Экология равновесия - Морские вести России

Экология равновесия

26.12.2011

Севморпуть

Экология равновесия

В июле 2007 года в Арктике наблюдалось необычно интенсивное для этого региона таяние льдов. Кромка льда быстро ушла далеко от берега. Вместе с ней мигрировали тюлени – основная пища белых медведей. Часть медведей попыталась переплыть полынью, и многие погибли. Другая часть осталась на берегу и в поисках пищи пришла к человеческим жилищам. Медведи кормились на помойках, охотились на собак и нападали на людей. В качестве ответной меры был организован медвежий патруль, который отпугивал медведей с помощью резиновых пуль. Чаще в прибрежной зоне Арктики начинались настоящие войны между человеком и хищниками. В результате противостояния погибло немало медведей. После 2007 года интенсивность таяния льдов в период арктической весны уменьшилась, но все же климат в Арктике изменился по сравнению с тем, что было здесь восемь-десять лет назад.

Алексей Казаков

Что же является причиной потепления: климатические циклы или хозяйственная деятельность человека в Арктике, в том числе и судоходство по Севморпути? Эта проблема обсуждалась на круглом столе «Ожидается потепление. Таяние льдов в Арктике: причины, проблемы, последствия».

 

СМП пока не загрязнен

Член совета по экологическому сотрудничеству The Russian Green Building Council Марина Некрасова была участницей прохода каравана судов по Севморпути. По ее словам, пока СМП не загрязнен. «Мой опыт хождения на судах по Арктике показывает, что с точки зрения экологии наши моряки образованны намного лучше, чем население страны. На судах соблюдаются все международные правила по обращению с отходами. За борт не выбрасывается даже чай. В 30-километровой зоне сбросов не производится. Я за этим внимательно следила. Бытовые отходы сдаются в порту на специальные суда», – рассказывает Марина Некрасова. Ее претензии заключаются в проблеме переработки накопленных отходов на берегу и утилизации судов. «В прибрежной зоне много подводных свалок, которые оказывают отрицательное влияние на чувствительную экологию Арктики. Основные экологические проблемы Арктики связаны с ЖКХ», – считает она.

 

Архипелаг в отходах

Ее выводы были подтверждены в выступлении руководителя отделения проблем природопользования и экологии СОПС Анатолия Шевчука, который недавно вернулся из экспедиции, целью которой был сбор первичной информации о степени загрязнения территории архипелага Земля Франца-Иосифа. Экспедиция работала на четырех островах, где велась наиболее активная деятельность человека, – Грэм-Белл, Гукера, Гофмана и Земля Александры. На территории архипелага при уходе войск были брошены продукты ГСМ, бочкотара, аварийная и даже новая авто- и авиатехника, сейчас там разрушаются необслуживаемые здания. Первоочередные меры по экологическому сохранению архипелага и его рекультивации, которые будут разработаны по итогам этой экспедиции, будут рассчитаны на 2012-2013 годы. По самым скромным оценкам, на качественную очистку архипелага Земля Франца-Иосифа уйдет не менее 8 лет, а полноценная рекультивация займет около 15 лет, считает Анатолий Шевчук.

 

Зона многоцелевого порога

Он считает, что прибрежные морские районы Кольского полуострова должны получить статус зон многоцелевого использования. Здесь находятся незамерзающие порты, в том числе крупнейший порт Заполярья – Мурманск, военные базы, районы прибрежного рыболовства. Растет интенсивность судоходства, в особенности танкерных перевозок. Можно ожидать, что именно эти прибрежные провинции вскоре окажутся зонами экосистемных конфликтов, прогнозирует Анатолий Шевчук. Для сохранения биологического разнообразия региона уже предпринят ряд эффективных мер. На Мурмане располагается несколько особо охраняемых природных заповедников. Это участки Кандалакшского заповедника, федеральный памятник природы «Озеро Могильное» и региональные береговые памятники природы. «Но регион нуждается в создании баланса экологических и хозяйственных интересов», – считает Анатолий Шевчук.

 

Сажа тает льды

То, что биологическое разнообразие Арктики все больше увязывается с деятельностью человека, уже никто не отрицает. Стоит задуматься над таким фактом. На западном участке Севморпути количество белых медведей в десятки раз меньше, чем в районе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Об этом говорят данные, опубликованные в недавно изданном «Атласе биологического разнообразия морей и побережной зоны Российской Арктики», подготовленном специалистами ряда ведущих научных учреждений РАН, высшей школы Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Росрыболовства.

Один из авторов атласа, координатор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин, обратил внимание на то, что в юго-восточной части Баренцева моря и в Карском море располагаются прибрежные провинции Канино-Печорская, Байдарацкая, Обь-Енисейская, которые являются зонами интенсивного судоходства по западному сегменту Северного морского пути. Он признал, что на сегодня известен процент загрязнения Арктики от деятельности морского флота.

Но существуют еще и проблемы выброса CO2, и шумовые загрязнения. Если такое количество сажи, которое выбрасывают дизельные ледоколы, выпадет на снег Подмосковья, то этого никто не заметит. Но природа Арктики очень чувствительна. Осаждение даже очень небольшого количества сажи ведет к значительному понижению отражающей способности покрова, что приведет к таянию льдов. «Говорить об Арктике как о территории, свободной ото льда, в обозримом будущем нелепо. Не может быть речи ни о каких танкерах обычного класса. Как минимум должны быть танкеры типа «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», которые в роли челноков будут транспортировать нефть на Кольский полуостров, а дальше она будет перегружаться на танкеры обычного класса. Это очень сильно удорожает процесс, но другого выхода просто нет», – считает Алексей Кокорин.

 

Заприпайные полыньи

Для судоходства по СМП широко используются и будут использоваться заприпайные полыньи, которые имеют огромное значение для поддержания биологического разнообразия и функционирования экосистем. Поэтому в этих зонах должны быть предусмотрены специальные меры по сохранению биологического разнообразия через систему морских береговых особо охраняемых природных территорий. По его мнению, сейчас ценные в экосистемном отношении маршевые биотипы этой зоны лишь в малой степени охвачены различными формами охраны. Устьевые районы крупных рек, таких как Печора, Обь, Енисей, поддерживают основные запасы проходных и полупроходных рыб Российской Арктики. Поэтому устьевые области рек нуждаются в особых мерах защиты, связанных с заприпайными полыньями и припойными льдами, особенно от аварийных разливов нефти, а также воздействия на биосферу судоходства. Несмотря на то что в районах СМП имеются три государственных природных заповедника (Большой Арктический, Таймырский и Усть-Ленинский) и ряд региональных ООПТ, охват охраняемыми территориями устьевых областей рек должен быть значительно увеличен, считает Алексей Кокорин.

Прибрежные воды Чукотского моря представляют собой потенциально высокую зону многоцелевого использования. По прогнозам ученых, на побережье Чукотки велика концентрация месторождения углеводородного сырья. Участники круглого стола считают, что даже при успешной реализации планов по освоению шельфа Чукотки приоритет должен быть отдан сохранению биологического разнообразия и безопасного судоходства по Северному морскому пути.

«Для решения этой задачи возлагаются большие надежды на развитие национального парка «Берингия», который должен охватить районы заприпайных полыней», – заявила заведующая аналитической лабораторией Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Инна Немировская.

 

Морские вести России №18 (2011)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России