Арктика: что потребуется завтра? - Морские вести России

Арктика: что потребуется завтра?

20.06.2016

Севморпуть

Арктика: что потребуется завтра?

Пятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря 2015 года.

В работе форума приняли участие более тысячи делегатов из России и зарубежных стран, в том числе представители федеральных министерств и ведомств, органов власти регионов РФ, госкорпораций, системообразующих компаний, ведущих научных и образовательных организаций и т.д.

«Форум подводит итоги общественной повестки в сфере развития Арктической зоны РФ, собирает актуальные вопросы, инициативы и предложения в ежегодную итоговую общественную резолюцию, в которой отражаются общероссийская, региональная, отраслевая и общественная повестка», – говорится в сообщении организаторов.

Международный форум прошел под эгидой межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников».

А. Сидоров, наш спецкор, Москва – Санкт-Петербург– Москва

Четыре приоритета

В рамках V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» прошло совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Первым вопросом повестки дня стало обсуждение хода реализации государственной политики России в Арктике. Вице-премьер и председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин выразил свое недовольство по поводу работы Минэкономразвития, которое назначено ответственным за арктическую госпрограмму.

«Финансирование выделено только на отдельные мероприятия. И что получили на выходе? Просто перечень мероприятий. Фактически вся ревизия свелась к статистическому срезу мероприятий, которые содержатся в отраслевых госпрограммах. При этом информация об их действительной реализации также отсутствует. На такой анализ опереться невозможно, это пустая трата времени и бумаги», – сказал вице-премьер.

«В итоге проект новой редакции государственной программы (политики РФ в Арктике. – «МВР») не носит конкретного характера, это просто говорильня, положенная на бумагу. Следовательно, констатирую, что к разработке проекта государственной программы для одного из наиболее важных в государственной политике на сегодняшний день макрорегиона подошли формально. Представили ведомству предложения – и хорошо, баба с возу – кобыле легче. Но Арктика – это не баба, а Минэкономразвития – это не кобыла», – веско подчеркнул Д. Рогозин.

«Считаю, что министерство (Минэкономразвития. – «МВР»), определенное правительством РФ ответственным исполнителем государственной программы, должно занимать более активную позицию и впрячься наконец в арктическую работу, а не отмораживаться.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поручения в данном случае возложено не только на Министерство экономического развития. Почему отраслевые министерства тоже отлежались в стороне? Получается, что в Арктике все прекрасно работает и развивается? И дополнительные мероприятия не требуются, персональной ответственности якобы не требуется. Коллеги, так дело дальше не пойдет. Либо мне придется докладывать итоги вашей коллективной работы, а точнее, ее отсутствия, президенту РФ, либо вы в ближайшее время исправите свои огрехи», – заключил руководитель Морской коллегии.

Также на заседании Дмитрий Рогозин огласил четыре главных приоритета работы РФ в Арктике – это люди, безопасность, транспортная доступность и добыча природных ресурсов.

«Назову приоритеты нашей работы в Арктике, – сказал вице-премьер. – Первый из них – это люди. Мы будем продолжать последовательно решать вопросы развития человеческого капитала в макрорегионе. Это улучшение качества жизни населения Арктики, социальные программы, образование и здравоохранение».

«Второй приоритет – это безопасность. В Арктической зоне РФ тесно увязаны вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Это касается и инфраструктуры, и технологий, над которыми работает наша страна. Более того, в ряде арктических технологий мы являемся лидерами.

Восстановление военной инфраструктуры на территории Арктического макрорегиона направлено не на милитаризацию Арктики, а на создание благоприятных, спокойных условий для жизни и работы людей», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Третий наш приоритет – мобильность и транспортная доступность. Ключевую роль в развитии макрорегиона играет транспортная составляющая. Государственной комиссией совершенствуется модель развития Северного морского пути. В этой модели будут взаимоувязаны все виды транспортного сообщения: воздушный, речной, железнодорожный. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию подчеркнул важность обеспечения конкурентоспособности Севморпути, который должен стать связующим звеном между Европой и АТР. Создание современного атомного ледокольного флота позволяет нам делать проводки контейнеровозов любых типов. Открываются огромные перспективы, но нам важно, чтобы те органы и структуры, которые отвечают за Севморпуть, и Администрация Севморпути были не просто исполнителями. Они должны стать генераторами идей, должны вырабатывать предложения по созданию тех технологий, которые позволят сделать Севморпуть круглогодичным и всесезонным. Мы намерены и дальше реализовывать мероприятия по навигационному, гидрографическому, аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Севморпути», – заявил председатель комиссии по развитию Арктики.

«Четвертый наш приоритет – это добыча ресурсов. Арктика – это такой своеобразный холодильник всего человечества, где оно складирует все, что ему необходимо. Уникальные ресурсы питьевой воды и энергии находятся именно здесь, в Арктике. До 80% всех российских газовых запасов находится в Арктической зоне.

В то же время вопросы освоения региона должны быть тесно увязаны с природоохранными и этнокультурными мероприятиями. Проще говоря, не надо гадить в Арктике. Нужно приходить с самыми выверенными экологическими технологиями», – закончил свою мысль Д. Рогозин.

Нужны новые энергетические технологии

В ходе форума вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Албин выдвинул свое предложение. По его мнению, банк реконструкции и развития Арктики, проект создания которого инициировала Арктическая общественная академия наук, целесообразно разместить в Санкт-Петербурге.

«Активное участие Санкт-Петербурга в решении проблем освоения Арктики обусловлено целым набором факторов, – сказал вице-губернатор в своем выступлении. – В Северной столице сосредоточен значительный научный, технологический и образовательный потенциал арктического направления. У нас имеются многолетние традиции духовных и производственных связей с северными регионами России и всего мира. Потенциал Санкт-Петербурга может стать крепкой основой для создаваемой в нашей стране арктической организации и ее системообразующего ядра – центра управления Арктической зоной РФ. Мы считаем, что давно обсуждаемый проект создания банка реконструкции Арктики целесообразно разместить именно в Санкт-Петербурге. Это позволит реализовать национальную инновационную политику в федеральном и международном масштабах по отношению к северным территориям».

«Несколько лет назад по инициативе Валентины Матвиенко, ныне спикера Совета Федерации, в Санкт-Петербурге начали проводить Международный экологический конгресс. Город выступает площадкой для обсуждения и местом формирования международной системы экологической безопасности. Вопросы экологии очень актуальны для арктических территорий. При безответственном отношении к вопросам экологии мы вместо глобальных преимуществ от использования ресурсов макрорегиона можем получить глобальные проблемы. Освоение Арктики должно происходить только на основе современных технологий, способных не нарушать, а сохранять природную гармонию», – добавил Юрий Албин.

Ян Рязанцев, директор по стратегическим инвестициям РВК, выступая на панельной сессии, отметил, что для работы в Арктике нужны научные прорывы в области транспорта и энергетики, в первую очередь в области хранения и передачи энергии.

«Очевидно, что есть две главные проблемы в северных широтах: транспорт и энергетика, – выразил свое мнение Ян Рязанцев. – И передовые технологии в этих сферах довольно востребованы. Очень важно решить вопросы энергообеспечения в таких областях, как альтернативная энергетика, системы передачи энергии, хранение энергии. И в этих секторах могут быть осуществлены серьезные научные прорывы, в ближайшее время здесь появятся продвинутые технологии. А некоторые уже существуют. Поэтому мы внимательно мониторим новые высокотехнологичные стартапы».

«Технологии эффективного хранения электроэнергии могут радикально изменять целые технологические цепочки. В широком смысле включая ЖКХ, туризм и многое другое.

Обеспечение энергией в северных городах – неимоверно сложная вещь, цены на энергию для конечного потребителя зашкаливают, поэтому новые технологии могут сильно помочь в деле снабжения энергией», – продолжил эксперт.

«Существует точка зрения, согласно которой в науке и технике иногда происходят революционные изменения. Мы можем ожидать, что в ближайшем будущем, и тому есть много подтверждений, мы получим серьезные прорывы в физике. Говорят, что должна появиться «новая физика». Это означает, что вопросы производства и хранения энергии могут быть решены абсолютно другим способом. Это окажет огромное влияние на экономику Арктического региона», – подчеркнул представитель РВК.

«Но нужно иметь инструменты работы с такими участками, где возможны революционные изменения и способы отлавливания и непотери таких прорывов с точки зрения промышленности и технологического бизнеса», – заключил Рязанцев.

Арктика спросит с проектантов и судостроителей

Заместитель гендиректора Крыловского научного центра Владимир Дюков обрисовал в своем выступлении перспективы грузопотоков в Арктике. Он отметил, что в 2025 году Россия может получить 25 млн тонн грузов с Севера, и это является серьезным вызовом для отечественных проектантов и судостроителей.

«Работа на континентальном шельфе предполагает создание высокотехнологичных транспортных и плавсредств, – начал свой доклад эксперт. – Сегодня в мире практически отсутствуют технические средства, которые могут работать в условиях Российской Арктики. И даже с учетом того, что Россия является лидером в создании ледокольной техники, сегодня необходима разработка новых технологий, которые позволят такую технику строить и обслуживать. Сюда входят технологии проведения сложных транспортно-монтажных операций, технологии определения ледовых нагрузок, борьбы с пожарами, спасения людей и многое другое».

«Масштабность задач судостроения определяется размером лицензионных обязательств в Арктике, которые взяли на себя нефтегазовые компании. Правда, в ближайшее время ожидаются лицензионные сдвижки по этим обязательствам. Первая ласточка – проект «Долгинское» «Газпром нефти», который перенесен на 2031 год. Но следует понимать, что сама задача по освоению Арктики не снимается и она ставит высокие требования по разработке новых проектов судов», – подчеркнул Владимир Дюков.

«Что касается оценки потенциального спроса на морскую технику для шельфовых проектов, то заявки от нефтегазовиков хоть и велики, но по факту реальные заказы скорее всего будут раз в 5 меньше. И все равно даже такие цифры окажутся большим вызовом для отрасли судостроения, научных организаций и проектантов», – сказал представитель Крыловского центра.

«В ближайшее время рынком будут востребованы суда для обустройства и освоения месторождений и суда для транспортного обеспечения Арктического региона. Первые будут работать в первую очередь на офшорных проектах. А транспортные суда будут востребованы для вывоза сырья с офшорных проектов, которые сейчас активно развиваются на Севере, в первую очередь на Ямале. Сегодня мы имеем четыре углеводородных проекта, которые уже запущены или вот-вот заработают. Это Варандейский терминал и Приразломное месторождение, которые уже работают. Новопортовское месторождение тоже начинает функционировать, хотя флот для него еще строится. И завод «Ямал СПГ», который начнет работать в 2017 году. Портфель для этих проектов сформирован, заказан и строится», – перечислил список проектов эксперт.

«Хотя офшорные проекты сдвигаются по времени, офшор продолжает развиваться. К 2025 году мы можем получить до 25 млн тонн грузов с Севера (Ямальский кластер), а к 2030 году эта цифра может вырасти до 50 млн тонн. И такие большие объемы могут критически повлиять на работу на Севморпути. Нужно разработать и создать широкую линейку проектов судов», – заключил Владимир Дюков.

Морские вести России №2 (2016)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России