Привлекательный маршрут - Морские вести России

Привлекательный маршрут

22.08.2011

Севморпуть

Привлекательный маршрут

В соответствии с проектами ресурсодобывающих компаний по освоению месторождений полуострова Ямал, развитию Сибири и Дальнего Востока арктическая морская транспортная система должна обеспечить объем перевозок в 2020 году – 100 млн тонн и к 2030 году – 150 млн тонн.

Меры по обеспечению роста морских перевозок по Северному морскому пути направлены на создание привлекательных условий для пользователей этого маршрута и включают развитие инфраструктуры СМП, создание законодательной базы и организационной структуры, совершенствование тарифной политики.

По материалам выездного заседания Морской коллегии при Правительстве РФ в Нарьян-Маре

 

Развитие инфраструктуры

Основными задачами по развитию СМП как единого инфраструктурного транспортного объекта являются улучшение ледокольного, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного обеспечения и модернизация базовых портов на всем протяжении СМП.

 

Ледокольный флот

Основой безопасных условий плавания судов в ледовых условиях СМП является мощный ледокольный флот. В настоящее время на трассах СМП действуют 10 линейных ледоколов (из них 6 атомных и 4 дизельных). Развитие ледокольного флота России осуществляется в рамках федеральных целевых программ. В 2009 году закончено проектирование атомного ледокола нового поколения мощностью 60 МВт и дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт.

В ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за счет средств федерального бюджета планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт.

Произведенные расчеты, выполненные с учетом продления сроков службы действующих атомных и дизельных ледоколов, показывают, что для ледокольного обеспечения морских перевозок грузов по СМП на перспективу до 2020 года в дополнение к имеющимся ледоколам требуется построить три универсальных атомных ледокола мощностью 60 МВт (типа ЛК-60Я), четыре дизель-электрических ледокола мощностью 25 МВт (типа Ж-25Д) и два дизель-электрических ледокола мощностью 18 МВт (типа ЛК-18Д).

 

Арктический транспортный флот

В настоящее время арктический транспортный флот российских компаний насчитывает более 150 транспортных судов ледовых классов.

Развитие арктического транспортного флота производится по планам и за счет средств судоходных и ресурсодобывающих компаний. Государственная поддержка строительства этих судов на российских верфях с последующим получением ими права плавания под государственным флагом Российской Федерации осуществляется в виде субсидий на оплату части процентной ставки по кредитам российских банков.

По заказу ОАО «ЛУКОЙЛ» для вывоза нефти с терминала Варандей в Печорском море в 2007-2009 годах построены три танкера дедвейтом 70 тыс. тонн ледового класса Arc 6.

В 2010 году построены по заказу компании «Газпром» два танкера дедвейтом 70 тыс. тонн ледового класса Arc 6 для обслуживания буровой платформы на шельфовом месторождении Приразломное в Печорском море. В целях ледокольного обеспечения платформы построены два ледокола-снабженца мощностью 20 МВт.

По заказу компании «Роснефть» начато строительство серии танкеров дедвейтом 30 тыс. тонн ледового класса Arc 6 для вывоза нефти и нефтепродуктов из портов Архангельск и Витино. Головной танкер этой серии введен в эксплуатацию в 2008 году.

Для транспортировки грузов из Дудинки в круглогодовом режиме компанией «Норильский никель» в 2006-2009 годах построены пять контейнеровозов ледового класса Arc 7 дедвейтом 15 тыс. тонн. Эксплуатация контейнеровозов показала их способность осуществлять самостоятельное плавание во льдах толщиной до 1,5 метра на линии Дудинка–Мурманск при специальном гидрометеорологическом обеспечении.

Потребность к 2020 году в газовозах для перевозки 25 млн тонн сжиженного газа в год составит: для Штокмановского месторождения через порт Териберка – 12 газовозов (ОАО «Газпром»); для месторождений Кумжинское и Коровинское – 6 газовозов (НК «Нефтегаз»); для Южно-Тамбейского месторождения на полуострове Ямал – 12 газовозов.

 

Арктические порты

Основными задачами арктических портов и перегрузочных комплексов в настоящее время и в перспективе являются:

-         обеспечение экспорта углеводородов и продукции горнодобывающей промышленности, освоение и эксплуатация нефтегазовых месторождений, включая шельфовые;

-         обеспечение арктического транзита и обслуживания судов, работающих на трассах СМП;

-         обеспечение жизнедеятельности и развития арктических регионов России, их внешнеторговых связей и туризма.

В целях транспортного обеспечения арктических регионов и транзита по СМП необходимо:

-         рассмотреть целесообразность создания контейнерных терминалов и портовых особых экономических зон в базовых арктических портах на примере Мурманского морского порта с возможным привлечением инвестиций и контейнерного транзитного потока Японии, Китая, Кореи и др. стран;

-         активизировать работу по выбору мест для строительства отгрузочных терминалов и созданию инфраструктуры, обеспечивающей безопасность мореплавания;

-         создать в арктических регионах, тяготеющих к СМП, транспортно-логистические узлы – Кольский (Мурманск, Териберка), Урало-Западно-Сибирский (Индига), Ямальский (Харасавэй, Сабета), Нижнеенисейский (Дудинка, Диксон, Игарка), Ленский (Тикси, Якутск), Чукотско-Камчатский (Певек, Провидения, Петропавловск-Камчатский).

Развитие арктических базовых портов и порта Петропавловск-Камчатский следует рассматривать как создание портов-хабов, способствующих привлечению транзитных грузопотоков, росту контейнеризации перевозок, экономическому развитию регионов.

Финансирование проектирования и создания транспортных узлов должно осуществляться за счет федерального, регионального бюджетов и инвестиций заинтересованных частных компаний.

 

Система поиска и спасания

Организацию и координацию поисково-спасательных операций в Арктике осуществляют:

-         в западном районе Арктики – морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) в портах Мурманск и Архангельск;

-         в восточном районе Арктики – МСКЦ в портах Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

В целях обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ в Арктике в зоне ответственности Российской Федерации Росморречфлотом организовано несение аварийно-спасательной готовности:

-         в западном районе Арктики – силами и средствами ФГУП «Мурманское БАСУ» с филиалом в Архангельске;

-         в восточном районе Арктики – силами и средствами ФГУП «Дальневосточное БАСУ», ФГУП «Сахалинское БАСУ» и филиала в Петропавловске-Камчатском.

Учитывая, что поисково-спасательные операции в Арктике в ледовых условиях в основном обеспечиваются с помощью ледоколов, спасательно-координационные центры взаимодействуют с операторами арктического ледокольного флота – ФГУП «Атомфлот» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и непосредственно с капитанами ледоколов.

В целях совершенствования системы поиска и спасания в Арктике в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительство и реконструкция объектов инфраструктуры берегового базирования, включающих административно-бытовые комплексы, причальные сооружения, складские помещения для хранения оборудования.

 

Навигационно-гидрографическое обеспечение

Основными задачами навигационно-гидрографического обеспечения СМП, вытекающими из международных конвенций и национального законодательства, являются:

-         изучение подводного рельефа арктических морей в целях издания и корректуры морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания;

-         обеспечение мореплавания по трассам СМП средствами навигационного оборудования;

-         осуществление лоцманских проводок;

-         информирование мореплавателей об изменениях навигационной обстановки и режима плавания на районы HABAPEA XX и XXI.

Изучение подводного рельефа

Выполнение гидрографических исследований относится к одной из важнейших долгосрочных задач, связанных с созданием условий для безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне.

С 2010 года начата работа по площадному обследованию малоизученных районов арктических морей и отдельных участков высокоширотной трассы СМП. Основной объём работ будет выполнен на участках высокоширотной трассы, открываемой для движения крупнотоннажных судов с осадкой 15 метров. Для выполнения этих работ в текущую навигацию задействованы три гидрографических судна с многолучевыми эхолотами.

К районам, в которых гидрографические исследования планируется выполнить в первую очередь, относятся высокоширотная трасса СМП для движения крупнотоннажных танкеров, фарватеры и рекомендованные пути движения судов, судоходные проливы и узкости, устьевые участки рек Обь, Енисей, Колыма. При этом на глубинах до 100 метров в соответствии с требованиями Международной гидрографической организации необходимо выполнить площадное обследование. Также нуждаются в гидрографическом обследовании районы, не обследованные (белые пятна на картах) и недостаточно обследованные по различным причинам в прошлые годы.

Обеспечение СНО

Система средств навигационного оборудования (далее – СНО) в настоящее время включает 1558 различных СНО. Из них 1240 береговых СНО и более 300 плавучих предостерегательных знаков. Действует необходимая навигационно-гидрографическая инфраструктура, обеспечивающая круглогодичную навигацию на линии Мурманск–Дудинка, включающая 120 единиц светотехнических СНО, 77 единиц радиолокационных СНО (в том числе 9 радиолокационных маяков ответчиков), и контрольно-корректирующая станция ГНСС ГЛОНАСС/GPS.

Для обслуживания и поддержания работоспособности СНО согласно регламенту, строительства новых, капитального ремонта и реконструкции СНО, а также для выполнения мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности при эксплуатации и обслуживании радиоизотопных энергетических установок (РЭУ), ежегодно задействуется до 5 лоцмейстерско-гидрографических судов.

В рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» и за счет средств международной помощи начиная с 2007 года проводится большая работа по вывозу из арктической зоны и утилизации радиоизотопных термоэлектрических генераторов (далее – РИТЭГ).

Вместо РИТЭГ на навигационных объектах для питания навигационных огней устанавливаются альтернативные источника питания – солнечные батареи и ветрогенераторы.

В соответствии с ФЦП «Глобальная навигационная система» в 2011 году будут введены в эксплуатацию три контрольно-корректирующие станции на арктических объектах в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском.

Лоцманские проводоки

Лоцманские проводки осуществляются в нижних течениях рек Енисей и Колыма. Наибольший объем лоцманских проводок по количеству проведенных судов и длине участка лоцманских проводок приходится на Енисей. Организацию и выполнение лоцманских проводок осуществляют лоцманы Арктической лоцманской службы ФГУП «Гидрографическое предприятие». Для выполнения лоцманских проводок привлекаются гидрографические суда.

Изменения навигационной обстановки

В целях выполнения международных обязательств Минтрансом на ФГУП «Гидрографическое предприятие» были возложены функции национального координатора по сбору, подготовке и передаче информации по безопасности мореплавания (далее – ИБМ) на арктические морские районы HABAPEA XX и XXI.

ФГУП «Гидрографическое предприятие» зарегистрировано в ИМО в качестве официального поставщика ИБМ и получило сертификат, выданный международным координационным советом службы SafetyNET. В настоящее время передача ИБМ осуществляется по сети SafetyNET через два спутника системы ИНМАРСАТ (районов Индийского и Тихого океанов). В дальнейшем для передачи ИБМ предусматривается комплексное использование сети SafetyNET и пунктов НАВТЕКС вдоль побережья морей СМП.

Инновационных технологии

Внедрение новых технологий в области навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания осуществляется по следующим направлениям:

-         развертывание и ввод в эксплуатацию сети береговых контрольно-корректирующих дифференциальных станций глобальных навигационных спутниковых систем;

-         создание банка данных электронных навигационных карт (далее – ЭНК) на трассы СМП, отвечающих требованиям стандарта Международной гидрографической организации S-57;

-         внедрение автоматизированных гидрографических комплексов на базе многолучевых эхолотов последнего поколения.

Современные потребности транспортного, промыслового и специального флотов выдвигают необходимость коренного изменения существующей системы обеспечения картографической информацией районов Мирового океана, в том числе акватории СМП, в сторону увеличения ее информационной емкости, а также скорости ее обработки, анализа и доведения до потребителей. Наиболее эффективным решением данной проблемы становятся электронные навигационные карты и системы их отображения (электронные картографические навигационные – информационные системы – ЭКНИС). ЭКНИС является эффективным инструментом, предоставляющим судоводителю возможность отображать на фоне ЭНК в режиме реального времени навигационную ситуацию, включая местоположение судна, положение радарных целей и информацию автоматической идентификационной системы (АИС).

Поддержание на уровне современности фонда картографической информации на СМП, преобразование ее в цифровую форму и корректура ЭНК, оснащение судов ЭКНИС с поддержкой глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС позволит существенно повысить эффективность решения многих важных задач, например таких, как повышение безопасности мореплавания и эффективности эксплуатации судов за счет автоматизации работы судоводительского состава (автоматизированное отображение обстановки в морских районах на картографической основе и оперативное принятие решений в различного рода системах управления), планирование использования природных морских ресурсов в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации в Арктике, оценка обстановки и управления силами и средствами при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море, установка и снятие средств навигационного оборудования, а также производство гидрографических и лоцмейстерских работ.

Выполнение всех видов гидрографических работ по навигационно-гидрографическому обеспечению мореплавания на акватории арктических морей России в необходимых для безопасного судоходства объемах планируется обеспечить путем создания мощного экспедиционного состава гидрографических сил и средств, включая строительство необходимого гидрографического флота.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за счет средств федерального бюджета предусмотрено строительство трех гидрографических лоцмейстерских судов ледового класса Arc 7, шести специализированных гидрографических катеров, двух лоцманских катеров ледового класса Arc 4, а также модернизация действующих гидрографических судов.

 

Создание законодательных предпосылок

Минтрансом в инициативном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» (далее – законопроект). Законопроектом организация плавания судов в акватории Северного морского пути возлагается на федеральное государственное учреждение «Администрация Северного морского пути».

Законопроект предусматривает установление тарифов на услуги ледокольного флота, оказываемые судам в акватории СМП. Тарифы должны устанавливаться с учетом ледового класса судна, длины проводки, района и сезона плавания.

То есть чем выше ледовый класс судна, тем меньше тарифная ставка. В зимний период (в сложных ледовых условиях) тарифы должны быть выше, в летне-осенний период (в легких ледовых условиях) – ниже.

Такой подход позволит стимулировать судоходные компании строить суда высоких арктических ледовых классов, потребует меньшего количества ледоколов (уменьшит нагрузку на государственный бюджет), повысит уровень безопасности мореплавания в целом и позволит увеличить объем перевозок грузов по СМП.

 

Морские вести России №11 (2011)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России