Лидерство в Арктике должно быть российским - Морские вести России

Лидерство в Арктике должно быть российским

12.05.2011

Севморпуть

Лидерство в Арктике должно быть российским

Есть великая задача – освоение Арктики. Еще Михайло Васильевич Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Между прочим, Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединённая с беспримерной пользой, через изобретение Восточно-Северного мореплавания». Фраза, произнесенная несколько столетий назад, актуальна и в наше время. Сегодня как никогда становится понятно – нельзя уступать лидирующие позиции в Арктике и крайне важно развивать атомный ледокольный флот.

Андрей Смирнов, заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот»

 

Единственный гражданский «Атомфлот»

Усиление мощи единственного в мире ледокольного флота – часть национального плана развития Арктики. Первым шагом к его выполнению стала передача ФГУП «Атомфлот» в государственную корпорацию «Росатом» в 2008 году.

Сегодня перед «Атомфлотом» стоят серьезные государственные задачи. Во-первых, это мобилизационная, аварийно-спасательная готовность. Понятно, что в условиях Арктики, пожалуй, только атомный ледокол способен выполнить спасательную операцию практически в любой точке Ледовитого океана.

Вторая большая государственная функция – это обеспечение всех научно-исследовательских работ, связанных и с изучением континентального шельфа, и с обоснованием принадлежности России шельфовых территорий в арктических морях, в океане. Подчеркну, что и эту работу в полном объеме сегодня могут обеспечивать только атомные ледоколы.

Помимо этих важнейших задач есть еще немало чисто хозяйственных, экономических, связанных с северным завозом например. Сейчас уже всем ясно, что обслуживать, скажем, район Певека, Чукотки выгоднее, целесообразнее с запада – с Мурманска, Архангельска, нежели с Дальнего Востока. Активное сотрудничество предприятие ведет с компаниями «Норильский никель», ОАО «Новатэк». Прошлогодние успешные проводки атомоходами Росатомфлота государственной корпорации «Росатом»  крупнотоннажных судов в сквозных рейсах по Северному морскому пути из Европы в Азию позволяют строить серьезные планы и на это направление работы.

Есть и другие задачи, к примеру, всесезонные, которые способны решать только атомоходы.

 

Необходимое обновление

Сегодня в состав действующего флота входят четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч л.с. («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»); два ледокола – «Таймыр» и «Вайгач» – с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч л.с., атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тысяч л.с. В состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучие технические базы – «Имандра» и «Лотта», спецсудно «Серебрянка», предназначенное для обращения с жидкими радиоактивными отходами и для перевозки отработавшего ядерного топлива, судно дозиметрического контроля «Роста-1». В отстое находятся три атомных ледокола – «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» и две плавучие технические базы – «Лепсе» и «Володарский».

Весь действующий атомный флот в буквальном смысле этого слова остановится, исчерпает ресурс атомных установок в районе 2020-2025 годов. Учитывая сегодняшний объем работ, к 2025 году нам необходимо построить не менее трех ледоколов нового поколения. Анализ работы последних лет показывает, что целесообразнее строить универсальные ледоколы нового поколения, рассчитанные на 40 лет службы.

Проект атомохода мощностью 60 МВт (ЛК-60) с переменной осадкой уже разработан Минтрансом РФ. Такой ледокол, с одной стороны, сможет преодолевать уже 3-метровый лед, а с другой – с успехом будет работать на мелководье, в устье сибирских рек. Одновременно с этим необходимо начать проектирование и строительство атомных ледоколов-лидеров шириной до 40 метров и мощностью 110 МВт (типа ЛК-110Я). Подобные атомные ледоколы смогут обеспечить плавание судов по традиционным, высокоширотным и приполюсным маршрутам Северного морского пути в круглогодичном навигационном цикле.

В ситуации, когда программа новостроя атомоходов реализуется недостаточно быстро, необходимо продлевать ресурс ядерных энергетических установок уже действующих ледоколов до 200 тысяч часов. Но для освоения данной технологии нужны гораздо большие финансовые вложения, чем те, которые требуются при продлении ресурса ледоколов до 175 тысяч часов (против 100 тысяч часов по проекту), который мы уже освоили.

История показала, что каждое новое поколение атомных ледоколов – это огромный шаг вперед. Атомный ледокол «Ленин» был первым и выполнил стартовую задачу в развитии атомного ледокольного флота. С приходом атомохода «Арктика» мы стали стабильно и со скоростью не менее 10 узлов осуществлять круглогодичные проводки в Карском море. А с появлением новых ледоколов, способных проходить уже 3-метровый лед, я уверен, мы впервые надежно, стабильно обеспечим круглогодичные транзитные проводки приличных по характеристикам судов.

Сегодня Северный морской путь (от Новоземельских проливов до Берингова пролива) в легких летне-осенних (с июля по декабрь) условиях мы преодолеваем за 10 суток со средней скоростью 10 узлов. С новыми ледоколами мы сможем увеличить период транзитной работы в 2-3 раза.

 

Пересечение геополитических интересов

В соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», действующими Правилами плавания по трассам СМП, Северный морской путь – это расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или экономической зоне СССР, прилегающей к северному побережью СССР, его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы.

За четкими географическими координатами скрыта важнейшая проблема: сегодня именно Север – место столкновения геополитических интересов многих крупнейших держав. Спорить действительно есть из-за чего. Именно в Арктике содержится 22% неосвоенных мировых месторождений нефти и газа, 13% запасов нефти, 30% газа и 20% природного газа в жидком состоянии.

Официальными претендентами на ресурсы арктического шельфа и дна Северного Ледовитого океана являются США, Канада, Дания, Норвегия и Исландия. Активный интерес к Арктике проявляют Германия, Япония, Индия и Китай. Многие из этих стран проводят политику пересмотра границ экономических зон в Арктике. На выполнение научных программ по изучению гидрометеорологического режима Арктики, на геофизические и геологические исследования страны Европейского союза и США затрачивают ежегодно примерно по $1 млрд.

В этих условиях Россия, в целях обеспечения своих геополитических интересов, должна постоянно поддерживать активное присутствие в этом регионе. Это выражается в проведении научных исследований, разведке и добыче полезных ископаемых, обеспечении морских грузоперевозок с использованием ледоколов и специализированных ледокольно-транспортных судов.

В настоящее время Россия – мировой лидер в области применения атомного ледокольного флота для решения транспортных задач в морях Арктики и неарктических замерзающих морях. Для успешной конкуренции в Арктике необходимо не упускать этого лидерства и постоянно развивать и совершенствовать атомный ледокольный флот как ключевое звено инфраструктуры функционирования Северного морского пути.

О техническом состоянии атомного ледокольного флота уже было сказано. В то же время и состояние нормативной правовой базы использования государственного атомного ледокольного флота в целях обеспечения судоходства на трассах Северного морского пути нельзя признать удовлетворительным для сегодняшних рыночных условий.

Основополагающим нормативным актом по вопросам организации, управления и обеспечения судоходства на Северном морском пути являются «Правила плавания по трассам СМП». Действующие «Правила плавания по ТСМП» издания 1990 г. были разработаны согласно постановлению Совета Министров СССР от 1 июня 1990 г. №565 и утверждены Министерством морского флота СССР 14 сентября 1990 г. Новые правила плавания по ТСМП, соответствующие уровню современных требований, до настоящего времени не приняты.

По сумме негативных тенденций отставание в развитии законодательной и нормативной базы Северного морского пути и использования государственного атомного ледокольного флота в целях обеспечения арктического судоходства несёт угрозу национальным интересам России в Арктике. В условиях обостряющейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа это может привести к потере лидирующих позиций и суверенитета России над исключительной экономической зоной и Северным морским путём.

 

Альтернативы атомоходам нет

В последние годы возрос интерес к Северному морскому пути у крупных судовладельцев, в том числе и иностранных. Это связано с несколькими факторами – значительным сокращением пути плавания между портами Европы и Юго-Восточной Азии, отсутствием опасности пиратских нападений, ограниченными пропускными возможностями Суэцкого канала, которые уже на пределе.

Летом прошлого года впервые за всю историю Северным морским путем пошел в Юго-Восточную Азию танкер «Балтика» водоизмещением больше ста тысяч тонн с грузом газоконденсата 70 тысяч тонн. Этот танкер хорошего ледового класса сам может безопасно работать в тяжелых ледовых условиях. На разных участках трассы СМП его сопровождали сразу три атомных ледокола. Но рейс стоил того. Во-первых, он еще раз доказал, что для атомного ледокольного флота сегодня нет нерешаемых вопросов в проводке судов по Севморпути. Во-вторых, увеличение в будущем спроса на такую проводку позволит загрузить ледоколы работой в относительно облегченный летний период, а с ростом этих перевозок снизится стоимость ледокольной проводки.

Зимняя навигация этого года открыла для предприятия новое направление деятельности – впервые в истории помощь атомного ледокола потребовалась в Балтийском море. Туда, после обращения руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта  Александра Давыденко, был незамедлительно направлен атомоход «Вайгач». Постоянная работа идет по проводке судов к нефтепорту Витино в Белом море.

Работы у нас много, и представить освоение Арктики, круглогодичное использование Северного морского пути без атомных ледоколов невозможно. Сегодня наши атомоходы способны выполнять сложнейшие государственные задания в любой точке Арктики. Главное – не упустить этого преимущества и не сдавать лидирующих позиций в развитии атомного ледокольного флота.

 

Морской флот №1-3 (2011)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России