Россия в Арктике - Морские вести России

Россия в Арктике

12.09.2011

Севморпуть

Россия в Арктике

О мерах по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также по обеспечению экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы».

По материалам выездного заседания Морской коллегии при Правительстве РФ в Нарьян-Маре

Для реализации указанных положений Основ государственной политики Росгидрометом принят ряд мер, направленных на развитие системы гидрометеорологической безопасности хозяйственной и оборонной деятельности в Арктике, восстановление и модернизацию арктической наблюдательной сети, проведение экспедиционных и научных исследований природных процессов в полярной области, изучение колебаний климата Арктики в целях создания новых технологий прогнозирования опасных явлений и разработки рекомендаций по адаптации хозяйственной деятельности в условиях меняющегося климата.

 

Восстановление и модернизация арктической наблюдательной сети

В рамках мероприятий Международного полярного года и проекта Международного банка реконструкции и развития в 2007-2010 гг. восстановлены наблюдения на 29 полярных станциях, модернизирована система связи на 16 станциях, установлены на 44  станциях автоматические комплексы, 3 автоматические станции, 23 новых аэрологических комплекса, введен в эксплуатацию комплекс сооружений отечественных и зарубежных приборов и оборудования для осуществления программы российско-американских атмосферных наблюдений на гидрометеорологической обсерватории в Тикси, обеспечена работа дрейфующих станций «Северный полюс» 35, 36, 37 38.

Необходимые дополнительные меры до 2020 года:

-         Восстановление 6 законсервированных гидрометеорологических станций и автоматизация метеорологических измерений на 73 станциях действующей сети.

-         Модернизация системы сбора информации и связи в условиях обслуживаемых и автоматических измерений на 109 объектах.

-         Создание до 2015 г. первой в мире высокоэллиптической гидрометеорологической многоцелевой космической системы (МКС) «Арктика».

 

Развитие системы гидрометеорологического обеспечения

Для обеспечения международных обязательств Российской Федерации организована и введена с июня 2011 года подготовка и передача метеорологической и ледовой информации в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности по новым арктическим метзонам XX и XXI.

-         Разработан и успешно используется для обеспечения морских транспортных систем проектов ГМК «Норильский никель» в Карском море, Варандейского терминала в Печорском море адаптируемый комплекс мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы (АКМОН), который обеспечивает получение метеорологической и ледовой информации непосредственно на судах в картированном виде.

-         Обеспечен регулярный выпуск прогнозов и предупреждений об опасных для жизни и деятельности гидрометеорологических явлениях. В 2010 году выпущено 8938 морских метеорологических прогнозов с оправдываемостью 97,0% и 1738 – с оправдываемостью 96,8%, передан пользователям 2731 ледовый прогноз, 927 ледовых карт, 388 навигационных рекомендаций, 134 055 обработанных снимков ИСЗ, 17 ледовых обзоров и режимных справок.

По всем наблюдавшимся 29 опасным явлениям (штормовой ветер и волнение, ограниченная видимость) переданы потребителям с заблаговременностью от 4 до 24 часов штормовые предупреждения.

Необходимые дополнительные меры до 2020 года:

– Разработка новых технологий и методов прогноза опасных гидрометеорологических явлений (штормы, туманы, осадки, опасные колебания уровня моря, обледенения судов, тягун в портах, ледовые сжатия и др.) в условиях меняющегося климата.

– Создание современных технологий гидрометеорологического и ледового обеспечения транспортных операций на трассах Северного морского пути, работ нефтегазового комплекса на шельфе арктических морей, поддержки операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций экологического и техногенного характера.

– Разработка моделей и технологий обеспечения безопасности полетов наземной и морской авиации для арктической транспортной системы.

– Модернизация и автоматизация центров сбора информации в г. Архангельске, в пунктах Диксон, Тикси и Певек, информационно-аналитического центра системы «Север» Арктического и антарктического научно-исследовательского института в г. Санкт-Петербурге.

 

Экспедиционные и научные исследования природных процессов

Большой объем экспедиционных работ и исследований был проведен в период Международного полярного года.

-         В Арктике организовано и проведено 111 морских и сухопутных экспедиций и выполнено более 200 научно-исследовательских работ.

-         Создан полидисциплинарный фонд данных по полярным областям земли.

-         • Создана база данных и знаний по изменению климата в Арктике.

-         Материалы исследований были доложены на международных и отечественных конференциях (более 50 конференций) и отражены в многотомном научном труде «Вклад России в Международный полярный год 2007/2008».

-         Принята Климатическая доктрина Российской Федерации и план ее реализации.

-         Принята Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата).

-         Подготовленные для расширения исследований российские инициативы по проведению Международного полярного десятилетия одобрены 16-м Конгрессом ВМО (июнь 2011 г.) и 7-м совещанием министров стран Арктического совета (Нуукская декларация от12.05.2011).

Необходимые дополнительные меры до 2020 года:

-         Завершение создания в рамках подпрограммы «Исследование и освоение Арктики» ФЦП «Мировой океан» инфраструктуры российского научного центра на архипелаге Шпицберген.

-         В целях развития исследований арктических морей России и высокоширотной зоны Северного Ледовитого океана с осуществлением регулярных экспедиционных работ обеспечить продвижение российских инициатив по проведению Международного полярного десятилетия.

-         Разработка проекта и строительство специальной платформы для дрейфующих станций «Северный полюс».

-         Разработка проекта и строительство нового многоцелевого экспедиционного судна взамен НЭС «Михаил Сомов» (год постройки 1976-й), способного проводить комплексные морские исследования и обеспечение труднодоступных пунктов различных ведомств в Арктике.

-         Создание Национального климатического центра.

Особо следует отметить вопрос создания ледостойкой платформы для дрейфующих станций «Северный полюс».

Для выполнения в необходимом объеме экспедиционных работ по мониторингу процессов, происходящих в Мировом океане, в целях обеспечения морской деятельности Российской Федерации прогнозами погоды и состояния морской среды, а также исследований изменения климата Росгидромету необходимо проводить исследования в высокоширотной Арктике с использованием дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс».

Однако риски, связанные с исследованиями на дрейфующих научно-исследовательских станциях «Северный полюс» (риски для здоровья и жизни полярников, возможность утраты дорогостоящего оборудования и/или загрязнения окружающей среды и др.), ставят задачу поиска вариантов использования плавучих сооружений в качестве долговременной дрейфующей обсерватории взамен дрейфующих станций «Северный полюс»).

Наиболее перспективным сооружением для базирования долговременной дрейфующей обсерватории является самоходное судно (плавучая платформа) с высокой прочностью корпуса, с автономностью по запасам топлива 2-3 года и сроком службы не менее 25 лет. Согласно поручению Морской коллегии при Правительстве РФ в настоящее время подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, являющееся основой для проектирования и строительства такой платформы, которое необходимо реализовать в ближайшей перспективе.

Создание плавучей платформы «Северный полюс» позволит обеспечить российское присутствие в Арктике, создать уникальную базу – плавучую обсерваторию российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана, с размещением на платформе современных лабораторных комплексов, а также повысить уровень и качество решаемых задач по обеспечению деятельности ВМФ и других государственных институтов.

 

Морские вести России №13 (2011)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России