Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3 - Морские вести России

Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

12.10.2015

Севморпуть

Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Газета «Морские вести России» завершает публикацию мнений шести руководителей российских приморских и приарктических регионов о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации, с которыми они выступили в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», прошедшего 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров

 

Арктический Север как приоритет развития страны

Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края

Жизнедеятельность и развитие арктического Севера чрезвычайно важны для Красноярского края. Поэтому со мной на конференции присутствуют многие сотрудники краевой администрации, отвечающие за арктические территории. Нам важно, чтобы наши специалисты нарабатывали лучшие практики и повышали качество управленческих решений по развитию арктического Севера. Но задача этого самого развития очень непростая.

Для нашего края арктический Север – это 9 муниципальных районов, где проживает примерно 400 тыс. человек. И есть серьезные проблемы, из-за которых мы уже сегодня сталкиваемся с рядом ограничений. Тем не менее потенциал развития арктического Севера России огромный. Мы можем неограниченно увеличивать добычу углеводородов, полиметаллов, золота в промышленных масштабах.

Перейду к проблемам. Во-первых, плохо решаются вопросы развития транспортной инфраструктуры. Транспортная доступность сохраняется на том же уровне, что была еще во время первичного освоения Севера. Но жизнь кардинально изменилась как социологически, так и технологически. Сегодня люди не могут эффективно и постоянно работать, если они чувствуют свою оторванность. В таких комплексах, как Норильск или Богучанский алюминиевый комбинат, нельзя работать вахтами, там нужно жить. А жить крайне трудно, потому что нет дорог, летать скоро будет не на чем. Территории оторваны от Большой земли.

Во-вторых, крайне неубедительно решаются коммунальные проблемы. Мы до сих пор не очень точно понимаем, как строить на Севере за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Нам предлагают строить так же, как в Новосибирске, то есть на асфальте, на пересечении всех транспортных коммуникаций. Но это невозможно на Крайнем Севере. Зато сейчас существует множество технологий модульно-сборного строительства с высоким качеством. К сожалению, они почти не применяются.

Кроме того, жилье на северных территориях совсем другого качества. Там практически нет индивидуальных домов, зато достаточно много двухэтажных щитовых временно построенных сооружений, которые поставили еще первые геологи и первые строители. И нам нужно этот ветхий фонд в огромных объемах трансформировать.

Далее, у нас не самые эффективные генерирующие установки. На Севере нет электросетей, вся генерация осуществляется на месте. И, к примеру, в Хатанге себестоимость киловатта 50 рублей. Поэтому имеется обязательная задача выбрать самые эффективные технологии и снизить стоимость генерации.

И есть еще целый ряд задач в сфере традиционных промыслов. Можно вложить много средств в оленеводство, но какой эффект получится от этого? Или эти вложения нужны только лишь для того, чтобы люди не сидели на месте и не пили водку?

Конечно, уже проделана определенная работа. Власти приковали общественное внимание к вопросам Севера, повернули общественное сознание в отношении Арктики. Сегодня получено политическое решение главы государства, требующее рассматривать развитие арктического Севера как приоритетную задачу развития страны. Принято решение Совбеза в этой области, однако прошел уже почти год, но ничего не делается. К чему мы говорим про какие-то комиссии? Должен быть полноценный орган исполнительной власти, который обеспечивает развитие и управление северными территориями. Ведь очевидно, что здесь не хватит усилий ни одного региона, пусть даже самого сильного.

К примеру, возьмем проект автодороги, который мне представили. Его стоимость 25 млрд рублей. И строить на эти 25 млрд нужно сразу, а не в течение 25 лет, потому что население находится только в конечном пункте, а на всем остальном протяжении трассы никто не живет. А 25 млрд рублей за один раз не найдет даже самый большой регион.

Таким образом, проблема развития Севера – проблема общегосударственная. И государство получает такую отдачу от Севера, что не возникает никаких сомнений в целесообразности его освоения. Нужно только обеспечить эффективность вложения государственных средств.

В едином государственном органе нужно сконцентрировать ответственность за развитие инфраструктуры, потому что инфраструктура – основа развития Севера. Регионы должны решать вопросы социального обслуживания. И это тоже огромные затраты в образование, охрану здоровья, культуру и многое другое. Но ни один субъект не сможет самостоятельно построить транспортную артерию.

Не могу почувствовать государственную стратегию развития Севера, и от этого моя плановая работа становится недостаточно эффективной и полноценной.

Еще один важный момент. Всем понятно, и это должно быть зафиксировано в государственной политике, что нельзя развивать Север на основе рыночных целесообразностей. Освоение полярных широт – не рыночная среда, а серьезная государственная плановая программная работа. В этом можно убедиться на примере всех приполярных рыночных стран, посмотрев, как они осваивают свои северные территории.

 

Нужна единая транспортная сеть Севера и Арктической зоны РФ

Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми

В мае 2014 г. указом президента РФ Воркута включена в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ. Межрегиональная транспортно-логистическая сопряженность городского округа Воркута с другими территориями Арктической зоны, значительный его природно-ресурсный потенциал, а также наличие условий для формирования производства кадрового потенциала позволяют нам считать Воркуту надежной базой, обеспечивающей достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике.

Это в первую очередь развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития транспортной, энергетической и современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Соответственно эта деятельность направлена и на решение задач повышения качества жизни населения на Севере. Модернизации и развитию транспортно-логистической инфраструктуры может способствовать реализация в ближайшей перспективе крупных инфраструктурных проектов. И эти проекты в будущем могут стать важнейшими составляющими транзитно-транспортного коридора. Синхронизация этих проектов с проектом развития Мурманского транспортного узла, строительством порта Сабетта и развитием Архангельского морского порта позволит сформировать единую транспортную сеть Арктической зоны и Севера России и стимулировать развитие железнодорожной сети и грузовых портов. Отдельно хочу отметить проект «Белкомур», который предполагает запуск поездов по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Пермь и который обеспечивает транспортную интеграцию всех северных регионов России.

Не стоит забывать мегапроекты, которые реализуются в Арктике (линия Ямал – Европа, ветвь Бованенково – Ухта), цель которых – освоение углеводородного сырья полуострова Ямал. И в этом смысле Воркута – непосредственная часть системы транспортировки газа с этих месторождений, и при этом очень важная часть.

Программа развития Севера России предусматривает в первую очередь освоение полезных ископаемых арктических месторождений. Они компенсируют падение добычи на традиционных месторождениях после 2020 года. И по-новому взглянуть на структуру Печорского угольного бассейна нам позволяют поисковые работы на коксующиеся угли особо ценных марок в юго-восточной части Усинского и Юньягинского месторождений. Также будут исследованы новые геологические объекты. Большие надежды связаны с Предуральским краевым прогибом. Его перспективы оцениваются в 2 млрд тонн условного топлива. Кроме того, имеется множество металлических месторождений: меди, мышьяка, баритов, хромитов, золота, серебра и т.д. Активное включение в оборот данных ресурсов могло бы способствовать формированию новых транзитных зон железнодорожного сообщения арктической направленности Воркута – Усть-Кара – Амдерма.

Мы уже знаем, что Воркута определена как одна из точек формирующейся сети специализированных аварийно-спасательных центров Арктической зоны РФ. В связи с этим планируется строительство в Воркуте соответствующего спасательного центра, и в зону ответственности этого центра кроме Воркуты будет входить часть территории Ненецкого АО (побережье от поселка Варандей до поселка Усть-Кара), часть территории Ямало-Ненецкого АО. В составе центра будет арктический поисково-спасательный отряд.

Сегодня работа правительства республики направлена на всестороннее развитие Воркуты в первую очередь как субъекта Арктической зоны России. И с нашей точки зрения, необходимость развития всех российских арктических регионов выдвинула на первый план вопрос определения пространственной политики освоения Арктики. На наш взгляд, она должна ориентироваться на формирование опорного каркаса, включающего в себя устойчиво развивающиеся узловые арктические города (поселения) с транспортной, энергетической, информационной инфраструктурой, то есть базовые города, способные к самообеспечению. В этой связи встает важный вопрос межрегионального сотрудничества в области политики построения этой пространственной модели. Мы предлагаем для каждого субъекта Арктической зоны определиться с опорными точками с учетом сложившихся условий развития, специализацией территорий и имеющегося потенциала для дальнейшего использования. Благодаря этому будут сконцентрированы ресурсы для развития конкретного направления.

Воркута благодаря ее выгодному местоположению может стать опорной точкой транспортно-логистической инфраструктуры и пространственно-опорной моделью жизнедеятельности арктических городов. Предлагаем на примере Воркуты разработать модель города устойчивого развития, самодостаточного города. Проработанная нами модель может быть в дальнейшем использована другими субъектами Арктической зоны России.

 

Морские вести России №6 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России