Тепло идет на север - Морские вести России

Тепло идет на север

14.02.2012

Севморпуть

Необходима разработка и реализация стратегии адаптации к глобальным климатическим изменениям

Процессы глобальных климатических изменений способны сформировать совершенно особые условия развитию морской деятельности Российской Федерации, приморских территорий и прибрежных акваторий. В целом проблема воздействия климата на социально-экономическое развитие носит фундаментальный характер и имеет свои положительные или отрицательные проявления во всех сферах жизнедеятельности, а отнюдь не только в экологической.

Галина Батурова, к.э.н., зав. сектором регионального развития Центра «Мировой океан» СОПС Минэкономразвития и РАН, ответственный секретарь секции по вопросам государственно-частного партнерства НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ

Алексей Коновалов, к.т.н., директор Центра «Мировой океан» СОПС, руководитель секции по вопросам государственно-частного партнерства НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ

При этом негативные проявления климатических изменений в первую очередь включают последствия для экосистем, окружающей среды, инфраструктуры, в особенности приморских территорий, здоровья населения и традиционного местного уклада жизни. К положительным следует отнести сокращение затрат на отопление, расширение возможностей для сельского и лесного хозяйств, развитие судоходства по высокоширотным трассам, а также расширение доступа и увеличение добычи минеральных энергоресурсов континентального шельфа и морских биоресурсов.

 

Биоресурсы тяготеют к России

Нельзя пренебрегать тем обстоятельством, что возможные процессы потепления обусловят масштабные изменения в морских биогеоценозах и радикальные сдвиги в видовом составе, причем с заранее непредсказуемыми последствиями. Однако основной вектор научных исследований в этой области указывает на усиление благоприятных промыслу условий. Среди них и рост продуктивности кормовой базы для ценных видов водных биоресурсов, то есть морских хищников верхних трофических уровней, и расширение ареала обитания их популяций, и оживление рыболовства в море Бофорта и в Чукотском море, где в прошлом коммерческий вылов был минимизирован.

Кроме того, по мере сокращения ледового покрова проявятся перспективы интенсификации промышленной добычи в Беринговом море. Конечно, параллельно им способны усилиться новые поводы к возникновению конфликтов по поводу распределения квот, поскольку запасы будут мигрировать из вод под юрисдикцией одной страны в акватории другой. Многие ценные стада биоресурсов (крабы-стригуны, минтай, лосось, палтус), похоже, станут перемещаться от Аляски в сторону России по мере отступления льдов и потепления воды в Чукотском и Беринговом морях. Колонизация новых рек горбушей – лишь один из многочисленных признаков в этом ряду.

В совокупности перечисленные факторы создадут позитивный фон социально-экономической динамике приморских субъектов России, особенно тех, в которых промышленное рыболовство занимает лидирующие позиции в структуре валового регионального продукта.

 

По СМП круглый год

В морской трансарктической транспортной системе устойчивое потепление, которое рискует наступить вопреки естественным климатическим циклам, увеличит продолжительность безледовой навигации, открывая возможность использования судов с незначительным ледовым подкреплением (облегченных и недорогих в эксплуатации и строительстве) либо вообще без него. Прежде всего эта тенденция спроецируется на внутрикаботажный флот, обслуживающий транспортные потоки сезонного значения – вывоз лесных грузов по Енисею, завоз снабженческих грузов на необорудованные пункты юго-западной части Карского моря и побережья Северной Чукотки, перевозки на трассах морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Дополнительный импульс к развитию получит судоходство типа «река-море», включая освоение экспортно-импортных грузопотоков по линии Якутск – Европа. Можно также предвидеть увеличение продолжительности сроков навигации, повышение скорости движения транспортных средств, уменьшение дальности перевозок и вовлечение в систему Северного морского пути новых маршрутов. Одновременно способен возродиться полноценный транзит по его трассам, обладающий огромным и недооцененным потенциалом, в силу выгодного географического расположения нашей страны. Первоначально транзитные рейсы будут выполняться в сезонном режиме, однако сроки мореплавания будут расширяться вплоть до круглогодичных и бесперебойных.

Возможные изменения климатических условий способны превратить Северный морской путь в транзитную транспортную артерию круглогодичного действия, востребованную мировым сообществом. В этом случае усилятся голоса в пользу интернационализации его трасс, определенно обострятся проблемы делимитации морских пространств, а этот процесс повлечет за собой неизбежные изменения в военно-морской активности, то есть вполне вероятны объективные осложнения и угрозы национальной безопасности в международной и военной сферах.

 

Ледоколы не отменяются

Есть еще одна существенная деталь, которую необходимо учитывать при анализе возможного влияния глобальных климатических трансформаций на судоходство – даже в случае потепления потребность в ледокольных средствах не изменится или будет снижаться не так интенсивно, как остальные показатели работы морского транспорта и обеспечивающих его средств. По-видимому, лишь очень небольшими темпами станет также происходить ротация небольших транспортных судов с мощным ледовым подкреплением на более крупные и облегченные плавсредства. Объяснения тому состоят в нескольких взаимосвязанных тезисах.

1. При расширяющейся продолжительности арктической навигации для гарантированного обеспечения ритмичного судоходства потребуется значительное усиление флота линейных ледоколов и ледокольно-транспортных судов.

2. Речь во всех климатологических прогнозах идет, как правило, о многолетних паковых льдах, а однолетние, как образовывались раньше, так и образуются сейчас, причем не только в мелководной Арктике с ее суровыми зимами, но и на тысячи километров южнее – на Каспии, в Желтом море и т.д.

3. По мере неумолимого приближения времени полномасштабного освоения шельфовых месторождений углеводородов начнет расти спрос на ледокольное обеспечение перевалки нефтепродуктов в замерзающих морях (Балтийское, Белое, Охотское).

4. В условиях уменьшения толщины и сокращения площади морского льда он, вероятно, станет более динамичным во многих регионах, где раньше наличествовал припай и существовали относительно стабильные условия мореплавания, что потребует совершенствования сервисного сопровождения, включая ледокольную поддержку, ледовые прогнозы и технологии создания ледовых карт.

5. Привлечение на трассы Северного морского пути иностранных операторов приведет к повышению инженерных стандартов к судам арктического плавания в сравнении с прочими плавсредствами, предназначенными для открытого моря, в части их более совершенных ледовых качеств.

6. Рост подвижности льда в узкостях на трассах может затруднить судоходство. Вне зависимости от гипотетических вариаций климата морской транспорт в северных широтах арктической и субарктической зон становится не только и не столько самым эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, продовольствия и прочих материалов, необходимых для жизнеобеспечения проживающего здесь населения и функционирования территориально-производственных комплексов, сколько рычагом независимости отгрузок от политической конъюнктуры и определенной гибкости в географии поставок российских энергоносителей на мировые рынки.

 

Айсберги в 3,5 млн тонн

Разработчиками минеральных и энергетических ресурсов континентального шельфа гипотезы о сокращении площади паковых льдов также рассматриваются как события благоприятные, но не слишком существенные. Однако эти многолетние образования могут представлять опасность для воздвигнутых на континентальном шельфе буровых платформ, а также стать причиной аварийных повреждений трубопроводов. Равно как и айсберги, вероятность столкновения которых с искусственными конструкциями и сооружениями резко повышается, тем более что уже сейчас учащаются случаи их появления в районах северных морских месторождений, включая Штокмановское (сегодня здесь специалисты каждый год фиксируют десятки новоземельских айсбергов весом до 3,5 млн тонн, притом что максимальный айсберг ХХ столетия для этой зоны оценивался в 1 млн тонн). Недропользователи планируют создать специальные службы мониторинга ледовой обстановки и возникающих новых рисков. Однако область распространения паковых льдов не пересекается с перспективными районами интенсивной добычи углеводородов и вряд ли упростит освоение месторождений. Кроме того, темпы сегодняшнего потепления, если оно имеет место быть в тех масштабах, которые имеют не только научную, но и прикладную значимость, таковы, что не оказывают существенного влияния на сезонную ледовитость морей и не способны помешать ежегодному ледообразованию. Вероятно некоторое увеличение безледового периода работы, что не снимает требований к проектированию и постройке разведочных, добычных и транспортных сооружений в расчете на самую суровую ледовую обстановку.

При этом наиболее драматичные последствия, по всей видимости, можно будет зафиксировать в экологической сфере. Причем обусловлены они как непосредственными причинами, увязанными с зависимостью морских млекопитающих от наличия льда, что, конечно, самым катастрофическим образом скажется на традиционном укладе жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, так и опосредованными, касающимися увеличения ущерба окружающей среде, традиционно сопровождающего интенсификацию судоходства или добычу ресурсов. Например, очень вероятно, что сокращение морского ледяного покрова радикально сократит среду обитания белых медведей, зависящих от наличия льда тюленей, ставя отдельные виды на грань вымирания, что будет иметь негативные последствия для коренных народов, поскольку эти млекопитающие, по сути, выступают основой их жизнедеятельности.

 

Минусы потепления

Вероятно, усилится береговая эрозия, так как рост уровня Мирового океана и уменьшение количества льда позволят более высоким волнам и штормовым нагонам достигать берега, вдоль некоторых участков береговой линии таяние вечной мерзлоты ослабит участки земли, увеличивая их уязвимость, риск наводнений в прибрежных заболоченных территориях, согласно прогнозам, возрастет, что затронет население и природные экосистемы. Таяние грунта приведет к разрушению дорог, строений и других объектов инфраструктуры. Добыча нефти и газа, а также лесозаготовки будут периодически прерываться из-за сокращения периода, когда зимники и тундра достаточно промерзнут, чтобы осуществлять промышленные перевозки. По мере таяния мерзлого грунта здания, дороги, трубопроводы, аэропорты и другие объекты, вероятно, будут разрушаться, требуя ремонта, обслуживания и финансовых вложений. Будущее развитие потребует новых подходов к проектированию для учета эффектов потепления, что увеличит строительные и эксплуатационные затраты. Деградация вечной мерзлоты окажет влияние на экосистемы, приводя к провалам грунта, осушению озер, заболачиванию и заваливанию деревьев в некоторых приарктических регионах. В складывающейся ситуации вся сегодняшняя портовая, поселенческая (городская) и транспортная (включая трубопроводы) инфраструктуры приморских территорий находятся в зоне высокого риска и становятся опасной как для проживания, так и с точки зрения возможных техногенных катастроф. Для эффективного развития морской деятельности требуется глубокая модернизация и обновление целесообразного состояния базовых инфраструктур с учетом глобальных климатических изменений.

При этом их эффекты, как правило, неоднозначны. Так, например, увеличение площади лесной зоны может привести к развитию лесной промышленности и соответствующему росту занятости населения и в то же время способствовать росту поглощения углекислого газа, то есть может обеспечить локальные и глобальные экономические выгоды. С другой стороны, очень вероятно, что произойдет сдвиг зон вегетации, а ускоренный рост деревьев, вероятно, может дать дополнительный вклад в региональное потепление и оказать влияние на условия обитания многих видов птиц, северных оленей, оленей-карибу и других видов, тем самым оказывая неблагоприятное воздействие на местное население. При более детальном рассмотрении последствий предсказывается увеличение таких негативных последствий для лесов, как пожары и вспышки численности насекомых, что может снизить ожидаемые выгоды.

 

Стратегия адаптации

Кроме того, имеет полное право на существование мнение о том, что сейчас наблюдается тепловой пик, после которого неизбежно начнется естественное похолодание. Встречаются факты о новой стадии развития макросиноптических процессов, заключающейся в переходе от меридиональной к зональной циркуляции. Например, наметилась тенденция понижения температуры воздуха в Западной Арктике и крупных положительных аномалий основных параметров ледового режима в Баренцевом и Карском морях. Большинство проведенных исследований указывают на необоснованность алармистских климатологических прогнозов. Помимо этого увеличение притока пресной воды, приносимой реками в Северный Ледовитый океан, вследствие таяния ледников и увеличения количества осадков будет способствовать снижению скорости образования более соленой и плотной воды при формировании морского льда. Падение темпов термогалинной циркуляции может привести к замедлению переноса течениями Атлантического океана (в первую очередь Гольфстримом) тепла на север – явлению регионального масштаба – на фоне глобального потепления всей планеты. В максимальной степени этот феномен может отразиться на Мурманской области, поскольку способен существенно осложнить ледовые условия в Кольском заливе и поставить под угрозу развитие Мурманского транспортного узла. Если исходить из межгодовой изменчивости ледовых условий, наблюдаемых за 50-60 предшествующих лет, то можно ожидать, что и в последующие 20-30 лет на трассах Северного морского пути будут периодически возникать непростые для навигации условия, особенно в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова и Лонга. Усилятся негативные явления, обусловленные ростом ветро-волновой активности, а именно повторяемость ледовых штормов. Таким образом, требуется долгосрочное планирование социально-экономического развития приморских территорий и прибрежных акваторий в условиях непрерывных и разнонаправленных климатических изменений, поскольку, например, перспективы транспортной сети построены на базовых установках существующих видов транспорта и технологий строительства соответствующих коммуникаций (в том числе трубопроводный транспорт, линии электропередач и т.п.), которые планировались в стабильной климатической ситуации. Однако количество происходящих изменений будет переходить в новое качество оцениваемых результатов (недоступность территории, неприменимость технологии, экономическая нецелесообразность действий и т.д.). Высока вероятность, что существующие населенные пункты, порты и аэропорты встанут перед необходимостью перенесения их на иные территории, а запланированное к реализации в стратегических решениях строительство новых объектов инфраструктуры теряет всякий смысл еще на стадии предпроектной подготовки.

Подлежащие освоению приморские территории и прибрежные акватории требуют инновационных транспортных подсистем, подразумевающих альтернативные виды транспортных средств (дирижабли, амфибийный транспорт, включая экранопланы, суда на воздушной подушке, самолеты с шасси на воздушной подушке и т.д.), другие транспортные технологии и в силу этого новые транспортные маршруты. Возможно, потребуются другие системы связи. При этом любое строительство предполагает проведение геологоразведки, что потребует отдельной линии проектного планирования и статьи расходов.

С учетом глобальных изменений климата просматриваются новые тенденции и особенности трансформации северного завоза. Потребуется принципиально иная схема, которая может быть реализована только на основе арктической транспортной системы, включающей альтернативные транспортные сети и современные транспортные средства. Необходимо сформировать и развить логистику северного завоза, суть которой заключается в интеграции процессов производства, материально-технического обеспечения, транспортировки. Снижение себестоимости перевозок возможно на основе формирования мультимодальных транспортных узлов (расширение календарных сроков завоза, увеличение объемов грузопотоков в обратном направлении, внедрение новых информационных технологий и др.). Мультимодальный транспортный узел северного завоза – это многовидовой, многотранспортный комплекс, интегрирующий все необходимые институты товаропродвижения (транспорт, терминальное и складское хозяйство, финансы, страховые и телекоммуникационные структуры и др.). В этой связи крайне актуальна разрабoтка региoнальных стратегий адаптации к глoбальным климатическим изменениям с учетом возможных сценариев развития макросиноптических прoцессoв.

 

Морские вести России №3 (2012)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России