Есть еще ресурсы у российской природы - Морские вести России

Есть еще ресурсы у российской природы

14.11.2011

Севморпуть

О реализации основных направлений национальной морской политики, изложенных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, и Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года

В целях реализации национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, был издан приказ МПР России от 21.08.2001 «О мерах по реализации Морской доктрины Российской Федерации», которым утверждена долгосрочная программа действий министерства в части разведки и использования природных ресурсов и обеспечения охраны окружающей среды.

В результате административной реформы указанная долгосрочная программа была актуализирована в 2008 и 2011 годах, и вот какие основные результаты получены за прошедший 10-летний период времени.

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ в Санкт-Петербурге, сентябрь 2011 г.

 

Континентальный шельф

Геологическое строение и определение ресурсного потенциала

Общая геолого-геофизическая изученность российских акваторий является крайне низкой и весьма неравномерной. На сегодняшний день выполнено более 1,37 млн пог. км сейсморазведки, пробурено 260 параметрических, поисковых и разведочных скважин с общей проходкой 630 тыс. км.

Из северных и дальневосточных морей лишь Баренцево, Карское и Охотское моря характеризуются как умеренно изученные. Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря практически не исследованы из-за тяжелых природно-климатических условий, крайне высокой стоимости работ и сезонности их проведения.

Общие извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива, в том числе более 17 млрд тонн нефти и конденсата и свыше 80 трлн м3 газа, что соответствует 20-25% общемировых запасов углеводородов. При этом перспективы открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа оцениваются как высокие.

В результате проведенных геолого-разведочных работ на шельфе открыто 52 месторождения нефти и газа, из них 40 морских и 12 транзитных, частично расположенных на суше.

Извлекаемые запасы углеводородов промышленных категорий, находящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации, составляют более 12 млрд тонн условного топлива, в том числе нефти и конденсата – 1,4 млрд тонн, газа – около 11 млрд м3. Большинство открытых месторождений находятся в распределенном фонде недр.

К наиболее значимым месторождениям можно отнести Штокмановское и Приразломное в Баренцевом море, Ленинградское, Русановское, Юрхаровское и Каменномысское – в Карском (включая Обскую и Тазовскую губы), Лунское, Аркутун-Дагинское, Пильтун-Астохское и Чайво на шельфе о. Сахалин, имени Филановского и Хвалынское – на Каспии.

В период 2008-2010 гг. финансирование морских геолого-разведочных работ (ГРР) из средств федерального бюджета планировалось в объеме 4 млрд руб. (в ценах 2007 г.). Фактически же наблюдалась тенденция снижения объемов финансирования: в 2008 г. из бюджета было выделено 1,15 млрд руб., в 2009 г.– 0,93 млрд руб., в 2010 г.– 0,78 млрд руб. в ценах соответствующих годов, что значительно ниже объемов финансирования, предусмотренных долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

Суммарные затраты недропользователей на проведение ГРР на нефть и газ за период 2005-2010 гг. составили около 130 млрд руб. Подавляющая часть затрат была направлена на глубокое бурение, а также на площадную сейсморазведку.

В 2011 г. затраты на ГРР на континентальном шельфе в целом по России составят 35,174 млрд руб., в том числе 1,033 млрд руб. – за счет средств федерального бюджета и 34,140 млрд руб. – за счет недропользователей.

За счет средств федерального бюджета в 2011 г. геолого-разведочные работы на континентальном шельфе России проводятся предприятиями и организациями Роснедр на 13 объектах. Объем финансирования ГРР за 6 месяцев составил 456 273,166 тыс. руб.

Объем геофизических работ за 6 месяцев 2011 г. составил:

-         сейсморазведка MOB ОГТ – 4260 пог. км;

-         гравиметрические работы – 4260 пог. км;

-         гидромагнитометрия – 4260 пог. км.

Весь объем выполненных работ был сосредоточен на арктических акваториях Баренцева и Карского морей.

В 2005 г. в Каспийском море было открыто крупнейшее нефтегазоконденсатное месторождение им. В. Филановского с промышленными запасами нефти более 200 млн тонн, в 2006 г. в Охотском море открыто нефтегазоконденсатное месторождение Кайганско-Васюканское, в 2007 г. в Азовском море – нефтяное месторождение «Новое».

По результатам геолого-разведочных работ в 2008 г. были открыты два месторождения в Каспийском море: Центральное и Западно-Ракушечное. Прирост запасов составил 35 млн тонн нефти и конденсата и 167 млрд м3 свободного газа.

В 2009 г. в Каспийском море было открыто нефтяное месторождение «Морское» с извлекаемыми запасами 12 млн тонн.

В 2010 г. в Охотском море открыты Северо-Венинское и Южно-Киринское газоконденсатные и Ново-Венинское нефтегазоконденсатное месторождения.

В последние годы промышленная добыча углеводородного сырья на шельфе осуществляется на пяти месторождениях: Кравцовском (ООО «ЛУКойл-Калининградморнефть») – в Балтийском море, Лунском и Пильтун-Астохском (компания «Сахалин Энерджи»), Чайво (компания «Эксон Нефтегаз Лимитед»), Одопту-море – Северный купол (ОАО «Нефтяная компания «Роснефть») – у побережья о-ва Сахалин. В 2009 г. суммарная добыча из этих месторождений составила 13,5 млн тонн нефти, 11,3 млрд м3 свободного газа и 1,6 млн тонн конденсата.

После вступления в силу изменений в законодательство в пользование ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть» было предоставлено 12 объектов. Из них для ОАО «Газпром» предоставлено 6 участков – Киринский, Аяшский, Восточно-Одоптинский, Западно-Камчатский, Чугорьяхинский, Харасавэй-море – по решению правительства по совмещенной лицензии. Для ОАО «НК «Роснефть» также предоставлено 6 участков: Астрахановское море – Некрасовский, Южно-Русский, Южно-Черноморский, Восточно-Приновоземельский-1, Восточно-Приновоземельский-2 и Восточно-Приновоземельский-3.

Проблемы изучения и освоения

Геолого-геофизическая изученность российского шельфа продолжает оставаться крайне низкой. На таких морях, как море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, не завершена региональная стадия геофизических работ, а глубокое бурение проводилось лишь в Баренцевом и Охотском морях. Отсутствие необходимых геологических данных, в свою очередь, делает недостаточно обоснованным реальный прогноз ресурсов нефти и газа. Для перевода прогнозных ресурсов в разведанные запасы необходима радикальная активизация геолого-разведочных работ.

Основная часть разведанных месторождений в пределах морских акваторий России находилась в нераспределенном фонде от 15 до 25 лет, что связано с невысокой обоснованностью запасов месторождений, прежде всего арктического шельфа, и необходимостью осуществления значительных объемов геолого-разведочных работ для их доразведки и уточнения первоначальных оценок.

В настоящий момент на внешнем шельфе России в стадию промышленного освоения вступили только два проекта – «Сахалин-1» и «Сахалин-2» – оба при определяющем участии иностранного капитала и технологий. Наиболее близкие к моменту начала промышленной добычи проекты российских компаний на шельфе – проекты ОАО «Газпром» «Штокмановское» и «Приразломное» – реализуются значительно более медленными темпами, и сроки их ввода в разработку постоянно переносятся. Значительно сдерживает освоение шельфа и недостаток буровых установок и специальных судов.

Кроме того, особенностью освоения арктических месторождений является их оторванность от системы магистральных нефтепроводов и отсутствие развитой сети железных дорог, поэтому единственным путем вывоза нефти из региона является морской транспорт. При этом отсутствие нефтеперерабатывающих мощностей на севере России обуславливает вывоз нефти непосредственно на мировой рынок.

Совершенствование законодательства о недрах

Министерством природы во исполнение пункта 9 раздела III протокола заседания правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы от 29.04.2010 № 1 был подготовлен и внесен в правительство проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах», предусматривающий возможность предоставления права пользования участками недр континентального шельфа РФ юридическим лицам, имеющим опыт освоения континентального шельфа иностранных государств. В сентябре 2010 г. данный законопроект был одобрен на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности.

Также подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах», предусматривающий возможность предоставления права пользования участками недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ для целей геологического изучения всем заинтересованным компаниям, включая иностранные.

При этом в законопроекте предусмотрено, что лицо, открывшее месторождение полезных ископаемых на континентальном шельфе, получает гарантию участия в проекте под контролем государственной компании. Предлагаемый подход позволит повысить изученность шельфа, снять с государственных компаний риски геолого-разведочных работ ранних стадий, а также сохранить контроль государства за реализацией проекта.

В целях интенсификации работ по предоставлению права пользования участками недр континентального шельфа РФ в настоящее время подготовлен проект постановления правительства «О внесении изменений в Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов и аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа РФ, участке недр федерального значения, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 января 2009 г.».

Данным проектом постановления предусмотрено сокращение сроков подготовки, согласования и внесения в правительство проекта решения правительства о предоставлении права пользования такими участками недр.

Сокращение сроков подготовки, согласования и внесения в правительство проекта решения правительства о предоставлении права пользования участками недр предусмотрено также в проекте постановления правительства «О внесении изменений в Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2008».

 

Разграничение морских пространств

Соблюдение интересов России в Северном Ледовитом океане с приарктическими государствами

Работы по обоснованию внешней границы континентального шельфа (ВГКШ) в Арктике проводятся с 1989 г. По материалам обобщения и актуализации огромного объема батиметрических и геолого-геофизических материалов, полученных в ходе выполнения полевых работ начиная с 1960 года и заканчивая рейсом НЭС «Академик Федоров» в 2000 г., российской стороной в 2001 году было подготовлено официальное представление (заявка) на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктическом бассейне в соответствии со статьями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В 2002 году Комиссия ООН на XI сессии рассмотрела заявку РФ и передала российской стороне свои замечания и рекомендации по ее доработке.

После рассмотрения заявки Комиссией ООН по границам континентального шельфа российская сторона приступила к подготовке пересмотренной российской заявки по установлению ВГКШ в Арктике. С этой целью начиная с 2005 года проводятся работы по следующим шести основным направлениям:

1. Батиметрические работы для определения подножия континентального склона (ПКС) и положения изобаты 2500 м.

2. Сейсмические исследования по изучению геологической природы поднятий Амеразийского суббассейна и их структурной связи с Евразийской окраиной.

3. Сейсмические исследования по изучению структуры осадочного чехла с целью применения при обосновании внешней границы континентального шельфа (ВГКШ) критерия мощности осадочного чехла.

4. Геологическое опробование и аналитические работы.

5. Аэрогеофизические исследования с целью усиления доказательной базы природы поднятий Амеразийского суббассейна и их принадлежности к материковой окраине Евразии.

6. Создание структурно-тектонической карты и разработка геодинамической модели Арктического бассейна.

Вопрос обоснования ВГКШ РФ неоднократно рассматривался на заседаниях Морской коллегии при Правительстве РФ и на совещании у председателя Морской коллегии  – заместителя председателя Правительства РФ С.Б. Иванова.

В соответствии с планом мероприятий по дополнительному обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ на 2009-2013 годы в 2010 г. НЭС «Академик Федоров» под проводкой атомного ледокола выполнены полевые батиметрические исследования с многолучевым эхолотом ЕМ-122 по серии профилей, расположенных преимущественно вкрест простирания континентального склона с интервалом не более 60 морских миль; в 2011 г.  – геолого-геофизические исследования для определения мощности осадков, сейсмогеологического разреза осадочного комплекса и проведения линии ВГКШ в Арктике по критерию однопроцентной мощности.

В 2012 г. планируется арктический рейс с целью выполнения глубинного сейсмического зондирования (ГСЗ) и геологического опробования в районе поднятия Менделеева и получения неопровержимых данных о его континентальном происхождении. Эти исследования завершат цикл работ, результаты которых послужат основой для разработки геодинамической модели Арктического бассейна в целом.

Пересмотренная российская заявка на установление внешней границы континентального шельфа в Арктике с учетом замечаний и рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа должна быть подготовлена и представлена в комиссию в 2013 г.

 

Работы в Мировом океане

Освоение минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана. Создание условий и возможностей для разведки и добычи ресурсов глубоководных районов Мирового океана (на дне и в недрах), закрепление в рамках полномочий Международного органа по морскому дну прав РФ на разведку и разработку ресурсов морского дна за пределами юрисдикции прибрежных государств. Цели изучения и освоения ресурсов недр Мирового океана.

Цели изучения и освоения ресурсов недр Мирового океана. В условиях исчерпания запасов минерального сырья на суше резервы полезных ископаемых Мирового океана выходят на первый план, поскольку указанные полезные ископаемые чрезвычайно богаты такими ценными компонентами, как железо, медь, золото, серебро, марганец, никель, цинк, кобальт и др. Содержание ценных компонентов в этих рудах в десятки и сотни раз превосходит месторождения суши, при этом сами месторождения сопоставимы или превосходят крупные и уникальные объекты, расположенные на суше.

Работы по изучению твердых полезных ископаемых Мирового океана имеют важное геополитическое значение. Помимо того что руды Мирового океана являются резервом ценного сырья, работы по их изучению и добыче несут гигантскую инновационную составляющую. По сути, отработка полезных ископаемых на таких глубинах – это научно-производственная деятельность по выработке новейших технологий, обеспечивающих конкурентоспособность России. Твердые полезные ископаемые Мирового океана представлены железомарганцевыми конкрециями (ЖМК), глубоководными полиметаллическими сульфидами (ГПС), кобальтоносными железомарганцевыми корками (КМК).

ЖМК. Контракт на разведку заключен ГНЦ ФГУГП «Южморгеология» с Международным органом по морскому дну 29 марта 2001 г. В настоящее время осуществляется выполнение плана работы по разведке железомарганцевых конкреций в Российском разведочном районе площадью 75 000 кв. км, расположенном в зоне Кларион-Клиппертон Тихого океана.

ГПС. 19 июля 2011 г. Совет Международного органа по морскому дну утвердил план работы по разведке полиметаллических сульфидов (участок в Атлантическом океане) и поручил генеральному секретарю Международного органа подписать контракт на выполнение плана работ. Контракт сроком на 15 лет с правом продления на 5 лет будет заключен до конца 2011 г.

КМК. Минприроды подготовлен проект заявки в Международный орган по морскому дну на утверждение плана работы по разведке кобальтоносных железомарганцевых корок за пределами юрисдикции РФ (участок в Тихом океане), а также проект соответствующего распоряжения правительства. Вместе с тем на сессии Международного органа по морскому дну в июле 2011 г. правила поиска и разведки кобальтоносных железомарганцевых корок в районе приняты не были. Принятие этих правил определено первоочередной задачей следующей сессии Международного органа по морскому дну (июль 2012 г.). Подача российской заявки будет синхронизирована с утверждением указанных правил и ожидается в 2012 г.

Проблемы технико-технологического обеспечения. В настоящее время океанский научно-исследовательский флот системы Минприроды насчитывает три специализированных судна (НИС «Южморгеология», НИС «Геленджик» и НИС «Профессор Логачев») водоизмещением 5200 тонн каждое. Все суда советской постройки, созданы на базе рыболовецких траулеров, спроектированных по техническим требованиям начала 70-х годов прошлого века. Технико-экономические показатели судов не соответствуют современным требованиям, а износ их превышает 85%.

Имеющееся специализированное технологическое оборудование для разведки указанного сырья существенно уступает мировым образцам и не обеспечивает выполнение контрактных обязательств, а технологическое оборудование для опытной добычи вовсе отсутствует и даже не разрабатывается.

Необходима разработка программы, направленной в том числе на реконструкцию трех имеющихся судов, проведение НИОКР по созданию специализированного технологического оборудования нового поколения для разведки ЖМК, ГПС и КМК (высокоточной придонной батиметрической системы, высокоточной системы подводной навигации, телеуправляемого подводного аппарата рабочего класса, оптоволоконной системы передачи данных с подводных аппаратов на борт судна, глубоководных буровых станков) и технологий проведения опытной добычи и переработки сырья.

Научные исследования

Проведение научных исследований в Антарктике как главного элемента осуществления государственной политики, направленной на сохранение и закрепление позиций России в этом регионе.

В течение 2001-2011 гг. Полярная морская геолого-разведочная экспедиция Роснедр продолжала работы в Южном океане в составе 46-56-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) по составлению комплектов карт геолого-геофизического содержания бассейна моря Дейвиса и горных районов Земли Мак-Робертсона (массивы Геологов и Мак-Лауд, северо-западная часть гор Принс-Чарльз), оценке перспективы изученных морских и континентальных районов на полезные ископаемые, по геолого-геофизическому изучению и оценке минерально-сырьевого потенциала недр Антарктиды и ее окраинных морей (восточная часть моря Уэдделла, горные районы Земли Мак-Робертсона и Земли Принцессы Елизаветы). Оценены перспективы изученных морских и континентальных районов на полезные ископаемые.

Разграничения морских пространств

Разрешение вопросов, связанных с разграничением морских пространств между РФ и прилежащими и противолежащими государствами.

Состоялись переговоры с Казахстаном и Азербайджаном по разграничению дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, которые завершились в 2002 году подписанием соответствующих соглашений.

Подготовлен договор между РФ и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подписанный 15.09.2010 и ратифицированный РФ в 2011 г.

Подготовлен проект соглашения между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о защите морской среды Азовского моря и Керченского пролива. Закончены процедуры согласования проекта в федеральных органах исполнительной власти. До внесения проекта соответствующего распоряжения в Правительство РФ проект соглашения в июле 2011 г. направлен украинской стороне для проведения дальнейших переговоров.

В настоящее время идет переговорный процесс между РФ и Украиной по вопросам разграничения морских пространств Азовского и Черного морей, а также определения статуса Керченского пролива; между РФ и Республикой Абхазия по делимитации государственной границы и разграничению морских пространств в Черном море.

Правовой режим Каспийского моря

Определение выгодных для Российской Федерации международного правового режима Каспийского моря, порядка использования рыбных запасов, месторождений нефти и газа.

Правовой основой решения экологических проблем и предупреждения загрязнения Каспийского моря, а также подготовки и реализации мероприятий по их выполнению является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (далее  – Тегеранская конвенция).

Россия приняла участие в 3-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, проходившей в период с 10 по 12 августа 2011 г. в Актау (Казахстан). В составе делегации представители Минприроды, а также Минтранса и МИДа. В мероприятии приняли участие министры охраны окружающей среды Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. Иранскую делегацию возглавлял вице-президент страны.

Основным итогом сессии стало подписание прикаспийскими государствами протокола о региональной готовности, реагированию и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, к Тегеранской конвенции (в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2011 г.). Данный протокол является первым документом, принятым за 8 лет после подписания самой конвенции в 2003 г., который обеспечит начало практической реализации положений Тегеранской конвенции по защите экологии Каспийского моря.

Подписание данного протокола обеспечило выполнение поручения президентов прикаспийских государств по итогам третьего Каспийского саммита (ноябрь 2010 г., Баку) о необходимости завершения согласования этого протокола к Тегеранской конвенции.

Следующая сессия Конференции сторон Тегеранской конвенции на уровне министров состоится в России в 2012 году. Планируется обсудить вопрос местоположения постоянного секретариата конвенции, а также завершить согласование и подписать протоколы к Тегеранской конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, по сохранению биоразнообразия и по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности, реализация которых будет способствовать минимизации ущерба морской среде Каспийского моря и укрепит договорно-правовую базу регионального сотрудничества в сфере охраны морской среды Каспия и обеспечит устойчивое развитие региона.

На повторное согласование в Минэнерго России направлен проект распоряжения Правительства РФ о подписании протокола по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Тегеранской конвенции. Указанный пакет документов согласован с МИДом, Минфином, Минэкономразвития, Минтрансом, Минздравсоцразвития, МЧС, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Росгидрометом и Росводресурсами и одобрен экспертами прикаспийских государств.

Экологическая безопасность

Мониторинг состояния морской среды и комплексные меры по предупреждению и ликвидации последствий ее загрязнения, осуществление мероприятий по предотвращению разливов нефти при разведке, добыче и транспортировке, строительстве и реконструкции приемных сооружений в портах для сбора и переработки отходов.

Минприроды ведется работа, направленная на совершенствование нормативно-правового, методического и организационного обеспечения предотвращения загрязнения морской среды и побережья. Подготовлены:

-         постановление Правительства РФ от 25.09.2008 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)»;

-         постановление Правительства РФ от 27.01.2009 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»;

-         постановление Правительства РФ от 31.03.2009 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;

-         распоряжение Правительства РФ от 18.08.2009 об утверждении комплекса мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в РФ;

-         распоряжение Правительства РФ от 10.06.2010 № 965-р об утверждении комплекса мер по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду Арктической зоны РФ, предусматривающее целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение охраны морской среды арктической зоны и ее природных ресурсов.

В настоящее время подготовлены проекты концепций следующих федеральных целевых программ:

«Экологическая безопасность России (на 2011-2020 годы)», разрабатываемая в соответствии с поручением правительства. В настоящее время подготовленный проект концепции проходит согласительные процедуры в федеральных органах исполнительной власти.

«Национальная программа мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря». Проект концепции подготовлен в соответствии с поручением Правительства РФ от 26.03.2010 и в настоящее время проходит согласительные процедуры в федеральных органах исполнительной власти.

В целях реализации пунктов 8 и 18 Перечня мероприятий подпрограммы «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» Ростехнадзором и Минприроды выполняются работы по первоочередным мероприятиям по очистке Арктической зоны РФ от загрязнений, а также научно-исследовательские работы «Оценка накопленного экологического ущерба в Арктической зоне РФ и обоснование мероприятий по его ликвидации и снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности в Арктике, в том числе на континентальном шельфе и в районах российского присутствия на архипелаге Шпицберген».

Разрешимые противоречия

Разрешение противоречий между увеличением объемов и интенсивности добычи углеводородного сырья и других ресурсов морского дна и необходимостью сохранения, воспроизводства и добычи биоресурсов Мирового океана

Во исполнение поручений президента и председателя Правительства РФ в части совершенствования законодательства в области регулирования использования природных ресурсов внутренних морских вод РФ в целях сохранения морской среды и защиты от нефтяного загрязнения разработан проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ» и в статью 27 федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ». Законопроект внесен в правительство, а в июне 2011 г. – в Государственную Думу РФ.

В рамках данного направления также ведется большая работа, связанная с разработкой и реализацией конкретных проектов и мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности при разведке, добыче и транспортировке нефтегазовых ресурсов с учетом экологической чувствительности различных регионов по линии международного сотрудничества.

 

Заключение

1. Необходимо обеспечить финансирование геолого-разведочных работ за счет средств федерального бюджета в размере, предусмотренном долгосрочной государственной программой геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе баланса производства и потребления минерального сырья до 2020 года, одобренной Правительством РФ.

2. С целью стимулирования геологического изучения и освоения континентального шельфа РФ при условии обеспечения интересов обороны и безопасности государства необходимо внести изменения в законодательство, направленные на расширение субъектного состава пользователей недр путем включения в их число дочерних обществ госкомпаний, а также иных российских нефтегазовых компаний.

3. На законодательном уровне следует восстановить возможность осуществления поисковой (наиболее рисковой) деятельности на шельфе всеми заинтересованными лицами, с наложением на них обязанности предоставлять полученную геологическую информацию государству без ограничений ее использования.

4. Предусмотреть в долгосрочной государственной программе «Изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» комплексные взаимоувязанные работы по изучению и освоению ресурсов недр Международного района морского дна (ЖМК, ГПС, КМК) в виде самостоятельного раздела государственной программы и обеспечить с 2012 года ежегодное целевое долгосрочное бюджетное финансирование указанных работ в объеме не менее 3,0 млрд рублей.

 

Морские вести России №16 (2011)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России