Основной элемент - Морские вести России

Основной элемент

09.03.2011

Севморпуть

Основной элемент

Арктические порты являются одним из основных элементов инфраструктуры Арктической морской транспортной системы (АМТС), призванной обеспечивать развитие Арктической зоны Российской Федерации, в которой сосредоточены основные запасы энергетических ресурсов, металлов, минеральных удобрений и леса.

Ю. Иванов, заместитель генерального директора ЗАО «ЦНИИМФ»

«Транспортной стратегией России до 2030 г.» предусматривается резкое увеличение мощностей портов. В соответствии с планами освоения северных материковых и шельфовых нефтегазовых месторождений арктические порты и специализированные терминалы к 2020 г. должны переваливать до 100 млн т, а к 2030 г. – 150 млн т грузов.

Основными задачами арктических портов и перегрузочных комплексов в настоящее время и в перспективе являются:

-         экспорт углеводородов и продукции горнодобывающей промышленности, обеспечение освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений, включая шельфовые;

-         обеспечение арктического транзита и обслуживание судов, работающих на трассах СМП, включая суда под государственным флагом;

-         обеспечение жизнедеятельности и развития арктических субъектов РФ, их внешнеторговых связей и туризма.

На сегодня ни одна из перечисленных задач арктическими портами в полной мере не выполняется. В связи с резким сокращением грузооборота, приведенным в таблице, ряд северных портов-моногородов практически прекратил свою деятельность. Как следствие, разрушаются гидротехническое и другие сооружения, перегрузочные средства, средства навигационного обеспечения. Так, порт Тикси, являющийся базовым портом Республики Саха, ранее перегружавший свыше 800 тыс. т грузов в год, в 2010 г. переработал всего 8 тыс. т и сократил численность персонала до 18 человек.

В случае поступления в Тикси по р. Лене китайских контейнеров, транзит которых предусмотрен программой развития Сибири и Дальнего Востока, в порту может не остаться ни одного специалиста. Сейчас в порту Тикси можно наблюдать лишь контейнеры, в которые отъезжающие складывают свои вещи.

По результатам оценки состояния арктических портов в целях транспортного обеспечения развития районов Крайнего Севера, внешнеторговых связей и арктического транзита предлагается:

-         Минтрансу РФ совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и заинтересованными компаниями разработать единую программу развития арктических портов вдоль трассы СМП, которая будет включена в государственную программу развития Арктической зоны РФ;

-         рассмотреть целесообразность создания контейнерных терминалов и портовых особых экономических зон в отдельных базовых портах АМТС на примере Мурманского порта с возможным привлечением инвестиций и контейнерного транзитного потока Японии, Китая, Кореи и др. стран;

-         расширить участие Минтранса РФ и головных бассейновых администраций морских портов в выборе в интересах безопасности мореплавания оптимальных мест строительства отгрузочных терминалов, создаваемых нефтегазовыми компаниями, и создания необходимых средств навигационного обеспечения.

В целях реализации «Транспортной стратегии России до 2030 г.» и принятой «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 июля 2010 г. № 1120-р) необходимо создать в северных регионах РФ, тяготеющих к трассе Северного морского пути, транспортно-логистические узлы (ТЛУ):

-         Кольский ТЛУ (Мурманск, Териберка);

-         Урало-Западно-Сибирский ТЛУ (Индига);

-         Ямальский нефтегазовый ТЛУ (Харасавэй, Сабета);

-         Норильско-Туруханский и Нижне-Енисейский ТЛУ (Игарка, Дудинка, Диксон);

-         Ленский ТЛУ (Якутск, Тикси);

-         Чукотско-Камчатский ТЛУ (Певек, Провидение, Петропавловск-Камчатский).

Развитие базовых портов АМТС Мурманск и Петропавловск-Камчатский следует рассматривать как создание портов-хабов, способствующих привлечению транзитных грузопотоков, росту контейнеризации перевозок, экономическому развитию регионов.

Финансирование проектирования и создания транспортных узлов должно осуществляться за счет федерального, регионального бюджетов и частного капитала заинтересованных компаний.

 

Морской грузооборот Арктических портов на акватории СМП

Арктические порты

Грузооборот, тыс. тонн

1990 г.

2003 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Амдерма

100,0

59,3

-

-

-

Диксон

14,0

12,0

-

-

-

Дудинка

2500,0

1120,0

1100,0

988,9

828,0

Хатанга

230,0

15,6

-

-

51,0

Игарка

800,0

55,6

58,9

-

-

Тикси

550,0

12,3

-

39,4

8,0

Певек

730,0

136,9

60,7

54,8

67,0

Зеленый Мыс

185,0

90,4

-

-

-

Провидение

190,0

88,3

33,3

20,9

26,8

Итого:

5299,0

1590,4

1255,6

1104,0

980,8

 

На сегодня инициатива бизнеса в развитии арктических специализированных портов и терминалов опережает инициативу исполнительной власти.

В «Стратегии социально-экономического развития Сибири» указывается, что создание организационных и экономических инструментов, призванных обеспечить развитие Арктики, необходимо осуществлять в любых (даже в самых неблагоприятных) финансово-экономических условиях.

Существующее состояние арктических портов является угрозой для экономики и суверенитета России.

 

Морские вести России №4 (2011)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России