Кому и как ходить по СМП - Морские вести России

Кому и как ходить по СМП

25.06.2012

Севморпуть

Кому и как ходить по СМП

В Росморречфлоте состоялось заседание Экспертного совета при Совете Федерального агентства морского и речного транспорта по вопросам совершенствование процедуры допуска судов на Северный морской путь в свете планируемых внесений изменений в некоторые законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути, а также по проблемам совершенствования функционирования пунктов пропуска через госграницу РФ, расположенных в морских и речных портах.

Открывая работу Совета, руководитель Росморречфлота Александр Давыденко высказал удовлетворение тем, что информационная площадка Экспертного совета Агентства пользуется популярностью в деловых кругах отрасли. Отметил возрастающий интерес со стороны даже не арктических стран к Арктическому бассейну в целом и Северному морскому пути в частности и высказал убеждение, что России нельзя упустить инициативу в глубоком освоении региона и эксплуатации ледовых морских трасс.

Касаясь работы пунктов пропуска, руководитель Росморречфлота сообщил, что здесь наблюдаются позитивные изменения, но остается ряд вопросов, который требует дальнейшего улучшения.

 

Регуляторы

По словам начальника Управления обеспечения судоходства Росморречфлота А. Пошивая, правовые основы режима судоходства по Севморпути, в том числе регулирование доступа иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов плавания, изложены в принятых в 1990 г. «Правилах плавания по трассам Севморпути». Эти Правила соответствуют требованиям статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, предоставляющей право прибрежным государствам принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов, в покрытых льдом большую часть года районах в пределах исключительной экономической зоны.

Общим обязательным условием доступа на Севморпуть, в соответствии с действующими Правилами, является соответствие судна специальным требованиям к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути, наличие у капитана и лица, его замещающего, опыта управления судном во льдах. Не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды.

Реформы в России начала 90-х годов внесли существенные изменения в систему управления Северным морским путем и организацию ледокольной проводки судов по Северному морскому пути. Одновременно произошли большие изменения в отечественном законодательстве. Россия присоединилась к Международным конвенциям о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г. (ратифицирована в 2008 г.), о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими 2004 г. (ратифицирована в марте 2012 года). Принято большое количество резолюций ИМО по вопросам безопасности мореплавания и охраны морской среды. Выполнение конвенционных требований и резолюций ИМО означает автоматическое выполнение судами ряда требований, предъявляемых для плавания по Северному морскому пути, и дает возможность упростить процедуры допуска судов в наши арктические воды, в частности, потеряла свою актуальность процедура предварительного осмотра судов на готовность к плаванию в акватории СМП.

Докладчик отметил, что в интересах совершенствования законодательной базы РФ в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Севморпути, Минтрансом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Севморпути».

17 ноября 2011 г. этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении и в настоящее время законопроект находится на рассмотрении Совета Госдумы. Положения законопроекта направлены на приведение в соответствие существующей системы управления Северным морским путем Морской доктрине РФ, утвержденной президентом, в части обеспечения национальных интересов в Арктике.

К существенным особенностям законопроекта следует отнести:

-         законодательное установление границ акватории Северного морского пути;

-         создание Администрации Северного морского пути в форме федерального казенного учреждения для организации плавания судов в акватории Северного морского пути;

-         установление основных положений Правил плавания в акватории Северного морского пути.

Принятие законопроекта позволит создать централизованное государственное управление Севморпутем, обеспечить безопасные условия плавания судов в его акватории и предоставить равный доступ всем заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.

 

Администрация СМП

С образованием федерального казенного учреждения ФКУ «Администрация Северного морского пути» будут созданы организационно-правовые условия для осуществления государственного контроля за плаванием судов в акватории Севморпути, включая выявление и пресечение незаконных случаев. На Администрацию Севморпути предусматривается возложение функций наблюдения за движением судов по Северному морскому пути, предоставления навигационной, метеорологической и ледовой информаций, организации системы связи, а также организация разработки руководств и пособий для плавания в акватории Северного морского пути.

В настоящее время в Росморречфлоте проводится работа по подготовке документов, регламентирующих деятельность Администрации Севморпути, а также начата разработка проекта Правил плавания в акватории Севморпути, учитывающих международные обязательства РФ и требования российского законодательства.

В целях решения задачи по организации плавания судов в акватории Северного морского пути одной из функций, возлагаемой законопроектом на Администрацию СМП, является прием заявлений на право плавания, рассмотрение заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути.

А. Пошивай обратил внимание присутствующих, что для упрощения процедуры допуска судов на СМП уже в навигацию этого года Росморречфлот разместил на своем официальном сайте «Порядок выдачи разрешения на проводку судов по Северному морскому пути» и «Декларацию о готовности судна к плаванию в акватории Северного морского пути». По его словам, эти материалы не являются нормативно правовыми документами. Их следуем воспринимать как изданную в помощь действующим документам (до выхода закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Севморпути».– Ред.) информацию, которую следует учитывать в ходе подготовки и осуществления плавания судов по Северному морскому пути в навигацию этого года и которая в дальнейшем будет использована при подготовке нормативно-правовых актов. А. Пошивай акцентировал, что эти материалы не являются догмой и при необходимости могут быть откорректированы.

Он уточнил, что порядок выдачи разрешения на проводку судов по Северному морскому пути не отменяет, а только в доступной форме трактует существующие нормативные акты с учетом развития транзитного судоходства и увеличения количества проводок по Севморпути судов под иностранным флагом.

Порядок состоит из 3-х частей. В первой дается информация о Порядке выдачи разрешения судам, следующим на СМП со стороны моря транзитом без грузовых операций в портах РФ. Необходимость разработки такого Порядка диктует опыт проведения двух последних летних арктических навигаций.

Особенность указанного Порядка заключается в уменьшении сроков подачи заявки. В Правилах предусматривается подача заявки за 4 месяца (срочной – за 1 месяц). Порядком предусматривается, что Администрация Севморпути будет принимать к рассмотрению заявки, поданные за срок от 4 месяцев до 15 дней до начала движения судов в акватории Севморпути.

В целях отказа от осмотра транзитных судов, учитывая выполнение ими требований международных конвенций и резолюций ИМО, в дополнение к заявкам, судовладельцам или капитанам судов предлагается направлять в Администрацию Севморпути Декларацию о готовности судна к плаванию в его акватории. На основании рассмотрения Декларации будет приниматься решение о соответствии судна требованиям для плавания в полярных водах и допуску в акваторию Северного морского пути.

Во второй части Порядка дается информация судовладельцам или капитанам судов по выдаче разрешения судам, следующим на СМП по внутренним водным путям и из морских портов РФ. Заявки аналогично первой части Порядка подаются судовладельцами или капитанами судов в срок от 4 месяцев до 15 суток до начала движения в акватории Севморпути. В целях определения соответствия судов установленным требованиям проводится осмотр перед их выходом на трассу СМП. Осмотр судов осуществляют капитаны морских портов в соответствии со статьей 79 КТМ РФ, при­казом Минтранса № 140 от 20.08.2009 г. и «Требованиями к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути» при каждом выпуске судна из морского порта.

Администрация Севморпути может отказать судну в выдаче разрешения по следующим основаниям:

-         запреты или ограничения, вводимые в порядке, установленном законодательством;

-         несоответствие требованиям, установленным для судов при плавании по Севморпути;

-         отказа от заключения договора на ледокольную проводку, если ледовые условия и ледовый класс судна определяют такую необходимость.

По рассмотрению заявок Администрацией Севморпути за подписью заместителя руководителя Росморречфлота выдаются разрешения на проводку судов по СМП установленного образца, либо заявителю направляется мотивированный отказ в выдаче разрешения.

В третьей части Порядка описывается очередность проводки судов по Севморпути.

 

Штаб морских операций

Как отметил А. Пошивай, преду­сматривается, что в течение навигации этого года и до принятия новых Правил плавания суда при плавании по СМП будут находиться под наблюдением штабов морских операций запада и востока, которые осуществляют координацию судопотоков, предоставляют судам ледового лоцмана, ледокольное обеспечение, оповещают капитанов судов о ледовой и гидрометеорологической обстановке. Штабы морских операций в зависимости от ледовых условий устанавливают и обеспечивают следующие виды проводок: ледокольная проводка, проводка по указаниям Штаба морских операций по рекомендованным маршрутам до определенного географического пункта. В соответствии с пунктом 2.12 Правил ледокольно-лоцманской проводки судов по СМП, очередность проводки судов устанавливает Штаб морских операций. Дата и точка начала ледокольной проводки судна оговариваются в договоре на ледокольную проводку, заключаемом судовладельцем с оператором ледокольного флота.

Очередность проводки судов устанавливают по указаниям Штаба морских операций по рекомендованным маршрутам до определенного географического пункта. Этот вид проводки применяется для судов, осуществляющих плавание в свободных ото льда районах СМП, или для судов с ледовым классом, позволяющим им самостоятельно следовать по Северному морскому пути в сложившихся ледовых условиях.

В этом случае очередность проводки не устанавливается. Судно выходит в рейс по мере готовности (после получения разрешения Администрации Северного морского пути и/или оформления судна на выход из морского порта).

– Таким образом, еще до выхода федерального закона уже начат процесс подготовки мероприятий, направленных на совершенствование процедуры допуска судов к плаванию в акватории Северного морского пути, – заключил начальник Управления обеспечения судоходства Росморречфлота А. Пошивай.

 

Морские вести России №9 (2012)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России