Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2 - Морские вести России

Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

09.10.2015

Севморпуть

Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

Руководители российских приморских и приарктических регионов выразили свое мнение о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Редакция продолжает публикацию выступлений принявших участие в конференции руководителей регионов.

А. Сидоров

 

«За сбережение Арктики ответственны персонально»

Игорь Кошин, губернатор Ненецкого автономного округа (НАО):

– Мы говорим об Арктике как о регионе, с которым связано будущее не только северо-запада России, но и всего государства. Внимание к шельфу находится на самом высоком государственном уровне. В сторону Арктики устремлены взоры практически всего мирового сообщества.

Президент В. Путин в мае 2014 г. подписал указ о сухопутных территориях Арктической зоны РФ. Таким образом, за восемью субъектами Федерации фактически закреплена персональная ответственность по освоению и сбережению Российской Арктики.

Сегодня Арктика для России – один из важнейших форпостов экономического роста. Именно здесь сосредоточены основные запасы минерально-сырьевых ресурсов и Ненецкий автономный округ – важная часть российского Европейского Севера. Площадь одних только участков, являющихся перспективными с точки зрения добычи углеводородов, составляет свыше 120 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти – более 1 млрд тонн, запасы природного газа – более 520 млрд кубометров. Сюда надо добавить огромнейшие запасы на шельфе. Платформа «Приразломная», с которой «Роснефть» отгрузила уже более 1 млн баррелей нефти, находится всего в 55 км от наших берегов. Все эти запасы открывают перед округом большие возможности. Но не надо забывать, что всякая возможность накладывает на нас колоссальную степень ответственности.

НАО готов к выполнению задач, которые стоят перед северными территориями государства. Это не просто готовность, это наша обязанность. От нас потребуется консолидация усилий многих субъектов Российской Федерации в сфере добычи углеводородов.

В Санкт-Петербурге НАО подписал договор о сотрудничестве с компанией «Роснефть». Этот документ во многом определяет структурное развитие округа на ближайшие десятилетия. У нас появляется возможность стать одной из площадок выхода на Северный морской путь. Имею в виду строительство порта в районе поселка Индига. Речь идет о возрождении Северного морского пути, восьмая часть которого проходит вдоль берегов Ненецкого автономного округа.

Надо признать, что в освоении Севморпути сегодня есть определенные проблемы. Это необходимость наращивания ледокольного флота, отсутствие современных северных портов. Сейчас на Ямале строится порт Сабетта, он станет важной частью Севморпути. Но западнее Сабетты работает только один глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные суда. Это Мурманск. Между тем в НАО есть бухта Индига. До берегов Баренцева моря дотягивается влияние теплого Гольфстрима, поэтому большую часть года бухта не замерзает, а ее глубины позволяют принимать крупнотоннажные суда. Учитывая этот факт, Индига могла бы стать опорной точкой Северного морского пути.

В 2014 году мы подписали соглашение с ФГУП «Росморпорт» и сейчас ведем совместную работу по созданию инвестиционного паспорта морского порта в Индиге. Причем, расширяя перспективы, рассматриваем вопросы строительства там не только терминалов по транспортировке сжиженного газа, но также говорим про нефтеналивной и контейнерный терминалы, поскольку есть возможность дорогу от Индиги протянуть до Оренбургской области, захватить Пермский край и выйти в Сибирь и на Урал. Это стратегический путь, путь развития, и выстраивать этот путь мы можем только в крепкой связке с другими регионами России.

В этой связи позвольте напомнить, что в послании Федеральному Собранию от 4 декабря президент Путин четко обозначил необходимость создания конкурентоспособного Северного морского пути, который будет стимулировать деловую активность при освоении арктических территорий.

Говоря о сохранении экологической безопасности региона, нельзя не упомянуть о сохранении тундры, которая остается домом для малых народов Севера, которые составляют почти 20% от численности жителей нашего округа.

Важной задачей является возрождение и развитие заполярной авиации, это одна из основ освоения Арктики. Процесс развития авиаперевозок непрерывно связан с обновлением авиапарка. Но возникают сложности с финансированием. Так, новый вертолет Ми-8 стоит порядка 500 млн рублей, а окупается в течение 34 лет.

Еще одна важная задача – развитие спасательной службы. НАО – единственный регион, где построен арктический спасательный центр МЧС. Будем продвигаться дальше в этом направлении, мы инициируем создание аналогичного центра в Амдерме.

В заключение отмечу, что все региональные задачи должны быть увязаны в единую систему на уровне Российской Федерации. Государство должно расставить приоритеты для всех арктических регионов, чтобы получить доступ тем запасам, что покоятся в недрах Арктики. Нам нужно единое инфраструктурное понимание развития. В противном случае мы никогда не раскроем наши регионы и не получим доступ к тем богатствам, которые заложены в Арктической зоне».

 

«Нужно модернизировать отрасли экономики»

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

– Архангельская область занимает особое место в освоении Арктики. Побережье Белого моря – традиционное место расселения славян, откуда пошло изучение арктических просторов. А с 1932 г. в Архангельске в течение более чем 40 лет находилось Главное управление Севморпути.

Предприятия области играют решающую роль в модернизации морской составляющей ядерного щита России. Это судостроительные и судоремонтные заводы Северодвинска с филиалами в Мурманской, Астраханской областях и Краснодарском крае. Конструкторы и рабочие северодвинских предприятий доказали свои возможности в сфере гражданского судостроения при проектировании и создании морской техники для разведки и добычи углеводородов на Арктическом шельфе, в том числе платформ «Арктическая» и «Приразломная».

В области сформирован кластер поставщиков нефтегазовых проектов в Арктике, в который входят предприятия судостроения, проектные организации и компании – производители судового оборудования (изготовление гребных винтов, пропульсивных систем, подводных добычных комплексов и т.д.). Назову самые крупные из них. Прежде всего это компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Она занималась укладкой трубопровода по дну Байдарацкой губы, производит и поставляет обетонированные трубы. МРТС является генеральным подрядчиком строительства причалов для проекта «Ямал СПГ». Компания обустраивает в Архангельске логистическую базу для перевалки до полумиллиона тонн генеральных грузов ежегодно, изготовления и отгрузки крупнотоннажных модулей. Далее следует северодвинская компания «Спецфундаментстрой», которая строит сложные гидротехнические сооружения, цеха и здания для нефтегазовых проектов и алмазодобывающих производств. Компания планирует строить собственные доки для производства элементов платформ.

Судоходные компании региона выполняют перевозки судами осадкой до 2,4 м в Баренцевом, Печерском, Карском морях, в том числе и с выгрузкой на берег с необорудованным причалом и на ледовый припай. Ряд компаний занят в области нефтегазового инжиниринга. Компания «Энергосервис» поставляет компрессорные станции, Архангельский трест инженерно-строительных изысканий проводит гидрографические работы на шельфе, компания «Оптимист» изготавливает шламовые контейнеры для работы на шельфе и совместно с компанией «Белфрахт» снимает буровой шлам с «Приразломной».

В сентябре 2014 года в Архангельске открыт арктический аварийно-спасательный центр МЧС. Северное управление Росгидромета осуществляет мониторинг гидрометеорологической обстановки на арктическом пространстве и морском побережье от Белого моря до устья Хатанги. «Севгидромет» выполняет гидрометеорологическую поддержку перехода платформы «Приразломная» до места установки и исследования дрейфующих льдов для определения оптимального заглубления трубопроводов на дне.

Несмотря на освоенность и обжитость, наша область стоит перед рядом серьезных вызовов. Такими как, например, износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, снижение вклада в экономику региона отраслей, ранее выступавших локомотивом. Власть, бизнес и общественность совместно ищут новые пути обеспечения социально-экономического прогресса Архангельской области. Перспективными видятся следующие отрасли: сервисное развитие, технологическое и транспортное обеспечение проектов в Арктике, новые перерабатывающие производства, в том числе по добыче алмазов, рыбоводство и аквакультура, прибрежное рыболовство, переработка древесных ресурсов леса. И необходимо модернизировать уже существующие отрасли экономики.

 

Морские вести России №4 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России