Арктика: конкурентный козырь России - Морские вести России

Арктика: конкурентный козырь России

03.12.2012

Севморпуть

Арктика: конкурентный козырь России

Ход реализации Основ государственной политики в Арктике сегодня и на дальнейшую перспективу обсудили участники последнего в 2012 году заседания Морской коллегии при Правительстве РФ.

Юлия Орлова, спецкор

 

Национальная безопасность

Лейтмотивом мероприятия вполне могли служить слова председателя Морской коллегии Дмитрия Рогозина:

– Нам крайне важно расставить периметр наших национальных интересов в Арктическом регионе. Если мы этого не сделаем, мы проиграем борьбу за ресурсы, а значит, проиграем большую борьбу за право иметь собственный суверенитет, независимость.

Заместитель председателя правительства также напомнил, что доля добавленной стоимости российских предприятий и добывающих отраслей в Арктическом регионе доходит до 60%. В Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии – не более 15%, на Аляске и в Арктической Канаде – около 30%. Таким образом, 2/3 совокупного богатства Арктики создаётся в России.

Дмитрия Рогозина поддержал Сергей Верещагин, заместитель министра регионального развития России, отметивший, что сегодня перед нами стоят задачи раскрытия конкурентных преимуществ Арктической зоны, укрепления международной безопасности, поддержания мира и стабильности в этом регионе.

Минрегион России, помимо выполнения возложенных на него задач по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, осуществляет мониторинг выполнения мероприятий другими федеральными органами власти и с периодичностью раз в полгода готовит соответствующие отчеты в Правительство РФ. В настоящее время министерство занимается разработкой проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», которым предполагается уточнить географические границы Арктической зоны РФ с перечнем и статусом муниципальных образований, входящих в ее пределы. Кроме того, разработана и проходит согласование подпрограмма «Создание институциональных условий для экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», входящая в состав государственной программы РФ «Региональная политика и федеративные отношения». Подпрограмма должна быть согласована с заинтересованными федеральными органами власти до конца текущего года, а проект федерального закона подготовлен в первом квартале 2013 г.

К выполнению Основ государственной политики причастны и другие российские министерства и ведомства. К примеру, Росгидрометом в 2012 году было предложено реализовать целый комплекс «арктических» мероприятий. Они направлены на развитие системы гидрометеорологической безопасности хозяйственной и оборонной деятельности в Арктике, восстановление и модернизацию арктической наблюдательной сети, проведение экспедиционных и научных исследований природных процессов в полярной области, изучение климата Арктики в целях создания новых технологий прогнозирования опасных явлений и разработки рекомендаций по адаптации хозяйственной деятельности в условиях меняющегося климата. В ходе их выполнения Росгидромет отмечает особенности погодно-климатических условий Арктического региона в 2012 году и в ближайшей перспективе. В частности, в холодный период года ледовые условия в морской Арктике будут по-прежнему сложными, а порой экстремальными. Увеличение навигационного периода на трассах СМП будет способствовать более активному плаванию. Однако морской лед будет присутствовать на СМП и к концу XXI столетия, поэтому сохранится потребность в мощных атомных и дизельных ледоколах.

 

Границу обоснуют еще раз

Роснедра в течение трех последних лет проводит экспедиции «Арктика-2010», «Арктика-2011» и «Арктика-2012» по получению дополнительных батиметрических, геофизических и геологических данных для определения внешней границы континентального шельфа в Арктике в соответствии с Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года. Почему так важна была эта работа, Морской коллегии пояснил руководитель Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Александр Попов:

– В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года по морскому праву Российская Федерация подготовила и в 2001 году представила заявку в комиссию ООН на установление своих внешних границ в Арктике. По проекту заявки, концепция которой была утверждена Правительством РФ, планировалось включить в континентальный шельф России площадь более 1 млн 200 тыс. км2. Ресурсы углеводородов этой территории оцениваются примерно в 10 млрд тонн условного топлива. Согласно установленным международным правилам юридический континентальный шельф включает в себя всю подводную окраину материка, то есть географический шельф, а также склон и подъем за пределами 200-мильной зоны.

По результатам рассмотрения заявки в 2001 г. комиссией ООН были сделаны замечания и даны рекомендации по подготовке пересмотренного представления Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Арктике. К недостаткам заявки было отнесено отсутствие исходных первичных батиметрических данных по рельефу дна Северного Ледовитого океана. Были также недостаточно представлены материалы по обоснованию континентальной природы хребта Ломоносова и поднятия Менделеева.

А. Попов рассказал, что экспедицией «Арктика-2010» были выполнены батиметрические исследования в центральной части Северного Ледовитого океана для получения дополнительных гидрографических данных. В рамках экспедиции «Арктика-2011» были выполнены комплексные геофизические исследования методом отражённых волн для изучения разреза осадочного комплекса и определения мощности осадков. В целом высокоширотные арктические экспедиции 2010 и 2011 годов позволили получить необходимые и достаточные современные батиметрические и сейсмические данные в соответствии с рекомендациями комиссии ООН.

В текущем году наступил новый очень важный этап геологических исследований в Северном Ледовитом океане. В рамках экспедиции «Арктика-2012» проводились сейсмогеологические работы по определению природы поднятия Менделеева и изучению слагающих его горных пород. Работы проводились на ледоколах «Капитан Драницын» и «Диксон» с обеспечением поиска и обследования полигонов для донного пробоотбора научно-исследовательскими подводными лодками Министерства обороны РФ. Такое взаимодействие геологов и военных было выполнено впервые в практике российских морских геологических исследований и оказалось высокоэффективным. Второй важнейшей задачей экспедиции являлось донное опробование и глубоководное бурение.

Реализация Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года проходит в тесном сотрудничестве гражданских и военных организаций. Так, в мероприятиях по дополнительному обоснованию внешней границы континентального шельфа силы Северного флота приняли участие в экспедиции Минприроды России (ФГУП «Севморгео»). На заседании Морской коллегии Министерство обороны РФ представило подробный отчет о выполнении всех пунктов плана реализации Основ. В частности, по пункту «Подготовка предложений по выполнению картографических работ в Арктической зоне РФ в интересах обороны и безопасности, а также по созданию навигационных морских карт для морских районов вокруг архипелага Шпицберген» были указаны предпосылки к срыву выполнения мероприятий данного пункта: Минфином РФ не согласованы предложения Минобороны РФ о дополнительном финансировании.

 

Про ВВП забыли?

Участники заседания Морской коллегии наряду с позитивными результатами выполнения Основ государственной политики РФ в Арктике отмечали негативные моменты: не завершено формирование федеральной нормативной правовой базы, обеспечивающей правовые условия развития Арктической зоны; не проведено перспективное, среднесрочное и годовое планирование реализации задач в соответствии с направлениями Основ.

Выступивший на заседании глава АСК Алексей Клявин отметил, что в Основах не в полной мере отражены проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта. В ряде регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подчеркнул он, внутренний водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим. Отсутствие мер по интенсивному развитию северных и сибирских рек (и флота, и инфраструктуры) может стать сдерживающим фактором для эффективного использования арктической транспортной системы. От внутреннего водного транспорта зависит эффективность осуществления так называемого северного завоза, а также оборудования и снабжения предприятий в Арктической зоне. Еще одним препятствием для развития перевозок по внутренним водным путям Сибири А. Клявин назвал низкую плотность речной транспортной системы при множестве малых рек, пока еще не освоенных для регулярного судоходства.

По мнению судовладельцев, коммерчески выгодными транспортные перевозки по СМП станут при условии снижения тарифов проводки судов, полной их загруженности во время обратных рейсов, а также при условии увеличения грузовых партий, то есть перевозок грузов крупнотоннажными судами.

 

На арктических трассах должно быть безопасно

Развитие СМП на современном этапе включает восстановление системы навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного и других видов обеспечения безопасности на арктических трассах. Этой теме был посвящен второй вопрос повестки дня заседания Морской коллегии. Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский выступил с докладом «О ходе реализации плана первоочередных мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам Северного морского пути». Он напомнил, что Минтрансом совместно с Минобороны, Минэкономразвития и Росгидрометом был разработан план первоочередных мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам СМП. Сегодня этот план осуществляется. При этом В. Олерский обратил внимание на необходимость сосредоточить усилия на ряде направлений. В частности, на создании ФКУ «Администрация Северного морского пути», на проведении дальнейших гидрографических исследований СМП, на модернизации существующих и строительстве новых средств навигационного оборудования, на обеспечении функционирования ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота.

Генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк информировал участников заседания о практическом состоянии навигационно-гидрографического (НГО) и аварийно-спасательного обеспечения рейсов, осуществленных по СМП танкерами ОАО «Совкомфлот». Результаты этих рейсов доказали возможность доставки грузов по СМП из Европы в Юго-Восточную Азию на коммерчески выгодных условиях в период летней навигации, а также возможность осуществления безопасной навигации крупнотоннажных танкеров по СМП в летний период. Кроме того, был освоен новый высокоширотный маршрут, проходящий севернее архипелага Новосибирских островов, необходимый для плавания судов с большой осадкой. Что касается практических выводов и оценок, то сегодня очевидно: восстановление комплексов НГО и АСФ должно быть адекватным современным вызовам безопасности судоходства и экологии в Арктике. Рост объемов судоходства на СМП, в том числе и транспортировка опасных грузов, представляющих угрозу уязвимой арктической экологии, требует принятия эффективных мер по обеспечению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды. В качестве первоочередных необходимо восстановление таких важных элементов НГО, как обеспечение полномасштабных гидрографических работ, необходимых для издания подробных навигационных карт и пособий на районы плавания СМП.

 

Выводы

Обсудив темы заседания, Морская коллегия отметила недопустимое отставание в разработке ряда значимых документов, сдерживающее планомерную работу по развитию Арктической зоны РФ. В частности, Минрегиону России предложено обеспечить контроль выполнения актуализированного плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, обратив особое внимание на ускорение разработки проекта федерального закона «О южной границе Арктической зоны Российской Федерации»; проекта подпрограммы «Создание институциональных условий для комплексного экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации» государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения». Минприроды, Минобороны, МИДу и ФСБ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук и организаций предложено обеспечить подготовку в срок до 1 ноября 2013 г. обновленной заявки РФ на установление границ континентального шельфа в Арктике.

Для восстановления системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам Северного морского пути необходимо принять распорядительные акты по:

-         формированию и размещению создаваемого федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути», а также наделению его полномочиями штаба морских операций для обеспечения безопасности судоходства;

-         определению квалификационных характеристик, предъявляемых к экипажам судов, совершающих арктическое плавание, и к лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов (ледовым советникам);

-         изданию полноценных навигационных карт и пособий на основе проведения полномасштабных гидрографических работ в арктических морях, и в первую очередь на высокоширотном маршруте движения крупнотоннажных судов с выработкой рекомендаций по их ледокольной проводке, а также по другим позициям.

Минэкономразвития, Минфину, Минтрансу предложено, в частности, проработать вопрос определения порядка и источника финансирования деятельности ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота, в том числе за счет доходов, полученных за пользование материалами и данными указанного фонда, права на которые принадлежат Российской Федерации, а также разработки типовых методических рекомендаций по определению нормативных затрат на его содержание. По результатам проработки внести необходимые изменения в действующие нормативные правовые акты в установленном порядке. Минтрансу – проработать поднятые на заседании вопросы осуществления северного завоза по внутренним водным путям Арктической зоны России. 

 

Морской флот №6 (2012)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России