Россия усиливает позиции в Арктике - Морские вести России

Россия усиливает позиции в Арктике

14.03.2012

Севморпуть

Россия усиливает позиции в Арктике

Перспективы реализации ФЦП «Мировой океан» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» и разработка новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной по отношению к ФЦП «Мировой океан».

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ 16 декабря 2011 года в Москве

 

Информационное обеспечение морской деятельности РФ на основе средств и ресурсов ЕСИМО

Решение проблем межотраслевой кооперации в информационной сфере морской деятельности осуществляется в подпрограмме «Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане» (ЕСИМО) текущей ФЦП «Мировой океан».

Основная цель подпрограммы состоит в построении межотраслевой информационной системы, основанной на существующих ведомственных системах и направленной на информационное обеспечение исследований, освоение и использование ресурсов Мирового океана.

В настоящее время эксплуатация первой очереди ЕСИМО выполняется 19 центрами системы, назначенными федеральными органами исполнительной власти и РАН в установленном порядке.

ЕСИМО охватывает все направления морской деятельности, и в настоящее время система управляет информацией по 16 дисциплинам, охватывающим более 350 параметров обстановки в Мировом океане

На сегодняшний день электронные хранилища данных ЕСИМО включают более 1800 единиц информационных ресурсов по всем аспектам обстановки в Мировом океане, причем 25% из них содержат оперативную информацию: гидрометеорологические прогнозы, местоположение судов, сведения о ЧС. Ежедневно осуществляется пополнение или полное обновление 25-30% информационных ресурсов единой системы.

Интегрируемые базы данных представлены в виде виртуальной системы распределенных баз данных ЕСИМО. Для получения сопутствующей информации используется централизованная база метаданных, охватывающая сведения о мореведческих организациях, объектах морской деятельности.

Информационное обслуживание ведется через портал ЕСИМО. Постоянными пользователями единой системы стали специалисты 9 федеральных органов исполнительной власти и РАН, коммерческие организации и частные лица, а также зарубежные специалисты. В среднем количество ежесуточных обращений в ЕСИМО превышает 1300, причем за 2011 год количество посещений системы увеличилось на 10%. Пользователи системы скачивают не менее 40 Гбайт информации в среднем за месяц.

Основным сервисом АРМов системы является интерактивная электронная карта, отображающая оперативню обстановку в сфере деятельности пользователя.

В 2009-2011 гг. разработаны и проведены предварительные испытания новых элементов системы, определяющих вид и возможности ЕСИМО к моменту завершения подпрограммы в 2013 году (так называемая полнофункциональная версия).

Полнофункциональная ЕСИМО создается в виде сетевой модели, когда вне зависимости от местонахождения источника данных пользователь имеет доступ к ресурсам системы через порталы системы. Новая архитектура предусматривает информационно-технологические узлы различных категорий: центральный, региональные, специализированные и ведомственные. Этот подход приближает ресурсы ЕСИМО к потребителям информации, которые могут обратиться в свой (территориальный или тематический) портал, и существенно сокращает нагрузки на сеть передачи данных.

Новые средства ЕСИМО, предусматриваемые к внедрению в 2013 году, позволят одновременно отслеживать природные процессы в различных районах Мирового океана, включая опасные природные явления, и техногенные чрезвычайные ситуации в сочетании с расположением морских объектов. При необходимости пользователь может добавить в свой профиль ресурсов новую информацию, создать свой региональный или специализированный подпортал или АРМ. Эти средства рассматриваются в качестве основы будущей ЕСИМО и не имеют аналогов в мире.

ЕСИМО, несомненно, оказывает положительное влияние на уровень и качество информационного обеспечения морской деятельности в России. С другой стороны, несмотря на очевидные успехи проекта ЕСИМО, проблемы информационного обеспечения морской деятельности сохраняют свою актуальность.

Преодоление внутриведомственной информационной разобщенности возможно только при наличии развитой информационно-технологической инфраструктуры, общей для всех заинтересованных участников и используемой в их практической информационной деятельности. В ЕСИМО готовность к решению таких задач, по существу, достигнута на завершающем этапе выполнения текущей ФЦП «Мировой океан». Для внедрения требуется время. Также необходимо учитывать постоянный прогресс в области информационных технологий и вычислительной техники, что не позволяет ограничить проводимые мероприятия конкретными временными рамками.

При подготовке предложений использованы результаты анализа текущего состояния информационного обеспечения морской деятельности и потребностей в его развитии. Предложения учитывают текущее и ожидаемое на 2013 год состояние ЕСИМО, прогнозные сведения по развитию современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Наименование подпрограммы: «Совершенствование информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации на основе средств и ресурсов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане».

Целью подпрограммы является информационное обеспечение мероприятий по реализации национальной морской политики на основе развития и использования ЕСИМО в качестве базового межотраслевого информационно-коммуникационного комплекса обмена, предоставления и распространения информации об обстановке в Мировом океане.

ЕСИМО позиционируется в качестве системы морских систем Российской Федерации (государственных федеральных и региональных информационных систем, коммерческих и иных систем) на основе концепций «виртуальная организация» и «цифровой дом» (IP-офис) посредством:

-         включения систем и комплексов в программное и информационное взаимодействие как поставщиками, так и получателями информации об обстановке в Мировом океане;

-         представления возможности оперативно настроить (перенастроить) схемы взаимодействия и создать свой профиль на содержание информации, сервисы ее переработки и отображения на основе общих решений и единой политики доступа к данным.

ЕСИМО должна стать единой информационно-коммуникацион-ной инфраструктурой («оболочкой») эффективного и рационального взаимодействия и функционирования действующих и перспективных (планируемых) морских­ информационных систем и комплексов различного подчинения.

Методология выполнения подпрограммы будет построена на механизмах формирования общего информационного пространства в сфере морской деятельности на основе следующих принципов:

-         использования задела, созданного в процессе создания ЕСИМО, типовых решений и реализаций на основе широкого применения современных информационных технологий;

-         развития информационных систем с централизацией ведения и распространения заданного набора данных и сервисов, чтобы интегрировать данные и сервисы этих систем и предоставлять интегрированные данные и сервисы без дополнительных затрат;

-         оптимизации состава и содержания интегрируемых данных и сервисов под задачи стратегии, но без ограничений на подключение любой информации, в любой момент, с любого устройства и комплекса;

-         реализации установленных требований безопасности и защиты информации, согласованной политики обмена, предоставления и распространения информации об обстановке в Мировом океане на основе действующих нормативных актов Российской Федерации, нормативных документов ведомств, межведомственных и других договоров политики;

-         обеспечения качества документированной информации, хранимой, обрабатываемой и передаваемой в ЕСИМО, распространяемой через ЕСИМО;

-         усиления контроля за работоспособностью информационно-технологического обеспечения и реализации службы операторов ЕСИМО на основе деятельности центров системы, обеспечивающей устойчивое и эффективное функционирование системы;

-         обеспечения взаимодействия ЕСИМО с зарубежными информационными системами в области морской деятельности на основе международных стандартов взаимодействия.

Цель подпрограммы достигается посредством решения задач инфраструктурного и прикладного направлений.

 

Развитие деятельности в Антарктике

Научные исследования являются главным и единственным инструментом обоснования стратегического присутствия страны в Антарктике. Более чем 50-летний опыт отечественных работ в Антарктике, анализ программ антарктических работ ведущих стран показывает, что научные работы естественным образом разбиваются на исследования атмосферы, океана и морского льда прежде всего в части изменений современного климата, исследований антарктического ледяного щита и находящихся под ним гидрологических объектов с точки зрения палеоклимата и гляциологии, проведения космо- и гелиогеофизических исследований, биологических и геолого-геофизических исследований. Данная структура отражает современные вызовы, связанные с необходимостью исследования и прогнозирования изменений в полярных районах.

В результате работ по подпрограмме «Изучение и исследование Антарктики» ФЦП «Мировой океан» к середине завершающего этапа (2011 г.) выполнены следующие мероприятия:

-         собраны новые данные о современном состоянии окружающей среды Антарктики, получены оценки ее изменений в прошлом и будущем;

-         созданы компоненты информационной системы по природной среде, включающей интегрированный банк данных и электронные справочные пособия;

-         подготовлены комплекты геолого-геофизических карт Антарктики;

-         созданы компьютерные базы данных по биологии Антарктики, оценена современная антропогенная нагрузка на наземные и морские экосистемы.

Наиболее важные результаты связаны с дистанционными исследованиями подледникового озера Восток и подготовкой к проникновению в озеро. Буровые операции в глубокой скважине достигли глубины 3720,47 м. Получены новые данные о минеральном составе и возрасте осадочных пород озера, создан банк данных об изотопном, газовом и биологическом составе озерного льда. Уточнены представления о механизме образования озерного льда и получена информация о газовом, изотопном и гидрологическом режимах подледникового водоема. Проведены испытания экспериментального образца термобурового снаряда для проникновения в озеро Восток.

В рамках НИОКР к завершению 3-го этапа подпрограммы в 2013 г. запланированы:

-         подготовка справочника «Климат Антарктики», оценки влияния Антарктики на климат Земли и прогноза изменения климата Антарктики под влиянием естественных и антропогенных факторов;

-         первое в истории проникновение в подледниковое озеро Восток и отбор проб озерной воды с применением новых, экологически чистых технологий;

-         подготовка данных об эволюционной адаптации микроорганизмов к экстремальной среде подледникового озера Восток;

-         определение перспективности различных районов Антарктики в отношении углеводородов и других полезных ископаемых;

-         создание банка данных по структуре и функционированию экосистем Антарктики с целью организации их мониторинга, охраны и возможного рационального использования;

-         создание электронного справочного издания по природной среде Антарктики.

Создание подпрограммы по направлению «Развитие деятельности Российской Федерации в Антарктике» новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной по отношению к ФЦП «Мировой океан», предусмотрено Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства РФ 30 октября 2010 года (№ 1926-р).

Несмотря на предпринятые в последние годы правительством меры по укреплению позиций нашей страны в антарктическом регионе, в том числе в рамках подпрограммы «Изучение и исследование Антарктики» ФЦП «Мировой океан», мы еще отстаем от ведущих западных стран, лидирующих в антарктических исследованиях. Ликвидация этого отставания является одной из главных целей предлагаемой новой подпрограммы, преемственной к подпрограмме «Изучение и исследование Антарктики».

 

Цели подпрограммы:

1. Обеспечение сохранения Антарктики в качестве зоны мира, стабильности и сотрудничества, предотвращения возможного возникновения очагов международной напряжённости в Антарктике и природно-климатических угроз глобального характера.

2. Укрепление экономического потенциала России за счёт использования имеющихся водных биологических ресурсов Южного океана, а также комплексного изучения минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики.

3. Проведение комплексных и междисциплинарных научных исследований природной среды Антарктики и усиление международного престижа РФ за счёт масштабных политических, социальных, научных, природоохранных акций и достижений.

Новая подпрограмма будет состоять из проектов НИОКР и инвестиционных мероприятий.

Целью инвестиционных мероприятий является модернизация, реновация объектов инфраструктуры России в Антарктике и приведение их в соответствие с укрепляющимся международным имиджем Российской Федерации, как в политической, так и в экономической сфере, а также обеспечение безопасности при проведении морских, воздушных и наземных транспортных операций в Антарктике.

В результате реализации подпрограммы будут обеспечены интересы России в Антарктике за счет:

-         укрепления и развития существующей системы договора об Антарктике;

-         развития комплексных, междисциплинарных научных исследований, в особенности по оценке роли Антарктики в глобальных климатических изменениях;

-         обеспечения охраны окружающей среды Антарктики;

-         продолжения научных исследований биологических, минеральных, углеводородных, пресноводных и других ресурсов Антарктики;

-         использования модернизированной наземной инфраструктуры и расширения транспортной системы Российской антарктической экспедиции (научно-экспедиционные суда, воздушные суда для трансконтинентальных и внутриконтинентальных перелетов, сеть снежно-ледовых аэродромов на станциях, транспортная техника для внутриконтинентальных походов);

-         построения новой структуры геодезических сетей в Антарктике для обеспечения функционирования системы ГЛОНАСС;

-         роста российского вылова водных биологических ресурсов в водах Антарктики.

 

Научное присутствие на архипелаге Шпицберген

Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными президентом, сформулированы главные цели и стратегические приоритеты государственной политики России в Арктике, среди которых – обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний.

РНЦШ по своей структуре будет являться центром коллективного пользования научного и технологического оборудования не менее 10 научных организаций РАН, Минприроды России, Росгидромета для проведения комплексных исследований по российским и международным программам.

Основной целью создания РНЦШ является обеспечение единой инфраструктуры систем мониторинга окружающей среды в районе архипелага Шпицберген и на акватории Северного Ледовитого океана (СЛО) в целом, а также координация научных программ, выполняемых организациями Минприроды, Росгидромета и РАН.

Создание РНЦШ в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» будет завершено в 2013 г. В настоящее время выполнена реконструкция двух зданий гидрометобсерватории Баренцбург под лабораторные корпуса РНЦШ, проведены проектно-изыскательские работы по созданию пяти научных полигонов (геофизический, метеорологический, криосферно-гидрологический, океанологический, экологический). В Баренцбурге создаётся выносной пункт приема, обработки и передачи спутниковой информации для мониторинга природных процессов и состояния окружающей среды в районе Шпицбергена и на акватории СЛО в целом. Проводятся НИР «Изучение метеорологического режима и климатических изменений в районе архипелага Шпицберген», «Создание системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды архипелага Шпицберген».

В период 2014-2020 годов предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях по устойчивому и эффективному функционированию РНЦШ и на его развитии и модернизации с учётом приоритетов деятельности Российской Федерации в Арктике и появлении новых систем наблюдений. В частности, это создание многоцелевой космической системы «Арктика», развитие российской системы освещения геофизической обстановки. Деятельность РНЦШ будет направлена на исследование изменений окружающей среды под действием естественных и антропогенных факторов, на обеспечение нарастающей российской морской деятельности, прежде всего в Карском и Баренцевом морях и в Северном Ледовитом океане в целом по освоению ресурсов шельфа и обеспечению морских перевозок.

Для устойчивого функционирования и развития РНЦШ необходимо усиление логистической составляющей, улучшение инфраструктуры российских поселков на Шпицбергене.

Создаваемая в Баренцбурге система спутниковых наблюдений Российского научного центра будет обеспечивать непрерывный прием в режиме НП (непосредственная передача) со скоростью 160 Мбит/с и обработку данных низкого пространственного разрешения оптического спектрального диапазона спутников МЕТОР, NOAA, FY3, EOS-AMI (TERRA), EOS-PM1 (AQUA).

Для обеспечения приема и обработки данных среднего и высокого пространственного разрешения оптического и радиолокационного диапазонов действующих и перспективных искусственных спутников Земли (ИСЗ) в режиме НП и для ИСЗ МКС «Арктика» также в режиме ЗИ (запоминания) необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий:

-         установить на станциях приёмники, обеспечивающие прием потока данных со скоростью 500 Мбит/с;

-         дооснастить систему спутниковых наблюдений аппаратно-программными комплексами для приёма данных ИСЗ серии NPP (в перспективе – серии NPOESS), «Арктика-М», «Арктика-Р», «Метеор-М», RADARSAT-2;

-         модернизировать систему связи РНЦШ для увеличения пропускной способности до 32 Мбит/с путем прокладки оптоволоконной (радиорелейной) линии Баренцбург – Лонгиербиен.

Геофизические наблюдения будут проводиться в области полярной шапки с целью исследования эффектов естественных космофизических воздействий на среду обитания человека и эффектов искусственной модификации полярной ионосферы. Оба направления исследований имеют приоритетный характер, очевидные прикладные аспекты и ориентированы на долговременную основу.

Выполнение океанографических работ и исследований позволит обеспечить реализацию широкого комплекса морских исследований (океанография, биоресурсы, гидрохимия, морская геология и др.), важных в условиях наблюдающегося потепления климата Евроарктического региона и связанных с этим изменений природных условий, в том числе в районе архипелага Шпицберген. Для успешного выполнения этих исследований необходимо в составе РНЦШ иметь современное научно-исследовательское судно.

Функционирование РНЦШ потребует решения ряда организационных, правовых и практических вопросов, связанных с тем, что архипелаг Шпицберген в соответствии с Парижским договором 1920 года находится под юрисдикцией Норвегии.

Дальнейшее совершенствование и модернизацию деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, а также проведение на его базе научных исследований и работ по мониторингу окружающей среды предлагается осуществлять в рамках направления «Изучение, освоение и эксплуатация Арктики» новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной по отношению к ФЦП «Мировой океан» (2014-2020 гг. и до 2030 г.).

 

Морские вести России №4 (2012)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России