили, не зная их устройства, и в гораздо более сложной обстановке. Мнение расхожее, но это мнение дилетантов. От судоводителя требуется непрерывное восприятие и фильтрация полученной информации, чему, кстати, нужно учиться, и главное – спрогнозировать модель поведения судна на основании принятого решения. И все это происходит в динамике, поскольку ситуация непрерывно меняется. На стандартные ситуации есть предписанные формы реагирования, именно они называются «хорошей морской практикой» (Правило 8 МППСС-72).

Но что делать в нестандартных ситуациях? Сегодня с большой долей уверенности можно сказать: при внезапном отключении GPS многие, а скорее всего, большинство судоводителей не будут способны определить место судна по пеленгам или радиолокационным расстояниям. Речь даже не идет о крюйс-пеленге, а по двум или трем пеленгам. Пеленги нужно не просто проложить, а прежде всего опознать ориентиры, а как это сделать, например, в Датских проливах, где обилие ориентиров и огней?

Утрата автономности в судовождении чревата серьезными последствиями, поэтому высокомерное отношение к классическим методам навигации неоправданно. Сегодня к полностью автономным навигационным приборам относятся магнитный компас, секстан, хронометр.

Все эти приборы требуют знаний и умений их эффективного использования. В данной статье авторы рассматривают вопросы, связанные с эксплуатацией магнитного компаса. На это есть две причины.

Первая – показать роль и значимость магнитного компаса в современном судовождении.

Вторая – отдать дань памяти учителям и коллегам, кто совершенствовал магнитные компасы, несмотря на самые современные веяния.

И их усилия не напрасная трата времени. Память им увековечена на каждом судне, где в соответствии с требованиями Резолюции ИМО А.382 (10) должен быть установлен магнитный компас, у которого уничтожены все виды девиации и определены их остаточные значения.

В честь некоторых специалистов в области уничтожения девиации магнитного компаса во времена СССР были названы учебные суда: «Профессор Рыбалтовский», «Профессор Хлюстин», а в Балтийском морском пароходстве (БМП) был лоцманский катер «Девиатор Басов».

Фраза «должен быть установлен магнитный компас, у которого уничтожены все виды девиации и определены их остаточные значения» является ключевой.

Несомненно, магнитный компас остается одним из величайших изобретений человечества.

Современные представления о магнетизме

О магнитных свойствах некоторых руд стало известно давно, задолго до изобретения магнитного компаса. Однако природа магнетизма до недавнего времени оставалась неизвестной. В конце XIX века российский физик Б.Л. Розинг сделал предположение, что внутри ферромагнитных тел существуют особые «молекулярные поля». Позднее немецкий и британский математик и физик-теоретик Пол (Пауль) Вайсс разработал количественную гипотезу этого поля.

Согласно теории П. Вайсса, при отсутствии внешнего магнитного поля области однородной среды тела делятся на малые объемы – домены, характеризующиеся магнитными свойствами, когда каждый домен намагничен до насыщения, но при этом векторы насыщения доменов ориентированы хаотично, а общая намагниченность тела равна нулю. Под воздействием внешнего магнитного поля векторы доменов ориентируются вдоль вектора внешнего магнитного поля и приобретают результирующую намагниченность – магнитный момент, который характеризуется произведением намагниченности на объем. Однако полностью физическая природа магнетизма, с позиций классической физики, не имела объяснения. И только с появлением квантовой механики и открытием спиновой природы ферромагнетизма была объяснена гипотеза П. Вайсса. Это сделали советские физики Л.Д. Ландау и Е.М. Лифшиц, которые создали теорию доменов в ферромагнетиках и вывели уравнение движения магнитного момента (уравнение Ландау – Лифшица).

Следует отметить, что некоторым природным рудам присуща так называемая самопроизвольная намагниченность, на которую и обратили внимание задолго до нашей эры. Эта их особенность и легла в основу создания магнитного компаса.

Начало строительства железных судов выявило, что, помимо магнитного склонения, открытого в XV веке, на точность магнитного компаса оказывает влияние магнитное поле судового железа – девиация.

Слово «девиация» происходит от латинского слова – deviatio – отклонение (de – в стороне, via – дорога). Магнитная девиация – ошибка показаний магнитного компаса в результате влияния магнитного поля, создаваемого судовым железом. Природа магнитного поля, создаваемого судовым железом, неоднородная.

Дело в том, что ферромагнетики делятся на магнитомягкие и магнитотвердые. Первые обладают слабой остаточной намагниченностью, а вторые обладают высокой остаточной намагниченностью. Благодаря этому, при изменении курса судна магнитомягкие ферромагнетики перемагничиваются, что приводит к появлению четвертной девиации, магнитотвердые ферромагнетики – к полукруговой девиации. Такое деление и позволило создать способы компенсации девиаций в зависимости от типа ферромагнетиков.

Краткое изложение природы магнетизма приведено в книге Л.А. Кардашинского-Брауде «Девиация морских магнитных компасов и практика девиационных работ».

О магнитных свойствах некоторых руд люди узнали задолго до изобретения магнитного компаса. Точная дата и место изобретения магнитного компаса неизвестны. Первые упоминания о нем относятся к III веку до н.э. Трудно сказать, где появились первые магнитные компасы. Право первенства отстаивают китайцы и арабы, которые стали использовать свойства магнитного железняка при пересечении торговыми караванами пустынь. Магнитные компасы появились на море позднее, но именно им человечество обязано великими географическими открытиями.

На рубеже перехода от деревянного к железному судостроению выяснилось, что на магнитный компас оказывает влияние магнитное поле судового железа. Остро встал вопрос о прекращении строительства железных судов и возврате к строительству деревянных судов.

В дальнейшем были выявлены закономерности влияния судового железа на показания магнитного компаса. Поступило два предложения: первое – девиацию определять и учитывать как поправку, второе – девиацию уничтожать.

Однако оба варианта имеют недостатки. Иваном Петровичем де-Колонгом был предложен вариант, совмещающий оба этих способа, – девиацию уничтожать, определять и учитывать ее остаточные значения.

Когда судостроительные компании начали делать металлические суда, обнаружилось существенное влияние судового железа на показания магнитного компаса. Теоретически девиация может достигать 180°. На практике известны случаи, когда девиация достигала 47,3° [Рыбалтовский Н.Ю. Магнитно-компасное дело]. Л.А. Кардашинский-Брауде приводит цифры 60° и даже 91°.

Тогда же, в результате проблем, связанных с изменчивостью магнитного склонения и магнитного поля, создаваемого судовым железом, возникла потребность создания новых курсоуказателей, работа которых строилась бы на других принципах.

Появление гироскопических компасов в начале XX века существенно повысило качество определения курса, но не привело к вытеснению магнитных компасов, поскольку магнитный компас обладает абсолютной автономностью. Это его главное преимущество перед любыми другими курсоуказателями.

Магнитное поле судна. Компенсация девиации магнитного компаса

Сегодня девиацию магнитного компаса уничтожают (более точный термин – компенсируют) редко. На судах чаще всего проверяющим предъявляют липовые таблицы остаточной девиации. Уж такова практика, при этом обе стороны понимают, что предъявленный документ – с ложными данными. Причина заключается в том, что на каком-то этапе посчитали, что современные курсоуказатели вполне могут обеспечить стопроцентную надежность, особенно если их поставить два или даже три (есть суда, где установлено четыре гирокомпаса). Однако жизнь показала: наличие резервных гирокомпасов не гарантирует стопроцентной надежности.

Занятие исследованием девиаций магнитных компасов весьма познавательно. Как сказал Парацельс: «Магнит – монарх всяческих тайн».

В целом принципы компенсации девиации магнитного компаса стали известны давно, однако способы и средства продолжают совершенствоваться и поныне.

Однако мало предложить способы и средства – нужны специалисты, которые владеют теоретическими знаниями и имеют навыки компенсации девиации. В прежние годы это были девиаторы при электронавигационных камерах пароходств. После распада СССР исчезли пароходства и электронавигационные камеры, и, самое главное, специальность – девиатор из Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Как эти процессы происходили за рубежом, говорить сложно, но было некое всеобщее затишье. Все смирились с ситуацией. На судах, в соответствии с Резолюцией А.382, магнитные компасы стоят, но, по сути, брошенные на произвол. Увы, коммерческие интересы часто превалируют над интересами безопасности мореплавания. Типичная ситуация – рабочая таблица остаточной девиации магнитного компаса не соответствует действительному состоянию.

С некоторых пор ситуация стала меняться. Все чаще портовые власти стали обращать внимание как на состояние самих магнитных компасов, так и на информацию, которую они выдают. Да и моряки поняли, что магнитный компас требует внимания.

К этому подвигли аварийные ситуации. Например, при блэкаутах из строя выходят отдельные электронавигационные приборы и судовые механизмы, жизненно важные для сохранения мореходных качеств судна, что даже при современном техническом совершенстве судов явление не столь уж редкое. Вот как ответили слушатели Центра ДПО при ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова на вопрос: «Происходили на вашем судне блэкауты?»:

                Да           Нет

                48 чел.   1 чел.

                98,0%    2,0%

На вопрос: «Вам приходилось переходить на управление судном по магнитному компасу?» ответили:

                Да           Нет

                43 чел.   6 чел.

                87,8%    12,8%

Тем не менее, по мнению некоторых специалистов, даже работающих на морском флоте, магнитный компас – это анахронизм.

Но вот как прописаны требования к наличию курсоуказателя на судне. В соответствии с требованиями Резолюции ИМО А.382 (10) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), а также классификационных обществ, все суда, независимо от тоннажа, совершающие морские рейсы, должны иметь на борту магнитный компас, у которого уничтожены все виды девиации и определены ее остаточные значения, или иное устройство для курсоуказания, не требующее применения электроэнергии.

Фраза «не требующее применения электроэнергии» не оставляет никаких альтернатив. Эти требования говорят о безоговорочном приоритете магнитного компаса перед гироскопическими компасами и GPS-компасами, у которых нет главного преимущества – автономности. Случаи из практики, особенно с подводными лодками, свидетельствуют, что при работающем движителе и при наличии магнитного компаса есть шансы на выживание. Современная электроника при всех ее достоинствах зависит от источников электропитания. Разрядившийся мобильный телефон в лесу можно использовать разве что как камень.

Производство магнитных компасов налажено примерно в пяти странах. В России магнитные компасы изготавливают в Санкт-Петербурге в ОАО «Штурманские приборы» и ЦНИИ «Электроприбор», а также в Катав-Ивановске Челябинской области.

А вот с подготовкой девиаторов проблема решается слабо. Девиатор – это «штучный продукт», требующий существенной практической подготовки. В европейских странах существуют несколько центров, но подготовка ведется по заочной системе, а стоимость высокая.

О сроках действия рабочей таблицы остаточной девиации

Каждое техническое средство навигации имеет ограничения, которые обусловлены либо техническими особенностями прибора, либо условиями плавания.

В настоящее время при определении курса судна предпочтение отдается гирокомпасу, однако гирокомпас способен неожиданно выйти из меридиана, как при возникновении неисправности, так и вследствие условий его эксплуатации. Например, в высоких широтах, при вестовых курсах, может возникнуть явление критической широты, когда гирокомпас перестает быть курсоуказателем. При этом магнитный компас еще способен указывать курс.

Во-первых, это связано с тем, что координаты географических и магнитных полюсов не совпадают, следовательно, гирокомпас может работать вблизи магнитных полюсов, а равно и наоборот, магнитные компасы способны работать на географических полюсах.

Во-вторых, в критических широтах, при плавании вестовыми курсами, Земля для чувствительного элемента гирокомпаса может как бы «остановиться». В результате гирокомпас перестает быть курсоуказателем. В то время как по магнитному компасу еще можно определять направление.

Магнитный компас, как автономный курсоуказатель, не зависящий от электропитания, служит главным образом для контроля исправности гирокомпаса, а при возникновении неисправности у гирокомпаса переходят на управление судном по магнитному компасу.

В связи с этим требования к точности магнитного компаса достаточно жесткие. Так, согласно требованиям РМРС, Правилами допускается наличие поправки у главного магнитного компаса не более чем ± 3°, а у путевого не более чем ± 5°. При этом допускается использование временной таблицы девиации.

Вопрос о сроках действия таблицы остаточной девиации непростой и неоднозначный. Мало того что силы, создающие девиацию магнитного компаса, особенно полукруговую, меняют свои параметры как по величине, так и по направлению в процессе эксплуатации судна, но еще и при изменении характера груза. Если судно перевозит ферромагнитные грузы, то девиация магнитного компаса изменяется. После выгрузки груза девиация может через некоторое время прийти в норму. Однако и на предстоящем переходе важно знать истинную картину.

РШС-89

О важности магнитного компаса на судне говорят «Рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС-89)». Несколько слов о самом документе. Это краткий, но всеобъемлющий документ, в котором даны рекомендации (не путать со стандартами), которые служат для выработки правильных и осознанных навыков. Здесь важно подчеркнуть, что осознанные навыки, нескованные стандартами, дают судоводителю право и обязывают использовать свое мышление в целях обеспечения безопасности мореплавания. О чем прямо сказано: «Каждый вахтенный помощник вырабатывает свой порядок действий при приеме вахты, выполняя при этом требования нормативных документов».

Во введении сказано: «В РШС-89 включены перечни действий судоводителей в стандартных ситуациях, позволяющих избежать ошибок, особенно при недостатке опыта».

А перед этим есть упреждение: «В то же самое время Рекомендации не исключают и не ограничивают применение любых мер и действий, которые, по мнению судоводителя, могут оказаться эффективными в конкретных условиях плавания на данном судне». На 64 страницах изложено все необходимое касательно обеспечения безопасности мореплавания.

Несмотря на многообразие навигационных систем на судне, ВПКМ должен вести счисление и контролировать его, определяя место по обсервациям, чередуя при этом способы определения места судна. Из практики известно, что «посадки на мель в большинстве случаев являлись следствием слепого доверия к достоверности места судна». Следует избегать слепого следования показаниям приборов – они так же требуют контроля, даже самые современные, такие как GPS.

При ведении счисления важно контролировать курс судна, но поскольку имеют место случаи неожиданного ухода чувствительного элемента из меридиана, то поступающую от гирокомпаса информацию необходимо контролировать по сличению с показаниями магнитного компаса. В соответствии с РШС-89 информацией от магнитного компаса следует пользоваться во многих случаях:

– при приеме вахты;

– даже находясь на одном курсе ежечасно производить сличение;

– при изменении курса;

– при приеме и сдаче лоцмана;

– перед входом в узкости;

– перед входом в туман или снежный заряд;

– при срабатывании сигнализации об уходе с заданного курса.

ВПКМ должен быть постоянно готовым к переходу на управление по магнитному компасу.

Затруднение вызывают случаи, когда реальная девиация магнитного компаса отличается от табличных значений, что может происходить по многим причинам: при перевозке ферромагнитных грузов, во время плавания в жесткий шторм или в условиях ледового плавания. В.М. Готский в «Справочнике судоводителя морского флота» в разделе «Магнитные компасы» пишет, что на состояние магнитного поля судна оказывают влияние удары о лед, о причал, взрывы. И всякий раз после совершения плавания во льдах следует уничтожать девиацию магнитного компаса и определять ее остаточные значения.

В международных документах требования к срокам действия таблицы остаточной девиации не прописаны. Требования и сроки действия рабочей таблицы остаточной девиации магнитного компаса устанавливаются классификационным обществом. Для судов, поднадзорных РМРС, конкретные сроки не определены, по умолчанию, вследствие сложившейся практики – один год.

Некоторые классификационные общества устанавливают конкретные сроки. Например, классификационное общество «Маршалловы острова» установило срок два года.

В РШС-89 сказано, что: «Капитан может продлить срок действия штатной таблицы девиации до 3 месяцев, если значение девиации в результате сличения компасов не отличается от табличных более чем на 2°. Если при выполнении девиационных работ используются показания гирокомпаса, то маневрирование судна производится на малом ходу.

При погрузке ферромагнитных грузов таблица девиации изменяется и оказывается недействительной на период предстоящего рейса с данным грузом. После выгрузки по окончании рейса девиация может вернуться к прежним значениям. Соответственно, получается, что объективных оснований для установления срока действия таблицы девиации нет.

В РШС-89 сказано, что «временную таблицу девиации можно получить по сличению магнитного и гироскопического компасов на восьми компасных курсах».

Научная школа в области девиации магнитных компасов

Вскоре после создания системы высших и средних морских учебных заведений при ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова была создана научная школа в области девиации морских магнитных компасов. Ее создатели – доктор военно-морских наук, профессор, капитан первого ранга Н.Ю. Рыбалтовский и доктор технических наук, профессор В.П. Кожухов.

Среди их учеников такие известные ученые, как В.В. Воронов, В.В Григорьев, В.А. Арпиайнен, Л.А. Кардашинский-Брауде и др., каждый из них внес весомый вклад в дело снижения влияния судового железа на показания магнитных компасов. Ими были разработаны и внедрены в производство ряд приборов и устройств, таких как судовой инклинатор (а.с. № 136063 – «Устройство для измерения магнитного наклонения». В.П. Кожухов, В.В. Воронов, В.В. Григорьев), который позволяет уничтожать креновую девиацию «на ровном киле» таким образом, что не требуется создавать крен у судна, для того чтобы она (креновая девиация) проявила себя.

Другим устройством, созданным ими, является дефлектор с равномерной шкалой. Ранее для измерения горизонтальных и вертикальных сил магнитного поля Земли (на берегу) и совместных магнитных полей Земли и полей, создаваемых судовым железом, пользовались дефлектором Колонга, который выпускался производством около ста лет. Дефлектор с равномерной шкалой более компактный, на него и было переориентировано производство. Другим достижением можно считать применение безындукционных компенсаторов, которые позволяют компенсировать четвертную и широтную девиации и не позволяют влиять на показания магнитного компаса девиациям от индукции.

Особого внимания заслуживают научные разработки В.А. Арпиайнена, изложенные им в кандидатской диссертации, где автор предлагает разделять информацию о магнитном поле Земли и магнитных полях от судового железа и тем самым исключать девиацию. Данными вопросами занимаются в некоторых странах. Об этом пишет Л.А. Кардашинский-Брауде в книге «Девиация морских магнитных компасов и практика девиационных работ».

Подготовка девиаторов

Во времена СССР во всех морских портах были электронавигационные камеры, среди работников которых элитой считались девиаторы. С распадом пароходств профессия девиатора оказалась практически забытой. Однако требования СОЛАС-74 и Резолюции ИМО А.382 (10) наглядно демонстрируют, что профессия девиатора нужна.

Магнитные компасы выпускают около пяти стран, девиаторов, видимо, и того меньше. Девиатор – это «штучный товар». Потребности ограничены, а временные затраты значительные. Методика подготовки девиаторов требует индивидуального подхода, поскольку необходимо достичь взаимопонимания слушателя и преподавателя. От преподавателя требуется не только изложить теоретическую часть доходчиво и образно, но и контролировать процесс усвоения практических навыков, вникая в нюансы мышления слушателя. Именно внимание к нюансам позволяет в отведенные сроки вникнуть в процессы компенсации девиации. Учитывая малочисленность слушателей (один-три человека, редко пять), достигается полнота проникновения в процессы компенсации девиации. Индивидуальный подход – вот главный принцип подготовки специалистов. Разнообразные ситуации способствуют всесторонней полноте восприятия.

В ГМА имени адмирала С.О. Макарова курсы девиаторов функционируют с 2003 года. За прошедшие годы подготовлены девиаторы не только для российских, но и для иностранных компаний. В числе слушателей были представители ближнего и дальнего зарубежья: из Азербайджана, Литвы, Латвии, Туркестана, Израиля, от норвежских судоходных компаний.

В 2004 году появилось учебное пособие для девиаторов, а в 2006-м оно было переиздано. В 2007 году напечатано пособие Л.А. Кардашинского-Брауде «Девиация морских магнитных компасов и практика девиационных работ».

В 2015 и 2018 годах вышли в свет учебники «Технические средства судовождения» том 1 и том 2 под редакцией А.В. Яловенко, в каждом из которых представлены разделы по магнитным компасам; в первом томе автор раздела А.В. Яловенко, а во втором – Н.Н. Григорьев.

Последняя диссертация по магнитным компасам на кафедре технических средств судовождения ГМА имени адмирала С.О. Макарова была написана в конце восьмидесятых. Ее автор С.Ю. Монинец (ныне декан МГУ имени адмирала Г.И. Невельского) получил два авторских свидетельства на изобретения в области магнитных компасов. В одном из них предложена конструкция магнитного компаса для высоких широт (а.с. № 1455237 «Магнитный компас»).

Л.А. Кардашинский-Брауде – «последний из могикан»

Наиболее значимым достижением последних лет в плане практического применения можно назвать работу, выполненную под руководством Л.А. Кардашинского-Брауде в ОАО «Штурманские приборы», когда с помощью магнитометра, размещаемого поочередно в держателе, измеряются составляющие полного вектора магнитной индукции в координатах, связанных с судном, и при помощи компенсаторов, расположенных в нактоузе магнитного компаса, доводятся до значений земного магнетизма. При выполнении полного объема работ существует возможность скомпенсировать все виды девиации в одной широте.

Существует и другая возможность – подуничтожить все виды девиации на одном курсе, стоя у причала, что особенно актуально для судов, перевозящих ферромагнитные грузы. Следует помнить, что при этом допускается некорректность, т.к. постоянными магнитами – уничтожителями компенсируют девиации, создаваемые как твердым в магнитном отношении железом, так и мягким на одном курсе. После того как судно отойдет от причала, некорректность даст о себе знать, проявится действие девиации четвертного характера. Но при этом следует помнить: четвертная девиация, как правило, не превышает 3-4°. Максимум четвертной девиации не более 8°. В то время как полукруговая девиация теоретически может достигать 180°. Поэтому на ее фоне четвертная девиация вполне приемлема.

Заключение

Приобретая навыки, привносимые новыми технологиями, мы осваиваем алгоритмы, проторенные раз и навсегда, а утрачиваем природные навыки, которые развивают мышление, утрачиваем нечто большее, без чего человек становится придатком машины. Все это способствует продвижению картезианской идеи Рене Декарта: «Для меня человек – это механизм». На этом принципе базируется создание искусственного интеллекта. В мире начата глобальная работа по созданию того, что не имеет границ. Важно, создавая новое, опираться на проверенное старое. И среди этого проверенного старого – магнитный компас!

Морской флот №6 (2020)

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021